Введение. Предмет, задачи, методы, основные признаки объектов изучения коллоидной химии. Роль дисперсных систем в биосфере и химической технологии
Коллоидная химия
Учебно-методический комплекс дисциплины
Для специальности
Биология с дополнительной специальностью «Химия»
Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета биологии и
химии:
Протокол № 1
«08» сентября 2010 г.
Председатель УМК _____________
| Рекомендовано кафедрой:
Протокол № 1
«30» августа 2010 г.
Зав. кафедрой__________________
|
Пермь
ПГПУ
2010
Р е ц е н з е н т:
кандидат химических наук
доцент С.И. Рогожников,
Автор-составитель:
доктор химических наук
профессор В.О. Козьминых
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050102.65 - «Биология с дополнительной специальностью «Химия». Дисциплина входит в цикл дисциплин предметной подготовки и является дисциплиной дополнительной специальности «Химия». Дисциплина является обязательной для изучения.
Второе (дополненное) издание. Адресовано студентам, изучающим дисциплину «Коллоидная химия».
Согласовано:
Декан факультета
биологии и химии ____________________ Г.И. Дубась
Директор библиотеки _____________________________ (ф.и.о.)
(подпись)
Лист регистрации изменений в учебно-методическом комплексе
по дисциплине «Коллоидная химия»: УМК курса. Для специальности 050102.65 – «Биология с дополнительной специальностью “Химия”» / авт.-сост. В.О. Козьминых; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 31 с.
№ изменения, дополнения
| Дата внесения изменения, дополнения
| Номера страниц
| Краткое содержание изменения, дополнения
| Ф.И.О. должность, подпись лица осуществившего изменение, дополнение
| № протокола, дата заседания кафедры, подпись зав. кафедрой
|
|
|
|
|
|
|
| 03.12.2012
| Титульный лист
| Заменить «ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский Государственный педагогический университет» на «Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
| д.х.н. Козьминых В.О., заведующий кафедры химии.
| Пр №5 (11.12.2012)
|
| 03.12.2012
|
| Список литературы:
В качестве основной литературы использовать:
ЭБС ЛАНЬ:
Гельфман М.И., Ковалевич О.В., Юстратов В.П., Коллоидная химия/Гельфман М.И., Ковалевич О.В., Юстратов В.П., Коллоидная химия — М.: Лань 2010г. - 336 с.
Кругляков П.М., Нуштаева А.В., Вилкова Н.Г., Кошева Н.В. Физическая и коллоидная химия. Практикум / Кругляков П.М., Нуштаева А.В., Вилкова Н.Г., Кошева Н.В. Физическая и коллоидная химия. Практикум — М.: Лань, 2012г. - 288 с.
| д.х.н. Козьминых В.О., заведующий кафедры химии.
| Пр №5 (11.12.2012)
|
Содержание
I. Рабочая программа дисциплины ……………………………………………….
|
| 1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………
|
| 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………
|
| 3. Объем дисциплины……………………………………………….………
|
| 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………….
|
| 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы….
|
| 4. Содержание дисциплины………………………………………………….
|
| 5. Темы практических и/или семинарских занятий ………………
|
| 6. Лабораторные работы…………………………………………………….
|
| 7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов………….
|
| 8. Учебно-методическое обеспечение………………………………………
|
| 8.1. Список литературы……………………………………………
|
| 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………….
|
| 8.3. Методические указания студентам…………………………
|
| 8.4. Методические рекомендации для преподавателя ………….
|
| II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………….………
|
| 1. Примеры контрольных работ…………………………………..
|
| 2. Примеры итоговых тестовых заданий…………………………
|
| 3. Вопросы для подготовки к зачету……………………………..
|
|
I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины:
· формирование системы знаний о законах и закономерностях, характеризующих свойства ультра- и микрогетерогенных систем, поверхностных явлений на границе фаз.
