Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий





Учебно-методический комплекс

дисциплины

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

 

Одобрен Учебно-методическим советом

«30» августа 2012 г. протокол № 1

 

 

Обсужден кафедрой общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

«___» _______________ 2012 г. протокол № ____

 

 

Зав. кафедрой К.Р. Агаронян

 

Составитель: Старший преподаватель Ю. А. Исамулаева

 

 

Астрахань - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................ 3

ВВЕДЕНИЕ.....…………………………………………………………………....................3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………................... 4

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................8

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................... 14

ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………....…….............. 14

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ....................................................................................16

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................................................20



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................20

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ......................................................30

III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ........... 34

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….. ……………………................... 34

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ... ……………………………………….......………............. 29

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ .......................................................................................................35

V. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ...................... 37

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ............................................. 38

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ .....................................38

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ..................................................................................... 40

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ...........................................................41

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ......................................................................................................... 43

ГЛОССАРИЙ ...................................................................................................................... 46

 

 

 

Как ссылаться на этот УМК

Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / Сост.; ст. преподаватель Ю.А. Исамулаева // af sgua [сайт], Астрахань АФ ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». – 2012. – 52 с.



I. Учебная программа дисциплины

Введение

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 030900.62 « Юриспруденция» квалификации (степень) «бакалавр» дисциплина включена в базовую (обязательную) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл"

Безопасность жизнедеятельности, как и всякая научная теория, носит систематическийхарактер, то есть представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов.

В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», студенты рассматривают вопросы взаимодействия человека с окружающей средой, причины возникновения чрезвычайных ситуаций, правовые основы гражданской обороны и основы управления гражданской защитой и безопасностью жизнедеятельности, изучают организационные и инженерно- технические мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Вследствие изучения курса Безопасности жизнедеятельности студенты должны уметь применять положения законодательных и нормативных правовых актов и документов в интересах охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды; прогнозировать чрезвычайные ситуации и оценивать обстановку; действовать по сигналам оповещения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и применении современных средств поражения; применять средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.



Содержание дисциплины

Целью курса данной дисциплины является системное усвоение студентами знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации негативных последствий и организации охраны общественного порядка.

В соответствии с потребностями человека и общества XXI века, исходя из общих целей образования, а также целей его гуманизации и демократизации, целями курса “Безопасности жизнедеятельности” являются:

А) научить будущих юристов формировать личность “безопасного типа”, представляющей тенденции мировой динамики, знающей основы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применить эти знания на практике;

Б) уметь воспитать у студентов: гражданственность, патриотизм, ответственность перед обществом и природой.

В соответствии с целями реализуются познавательные, воспитательные и образовательные задачиобучению безопасности жизнедеятельности

Познавательные задачи:

- овладение знаниями основных положений государственной политики в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени;

- средствами и методами повышения безопасности технических систем и технологических процессов;

- способами оповещения и защиты населения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;

- организацией и ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- основными правами и обязанностями должностных лиц по вопросам гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Воспитательные задачи:

- воспитание безопасной культуры личности;

- овладение навыками, методами и приемами защиты, позволяющими минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Образовательные задачи:

- изучение опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера.

- изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Студент должен знать: основные положения государственной политики в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени; назначение, структуру и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; средства и методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов; основные способы оповещения и защиты населения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации; организацию и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; основные права и обязанности должностных лиц по вопросам гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Студент должен уметь:применять положения законодательных и нормативных правовых актов и документов в интересах охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды; прогнозировать чрезвычайные ситуации и оценивать обстановку; действовать по сигналам оповещения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и применении современных средств поражения; применять средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.

Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты».

Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность – потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.

В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуется набором факторов (вредных факторов), способных нанести вред, и степенью их опасности – риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при ее проявлении.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда.

Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Другое центральное изучаемое понятие – безопасность. Безопасность объекта защиты и безопасность системы «человек-среда обитания» - это состояние объекта и системы, при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды.

