|
Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели.
Наименова-ние методики
| Исследуемые функции
| Локализа-ция функции
| Полученные показатели
| Заучивание десяти слов
| Кратковре-менная, долговре-менная память
| Височная
доля левого полушария
| 1) Уровень непосредственного воспроизведения (от 4 до 1 балла)
2) Уровень отсроченного воспро-изведения (от 4 до 1 балла)
| Пиктограмма
| Опосредо-ванное запоминание
| Лобные доли
Подкорковые структуры
| Уровень опосредованного запоминания (от 4 до 1 балла)
| Воспроизведение рассказа
| Запоминание связного текста
| Лоб. Висок. Премоторные зоны левого
| Балльная оценка пересказа небольшого рассказа непосред-ственно после прочтения (от 4 до 1 балла)
| 1. Уровень непосредственного воспроизведения по методике «Заучивание 10 слов» приравнивается к 4 баллам, если первое-второе воспроизведения не менее 8-9 слов, третье-четвертое – 10 слов, при отсутствии конфабуляций (замен слов). Чем меньшее количество слов воспроизводит испытуемый, чем больше замен слов, тем, соответственно, ниже балл.
2. Уровень отсроченного воспроизведения оценивается в 4 балла, если через час после гетерогенной интерференции испытуемый воспроизводит все 9-10 слов без конфабуляций. Воспроизведение 7-8 слов, без замен, оценивается в 3 балла. Более низкие баллы присваиваются при меньшем количестве воспроизведенных слов и при наличии конфабуляций.
3. Уровень опосредованного запоминания оценивается в 4 балла, если через 30 мин после гетерогенной интерференции испытуемый воспроизводит все 15 слов и словосочетаний пиктограммы без ошибок и неточностей. Чем больше ошибок и неточно воспроизведенных слов, тем, соответственно, ниже балл.
4. Балльный показатель пересказа небольшого рассказа непосредственно после прочтения оценивается в 4 балла, если содержание передано близко к тексту, логично, последовательно, без аграмматизмов, лексически сочетаемо и вариативно. Чем больше затруднений, нарушений последовательности, лексических и грамматических ошибок, тем ниже балл. (Предлагаемый рассказ – «Проблема Эверье»: «Существуют различные взгляды на ценность жизни. Одни считают ее благом, другие – злом. Было бы правильнее держаться середины, потому что, с одной стороны, жизнь приносит нам меньше счастья, чем мы желали бы сами себе, с другой стороны – ниспосылаемые нам несчастья всегда меньше того несчастья, которого нам желают в душе другие люди. Вот это равновесие и делает жизнь вполне выносимой, вернее, до известной степени справедливой»).
VI. Методы нейропсихологического исследования ВПФ.
Табл. 6.
Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели.
Пробы
| Обследуемые функции
| Локализация функции
| Полученные показатели
| Исследование праксиса
| Воспроизведение отдельных
кистевых и пальцевых поз
| Кинестетический кистевой
и пальцевый праксис
| Постцентральные (нижнетеменные) зоны мозга
| Балльная оценка кинестетического прак-сиса (от 4 до 1 балла)
| Воспроизведение серии кистевых и пальцевых поз
| Кинетический (динамический) кистевой и пальцевый праксис
| Премоторная (прецентральная) область левого полушария
| Балльная оценка кинетического праксиса (от 4 до 1 балла)
| Куб Линка
| Конструктивный праксис
| Темя левого полушария
| Балльная оценка конструктивного праксиса (от 4 до 1 балла)
| Проба Озерецкого
| Реципрокная координация
| Межполушарные проводящие пути
| Балльная оценка уровня реципрокной координации (от 4 до 1 балла)
| Цоканье, дутьё
| Кинетический оральный праксис
| Нижнетеменная область левого
| Балльная оценка уровня орального праксиса (от 4 до 1 балла)
| Исследование гнозиса
| Узнавание реалистических, перечеркнутых и наложенных предмет-ных изображений
| Зрительный гнозис
| Затылочные доли обоих полушарий
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
| Рисование плана хорошо знакомого пути
| Оптико-пространственный гнозис
| Теменно-затылочная область правого
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
| Исследование речи
| Импрессивная речь
| Ситуативный и не ситуативный диалог – ответы на вопросы, выполнение устных инструкций.
| Понимание речи
| Височная доля левого полушария
| Балльная оценка уровня понимания речи (от 4 до 1 балла)
| Показ редко-употребимых предметов по названиям
| Соотнесение названия с предметом
| Височная область левого полушария
| Балльная оценка номинативной функции речи (от 4 до 1 балла)
| Экспрессивная речь
| Оканчивание хорошо известных пословиц, фраз с жестким контекстом, чтение упроченных с детства стихов.
| Автоматизмы порядковой речи
| Спонтанный компенсаторный потенциал мозга в правом полушарии, на подкорковом уровне
| Балльная оценка уровня автоматизмов порядковой речи (от 4 до 1 балла)
| Повторение слов и фраз
| Повторение
| Премоторная (прецентральная) область левого полушария
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
| Рассказ на заданную тему (по таблицам ТАТ)
| Спонтанная речь в монологе
| Лобные доли. Височная область левого полушария
| Балльная оценка спонтанной монологической речи (от 4 до 1 балла)
| Спеллинг
| Побуквенный анализ слова
| Лобные доли Височная область левого полушария
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
| Объяснение антонимов
|
Понимание переносного значения слова
|
Лобные доли
| Балльная оценка уровня понимания антонимов (от 4 до 1 балла)
| Объяснение синонимов
| Балльная оценка уровня понимания синонимов (от 4 до 1 балла)
| Объяснение метафор
| Балльная оценка уровня понимания метафор (от 4 до 1 балла)
| Объяснение абстрактных слов
| Балльная оценка уровня понимания абстрактных слов (от 4 до 1 балла)
| Нейропсихологическое исследование счетных операций
| Решение простых задач
| Счет
| Лобные доли
| Балльная оценка уровня выполнения заданий (от 4 до 1 балла)
|
Примерные задачи, предлагаемые подросткам в методике «Решение простых задач»: «От карандаша длиной 16 см падает тень на 48 см длиннее карандаша. Во сколько раз тень длиннее карандаша?»; «Одна доярка надоила за день 700 л молока, другая – 595 л. Вторая доярка надоила на 3 бидона меньше, чем первая. Сколько бидонов надоила каждая доярка?»
Степень выраженности выявляемых расстройств оценивается по 4-х балльной шкале (Визель Т.Г., 2005): расстройства отсутствуют (4), легкая (3), средняя (2), грубая (1).
VII. Методы исследование мышления
Табл. 7.
Наименования методик, исследуемые психические функции, их мозговая локализация и полученные показатели.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|