Сделай Сам Свою Работу на 5

Введение. Предмет, задачи, методы, основные признаки объектов изучения коллоидной химии. Роль дисперсных систем в биосфере и химической технологии





Коллоидная химия

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

 

Для специальности

Биология с дополнительной специальностью «Химия»

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета биологии и химии: Протокол № 1 «08» сентября 2010 г. Председатель УМК _____________   Рекомендовано кафедрой: Протокол № 1 «30» августа 2010 г. Зав. кафедрой__________________

 

Пермь

ПГПУ

2010


Р е ц е н з е н т:

кандидат химических наук

доцент С.И. Рогожников,

 

Автор-составитель:

доктор химических наук

профессор В.О. Козьминых

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050102.65 - «Биология с дополнительной специальностью «Химия». Дисциплина входит в цикл дисциплин предметной подготовки и является дисциплиной дополнительной специальности «Химия». Дисциплина является обязательной для изучения.

Второе (дополненное) издание. Адресовано студентам, изучающим дисциплину «Коллоидная химия».

 

Согласовано:



Декан факультета

биологии и химии ____________________ Г.И. Дубась

 

Директор библиотеки _____________________________ (ф.и.о.)

(подпись)

 

 

Лист регистрации изменений в учебно-методическом комплексе

по дисциплине «Коллоидная химия»: УМК курса. Для специальности 050102.65 – «Биология с дополнительной специальностью “Химия”» / авт.-сост. В.О. Козьминых; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 31 с.

№ изменения, дополнения Дата внесения изменения, дополнения Номера страниц Краткое содержание изменения, дополнения Ф.И.О. должность, подпись лица осуществившего изменение, дополнение № протокола, дата заседания кафедры, подпись зав. кафедрой
03.12.2012 Титульный лист Заменить «ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский Государственный педагогический университет» на «Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» д.х.н. Козьминых В.О., заведующий кафедры химии.   Пр №5 (11.12.2012)
03.12.2012 Список литературы: В качестве основной литературы использовать: ЭБС ЛАНЬ: Гельфман М.И., Ковалевич О.В., Юстратов В.П., Коллоидная химия/Гельфман М.И., Ковалевич О.В., Юстратов В.П., Коллоидная химия — М.: Лань 2010г. - 336 с. Кругляков П.М., Нуштаева А.В., Вилкова Н.Г., Кошева Н.В. Физическая и коллоидная химия. Практикум / Кругляков П.М., Нуштаева А.В., Вилкова Н.Г., Кошева Н.В. Физическая и коллоидная химия. Практикум — М.: Лань, 2012г. - 288 с. д.х.н. Козьминых В.О., заведующий кафедры химии.   Пр №5 (11.12.2012)

 



Содержание

I. Рабочая программа дисциплины ……………………………………………….
1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………
3. Объем дисциплины……………………………………………….………
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………….
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы….
4. Содержание дисциплины………………………………………………….
5. Темы практических и/или семинарских занятий ………………
6. Лабораторные работы…………………………………………………….
7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов………….
8. Учебно-методическое обеспечение………………………………………
8.1. Список литературы……………………………………………
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………….
8.3. Методические указания студентам…………………………
8.4. Методические рекомендации для преподавателя ………….
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………….………
1. Примеры контрольных работ…………………………………..
2. Примеры итоговых тестовых заданий…………………………
3. Вопросы для подготовки к зачету……………………………..

 



I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины:

· формирование системы знаний о законах и закономерностях, характеризующих свойства ультра- и микрогетерогенных систем, поверхностных явлений на границе фаз.

