Сделай Сам Свою Работу на 5

Словарь основных понятий и терминов





Антропогенное воздействие т прямое или опосредованное влияние челове­ческого общества на природу, приводящее к точечным, локальным или гло­бальным ее изменениям.

Антропогенная нагрузка — величина прямого и опосредованного антропоген­ного воздействия на природную среду в целом или на ее отдельные компоненты.

Бенз(а)пирен — наиболее известное вещество из группы полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). Образуется при нагревании органиче­ских материалов в условиях недостатка кислорода, представляет собой желто­ватые пластинки или иголки, нерастворимые в воде. Широко распространен­ный канцероген; присутствует в выхлопных газах автотранспорта, в промыш­ленных отработанных газах. Бенз(а)пирен наиболее изучен из ПАУ и принимается за эталонную единицу при оценке совокупного канцерогенного загрязнения окружающей среды всеми ПАУ.

Биосфера — оболочка Земли, состоящая из совокупности всех живых орга­низмов (биота), веществ, их составляющих, а также среды их обитания. Тер­мин введен в 1875 г. Э. Зюссом. Основные положения учения о биосфере опуб­ликованы в 1926 г. В.И. Вернадским. Биосфера — самая крупная (глобальная) экосистема Земли.



Биота — совокупность флоры и фауны.

Биотестирование — лабораторная оценка качества объектов окружающей среды с использованием живых организмов.

Биотическое загрязнение — нежелательное с точки зрения человека превыше­ние в среде (почве, воде, воздухе) содержания определенных видов биогенов или появление новых для данной территории их видов. Основные источники биоти­ческого загрязнения — смыв в водоемы азотных, фосфорных, калийных, органи­ческих удобрений, поступающих в почву органических веществ с неочищенными сточными водами, накопление в среде нечистот, выделений, отмерших организ­мов, поступление искусственно синтезированных органических веществ и др.

Загрязнение природной среды — поступление в нее веществ (твердых, жид­ких, газообразных), биологических агентов, различных видов энергии в коли­чествах и концентрациях, превышающих естественный для живых организмов уровень.

Загрязнение вторичное — образование загрязнителей в ходе физико-хими­ческих процессов, идущих непосредственно в окружающей среде.



Качество окружающей среды — возможная интенсивность (мера) исполь­зования ресурсов и условий среды для реализации человеческих потребностей или форм деятельности (в целом для развития общества).

Качество жизни человека — мера структуры всех отношений, определяю­щих интенсивность его деятельности.

Коэффициент загрязнения среды — количество загрязнителей на единицу получаемой продукции (при переработке сырья) или на единицу определенно­го вида деятельности (например, автотранспорт, теплоцентрали).

Ноосфера — сфера разума, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизации, когда разумная деятельность человеческого общества ста­новится определяющим фактором развития биосферы. Термин введен фран­цузским философом Э. Леруа в 1927 г., понятие «ноосфера» разработано П. Тейяром де Шарденом (Франция). Учение о ноосфере создано В.И. Вер­надским в 1930—1940 гг.

Норма изъятия природного ресурса — количество изымаемого вещества, не выводящее экологическую систему из равновесия.

Обращение с отходами — все виды деятельности, связанные с образовани­ем, сбором, хранением, использованием, обезвреживанием, транспортирова­нием и захоронением отходов.

Опустынивание — потеря сплошного растительного покрова с невозмож­ностью его самовозобновления. Может происходить как в результате естест­венных причин, так и в результате антропогенных воздействий.

Охрана природы — форма деятельности человека, целью которой является сохранение среды жизни — ресурсов и условий, обеспечивающих развитие.



Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — процедура, обяза­тельная при проектировании любой деятельности, так или иначе влияющей на природную среду, и предоставляемая проектировщикам как материал для эко­логической экспертизы.

Пестициды— химические средства, используемые для защиты растений, сельскохозяйственной продукции, уничтожения паразитов животных и борь­бы с переносчиками заболеваний.

Предельно допустимый выброс (ПД В) — стандарт воздействия на окружаю­щую среду — масса вредного вещества в газовых выбросах, максимально допу­стимая к поступлению в атмосферу в единицу времени. ПДВ устанавливают при условии, что приземная концентрация вредного вещества не будет превы­шать ПДК.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — экологический норматив, стандарт качества окружающей среды — максимальная концентрация ве­щества в окружающей среде (воздухе, воде, почве, пище), которая при до­статочно длительном воздействии не оказывает влияния на здоровье и не вызывает оставленных (пролонгированных) эффектов (т.е. не сказывается на потомстве).

Предельно допустимый сброс (ПДС) — стандарт воздействия на окружаю­щую среду — масса вредного вещества в сточных водах, максимально допусти­мая к отведению в единицу времени в данном месте. ПДС устанавливают исхо­дя из условия, что концентрация вредного вещества в месте сброса не превы­сит ПДК.

Природа — в широком смысле слова — все сущее, весь мир в многообразии его форм; в узком смысле — совокупность естественных условий существова­ния человеческого общества.

Природная среда — совокупность природных и незначительно изменен­ных деятельностью людей абиотических (неживых) и биотических (живых) ес­тественных факторов, оказывающих влияние на человека.

Природные ресурсы — элементы природы, часть всей совокупности природ­ных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения потребностей общества и общественного развития.

Природопользование — совокупность всех форм эксплуатации природ-норесурсного потенциала и мер по его сохранению.