Задачи дисциплины:
· сформировать знания о классификации дисперсных систем по разным признакам, об основных способах получения ультрамикрогетерогенных систем, их агрегативной и седиментационной устойчивости, коагуляции;
· обеспечить усвоение знаний молекулярно-кинетических, оптических и электрических свойствах лиофобных и лиофильных дисперсных систем;
· сформировать систему знаний о поверхностных явлениях, протекающих самопроизвольно на границе дисперсной фазы и дисперсионной среды;
· развить способности и выработать потребность к самостоятельному приобретению знаний по коллоидной химии.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен:
знать:
· особенности дисперсных систем, связанные с большой удельной поверхностью, кривизной частиц дисперсной фазы и избытком поверхностной энергии;
· особенности свойств растворов ВМС и коллоидных ПАВ;
· классификацию дисперсных систем на основе общих признаков, присущих этим системам;
· количественные характеристики дисперсных систем, формулы для их расчётов;
· виды устойчивости дисперсных систем, чем они обусловлены;
· правила коагуляции коллоидных растворов электролитами;
· условия самопроизвольного протекания процессов в поверхностном слое, сущность, явлений смачивания, адгезии, когезии, сорбции;
· особенности физической и химической адсорбции;
· сущность процессов молекулярной и ионной адсорбции, от которых они зависят;
· основные положения мономолекулярной адсорбции Ленгмюра, полимолекулярной адсорбции, уравнения Фрейндлиха, Ленгмюра, Гиббса, что они характеризуют и какие зависимости каждое из них выражает;
· особенности адсорбции ПАВ;
· особенности пен, аэрозолей, эмульсий и суспензий;
· оптические явления, наблюдаемые при падении света на дисперсные системы, и чем они обусловлены;
· сущность рассеяния света, его закономерности, уравнение Рэлея;
· закон Бугера-Ламберта-Бера, причины окраски золей;
· оптические методы исследования золей, на чём каждый из них основан;
уметь:
· количественно охарактеризовать и описать свойства дисперсных систем;
· составлять формулы мицелл лиофобных золей;
· сравнивать и рассчитывать пороги коагуляции разных электролитов;
· объяснять характер различных изотерм адсорбции, определять величину адсорбции, постоянные в уравнениях Ленгмюра, Фрейндлиха, Гиббса;
иметь навыки:
· определения заряда коллоидной частицы;
· получения и коагуляции коллоидных частиц;
· определения эффекта Тиндаля в коллоидных растворах;
· экспериментального определения величины адсорбции веществ из растворов на твёрдом адсорбенте;
· графического определения поверхностной активности адсорбента.
3. Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| всего по уч. плану
| №семестров
|
| Аудиторные занятия:
|
| лекции
|
| лабораторные работы (лабораторный практикум)
|
| Самостоятельная работа
|
| ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
| Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)
| -
| Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет)
| ЗАЧЕТ – 5 семестр
|
Распределение часов по темам и видам учебной нагрузки
Названия разделов и тем
| Всего часов по учебн. плану
| Виды учебных занятий
| аудиторные занятия, в том числе
| Самостоятельная работа
| лекции
| лабор. работы
| 1. Введение. Предмет, задачи, методы, основные признаки объектов изучения коллоидной химии. Роль дисперсных систем в биосфере и химической технологии
|
|
| –
|
| 2. Дисперсные системы, их свойства, органическая устойчивость дисперсных систем
|
|
|
|
| Радел 1. Поверхностные явления. Адсорбция
| 3. Молекулярные взаимодействия и особые свойства поверхностей раздела фаз. Классификация, характеристика адгезии, когезии, смачивания, растекания. Практическое применение поверхностных явлений
|
|
| –
|
| 4. Адсорбционные слои, их влияние на свойства дисперсных систем. Сорбционные процессы. Адсорбция. Теории Гиббса, Ленгмюра, БЭТ и другие. Капиллярная конденсация
|
|
|
|
| Раздел 2. Лиофобные дисперсные системы
| 5. Электрические и молекулярно-кинетические свойства коллоидных растворов
|
|
| –
|
| 6. Устойчивость коллоидных растворов. Коагуляция
|
|
|
|
| Раздел 3. Лиофильные дисперсные системы
| 7. Растворы ВМС. Коллоидные ПАВ
|
|
| –
|
| 8. Микрогетерогенные системы: суспензии, эмульсии, аэрозоли
|
|
| –
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
| | | | | | |
4. Содержание дисциплины
Введение. Предмет, задачи, методы, основные признаки объектов изучения коллоидной химии. Роль дисперсных систем в биосфере и химической технологии
Предмет, задачи, методы, основные признаки объектов изучения коллоидной химии. Общая характеристика и классификация дисперсных систем по степени дисперсности, агрегатным состояниям фаз, топографическому признаку. Лиофобные и лиофильные (ВМС) системы, их сравнительная характеристика.
Роль дисперсных систем в биосфере и химической технологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|