Задачи дисциплины:

· сформировать знания о классификации дисперсных систем по разным признакам, об основных способах получения ультрамикрогетерогенных систем, их агрегативной и седиментационной устойчивости, коагуляции;

· обеспечить усвоение знаний молекулярно-кинетических, оптических и электрических свойствах лиофобных и лиофильных дисперсных систем;

· сформировать систему знаний о поверхностных явлениях, протекающих самопроизвольно на границе дисперсной фазы и дисперсионной среды;

· развить способности и выработать потребность к самостоятельному приобретению знаний по коллоидной химии.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

знать:

· особенности дисперсных систем, связанные с большой удельной поверхностью, кривизной частиц дисперсной фазы и избытком поверхностной энергии;

· особенности свойств растворов ВМС и коллоидных ПАВ;

· классификацию дисперсных систем на основе общих признаков, присущих этим системам;

· количественные характеристики дисперсных систем, формулы для их расчётов;

· виды устойчивости дисперсных систем, чем они обусловлены;

· правила коагуляции коллоидных растворов электролитами;

· условия самопроизвольного протекания процессов в поверхностном слое, сущность, явлений смачивания, адгезии, когезии, сорбции;

· особенности физической и химической адсорбции;

· сущность процессов молекулярной и ионной адсорбции, от которых они зависят;

· основные положения мономолекулярной адсорбции Ленгмюра, полимолекулярной адсорбции, уравнения Фрейндлиха, Ленгмюра, Гиббса, что они характеризуют и какие зависимости каждое из них выражает;

· особенности адсорбции ПАВ;

· особенности пен, аэрозолей, эмульсий и суспензий;

· оптические явления, наблюдаемые при падении света на дисперсные системы, и чем они обусловлены;

· сущность рассеяния света, его закономерности, уравнение Рэлея;

· закон Бугера-Ламберта-Бера, причины окраски золей;

· оптические методы исследования золей, на чём каждый из них основан;

уметь:

· количественно охарактеризовать и описать свойства дисперсных систем;

· составлять формулы мицелл лиофобных золей;

· сравнивать и рассчитывать пороги коагуляции разных электролитов;

· объяснять характер различных изотерм адсорбции, определять величину адсорбции, постоянные в уравнениях Ленгмюра, Фрейндлиха, Гиббса;

иметь навыки:

· определения заряда коллоидной частицы;

· получения и коагуляции коллоидных частиц;

· определения эффекта Тиндаля в коллоидных растворах;

· экспериментального определения величины адсорбции веществ из растворов на твёрдом адсорбенте;

· графического определения поверхностной активности адсорбента.

3. Объем дисциплины

 

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов
всего по уч. плану
№семестров
Аудиторные занятия:
лекции
лабораторные работы (лабораторный практикум)
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля) -
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) ЗАЧЕТ – 5 семестр

 

Распределение часов по темам и видам учебной нагрузки

Названия разделов и тем Всего часов по учебн. плану Виды учебных занятий
аудиторные занятия, в том числе Самостоя­тель­ная работа
лекции лабор. работы
1. Введение. Предмет, задачи, методы, основные признаки объектов изучения коллоидной химии. Роль дисперсных систем в биосфере и химической технологии
2. Дисперсные системы, их свойства, органическая устойчивость дисперсных систем
Радел 1. Поверхностные явления. Адсорбция
3. Молекулярные взаимодействия и особые свойства поверхностей раздела фаз. Классификация, характеристика адгезии, когезии, смачивания, растекания. Практическое применение поверхностных явлений
4. Адсорбционные слои, их влияние на свойства дисперсных систем. Сорбционные процессы. Адсорбция. Теории Гиббса, Ленгмюра, БЭТ и другие. Капиллярная конденсация
Раздел 2. Лиофобные дисперсные системы
5. Электрические и молекулярно-кинетические свойства коллоидных растворов
6. Устойчивость коллоидных растворов. Коагуляция
Раздел 3. Лиофильные дисперсные системы
7. Растворы ВМС. Коллоидные ПАВ
8. Микрогетерогенные системы: суспензии, эмульсии, аэрозоли
ИТОГО:
           

 

4. Содержание дисциплины

Введение. Предмет, задачи, методы, основные признаки объектов изучения коллоидной химии. Роль дисперсных систем в биосфере и химической технологии

Предмет, задачи, методы, основные признаки объектов изучения коллоидной химии. Общая характеристика и классификация дисперсных систем по степени дисперсности, агрегатным состояниям фаз, топографическому признаку. Лиофобные и лиофильные (ВМС) системы, их сравнительная характеристика.

Роль дисперсных систем в биосфере и химической технологии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.