Природопользователи — субъекты хозяйственной деятельности, которые выбрасывают в атмосферу, в водные объекты загрязняющие вещества, разме­щают отходы и осуществляют другие виды вредного воздействия.

Радиоактивное загрязнение — форма физического загрязнения, связанная с превышением естественного фона излучения из-за дополнительного поступ­ления в окружающую среду радиоактивных элементов. Основные источники радиоактивного загрязнения — ядерные установки и испытания (в том числе атомные электростанции).

Рациональное природопользование — система высокоэффективного хозяй­ствования на основе экономной эксплуатации природных ресурсов и условий с учетом их восполняемости, исключающая возникновение изменений окру­жающей среды, угрожающих жизни и здоровью человека.

ТБО— твердые бытовые отходы, инертные в химическом отношении.

Техносфера — замкнутая глобальная технологическая система добычи, ис­пользования и утилизации вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов. Определяется территориальными особенностями комплексов про­мышленных предприятий, средств транспорта, дорог и пр. Часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия тех­нических средств в целях оптимального соответствия социально-экономиче­ским потребностям человечества.

Трансграничное загрязнение — распространение загрязняющих веществ с воздушными и водными потоками на большие расстояния за пределы границ государств, на территории которых находятся источники загрязнения.

Трансграничная перевозка отходов — любое перемещение (транспорти­ровка) отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного госу­дарства, на (через) территорию, находящуюся под юрисдикцией другого го­сударства.

Устойчивость природных ландшафтов (к антропогенному воздействию)- способность ландшафтов сохранять структуру и характер функционирования при антропогенном воздействии.

Экологический кризис — потенциально обратимая ситуация, возникающая в природных экосистемах в результате нарушения равновесия под воздействи­ем стихийных природных или антропогенных факторов.

Экологический риск — вероятность возникновения загрязнения окружаю­щей среды.

Экологический фактор—любое свойство или компонент среды, оказываю­щий влияние на организм.

Экологическое бедствие — негативное изменение функционального соста­ва компонентов экосистемы в результате внешнего (в том числе антропогенно­го) воздействия, приводящее к нарушению традиционной хозяйственной дея­тельности, значительному повышению заболеваемости человека, массовой ги­бели живых организмов и т.д. Экологическое бедствие рассматривают как последствия экологической катастрофы — равновесное состояние на предель­но низком энергетическом уровне.

Экологическое равновесие — состояние экосистемы, при котором ее видо­вой состав, численность, продуктивность, распределение в пространстве, се­зонные изменения и, как следствие, баланс вещества и энергии в течение до­статочно длительного времени колеблются около некоторого постоянного среднего значения.

Советы студенту

На весь ответ на защите РГР отводится 10-15 минут. При ответе необходимо соблюсти приведенные ниже рекомендации:

- Готовясь к ответу, Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 10-15 минут и не раскрыть существа вопроса. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.

- Вступление должно быть очень кратким – 1-2 фразы (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность).

- Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.

- Рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении.

- Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.

- Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не «затягивайте».

- Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.

- Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям. Он поможет Вам вспомнить дополнительный материал. Воспользуйтесь его поддержкой и не перебивайте.

- Не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время. Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем Вы были прерваны.

- Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение
Лекция 1 Теоретические положения природопользования
1.1 Вводная лекция в основы природопользования
1.2 Основные понятия. Исторические и географические типы природопользования
Лекция 2 Природные системы. Природные ресурсы
2.1 Общие представления о природных системах
2.2 Структура и свойства природных систем
2.3 Социально-экономические функции и потенциал природных систем
2.4 Природные ресурсы и их классификация
Лекция 3 Законы, принципы и правила природопользования
3.1 Принципы, законы и правила функционирования гео- и экосистем
3.2 Законы, принципы и правила природопользования
3.3 Принципы охраны среды жизни, социальной психологии и поведения человека
Лекция 4 Правовые аспекты природопользования
4.1 Законодательные основы природопользования
4.2 Вопросы собственности на природные ресурсы
Лекция 5 Воздействие человека на природные системы.
5.1 Сущность воздействия человека на природные системы
5.2 Антропогенные нагрузки и их измерение
5.3 Антропогенные изменения природных систем
5.4 Загрязнения окружающей среды
Лекция 6 Экологическое состояние гео-и экосистем и его оценка
6.1 Понятие об экологическом состоянии гео-и экосистем
Глобальные, региональные и локальные проблемы природопользования
7.1 Понятие проблемы природопользования и её отличие от экологических проблем
7.2 Эколого-географические проблемы
Лекция 8 Принципы оптимизации взаимоотношений общества и природы
8.1 Ноосферные принципы природопользования
8.2 Коэволюция человека и биосферы
8.3 Основные принципы стратегии устойчивого развития
8.4 Концепция перехода к устойчивому развитию Российской Федерации
8.5 Стратегия экологической безопасности деятельности человека
Методические рекомендации для выполнения расчётно-графических работ
9.1 Структура расчётно-графической работы
9.2 Темы расчётно-графической работы (РГР)
Приложения
Примерные контрольные вопросы по темам части 1
Список рекомендуемой литературы
Словарь основных понятий и терминов
Советы студенту
Содержание

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

Мурашева Алла Андреевна

Лепехин Павел Александрович

 

 

Формат 60х90/16. Объём 10.8 п.л.

Бумага офсет. Тир. 300

 


ГУЗ
Мурашева А.А., Лепехин П.А.   М: 2010 год
Основы природопользования Учебное пособие

 


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.