Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности процесса управления использованием РЧС в РФ





В соответствии с федеральным законом «О связи» регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечиваетсяв соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и техническихмероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра инаправленных наускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектрав социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Цели, задачи и методы управления использованием РЧС представлены на рисунке 1.

 


Управление использованием РЧС
Основные задачи и функции управления использованием РЧС  
Распределение и выделение РЧС
Назначение частот, сертификация, лицензирование
Разработка стандартов и норм
Обеспечение МПЗ, координация ЧП
Контроль за использованием РЧС
Основные методы управления использованием РЧС
Технические  
Экономические
Обеспечение управления использованием РЧС
Основные цели управления использованием РЧС  
Гармонизированное (согласованное с международной практикой) использование РЧС  
Эффективное использование РЧС  
Правовое обеспечение
Методическое обеспечение
Информационное обеспечение
Программное обеспечение
Рисунок 1. Управление использованием РЧС
Административные
Частотное обеспечение текущих и перспективных потребностей существующих и новых радиотехнологий  



В РФ существует целый ряд основополагающих документов по управлению РЧС. Прежде всего, к ним относится Регламент радиосвязи РФ с входящей в него Таблицей распределения полос частот между радиослужбами. Также к этим документам относятся частотные планы, утвержденные Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ) для ряда радиослужб.

На рис. 2 представлена двухуровневая структура системы управления использованием спектра в РФ. В соответствии со статьей 22 ФЗ «О связи», управление использованием РЧС на первом уровне осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ). В ее состав входят представители практически всех министерств и ведомств, При этом основной задачей ГКРЧ является обеспечение эффективного и надлежащего использования радиочастотного ресурса, находящегося под юрисдикцией РФ, в интересах всех пользователей в соответствии с установленными приоритетами. Для решения этой задачи ГКРЧ осуществляет следующие основные функции:



- организация разработки концептуальных основ распределения и использования радиочастотного спектра в РФ и общей технической политики в области управления использованием спектра;

- обеспечение доступа пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов.

 

Для обеспечения реализации этих функций ГКРЧ предоставлены различные полномочия, наиболее важными из которых являются следующие:

- внесение предложений по формированию государственной политики в области распределения и использования радиочастотного спектра;

- распределение радиочастотного спектра в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами РФ и планом перспективного использования радиочастотного спектра РЭС;


Первый уровень

 

 

Администрация связи России (Мининформсвязи РФ)
Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ)
Научно-исследовательские организации
Радиочастотные органы министерств и ведомств
УГСН в субъектах РФ (77)
Департамент междуна-родного сотрудни-чества
Департамент государственной политики в области инфокоммуникационных технологий
Департамент государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса
Федеральное агентство связи
Федеральная служба по надзору в сфере связи
 
 



 

 


Второй уровень


Центры анализа ЭМС

Органы государственного надзора за связью и информатизацией в субъектах РФ
Радиочастотная служба
Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ)
Радиочастотные центры федеральных округов (7) (РЧЦ ФО)
Мининформсвязи
Минобороны
Управление контроля за излучениями РЭС и ВЧУ
Управление частотных присвоений и подтверждения средств связи

 


Рис. 2. Система управления использованием спектра в России


 

- выделение полос частот для использования, в том числе в целях разработки, модернизации, производства в РФ и (или) ввоза на территорию РФ РЭС и ВЧУ различного назначения, а также установление условий использования полос частот для РЭС, используемых в конкретных радиотехнологиях;

- установление доступного для оказания услуг связи радиочастотного спектра и наличия ограничения количества операторов связи для работы в этом спектре на заданной территории РФ;

- установление радиочастотного спектра, минимально необходимого для реализации оператором связи заявленной радиотехнологии и достаточного для оказания услуг связи с заданным качеством определенному числу потенциальных абонентов соответствующей сети связи;

- определение необходимости проведения научно-исследовательских работ в области использования радиочастотного спектра и обеспечения ЭМС РЭС различных радиослужб, определение путей повышения эффективности использования радиочастотного спектра, а также рассмотрение результатов этих работ и принятие по ним соответствующих решений;

- установление критериев и методов оценки ЭМС РЭС в целях распределения и использования радиочастотного спектра;

- утверждение норм параметров радиоизлучений (приема) РЭС, влияющих на их ЭМС с другими РЭС, и норм параметров защиты приемных устройств РЭС от радиопомех.

На втором уровне (см. рис. 2), обеспечиваемом Государственной радиочастотной службой (ГРЧС) при Министерстве информационных технологий и связи РФ, осуществляется назначение номиналов частот для РЭС. Эти государственные организации совместно с РЧО Министерства обороны (Минобороны) РФ и Службой специальной связи и информации при ФСО, а также ведомственными институтами и подразделениями, осуществляют управление и обеспечивают научно-техническое обоснование решений по управлению использованием РЧС, участвуют в решении практических вопросов радиочастотного обеспечения и радиоконтроля в отрасли связи.

При этом ГКРЧ, определяет общую стратегию использования РЧС министерствами, ведомствами, организациями, юридическими и физическими лицами.

ГРЧС, в состав которой входят Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) и Радиочастотные центры (РЧЦ) федеральных округов, осуществляет регулирование использования радиочастот и РЭС (ВЧ-устройств) гражданского применения с учетом обеспечения их ЭМС с РЭС различного применения в РФ.

РЧО Минобороны и Спецсвязи РФ осуществляют согласование использования радиочастот РЭС гражданского применения с учетом обеспечения их ЭМС с РЭС военного и специального назначения.

