Проблема экономического выбора
В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:
1. Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве)
2. Как производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии)
3. Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества)
Проблемы что, как и для кого производить по-разному решаются в различных экономических системах:
§ В традиционной системе все проблемы экономики решаются на основе обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение.
§ Командная экономика — все вопросы решает государство на основе государственной ответственности и централизованного планирования и распределения.
§ В рыночной системе проблемы что, как и для кого решаются на экономической основе.
Современную экономику сложно определить как регулируемую, смешанную, где регулирование осуществляет государство и монополии, а смешанный характер экономики определяется наличием в ней частного и государственного сектора.
Вопрос 7. Неопределенность и риск.
Й. Шумпетер отмечал в своей «Истории экономического анализа», что многие авторы развивали идею Д. Рикардо о связи прибыли с риском, но наиболее удачно это сделал именно Ф. Найт, который сделал 2 важных открытия:
· провел разделение между страхуемыми рисками и нестрахуемой неопределённостью;
· связал нестрахуемую неопределённость с быстрыми экономическими переменами.
В определении Ф. Найта, риск является измеримой неопределённостью. Ученый отмечает также, что существует два вида дохода: доход по контракту, или рента; а также остаточный доход или прибыль. При наличии неопределенности невозможно установить, какая часть дохода относится к тому или иному виду.
Одним из главных источников неопределённости Ф. Найт считает совершенствование производственных процессов, методов организации и т. д., отмечая при этом, что степень предсказуемости возрастает в том случае, если новые знания возникают в результате целенаправленных размышлений, исследований и экспериментов.
Среди механизмов, способствующих уменьшению неопределенности (трансформацию в измеримый риск), американский экономист выделяет:
· страхование;
· сбор информации о деловой конъюнктуре;
· приобретение подробных инструкций, предназначенных для непосредственного руководства целенаправленным поведением (продажу подобного рода инструкций осуществляется юристами, проповедниками, преподавателями, всевозможными экспертами и консультантами);
· распределение неопределённости между различными альтернативами.
Вопрос 8. Ассиметричность информации.Рынок лимонов.(подержанные авто)
Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.
Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других. Как правило, продавец продукта знает о товаре больше, чем покупатель. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары будут вытеснять высококачественные с рынка. Это явление принято определять как отрицательный отбор. Он состоит в том, что в условиях асимметричной информации участники сделок отличаются в худшую сторону от тех, кто в них не участвует. Пример: рынок страхования. Риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Страховые компании поднимают цену страховки, чтобы снизить количество страхующихся здоровых людей.
Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования
Отрицательный отбор на рынках с асимметричной информацией приводит к вытеснению качественных товаров товарами более низкого качества. Тем самым рынки качественных товаров, находятся под угрозой, и могут исчезнуть. Отсюда следует непременная необходимость борьбы с асимметрией рынка. Для снижения эффекта отрицательного отбора, используются различного рода рыночные сигналы, которые стремятся к обеспечению реализации двух принципов:
· 1. Принцип труднодоступности подделки, т.е. сигналу участника рынка будут доверять другие участники, если его очень сложно (или нецелесообразно) подделать.
· 2. Принцип полного раскрытия. Если одни лица используют сигналы, соответствующие благоприятной информации о них, то их соперники будут вынуждены раскрыть свою информацию, даже если она не настолько благоприятна.
Кроме работы по стандартизации и сертификации, огромное влияние на рынок оказывает репутация фирмы как поставщика продукции высокого качества. Государство должно всячески содействовать возникновению и развитию фирм, которые заботятся о качестве продукции.
Проблемы
Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:
· проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);
· проблема риска недобросовестности (moral hazard);
· проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).
Рынок лимонов.