В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

При изучении дисциплины рассматриваются:

современное состояние и негативные факторы среды обитания;

принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

Материал дисциплины изучается на семинарах и в процессе самостоятельной работы студентов. Порядок проведения семинарских занятий по учебной дисциплине подробно излагается в соответствующих учебно-методических пособиях и планах их проведения. На изучения данного курса отводится 72 часа, для студентов очной формы обучения - 4 ч. лекционных, 32 часа - семинарские занятия, на самостоятельную работу студентов – 36 часов. Для студентов заочной формы обучения (срок обучения 5 лет) – 8 ч. семинарские занятия, (срок обучения 3 года) – переаттестация дисциплины.

Рекомендуемая литература:

Основная

Завьялов В.Н. Гражданская оборона: Учебное пособие. М.: 1989

Шубин Е.П. Гражданская оборона: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение,1991

Русак О.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2000

Арустамов Э.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000

Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический Проект, 2007

Михайлов Л.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2007-2008

Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учебник для ВУЗов. М.: Академия, 2007.

Вишняков Я.Д. и др. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в ЧС. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Академия, 2007.

Коротков Б.П., Черепанов И.Г. «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф». Учебное пособие. М.: ИТК «Дашков и Ко»; Наука – Пресс, 2008.

Востропятов Е.А. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. Ч. I. С.: ГОУ ВПО «СГАП» 2007.

Востропятов Е.А. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. Ч. II. С.: ГОУ ВПО «СГАП» 2007.

Востропятов Е.А. и др. Методические рекомендации студентам по оформлению контрольной работы по дисциплине «Гражданская защита в чрезвычайных ситуациях» (Безопасность жизнедеятельности). ГОУ ВПО СГАП «Саратовская государственная академия права». 2008 г.

Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001

Федеральный закон РФ «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.)

Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.)

Федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.)

Федеральный закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ

Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.)

Федеральный закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ

Федеральный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ

Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 6.03.2006 г. (в ред. ФЗ от 27.07.2007 г. № 153-ФЗ).

Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 1 июля 1995 г. № 675

Постановление Правительства РФ «О подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. № 547 (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.)

Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30 декабря 2003 г. № 794

Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» от 3 августа 1996 г. № 924

Постановление Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 30.12. 2003 г. № 794»

Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304

Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998 г. № 1149

Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» от 1 июля 1995 г. № 675

Постановление Правительства РФ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1марта 1993г. № 178

Постановление Правительства РФ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29 ноября 1999 г. № 1309

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. № 841

Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. № 547

Дополнительная

Федеральный закон РФ «О милиции» от 15 июня 1996 г. № 73-ФЗ

Закон Саратовской области «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 14 мая 2005 г.

Постановление Администрации Саратовской области «О поддержании общественного порядка в ЧС» от 31 мая 1996 г. № 431

Основы защиты населения и территорий в ЧС. Под ред. В.В. Тарасова. М.: Издательство МГУ, 1998

Руководящий документ штаба ГО СССР и Госгидромета СССР РД 52.04 253-90. Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. М.: Гидрометеоиздат, 1991

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Нормы радиационной безопасности НРБ – 99. М.: Госкомстатэпиднадзор, 1999

Зайцев А.П. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Сборник методических разработок. Выпуск № 2. М.: Редакция журнала «Военные знания», 1999

Зайцев А.П. Помощь пострадавшим. Защитные меры. Сборник методических разработок. Выпуск № 3. Редакция журнала «Военные знания», 1999

Вознесенский В.В., Зайцев А.П. Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи: Учебное пособие. М.: Редакция журнала «Военные знания», 1999

Вознесенский В.В., Зайцев А.П. Сильнодействующие ядовитые вещества. Технические жидкости. Ртуть. Учебное пособие. М.: Редакция журнала «Военные знания», 1998

Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Учебное пособие. М.: Редакция журнала «Военные знания», 2003

Шаховец В.В., Виноградов А.В. Первая медицинская помощь в ЧС. Учебное пособие. М.: Редакция журнала «Военные знания», 2003

Гражданская защита. Журнал. М.: Центральное издание МЧС России.

Шевченко В.В. и др. Действия населения по предупреждению террористических акций. Учебно-методическое пособие. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001

Чернышов Г.Я. и др. Терроризм и его проявления. Учебное пособие. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001

Жданов В.Н. Эксплуатация защитных сооружений. Учебное пособие. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2002

Петров М.А. Защита от чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2002

Захаркин В.П. и др. Основы Гражданской обороны. Учебное пособие М.: Редакция «Военные знания», 2005

Крючек Н.А. и др. Безопасность и защита населения в ЧС». Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2005

Лобачёв А.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. М.: Юрайт. 2006

Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов. М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

Собрание законодательства РФ. М.: Издательство «Юридическая литература», Администрация Президента РФ.

