Распределение часов по темам и видам учебной работы
Физическая химия
Учебно-методический комплекс дисциплины
Для специальности
Биология с дополнительной специальностью «Химия»
Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета биологии и
химии:
Протокол № 1
«08» сентября 2010 г.
Председатель УМК _____________
| Рекомендовано кафедрой:
Протокол № 1
«30» августа 2010 г.
Зав. кафедрой__________________
|
Пермь
ПГПУ
2010
Р е ц е н з е н т:
кандидат химических наук
доцент С.И. Рогожников,
Автор-составитель:
доктор химических наук
профессор В.О. Козьминых
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050102.65 – «Биология с дополнительной специальностью «Химия». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки и является дисциплиной дополнительной специальности «Химия». Дисциплина обязательна для изучения.
Второе (дополненное) издание. Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Биология с дополнительной специальностью».
Согласовано:
Декан факультета
биологии и химии ____________________ Г.И. Дубась
Директор библиотеки _____________________________ (ф.и.о.)
(подпись)
Лист регистрации изменений в учебно-методическом комплексе
по дисциплине «Физическая химия»: УМК дисциплины. Для специальности 050102.65 – «Биология с дополнительной специальностью “Химия”» / авт.-сост. В.О. Козьминых; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 73 с.
№ изменения, дополнения
| Дата внесения изменения, дополнения
| Номера страниц
| Краткое содержание изменения, дополнения
| Ф.И.О. должность, подпись лица осуществившего изменение, дополнение
| № протокола, дата заседания кафедры, подпись зав. кафедрой
|
|
|
|
|
|
|
| 03.12.2012
| Титульный лист
| Заменить «ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский Государственный педагогический университет» на «Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
| д.х.н. Козьминых В.О., заведующий кафедры химии.
| Пр №5 (11.12.2012)
|
| 03.12.2012
|
| Список литературы:
В качестве основной литературы использовать:
ЭБС ЛАНЬ:
Афанасьев Б. Н. Акулова Ю. П. Физическая химия/Афанасьев Б. Н. Акулова Ю. П. Физическая химия — М.: Лань 2012г. - 416 с.
Гельфман М. И. Практикум по физической химии/ Гельфман М. И. Практикум по физической химии — М.: Лань 2004г. - 256 с.
| д.х.н. Козьминых В.О., заведующий кафедры химии.
| Пр №5 (11.12.2012)
|
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины
|
| 1. Цели и задачи изучения дисциплины
|
| 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
|
| 3. Объем дисциплины
|
| 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
| 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
|
| 4. Содержание дисциплины
|
| 5. Темы практических/ семинарских занятий
|
| 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
|
| 7. Тематика курсовых/контрольных работ / рефератов
|
| 8. Учебно-методическое обеспечение
|
| 8.1. Список литературы
|
| 8.2.Материально-техническое и информационное обеспечение
|
| 8.3. Методические указания студентам
|
| 8.4. Методические рекомендации преподавателю
|
| II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
1. Тематика контрольных работ
2. Вопросы и задачи для самоконтроля
3. Тестовые задания
4. Вопросы для подготовки к экзамену
|
| | | | I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины:
· формирование базовых знаний о фундаментальных законах, закономерностях и основных методах физико-химической науки, что позволит студентам систематизировать знания важнейших теоретических обобщений химии; глубже понять явления природы, механизмы химических и физико-химических процессов, протекающих в природе и живых организмах, принципы химической технологии и пути модификации существующих технологий с учётом требований охраны окружающей среды.
Задачи дисциплины:
· сформировать у студентов полезные для учителя биологии и химии навыки и умения работы с измерительными приборами, постановки и проведения количественного эксперимента, математической обработки экспериментальных данных;
· развить способности к творчеству;
· выработать потребность к самостоятельному приобретению знаний.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
Физическая химия
Предмет и задачи курса как теоретических основ современной химии и химической технологии, основы химической термодинамики, растворы, фазовые равновесия, химическое равновесие, поверхностные явления, необратимые процессы, химическая кинетика, катализ, электрохимия, строение и свойства молекул, межмолекулярные взаимодействия, современная теория химического строения молекул, строение конденсированных фаз.