Органы государственного надзора за связью и информатизацией в субъектах РФ решают задачи по выявлению и пресечению незаконного использования радиочастот и РЭС.

Научно-исследовательские организации РФ гражданского и военного подчинения выполняют работы, необходимые для обеспечения выполнения упомянутыми выше государственными организациями и радиочастотными органами возложенных на них задач.

Таким образом, основная роль в управлении РЧС в РФ отводится ГКРЧ. Эта Комиссия обладает всей полнотой полномочий в этой области. В составе ГКРЧ представлены практически все министерства и ведомства, так или иначе вовлеченные в процесс использования РЧС (МО, МВД, Минюст, Федеральное космическое агентство, ФСБ, и др.).

ГКРЧ осуществляет выделение полос радиочастот на основе требований и условий распределения и использования полос частот, которые определяются ТРЧ в РФ. Это выделение осуществляется ГКРЧ по результатам рассмотрения на своих заседаниях материалов соответствующих заявлений граждан РФ или российских юридических лиц. При этом обязательно учитываются результаты работы по оценке электромагнитной обстановки на заявленной территории и определению доступных полос радиочастот. Эти работа проводятся по техническим заданиям Федерального агентства связи (ФАС) и по согласованию с МО, ФСО и ФСБ. В результатах этой работы указываются доступные на заявленной территории полосы радиочастот, допустимые технические данные заявляемого РЭС, минимально допустимая полоса частот для его работы и другие сведения. По результатам указанной работы принимается решение ГКРЧ, в котором указываются полосы частот, доступные на заявляемой территории для заявляемых РЭС и условия использования этих полос частот, условия обязательного подтверждения установленных требований к РЭС и другие сведения. Выделение полос радиочастот осуществляется ГКРЧ на срок до 10 лет.

Решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот не дает право на их использование РЭС. Это право дается ФАС по заключению радиочастотной службы о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов. При этом Россвязь проводит экспертизу с целью определения возможности использования РЭС и ЭМС с действующими и планируемыми к размещению РЭС гражданского назначения, обеспечивает международной процедуры координации использования радиочастотных присвоений и орбитальных позиций КА, а также осуществляет регистрацию присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов. В ходе проведения этой экспертизы выполняется также формирование частотно-территориальных планов с привлечением при необходимости соответствующих уполномоченных организаций МО, ФСБ и ФСО. В частности, места размещения стационарных РЭС гражданского назначения в обязательном порядке согласуются с ФСО и ФСБ на территории Москвы и Санкт-Петербурга.

В таблице 1 показаны задачи управления использованием РЧС, которые условно могут быть разделены на три категории, отражающие особенности используемой терминологии по вопросам управления РЧС.

 

Таблица 1

В соответствии с терминологией МСЭ В соответствии с терминологией, принятой в разрешительных документах Государственной радиочастотной службы В соответствии с терминологией, принятой в научной литературе по управлению использованием РЧС
Allocation (распределение) Распределение РЧС Стратегическое (перспективное) планирование использования РЧС
Allotment (выделение) Выделение полос радиочастот   Текущее планирование использования РЧС
Assignment (назначение) Присвоение (назначение) радиочастот Оперативное планирование использования РЧС

 

Задачи перспективного планирования связаны с перераспределением полос частот между радиослужбами. Их решение отражается в международных и национальных таблицах распределения полос частот.

На национальном уровне решение этих задач осуществляется путем формирования заинтересованными организациями (ведомствами страны, ведущими операторами систем связи и др.) потребностей в РЧС для отдельных радиослужб в различных участках спектра, экспертизы этих потребностей с целью определения возможности их удовлетворения по условиям обеспечения ЭМС РЭС. При этом обязательно принимается во внимание необходимость гармонизации национальных и международных распределений частот.

При текущем планировании осуществляется выделение полос (номиналов) частот разрабатываемым (модернизируемым, планируемым к закупке) радиосистемам и типам РЭС. Как правило, решение этой задачи осуществляется в рамках ограничений, предусмотренных международным и национальным распределением полос частот между радиослужбами. В отдельных случаях обеспечение частотным ресурсом новых радиосистем или РЭС может потребовать, как, например, в случае с системой подвижной связи 3-го поколения (3G), корректировки международной и национальных таблиц распределения частот между радиослужбами.

Основное содержание оперативного планирования использования РЧС состоит в назначении (присвоении) частот РЭС для эксплуатации. В результате оперативного планирования определяются условия и продолжительность использования определенных частот теми или иными средствами (системами) в конкретных территориальных районах или местах их размещения, а также порядок контроля технических характеристик и параметров этих средств и надлежащего использования ими РЧС. В том случае, если РЭС размещаются в приграничных районах, то дополнительно решаются задачи международно-правовой защиты и координации частотных присвоений этим РЭС с администрациями связи иностранных государств.

Следует отметить, что система управления использованием РЧС в России с учетом изменений в ней, предусматриваемых Федеральным законом «О связи», в основном, отвечает современным требованиям. Однако «наследие» прошлого, концентрированно выраженное в фактической принадлежности РЧС (более 90% освоенной части спектра) одному ведомству (Министерству обороны) нивелирует позитивные изменения в системе управления использованием РЧС. Опыт показывает, что решение данных проблем в современных условиях в сильной степени зависит от возможностей (прежде всего экономических) реализации конверсии РЧС, перехода от административных к рыночным механизмам управления использованием РЧС, законодательного ввода принципа платности использования радиочастотного спектра и решения основополагающих вопросов использования спектра, связанных с его мониторингом, учетом, распределением, контролем, перспективным и текущим планированием радиочастотного спектра.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.