Сделай Сам Свою Работу на 5

Кандидат психологических наук,





Визель Т.Г.

Сенкевич Л.В.

Янышева В.А.

Железнова А.К.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ:

Теории и эксперименты

Факультет повышения квалификации

Московского городского психолого-педагогического университета

 

Визель Т.Г.

Сенкевич Л.В.

Янышева В.А.

Железнова А.К.

Девиантное поведение подростков:

Теории и эксперименты

Монография

Тула, 2007.

 

Факультет повышения квалификации

Московского городского психолого-педагогического университета

 

Научный редактор –

Б.Н.Рыжов, доктор психол. наук, профессор, заведующий лабораторией МГПУ, ведущий научный сотрудник ГНЦ Института медико-биологических проблем РАН.

 

Рецензенты –

Д.И.Чемоданова – доктор пед. наук, доктор психол. наук, профессор кафедры социальной педагогики РГСУ.

Е.А.Орлова – доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и профессиональной деятельности МГОУ.

 

В монографии освещаются актуальные вопросы клинико-психологической и психолого-педагогической диагностики предпосылок, проявлений и факторов отклоняющегося поведения подростков, рассматриваются типологии и классификации нарушенного поведения, анализируются психолого-педагогические характеристики микросоциальных условий жизни девиантных подростков. В работе представлены результаты экспериментально-психологического исследований социально-средовых и эндогенных факторов отклоняющегося поведения несовершеннолетних, проведенных с помощью патопсихологических, нейропсихологических и проективных методов диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы подростков.



Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Специальная и клиническая психология», психологов, дефектологов, учителей, социальных работников.

 

Содержание

Предисловие

Введение

Глава 1. Основные теории и подходы к проблеме девиантного поведения подростков.

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста.

1.2. Определения и классификации отклоняющегося поведения подростков.

1.3. Вандализм как вид отклоняющегося поведения подростков.



1.4. Факторы девиантного поведения подростков

1.5. Неблагополучная семья как фактор девиантного поведения подростков.

1.6. Клинический подход к проблеме девиантного поведения.

1.7. Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения: психолого-педагогический подход.

Глава 2. Агрессия и аутоагрессия подростков как виды девиантного поведения.

2.1. Определения и классификации агрессии.

2.2. Теории агрессии.

2.3. Факторы агрессивного поведения.

2.4. Депрессия и самоповреждения как виды аутоагрессивного поведения.

2.5. Суицидальное поведение.

2.6. Особенности суицидального поведения подростков.

2.7. Исследование личностных особенностей подростков-суицидентов.

Глава 3. Клинико-психологическое исследование девиантного поведения подростков.

3.1. Организация и методы исследования.

3.2. Характеристика испытуемых.

3.3. Результаты исследования акцентуаций характера девиантных подростков с помощью ПДО А.Е.Личко-Н.Я.Иванова.

3.4. Особенности личностной сферы подростков с нарушенным поведением

3.5. Нейропсихологической исследование познавательной сферы подростков с отклоняющимся поведением

Заключение

Список использованной литературы

Предисловие

О подростках сейчас пишут очень много, и у нас, и за рубежом. Интерес к этому возрасту в целом и к так называемой «группе риска» – трудным подросткам - не случаен. Подростковый период в жизни человека – это время «второго рождения личности», перестройки мотивационно-потребностной сферы, бурного развития самосознания, окончательного формирования характера, преодоления личностной нестабильности. По мнению клиницистов, это один из сензитивных периодов (наряду с ранним детством), т.е. наиболее чувствительный к разного рода воздействиям социума, в том числе негативным. Поэтому в отрочестве нередко возникают отклонения в психическом развитии и проблемы, приобретающие социальное звучание.