|
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
· законы термодинамики;
· признаки химического и фазового равновесий;
· уравнения, для расчёта констант равновесия;
· коллигативные свойства растворов электролитов и неэлектролитов;
· теории Аррениуса и Дебая-Хюккеля;
· теории активированного комплекса и активных столкновений, уравнение Аррениуса;
· теории гомогенного и гетерогенного катализа;
· кинетические закономерности цепных, фотохимических, радиационно-химических реакций;
· характеристики электродов I и II рода и редокс-электродов, уравнения для определения их потенциалов;
· процессы, протекающие при коррозии, методы пассивации и защиты от коррозии;
· характеристики и принцип действия топливных элементов;
иметь представление:
· об основных универсальных количественных законах и закономерностях, которым подчиняются любые химические и физико-химические процессы;
· о проявлении этих законов и закономерностях в явлениях природы;
уметь:
· использовать законы термодинамики для расчётов тепловых эффектов, направления и глубины химических и физико-химических процессов;
· представить состояние системы с помощью фазовой диаграммы и интерпретировать диаграмму Т-состав;
· использовать правило рычага для определения относительных количеств имеющихся фаз;
· определять активность и коэффициент активности компонента в реальной смеси;
· вывести и применять уравнение Клаузиуса–Клапейрона, связывающее давление пара с температурой;
· сформулировать правило фаз;
· определять коллигативные свойства растворов с использованием законов Рауля и Вант-Гоффа;
· вывести и определить закон независимости миграции ионов Кольрауша, закон разведения Оствальда для мольной электропроводности слабых электролитов;
· определять числа переноса и описать его измерения;
· определять активность, коэффициент активности и средний коэффициент активности ионов в растворе;
· определять ионную силу, электрохимический потенциал иона;
· вывести выражение для разности потенциалов на электродах I и II рода и редокс-электродах, описать методы их измерения;
· применить уравнение Нернста для определения зависимости ЭДС элемента от концентрации и определять стандартную ЭДС;
· описать структуру двойного электрического слоя;
· определить перенапряжение электрода и плотность тока обмена;
· выразить скорость реакции через концентрации и истинную скорость через степень превращения;
· определять константу скорости реакции, порядок реакции, период полупревращения;
иметь навыки:
· работы с электрическим током, измерительными приборами: КФК-2, иономером универсальным ЭВ-74, криоскопом, термометром Бекмана;
· постановки и проведения количественного химического эксперимента.
3. Объем дисциплины
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения очная
Вид учебной работы
| Количество часов
| № семестров
|
| Аудиторные занятия
|
| лекции
|
| лабораторные занятия
|
| Самостоятельная работа
|
| ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
| Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров)
| Контрольная работа по темам: «Химическая термодинамика», «Химическое равновесие», «Растворы» – 4
| Виды промежуточного контроля(экзамен, зачет) – № семестров
| Экзамен – 4
| 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной нагрузки
Форма обучения очная
Названия разделов и тем
| Всего часов по учебному плану
| Виды учебных занятий
| аудиторные занятия, в том числе
| самостоятельная работа
| лекции
| лаборат. работы
| Введение
|
|
| –
| –
| Раздел 1. Химическая термодинамика
| 1. Предмет и задачи курса как теоретических основ современной химии и химической технологии, основы химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Закон Кирхгофа.
|
|
|
|
| 2. Второй закон термодинамики
|
|
| –
|
| 3. Термодинамические потенциалы
|
|
|
|
| Раздел 2. Равновесия
| 5. Фазовые равновесия, химическое равновесие, поверхностные явления, термодинамика химического равновесия
|
|
|
|
| 6. Изотерма, изохора, изобара химических реакций
|
|
|
|
| 7. Фазовые равновесия в однородных и двухкомпонентных системах
|
|
|
|
| Раздел 3. Растворы
| 8. Термодинамика растворов. Свойства растворов неэлектролитов
|
|
|
|
| 9. Коллигативные свойства растворов
|
|
|
|
| 10. Свойства растворов электролитов. Электропроводимость
|
|
|
|
| Раздел 4. Электрохимия
| 11. Термодинамика электрохимических процессов. Электрохимические цепи (гальванические элементы)
|
|
|
|
| 12. Неравновесные электродные процессы. Законы Фарадея. Перенапряжение
|
|
| –
|
| 13. Электрохимическая коррозия. ХИТ. Аккумуляторы.
|
|
|
|
| Раздел 5. Кинетика и катализ
| 14. Необратимые процессы, химическая кинетика. Формальная кинетика химических реакций
|
|
|
|
| 15. Молекулярная кинетика
|
|
| –
|
| 16. Катализ
|
|
| –
|
| Раздел 6. современная теория химического строения
| 17. Строение и свойства молекул, межмолекулярные взаимодействия, современная теория химического строения молекул, строение конденсированных фаз.
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
4. Содержание дисциплины
Введение
Историческая обусловленность возникновения физической химии и других смежных наук. Место физической химии среди других наук. Предмет и задачи курса как теоретических основ современной химии и химической технологии,методы физической химии.
Роль физической и коллоидной химии в химической промышленности и биологии в формировании научного (материалистического) мировоззрения. Значение физической химии в подготовке учителя биологии и химии.
Исторические этапы развития физической химии. Вклад ученых России в развитие физической химии (Ломоносов М.В., Гесс Г.И., Бекетов Н.И., Менделеев Д.И., Бутлеров А.М., Коновалов Д.П., Курнаков Н.С., Кистяковский Н.И., Семенов Н.Н., Фрумкин А.Н., Ребендер П.А., Измайлов Н.А., и др.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|