Сделай Сам Свою Работу на 5

Рыночный спрос. Закон спроса.





Товар и его стоимость

Товар. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Трудовая теория стоимости. Конкретный труд. Абстрактный труд. Общественно необходимое рабочее время. Производительность труда. Интенсивность труда. Простой труд. Сложный труд. Теория предельной полезности. Предельная полезность. Затратная (факторная) теория стоимости. Закон стоимости. Стоимость.

Товар– это продукт труда, который имеет стоимость и распределяется в обществе с помощью обмена, купли-продажи; всё, что позволяет удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.Товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и способностью обмениваться на другие товары. Способность товара удовлетворять потребность определяет его потребительную стоимость. Потребительная стоимость – полезность вещи, как предмета потребления, наличие у неё свойств и качеств, позволяющих удовлетворять человеческие потребности.Способность товара обмениваться на другие товары в определённых пропорциях определяет его меновую стоимость.



Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться на другой товар в определённой пропорции, находящее своё выражение в денежной стоимости, в цене товара.

Трудовая теория стоимостисформировалась в течение ХVIII и XIX веков. Разработали представители классической буржуазной политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо), в дальнейшем большой вклад в развитие трудовой теории стоимости внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Суть теории:стоимость товара определяется величиной затрат труда на его производство».

Труд конкретный(полезный)– целесообразное расходование человеческой рабочей силы, направленное на создание потребительной стоимости. Виды исходя из:цели, производственные операции, применение орудий и предметов труда, профессионально квалификационные свойства и навыки работников, результаты. Труд абстрактный– специфическая общественная форма труда, расходование физиологической человеческой рабочей силы – затраты физической, умственной, нервной энергии. Труд абстрактный обнаруживается только в сфере обмена, поскольку это труд вообще, который представляет собой обезличенный, однородный, соизмеримый труд, воплощённый в произведённом товаре.



Общественно необходимое рабочее время– это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление товаров:1) при общественно нормальном (господствующем) состоянии производства; 2) при средней квалификации (умелости) работников; 3) при средней интенсивности труда. На величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из которых являются: производительность, интенсивность и сложность труда. Производительность труда– плодотворность, эффективность деятельности людей в процессе создания материальных благ и услуг. Она выражается количеством продукции,выпущенной в единицу времени или количеством времени, затраченного на производство единицы продукции.

Интенсивность труда –характеризует напряжённость работы,отдачу от трудовых ресурсов в единицу времени. Более интенсивный труд –большая стоимость в единицу времени, и большее кол-во продуктов. Труд делится на виды: Труд простой– труд работника, который не обладает квалифицированной подготовкой. Труд сложный– труд работника, обладающего определённой специальной подготовкой, квалифицированный труд.(простой труд возведенный в степень).

В середине трети XIX века произошла так называемая маржиналистская революция, и с этого момента стала развиваться теория предельной полезности(рассматривается с точки зрения потребителя). Теория предельной полезности–стоимость товаров рассматривается как субъективная категория и цены определяются предельной полезностью тех или иных благ. Разработчиками теории предельной полезности были К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, Дж. Б. Кларк. Они считали, что стоимость, как ценность товара для потребителя определяется степенью его полезного эффекта.



Ценность товара зависит от двух основных факторов: от имеющегося запаса данного блага (редкости) и от степени насыщения потребности в нём. Ценность (стоимость) благ определяется ихпредельной полезностью. Предельная полезность – это приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу (в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными).

Затратная (факторная) теория стоимости, представленная в трудах Дж. Милля, Ж.Б. Сэя, А. Маршалла и других авторов. Суть: стоимость представляет собой величину затрат всех факторов (ресурсов) на производство товара (услуги).

Закон стоимости: С увеличением цены повышается эффективность деятельности предпринимателя, но при её снижении товаропроизводитель вынужден принимать меры по уменьшению своих затрат. Закон выполняет 3 функции: 1) стимулирующую:стимулирует предпринимателей к снижению затрат, внедрению ресурсосберегающих и новых высоких технологий; 2) санирующую: через банкротство выталкивает с рынка неконкурентоспособного производителя.3) регулирующую: через соотношение индивидуальных и общественно необходимых затрат обеспечивает рациональное распределение между различными отраслями экономики средств там, где можно получить более высокий доход. Стоимостьсостоит: 1) цена товара; 2) затраты денежных средств на приобретение товара, на выполнение работ и услуг, на получение благ; 3) овеществлённый в товаре труд.

№12.Условия возникновения и механизм функционирования рынка

Рынок. Структура рынка. Конъюнктура рынка. Условия нормального функционирования рынка. Трансакционные издержки. Рыночная инфраструктура. Рыночный механизм. Функции рынка. Преимущества и недостатки рынка. Конкуренция. Функции конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Недобросовестная конкуренция.

Рынок– это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.

