Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательные источники Киевской Руси (XI – начало XII вв.)





Глава 2

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

I. Общая характеристика

Главное назначение закона заключается в регулировании наиболее важных общественных отношений. Закон наделяет правами и обязанностями субъектов, к числу которых относятся отдельный человек, светская или духовная корпорация, сословие или другие социальные категории населения. Законы имеют общеобязательную силу, в случае их нарушения предусматривается то или иное наказание.

Правила, которые регулировали поведение людей и их отношение друг к другу, вырабатывались постепенно еще на стадии первобытно-общинного строя – в тот период, когда человечество не знало письменности. Правила поведения, сложившиеся в те далекие времена на основе обычая, принято называть обычным правом. В позднепервобытном обществе нормы обычного права охватывали и отношения собственности: имущественные отношения внутри семьи и между семьями (обмен, пользование, распоряжение и владение движимым и недвижимым имуществом, землепользование и землевладение, наследование), и семейно-брачные отношения. По обычному праву выносились наказания за убийство, нанесение телесных повреждений.



Следы славянской правовой терминологии, относящейся к обычному праву, исследователи находят в письменных исторических источниках. Например, в Повести временных лет в легенде о призвании варягов такой терминологический пласт просматривается в следующих словах и сочетаниях слов: «правда», «володеть и судить по праву», «владеть и рядить по праву», «наряд», «володеть и рядить по ряду, по праву», «княжить и володеть» (погодная запись 862 г.). Нормы обычного права исследователи находят в договорах Руси с Византией, где упоминается «Закон русский». «Законом русским» иногда считают сборник норм обычного права.

В условиях классового общества обычное право постепенно вытеснялось законом как продуктом деятельности только государственной власти. На первых порах обычай, сложившийся при первобытно-общинном строе, в классовом обществе санкционировался государственной властью. Постепенно писанный закон как атрибут государства становится доминирующим. Но обычное право не исчезло полностью – оно заняло место правового [53] регулятора, например, в русской крестьянской общине, где исполняло эту функцию до середины XIX в.



Развитие российского законодательства тесным образом было связано с развитием формы феодального государства: раннефеодальной монархией, сословно-представительной монархией, абсолютизмом. По мере развития государства увеличивались, с одной стороны, категории субъектов, попадавших в поле зрения законодателя, а с другой – усложнялась сама деятельность законодателя, принимавшего законы вместе со специальными органами, наделенными совещательными или законодательными функциями. Постепенно нарастала потребность охватить законодательством все более или менее значимые, с точки зрения государства, сферы общественного и государственного бытия.

Древнерусское законодательство носило прецедентный характер, иначе говоря, источником закона являлось решение суда или иного органа государственной власти, принимавшееся за образец при разрешении сходных вопросов. Такой тип законодательства называют казуистическим. Уже первый письменный закон – «Русская правда» – содержит указание на конкретный прецедент, решение по которому стало основанием для закона: «А конюх старый у стада 80 гривен, яко уставил Изяслав в своем конюсе, его ж(е) убиле Дорогобудьци»[1].

Структура изложения нормы в древнерусских законодательных источниках отличалась определенной устойчивостью. Эта устойчивость формулирования нормы обнаруживается во многих законах Киевской Руси, Руси периода феодальной раздробленности, Русского централизованного государства. На запись закона, возможно, влияли архаичные формулы сохранения в памяти установлений, выработанные еще в дописьменный период, когда была необходима особая точность устного их воспроизведения. В условиях государства письменное оформление законодательных норм опиралось на давнюю традицию.



Для древнерусских законодательных материалов характерна следующая устойчивая конструкция: начальная часть состоит из круга слов местоименного характера (аще, а иже, а которому и др.) и соотнесенного с ним опорного слова также местоименного характера (такой, тот, то, так(о), ино и др.): «Аще утнеть мечем, а не вынем его, любо рукоятью, то 12 гривне за обиду»[2] (Краткая Русская Правда); «А иже изломить копье, любо щит, любо порт, а начнет хотети его деръжати у себе, то приати скота у него; а иже есть изломил, аще ли начнеть приметати, то скотом ему заплатите, колько дал будеть на немь»[3] (там же); «А которому посаднику сести на посадниство, ино тому...»[4] (Псковская судная грамота); «А которого татя поймают с такою татбою.., ино его казнити»[5] (Судебник 1497 г.); «А которые помещики всяких чинов похотят межь себя поместьи своими менятися, и им... бити челом государю...»[6] (Соборное уложение) и др. [54]

Основная тенденция развития российского законодательства состояла в движении от частного к общему, от решения конкретных вопросов к обобщениям в государственном масштабе. Явственно результаты этой тенденции проявятся в конце XVII –XVIII вв., когда принятие и оформление законов будут осуществляться в новых условиях государственной и социально-экономической жизни.