Журнал «Гражданская защита». М.: Центральное издание МЧС РФ.

Рекомендуемые нормативные источники и литература по всем

темам изучаемой дисциплины

ФЗ N 68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Закон Астраханской области «О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера № 6 от 20.09.2006г

Постановление правительства Астраханской области №233-П от 21.07.2006г. «О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на территории Астраханской области»

ГОСТ Р. 22.0.05-94 Техногенные ЧС

ГОСТ Р. 22.0.04.95 Биолого-социальные ЧС

ГОСТ Р. 22.0.03-95 Природные ЧС

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., № 2, ст.133.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г., № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 № 18, ст. 2222.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 520ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г, № 17, ст.1462.

Постановление правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 335).

ФЗ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. Федерального закона 22.08 2004 № 122 ФЗ)

Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19 сентября 1998 г. № 1115

Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998 г. № 1149

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ // Российская газета. 1997. 23 июля.

Безопасность жизнедеятельности [Текст]: / Под ред. проф. Л. А. Муравья. – Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Белов С. В., Ильницкая А. В., Козьяков А. Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: /Под общей редакцией С. В. Белова. – ГУП Изд-во «Высшая школа», 2001.

Русак О. Н., Малаян К. Р.. Занько Н. Р. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: / О. Н. Русак, К. Р. Малаян Н. Р. Занько. – СПб.: Издательство «Лань», М.: Издательство «Омега-Л», 2005.

Хван Т. А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: / Т. А. Хван, П. А. Хван. – Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов–на-Дону: «Феникс», 2003.

Новиков В.Н., Гринин А.С. Пронин Л.Т. Экология чрезвычайных ситуаций. Практикум по курсу безопасности жизнедеятельности для вузов всех специальностей. – Калуга: Облиздат. – М.: 1996.

Соловьев Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях [Текст]: / Э.Я. Соловьев – М.: ИВФ Антал, 1996. – 158с.

Зайцев А.П. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения. [Текст]: / А.П. Зайцев – М.: 1996 г., 168 с.

Бобок С.А. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения: Справочник под ред. Г.П. Демиденко.– К.: Выща шк.,1989.-287 с.

Б.С.Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник, Москва, Изд. Центр «Академия» 2007.- 334с.

В.С.Сергеев Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Учебное пособие для вузов, Москва. «Константа» 2007,- 453с.

С.К.Шойгу Состояние и основные задачи повышения готовности гражданской обороны в Российской Федерации/ Гражданская защита. – 2004- № 8.

 

II. Рабочая программа

Введение

Основной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

- приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

- овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

- формирование культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

 

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, телевизор, магнитофон.

2. Аудио-видео кассеты

3. Мультимедийные программы (презентации по темам «Чрезвычайные ситуации природного характера», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», «Пожарная безопасность»)

4. Средства наглядности: учебные плакаты, схемы, слайды, информационные щиты.

 

Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и, в частности, персональный компьютер и диапроектор пригоден для обучения безопасности жизнедеятельности. Использование ИКТ при разработке педагогических технологий формирования коммуникативной компетентности и развития мышления будущих юристов дает возможность:

- совершенствовать методологию и стратегию отбора содержания образования;

- индивидуализировать и дифференцировать обучение, повышать его эффективность;

- создавать новые формы взаимодействия обучающего и обучаемого, изменять содержание и характер их деятельности;

- модернизировать планирование и организацию учебного процесса, и управление им.

В рамках данного курса персональный компьютер и информационно-коммуникационные системы используются:

- для формирования умений и навыков;

- для обеспечения диалога студент-преподаватель.

- для организации контроля и оценки навыков, умений и знаний в форме тестирования (как на федеральном, так и на вузовском уровне);

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Цель – подготовить студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО по направлению 030900 – юриспруденция

Категория слушателей студенты

Срок обучения 1 курс (1,2 семестр) – очн., 1 курс, 1 сем. – заочн., 2 курс, 4 сем. - заочная

Форма обучения очная, заочная

Институт (факультет) юридический

Режим занятий лекционные, практические занятия, самостоятельная работа

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.