С другой стороны, подростковый возраст – это период, в течение которого для развития личности особенно значим нормативный исторический фактор. Если время, в которое нам довелось жить, достаточно трудное, эти трудности в первую очередь «бьют» по подросткам. Сейчас в нашей стране после разрушения старой идеологии еще не устоялась новая система ценностей, в средствах массовой информации – много насилия и рекламы «красивой» жизни, безудержного потребления и легких отношений. Выглянув из окна нашего факультета, расположенного в самом центре Москвы, можно увидеть огромный плакат, занимающий половину торца соседнего дома, с фотографией пресыщенного, утомленного «мачо» и огромной надписью: «Я предпочитаю пять долларов трем долларам. Вот, пожалуй, и все». Выйдя из института и перейдя улицу, можно оказаться в развлекательном центре с игровыми автоматами. Деньги и удовольствия становятся важными ориентирами для молодежи и подростков. Усваивается уже достаточно широко распространенная в обществе криминальная субкультура.

В предлагаемой Вашему вниманию монографии поднимается много остро актуальных и дискуссионных вопросов, связанных с неблагоприятными линиями развития в подростковом возрасте. В первую очередь это вопрос о роли конституциональных и социальных факторов в возникновении отклоняющегося поведения подростков.

Авторы не абсолютизируют значение ни эндогенных, ни экзогенных факторов, прослеживая данные о предпосылках и проявлениях девиантного поведения в различных его формах у разных категорий подростков – с акцентуациями характера и психопатиями, с суицидальными наклонностями, воспитывающихся в семьях с разными стилями детско-родительских отношений и др. Становится очевидной комплексная детерминация девиантного поведения. Поясним это на примере акцентуаций характера, как крайнего варианта нормы, или соответствующих типов психопатий, при которых социальная дезадаптация становится устойчивой.

Существуют наследственные предпосылки к развитию определенных черт характера, но насколько эти черты будут выражены, зависит от воспитания (А.Е.Личко, 1977). Воспитание, как мощный социальный фактор развития, может сгладить черты характера, а может и усилить, способствуя их «заострению». При воспитании, неадекватном характеру ребенка, на конституционально обусловленное ядро характера могут наслаиваться другие негативные черты. Дисгармоничность характера увеличивается при неблагополучных социальных условиях – безнадзорности (отсутствии любви, внимания, контроля и заботы), конфликтах или отчужденности, преобладании асоциальных установок и ценностей в семье или неформальной группе. Так, сформировавшаяся, под воздействием конституциональных и социальных факторов акцентуация или психопатия, способствует появлению девиантного поведения в подростковом возрасте. При этом форма девиантного поведения может быть одна, а причины, ее непосредственно вызвавшие (мотивация) – разные при разных типах характера.

Делинквентное (противоправное) поведение как разновидность девиантного поведения свойственно подросткам, имеющим «заостренные» черты характера разного типа.

Неустойчивые подростки совершают правонарушения, стремясь развлечься – покуражиться над людьми, покататься на чужом мотоцикле, разгромить ларек или просто украсть деньги, чтобы напиться. По-другому развлекаться они не умеют.

«За компанию» включаются в групповые кражи и драки конформные подростки, не имеющие собственных убеждений, четких моральных принципов, не знающие, чем занять себя, и плывущие по течению – идущие на поводу у более самостоятельных сверстников.

Истероидные подростки создают вокруг себя много шума, их задача – привлечь к себе внимание, заставить о себе говорить окружающих, заставить переживать близких. Для этой цели одинаково хороши и вызов «скорой помощи» при имитации попытки самоубийства, и наряда милиции. Они добиваются необходимого внимания, заботы и, кроме того, как «герои дня», получают удовольствие от суеты вокруг них. Их делинквентность, чаще всего, – своеобразная «игра».

Эпилептоидные подростки обычно совершают противоправные поступки из мести или по корыстным мотивам. Дерутся жестоко, с присущей им агрессивностью. Они могут натворить что-то неожиданное и серьезное в состоянии алкогольного опьянения. Нередко, напившись «до отключения», они все крушат, бьют и ломают на своем пути.

Гипертимные подростки – лидеры в неформальных группах. Они могут стать инициаторами драк, краж, угонов и других приключений. К делинквентности их приводит склонность к риску и авантюрам, а также буйная энергия – если она не находит достойного применения.