Время от времени на базе накопленных нормативных правовых актов по распоряжению верховной власти могли составляться новые единые законодательные тексты. Из решений, ранее возникших по отдельным казусам, отбирались те, которые наиболее соответствовали текущему моменту, и оформлялись в виде кодекса или свода. Кодекс – это единый законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие, как правило, определенную область общественных отношений (например, кодекс уголовного права). Свод законов – это официальное систематизированное полное собрание действующих нормативных актов. Принцип систематизации законов в своде может быть хронологическим или тематическим.

 

П. Эволюция законодательных источников

Законодательные источники Киевской Руси (XI – начало XII вв.)

Кодексом раннефеодальной монархии является Русская правда. Термин «правда», широко отмеченный в древнерусских письменных источниках, означал правовые нормы, на основании которых вершился суд. Отсюда родились такие выражения, как «судить в правду», «судить право», т.е. судить в соответствии с судебно-процессуальными нормами своего времени. Не случайно, от слова «правда» происходит современное понятие «право» как совокупность законов и постановлений государства, относящихся к какой-либо стороне общественного устройства, жизни и деятельности общества.

Источниками кодификации в Русской правде были нормы обычного права и княжеская судебная практика.

Этот первый письменный закон представлен в настоящее время многими списками, которые на основе различных чтений разделяются на несколько групп, соответствующих его редакциям.

Самая ранняя редакция получила наименование краткой. Ее текст дошел до нашего времени в двух списках Новгородской первой летописи младшего извода – Академическом и Археографическом. В летописи под датой 1016 г. сказано о том, что князь Ярослав Мудрый пожаловал новгородцам «Правду и устав списав, тако рекши им: по сей грамоте ходите, яко же списав вам, тако же держите». После этих слов помещен текст Правды: «А се [55] есть Правда Рускаа: Убиеть муж мужа...». По мнению ученых, в состав краткой Правды входят 43 статьи.

Хотя текст Правды находится в летописи под датой 1016 г., отнести его возникновение к этому году нельзя. Отдельные статьи Правды возникли очень рано, еще в период разложения родового строя, другие – после 1016 г.

Состав краткой редакции Русской Правды оформлялся постепенно. В разное время в единый текст были объединены четыре самостоятельные части: Правда Ярослава, или Древнейшая Правда (статьи 1-18), Правда Ярославичей (статьи 19-26), Покон (=Устав) вирный (статья 42), Урок мостникам (статья 43).

Древнейшая Правда содержит и архаичные нормы права, которые в XI –XII вв. отмирали или трансформировались, превращаясь в нормы классового общества, и нормы, возникшие только в этом обществе. Время возникновения самой древней части краткой редакции Русской Правды многие ученые определяют 1016 г. После смерти князя Ярослава Владимировича Древнейшая Правда была дополнена новым сводом статей, получившим название Правды Ярославичей и составленным, по мнению большинства исследователей, в 70-х гг. XI в. На протяжении последней четверти XI в. она пополнялась новыми статьями (27-41).

Покон вирный является третьей составной частью краткой редакции Правды. Он определял порядок кормления вирника – княжеского слуги, собиравшего виру (вира – денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека). Время возникновения Покона как самостоятельного закона датируется в науке по-разному: С.В.Юшков (1888-1952), А.А.Зимин (1920-1980), Л.В.Черепнин относили появление текста ко времени княжения Ярослава Владимировича, т.е. до 1054 г. М.Н.Тихомиров – после смерти этого князя.

Урок (=правило; плата; налог; судебная пошлина) мостникам также касается порядка оплаты княжеских слуг. В науке дискутируются вопросы о месте и времени создания этой статьи. Юшков называет Урок мостникам новгородским памятником. Тихомиров – киевским. Большинство исследователей время появления обоих текстов связывают со временем правления Ярослава и датируют их 1020-ми или 1030-ми гг.

Поскольку краткая редакция Правды состоит из разновременных частей, то возникают вопросы о том, когда и почему их объединили в единый текст. Прежде всего ученые считают, что краткая Правда представляет собой осознанную переработку самостоятельных частей. Время и место этой переработки исследователями определяются по-разному. Существует мнение о том, что краткая редакция возникла в Киеве в последней четверти XI в. Его разделяли М.Д.Приселков и Юшков, Тихомиров датировал краткую редакцию первой третью XII в. и называл новгородской по происхождению. Черепнин уточнил обстоятельства, при [56]которых была составлена Краткая правда. Он считал, что эта редакция возникла в условиях острой классовой и политической борьбы в Новгороде в 30-х гг. XII в. Эту же точку зрения разделял Зимин.

Кроме краткой, существует пространная редакция Русской Правды. Редакция представлена более чем в 100 списках. Широкое распространение списков этой редакции объясняется восстановлением законодательных документов, потерявших силу в первый период татаро-монгольского ига на Руси. Возникновение этой редакции свидетельствовало о переработке Правды, проводившейся в XIV и XV вв. в соответствии с изменениями в социально-политической и экономической жизни.