Структура рынка – это специфическое устройство рынка:число и размеры действующих на нём фирм, доступность рыночной информации, степень сходства либо различия товаров разных предприятий, условия вхождения в отрасль. Рынки делят : По виду товара (рынки сырья, материалов, драгоценностей, недвижимости, средств производства,валюты, ценных бумаг, труда и т.д.)По территориальному признаку (рынки местные, региональные, национальные и мировой).По характеру заключаемых сделок (оптовые, мелкооптовые и розничные).По уровню регулируемости (регулируемые и нерегулируемые (свободные). По степени влияния отдельного продавца (покупателя)( рынки совершенной и несовершенной конкуренции)По состоянию конъюнктуры выделяют рынки с высокой и низкой.

Конъюнктура рынка – это ситуация, характеризуемая соотношением уровней спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Условия нормального функционирования рынка: 1. Общественное разделение труда и специализация. Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией. Специализация позволяет производить продукцию при относительно меньших альтернативных издержках, что даёт ощутимые конкурентные преимущества на рынке. 2. Экономическая обособленность участников обмена.Обеспечивается при наличии технологии, которая даёт производителю возможность самостоятельно производить продукт, на котором он специализируется. 3. Наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативнойи т.д.). Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей. 4. Приемлемый уровень трансакционных издержек. Издержки трансакционные – операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные,сопряжённые затраты, связанные с организацией дела, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков, заключением и оформлением контрактов, лицензий,обеспечением получения прав, юридической защиты, преодолением барьеров входа на рынок. 5. Свобода предпринимательства. Чем менее скован производитель, предприниматель, тем более развит рынок. 6. Наличие рыночной инфраструктуры как совокупности хозяйственных форм, обеспечивающих движение товарных, денежных, финансовых и информационных потоков.Рыночная инфраструктура –система учреждений и организаций (банков, бирж, страховых компаний, консультационных фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, что-бы успешно функционировала экономика в целом.Все независимо принимаемые решения координирует рыночный механизм(совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношений, включающих в себя спрос, предложение, цены, налоги, конкуренцию)Регулирующей и контролирующей силой в рыночном механизме высупает конкуренция. Функции рынка:1. ценообразующая – под воздействием спроса и предложения формируется цена на товар или услугу. 2) распределительная – рыночный механизм направляет экономические ресурсы на производство необходимой потребителям продукции.3) координирующая – рыночный механизм обеспечивает сбалансированность производства и потребления за счет спроса. 4) стимулир,ующая – рынок способствует совершенствованию технологий, 5) санирующая-избавление от предприятий производящих не нужную продукцию. К преимуществам рынка можно отнести:успешное функционирование при наличии ограниченной информации, эффективное распределение ресурсов, высокая устойчивость благодаря гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям, оптимальное использование результатов НТР., свобода выбора и действий потребителей и производителей. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, улучшению потребительских свойств продукции, более быстрому изменению ассортимента товаров с учётом запросов потребителей. Недостатки: 1.не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, 2.не обеспечивает защиту окружающей среды, 3.не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, рыбных богатств океана), 4.не создаёт стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.п.); 5. не обеспечивает проведение фундаментальных исследований в науке, 6.порождает масштабную дифференциацию в доходах, расслоение общества по уровню достатка и благосостояния; 7.не гарантирует гражданам права на труд, не обеспечивает перераспределения доходов с целью поддержки социально необеспеченных слоёв населения.,8.подвержен нестабильному развитию, которое сопровождается безработицей и инфляционными процессами. Решение этих проблем берет на себя государство.

 

13.Происхождение и виды денег

Деньги - универсальное орудие обмена, особый товар, наделенный свойством всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров Происхождение денег - До появления денег был бартер - прямой безденежный обмен товарами. Постепенно золотые и серебряные монеты вытеснили остальные товары из обращения в качестве денег. Это связано с удобством их хранения, дробления и соединения.Существуют две теории происхождения денег:1. рационалистическая - деньги возникли как результат соглашения между людьми, которые изобрели их в виде специального инструмента, служащего для передвижения стоимостей в меновом обороте;2. эволюционная - деньги появились в результате эволюционного процесса, который сам по себе, независимо от желания людей, привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место.Эми́ссия денег- выпуск в обращение новых денег, который приводит к увеличению всей денежной массы в обращении.Эмиссия наличных денег – выпуск наличных денег центральным банком страны в целях увеличения денежной массы в обращении для обеспечения экономики законными платежными средствами. Часто под эмиссией налич­ных денег

Депозитная эмиссия денегпредставляет собой увеличение центральным банком своих кредитных вложений путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах кредитных институтов.

Товарные деньги — деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью(скот, зерно, меха, жемчужины, ракушки и т. п.),монеты. Металлические деньги -деньги, находящиеся в обращении в виде металлических монет.Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. Монометаллизм — денежная система, в основе которой лежит один металл. В зависимости от вида металла монометаллизм может быть золотой, серебряный и медный. Полноценные деньги - это вид денег, представляющий собой денежные знаки, покупательная способность которых прямо или косвенно основана на стоимости драгоценного металла, например золота или серебраНеполноценные деньги - это заместители полноценных де­нег, денежные знаки, собственная стоимость которых не­значительна и, как правило, не соответствует их номи­налу. Например, 100-долларовая банкнота США обходится в 4 цента

Бумажные деньги — 1. Законное средство платежа в форме банкнотов. 2. Банкноты и любые виды ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве денег, например чеки, векселя простые векселя.Кредитные деньги — это форма денег, представляют собой неразменные на золото банкноты центральных банков и на их основе — банковские депозиты.Нали́чные де́ньги — валюта одной из стран в каком-либо физическом представлении у конкретного физического или юридического лица(купюры, монеты)

Безналичные ден. ср-ва — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Электронные деньги- платежные средства, представленные и обращаемые в электронном виде, оборот которых гарантирует анонимность сторон, участвующих в расчетах: безналичные расчеты между продавцами и покупателями, банками и их клиентами, осуществляемые посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки.