Американский экономист, профессор Джордж Акерлоф снискал мировую известность, а затем и получил Нобелевскую премию (2001 г.) за «анализ рынков с несимметричной информацией». Такое признание принесла ему прежде всего статья «Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм». Суть исследуемой проблемы Акерлоф излагает в ней так: «Время от времени можно слышать рассуждения или недоуменные замечания по поводу значительной разницы в ценах на новые автомобили и автомобили, которые только что покинули витрины торговых залов. Обычное объяснение этого феномена сводится к тому, что указанная разница представляет собой плату за удовольствие от обладания "новым" автомобилем. Мы предлагаем иное объяснение. Предположим (ради простоты, а не реалистичности), что автомобили классифицируются всего по двум признакам: с одной стороны, новые и подержанные, с другой – хорошие и плохие (в Америке последние называют "лимонами"). Новая машина может быть хорошей, но может оказаться и "лимоном"; разумеется, то же самое верно и для подержанных машин. Приобретая новый автомобиль, индивид заранее не знает, что он покупает – хорошую машину или "лимон". Однако ему известно, что с вероятностью q данная машина окажется хорошей, а с вероятностью(1-q) – плохой; предполагается, что q – это доля хороших машин среди всех произведенных, а (1-q) – доля "лимонов". Вместе с тем владелец автомобиля, пользовавшийся им какое-то время, способен лучше разобраться в том, что за машина ему досталось, т.е. он присваивает новую вероятность тому, что его автомобиль – "лимон"»1.
Эта новая оценка более точна, чем первоначальная. Таким образом, возникает асимметрия доступной информации, поскольку продавцы теперь знают о качестве машин больше, чем покупатели. В то же время и хорошие, и плохие автомобили все равно должны продаваться по одной цене, ибо покупатель не может отличить хорошей машины от плохой. Очевидно, что подержанный автомобиль не может оцениваться так же высоко, как новый – иначе владельцам "лимонов" было бы выгодно продать свои машины, а затем по той же цене купить новые, вероятность которых оказаться хорошими (q) выше, а плохими – ниже. А раз так, то владелец хорошей машины оказывается в неблагоприятном положении: он не только не может продать свою машину по ее истинной стоимости, не может даже получить ожидаемую стоимость своей новой машины. Постепенно среди предлагаемых на рынке машин большинство будут составлять "лимоны", а хороших машин может не оказаться вовсе... "Плохие" машины имеют тенденцию вытеснять с рынка "хорошие". Плохие машины вытесняют хорошие, потому что и те и другие продаются по одной и той же цене… Плохие автомобили продаются по той же цене, что и хорошие, в связи с тем, что покупатель не может отличить их друг от друга (качество известно только продавцу).
…Выше мы показали, что плохие автомобили могут вытеснить с рынка хорошие. В более общем случае различия в качестве товаров могут иметь еще худшие последствия. Ведь вполне вероятно такое развитие событий, когда плохие автомобили вытесняют с рынка "не совсем плохие", "не совсем плохие" вытесняют машины среднего качества, которые вытесняют "не совсем хорошие", а те, в свою очередь – хорошие, так что рынок полностью прекратит свое существование». Тенденцию ухудшающего отбора, развивающуюся в условиях информационной асимметрии, Акерлоф исследует не только на примере рынка подержанных автомобилей, но и на примере страховой медицины, рынка занятости среди национальных меньшинств, кредитных рынков развивающихся стран.
Диагноз ухудшающего отбора ставит рынку культуры А.Б. Долгин в книге «Экономика символического обмена». К симптомам этого автор относит:
- «массовый выброс продуктов сомнительного качества;
- снижение доли качественной продукции (малый процент удачных произведений;
- высокие потребительские издержки на поиск и пробу, неудовлетворенность потребителей и отток наиболее компетентных из них;
- недореализация некоторых типов продуктов из-за проблем с их дистрибьюцией/обнаружением и, как следствие, их недопроизводство;
- стягивание потребительских предпочтений к определенным сегментам культуры; узкая специализация и размежевание культурного сообщества;
- деградация вкусов;
- отток одаренных, творческих людей из сферы искусств»1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|