Списки пространной редакции имеют заглавие, во всех вариантах которого упоминается имя Ярослава Владимировича: «Суд Ярославль Володимерич. Правда русьская»; «Суд Ярослава князя. Устав о всяких пошлинах и уроцех»; «Суд Ярославль Володимерич о душегубстве» и т.д. Следующую за этим заглавием статью 1-ю о кровной мести связывают с нормами, принятыми этим князем и отраженными в Правде Ярослава. Помимо имени этого законодателя, в статье 2-й упоминаются и его дети: «По Ярославе же паки совкупишеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячько, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все, яко же Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша»[7]. Заглавие и обе статьи показывают, что пространная редакция использовала в качестве источника краткую редакцию Правды.

Пространная редакция содержит 121 статью с дополнительными статьями. По мнению ученых, этот законодательный текст возник в результате единовременной переработки многих источников. Одним из них, как было указано, стала краткая редакция Правды, а точнее – Правда Ярославичей. В ряде статей пространной редакции ученые видят следы княжеского законодательства Святополка Изяславича, сидевшего на киевском столе с 1093 г. до 1113 г.

Еще одним источником пространной редакции Русской правды был Устав киевского князя Владимира Мономаха. Об этом княжеском законе говорит статья 53-я пространной Правды: «Устав Володимерь Всеволодича. Володимер Всеволодичь по Святополце созва дружину свою на Берестовемь: Ратибора киевьского тысячского, Прокопыо белгородьского тысячьского, Станислава переяславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа и уставили до третьяго реза, оже емлеть в треть куны; аже кто возметь два реза, то ему взяти исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взяти»[8]. Данный устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам. Статья интересна описанием того, как проходило принятие закона. Среди лиц, участвовавших в совещании в Берестове, были высшие [57]городские чиновники. Время возникновения Устава определяется 1113 г., когда Киев и его сельская округа были охвачены восстанием против тысяцкого, сотских и ростовщиков.

Сопоставление статей обеих редакций показывает расширение сферы действия нового кодекса в соответствии с изменившимися условиями. Появляются новые субъекты права: например, если в краткой редакции субъектами законодательства выступали княжеские слуги, то в пространной редакции есть статьи, которые защищали не только княжеских слуг, но и боярских.

Иногда называют еще один источник пространной Русской Правды – протограф Сокращенной Правды.

Ученые по-разному решают вопрос о времени возникновения пространной редакции. Зимин полагал, что весь текст этой редакции сложился при Владимире Мономахе, княжившем в Киеве с 1113 по 1125 гг. Юшков считал, что пространная редакция была создана в 1113 г. Почти на сто лет позднее отодвигали создание пространной редакции Тихомиров и Черепнин. Они связывали окончательное оформление Пространной Правды с волнениями в Новгороде в 1209 г. (по уточненным В.Л.Яниным данным в 1207 г.).

Третья редакция Правды Русской получила наименование сокращенной. Она дошла до нас в двух списках XVII в., которые еще слабо изучены. Ряд исследователей считает ее памятником позднего происхождения, появившемся в результате сокращения Пространной правды. Тихомиров возводил текст пространной правды к протографу, возникшему во второй половине XII в.

Как уже указывалось, княжеское законодательство являлось одним из источников кодифицированного закона, каким являлась Русская правда. Княжеское законодательство X –XV вв. оформлялось в виде уставных грамот, уставов.

Княжеская уставная грамота отражала прецедентный характер древнерусского законодательства. Она возникала в связи с конкретным случаем на определенной территории и в определенное время. Например, в уставной грамоте могли определяться повинности феодально-зависимого населения или закреплялись экономические и судебные интересы светской и церковной властей. Уставные грамоты приближались к документам договорного характера.

Устав – источник более сложного состава и происхождения, чем грамота. В его основе могли лежать одна или несколько уставных грамот.

Особую группу составляют княжеские уставы, касавшиеся взаимоотношений светской и церковной властей и отражавшие земельные, финансовые и иные интересы государства и церкви. Они стали выдаваться церкви в период Киевского государства. Самым ранним уставом является устав киевского князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных. Его наиболее [58]ранние пласты сегодня датируются второй половиной XII в. Устав определял место церковной организации в государстве: источники ее материального обеспечения, юрисдикцию. Другой устав киевского князя Ярослава Владимировича о церковных судах датируется периодом между 1051 и 1054 гг. Тексты грамот, на основе которых создавались уставы, до нас не дошли.

Уставы обобщали взаимоотношения светской и церковной властей, существовавшие в течение длительного времени и на различных территориях. Устав содержал меньше указаний на конкретное место и время его создания, чем грамота, но отличался широтой содержания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.