 

 

14. Функции денег — это концентрированное выражение их роли в хозяйстве

Ф-я денег как средства обращения- Деньги в данной функции выступают в качестве посредника при обмене товаров. Первоначально происходил непосредственный обмен товара на товар (Т-Т). Появление денег означало изменение формы обмена: товар сначала продается за деньги, а затем на вырученные деньги товаропроизводитель покупает необходимый ему товар (Т-Д-Т).

Ф-я денег как мера стоимости – эта функция денег заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Как всеобщий эквивалент деньги определяют стоимость всех товаров.

Ф-я денег как средства платежа возникла в связи с развитием кредитных отношений в капиталистическом хозяйстве. Деньги как средство платежа используются при продаже товаров в кредит, необходимость которой связана с неодинаковыми условиями производства и реализации товаров, разной продолжительностью их производства и обращения, сезонным характером производства, а также при выплате заработной платы рабочим и служащим.

Ф-я денег как средства накопления - способность денег использовать соответствующую стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки. Эта функция денег является следствием их абсолютной ликвидности.

Инфля́ция-овышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Закон денежного обращения -экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения.

Ликви́дность — экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.

Кредитная форма накопления- Особенность кредитных денег как средства накопления состоит в том, что они накапливаются в процессе постоянного обращения. Кредитные деньги выполняют данную функцию прежде всего для осуществления расширенного воспроизводства, когда нужно накопить необходимую для капитализации определенную денежную сумму.

Тезаврация -хранение сбережений в виде золота (в слитках, монетах или драгоценных изделиях), реализация функции денег как средства накопления

Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство. Мировыми деньгами обычно считают резервные валюты (в настоящее время это доллар США, швейцарский франк, евро, английский фунт, японская иена).

Свобо́дно конверти́руемая (обрати́мая) валю́та — валюта, для которой нет ограничений по совершению валютных операций.

Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.Девальва́ция — уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта. В современных условиях термин применяется для ситуаций официального снижения курса национальной валюты по отношению к твёрдым валютам в системах с фиксированным курсом валюты, устанавливаемым денежными властями.Ревальва́ция — повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, международным счётным денежным единицам, золоту. Действие, противоположное девальвации.

 

Рыночный спрос. Закон спроса.

Спрос (demand)– это подкреплённое денежным потенциалом желание, намерение потребителей приобрести какой-либо товар.

Величина спроса– это количество товара, которое потребитель желает и в состоянии приобрести по определённой цене в течение определённого периода времени.

Индивидуальный спрос– это спрос отдельного покупателя на определённый товар.

Рыночный спрос– это суммарный спрос всех покупателей на данном рынке.

Совокупный спрос– это спрос на всех рынках определённого товара либо на все изготовляемые и продаваемые товары.

Цена спроса– это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определённое количество товара или услуги в данное время на данном рынке.

Спрос на товары и услуги зависит от ряда факторов (детерминант),к которым относятся:

- цена на данный товар или услугу (Р);

- доходы потребителей (I);

- цены на товары-субституты, заменяющие данные товары в потреблении (Рs), чай и кофе.

- цены на товары-комплементы, дополняющие данные товары в потреблении (Рc), например, бензин и автомобили, сахар и ягоды.

- вкусы и предпочтения покупателей (Z), определяемые модой, традициями, привычками.

- общее число покупателей или размер рынка (N).

- ожидания покупателей, включая инфляционные (W).

- прочие факторы (B), включающие в себя рекламу, государственные закупки и т.д.

С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде: QD = f (P, I, Рs, Рс, Z, N, W, B).

Функция спроса(demand function) – количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами).

QD = f (Pi), Где: QD – величина спроса на товар i; Pi – цена анализируемого товара i.

Обратная зависимость цены от величины спроса соответственно называется обратной функцией спроса и имеет вид: Pi = f (QD).

Кривая спроса– представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос.

а – линейная зависимость; б – нелинейная зависимость

Закон спроса– чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него при прочих равных условиях.

Эффект замещения (substitution effect)– изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими.

Эффект дохода (income effect)– воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя и на количество продукта, которое он приобретает, приняв в расчёт эффект замещения.

Нормальный товар– товар, спрос на который растёт при росте доходов потребителя.

Аномальный товар– товар, спрос на который снижается по мере роста доходов потребителя.

Изменение объёма спроса и сдвиг кривой спроса:

а – изменение цены – перемещение по кривой спроса;

б – изменение неценовых факторов – сдвиг кривой спроса

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.