Шизоидные подростки – одиночки. Если они встали на асоциальный путь, то долго вынашивают план кражи или другого правонарушения. Кражи совершают с помощью отмычек собственного изготовления, искусного выпиливания дверных замков и других сложных приемов. В поле зрения милиции они попадают намного позже, чем группы подростков, отправляющиеся развлекаться любыми доступными им способами.

Еще одна разновидность девиантного поведения – суицидальное поведение. Суициды, как известно, могут быть истинными, демонстративными и аффективными (возникающими на волне чрезмерно сильных, неконтролируемых эмоций в травмирующей ситуации). Для подростков с разными типами акцентуаций и психопатий характерно разное суицидальное поведение. Сензитивные и циклоидные подростки (последние – во время субдепрессивной фазы) способны на истинный суицид, приходя к решению об уходе из жизни и находя надежный способ и время, когда им никто не помешает. Возможен здесь и аффективный суицид. Демонстративное суицидальное поведение используется как способ привлечения к себе внимания, как способ шантажа или мести истероидными и эпилептоидными подростками.

Таким образом, рассматривая девиантное поведение подростков, необходимо учитывать его мотивацию и комплекс глубинных причин, эту мотивацию порождающих.

В монографии излагаются различные точки зрения на девиантное поведение и его детерминацию, анализируются разные формы отклоняющегося поведения – делинквентное, в том числе вандализм, разнообразные проявления агрессии, суицидальное (аутоагрессия), ранняя алкоголизация и наркомания. Приводятся яркие примеры, позволяющие читателю лучше понять и «почувствовать» обсуждаемые на теоретическом уровне вопросы.

Кроме систематизации имеющихся в психологической литературе данных, монография содержит новый материал, полученный авторами, проводившими в последние годы эмпирические исследования различных категорий учащихся с нарушенным поведением. Это своеобразный срез, позволяющий увидеть современных подростков с девиантным поведением из неблагополучных и благополучных семей, специфику их развития.

Монография будет интересна и полезна студентам психологических и педагогических факультетов вузов, практическим психологам, работающим с данной категорией школьников, всем, кого затрагивают и беспокоят подростковые проблемы.

И.Ю.Кулагина,

кандидат психологических наук,

Доцент, декан факультета

Повышения квалификации

МГППУ.

Введение

 

Отклоняющееся поведение подростков - одна из наиболее актуальных проблем, имеющих серьезное общественное значение. Ее сложность состоит не только в том, что в связи с коренными социально-экономическими изменениями в стране, падением уровня жизни многих семей, ослаблением социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, число таких подростков постоянно увеличивается, но и в связи с вариативностью моделей девиантного поведения, а также их обусловленностью врожденными и социально-приобретенными особенностями. Сегодня в России социальная значимость этой проблемы подтверждается следующими данными: в размерах страны наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которое проявляется в жестокости, повышенной агрессии, воровстве, хулиганстве, ранних сексуальных связях, проституции несовершеннолетних, наркомании, токсикомании, алкоголизме, курении, попрошайничестве, тунеядстве, вандализме, бродяжничестве, суицидальном поведении и т. п.; ежегодно несовершеннолетними совершается 100 тыс. правонарушений (И.С.Ганишина, 2004). Несмотря на то, что в последнее время вышел ряд работ по девиантному поведению подростков (В.Д.Менделевич, 2001; Т.В.Корнилова, Е.Л.Григорьева, С.Д.Смирнов, 2005; Л.Б.Шнейдер, 2005), вопрос о предпосылках и факторах отклоняющегося поведения детей и подростков остается открытым.

Процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни, непосредственно влияют на изменение нравственного сознания индивида, его ценностных ориентации. Особенно восприимчивой к внешнему воздействию социально-демографической группой является молодежь, активно усваивающая доминирующие культурные стереотипы. Несмотря на кажущееся разнообразие существующих ценностных установок, которые молодой человек вправе принять или отвергнуть, в настоящее время в России сложились определенные социально одобряемые поведенческие стандарты: самостоятельность (критерием которой выступает материальная обеспеченность) и способность к адаптации (поведенческая гибкость) в любых условиях. Можно говорить о возведении дарвиновских эволюционных законов в область государственной идеологии, которая активно внедряется в сознание населения с помощью СМИ. И если самостоятельность и адаптация переходят в ранг терминальных ценностей, то инструментальные, как правило, человек устанавливает сам, ограничиваясь зачастую исключительно нормами права и не обременяя себя соображениями морали. Статистика указывает на возрастание социальных болезней в молодежной среде и подростковой преступности, оптимальным методом борьбы с данными формами социального зла провозглашается профилактика. Но предварительное информирование, например, о последствиях употребления психоактивных веществ, проводится в средних и высших учебных заведениях бессистемно, а слоганы рекламных акций (например, «скажи наркотикам «НЕТ») становятся формальным атрибутом неких представлений, и, разумеется, не могут достичь поставленной цели. Единственно действенной программой снижения деструктивных тенденций в молодежной среде будет та, которая основывается на знании ценностных установок подростков и молодежи, предопределяющих их поведение.

В проблеме асоциального поведения подростков одним из факторов, обусловливающих формирование и развитие этого способа поведения, усвоение его моделей, являются семейные отношения. Реакция родителей, принципы, типы и специфика отношений между родителями и их детьми, стиль семейного руководства и т. д. могут оказаться важными факторами, предопределяющими асоциальное поведение ребенка в семье и вне ее, и влияющими на его отношения с другими людьми в зрелые годы. Различные формы девиантного поведения свойственны не только подросткам, воспитывающимся в неблагоприятных социально-средовых условиях, но и подросткам из так называемых «благополучных» семей.

У подростка еще нет осознанной позиции по отношению к ценностям определенной группы и общества в целом. Отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов. Хорошо это или плохо? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. У тех подростков, у которых уже сформированы позитивные морально-этические представления, в связи с такой зыбкостью идеалов при неблагоприятных условиях система ценностей может поменять знак с плюса на минус. Вместе с тем, у тех подростков, у которых наметилась направленность в сторону асоциальных форм поведения и которые имеют прямую зависимость от незрелых ценностных ориентаций, при благоприятных условиях морально-нравственная позиция сможет поменять направление в позитивную сторону. У подростков, в первую очередь, не сформирована устойчивая система ценностей, а также недостаточно развита саморегуляция поведения. Но, к сожалению, такое сочетание этих морально-психологических особенностей может привести к асоциальным формам поведения подростка в реальности.

Особенностью детско-родительских отношений являются недостаточно сформированные способы воздействия родителей на своих детей. Положительные желания родителей часто воспринимаются детьми в негативной отвергающей форме, то есть, помощь родителей воспринимается подростками как посягательство на их самостоятельность и свободу. Это, скорее всего, связано с тем, что методы, используемые родителями при воспитании своих детей еще не так давно, сейчас уже морально устарели. Поэтому подростки относятся к такому воспитанию неадекватно, с точки зрения желаний их родителей.

Общеизвестно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых, но в современном обществе эти ценности подвергаются пересмотру, что, к сожалению, происходит в крайне нестабильной социальной, экономической, политической и психологической обстановке. Сейчас не только потеряны все прошлые идеалы, но и отсутствуют значимые общественные силы, которые бы утверждали новые нормы, вызывающие доверие людей, в том числе детей и подростков. Этот вакуум заполняется чисто прагматической идеологией. В наше время, например, такое понятие как «воровство» во многом перестало носить негативный характер(Селифанов А.И., 2003). Для одних это способ выживания, для других – средство достижения цели. СМИ показывают, как живут люди, получившие состояние далеко не самым честным путем, и их полную безнаказанность и т. д. Именно такое представление о жизни может показаться подростку более чем заманчивым.

Хотя подростковый возраст (начиная с 14 лет), по наблюдению многих исследователей, к сожалению, является наиболее криминогенным, тем не менее, он благоприятен для профилактических мер воздействия, поддается коррекции, что дает надежду на предотвращение потенциальных преступных действий со стороны подростков. Специализированная психологическая помощь должна быть направлена как на коррекцию интеллектуальной сферы, так и на коррекцию личности, коррекцию вей системы социальных связей подростка. Именно поэтому так важны серьезные исследовательские разработки в этой области.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.