Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи и гипотезы исследования. Основные виды гипотез а социологическом исследовании. Проблема проверяемости гипотезы





Задачи исследования. Понятие задачи. Место и функции задач в структуре социологического исследования. Связь задач с другими элементами программы: целью, системой научных гипотез, эмпирическим объектом, средствами, методами. Использование теоретической схемы для построения системы задач. Соотношение набора задач исследования и блоков и связей теоретической схемы. Обоснование полноты перечня задач относительно цели исследования.

Классификация задач. Основная и частные задачи. Теоретические, методические, прикладные задачи, особенности их формулировки. Примеры.

Понятие гипотезы. Роль гипотезы в социологическом познании. Система гипотез как первая «модель» проектируемого результата. Отличие гипотез от доказанных фактов. Соотношение гипотез, теоретической схемы и задач исследования. Источники формирования гипотез. Фазы построения гипотез. Общие требования к гипотезе. Трудности выдвижения гипотез и их основные причины.

Основные виды гипотез: гипотезы-основания и гипотезы-следствия, первичные и вторичные гипотезы, основные и неосновные гипотезы, описательные и объяснительные гипотезы, прогнозные гипотезы, альтернативные конкурирующие гипотезы. Примеры. Проблема проверяемости гипотезы.



 

70. Принципиальный план исследования. Варианты стратегии исследовательского поиска и их цели. Процедурные особенности, характерные для каждого типа стратегии

Принципиальный (стратегический) план исследования. Основания для выбора стратегических планов.

Варианты стратегии исследовательского поиска и их цели: Разведывательный (формулятивный) план. Описательный (дескриптивный) план. Аналитико-экспериментальный план. План повторно-сравнительного исследования.

Процедурные особенности, характерные для каждого типа стратегии. Методы сбора информации.

Возможность сочетания разных стратегий в одном исследовании.

 

Понятие качества социологического исследования. Качество социологической информации. Типы ошибок, причины ошибок, меры по их предотвращению

Понятие качества исследования: составные элементы, проблема их соотношения и соответствия. Оценка качества исследования с точки зрения качества цели, качества средств, качества процесса и качества результатов, а также их отношений и соответствия. Показатели качества основных элементов исследования.



Качество социологической информации. Надежность, валидность, достоверность. Типы ошибок, причины ошибок, меры по их предотвращению. Внешний и внутренний контроль.

 

Измерение в социологии. Особенности измерения социальных объектов. Основные типы применяемых шкал, их основные характеристики и особенности их использования

Понятие измерения. Особенности измерения социальных объектов, отличия от измерения в естествознании. Социальные или квалиметрические измерения. Количественные и качественные характеристики социальных объектов, особенности подхода к их измерению.

Эталон измерения. Предпосылки поиска эталона измерения. Взаимосвязь с программой исследования. Основные стадии нахождения эталона измерения. Важнейшие ограничения квантификации первичных социальных характеристик.

Способы проверки процедуры первичного измерения на надежность. Критерии надежности: обоснованность, устойчивость, точность. Способы проверки надежности по каждому критерию.

Основные типы применяемых шкал, их основные характеристики.

Неметрические и метрические шкалы, их разновидности. Допустимые операции с числами в разных видах шкал.

 

Методы сбора информации в социологии. Классификация методов. Особенности разных методов, их взаимодополняемость

Общая характеристика методов сбора социологической информации: особенности и познавательные возможности.



Методы сбора информации: классификация методов. Особенности разных методов, их взаимодополняемость. Взаимосвязь программы исследования и методики сбора информации.

 

Методы анализа информации в социологическом исследовании

Ключевые возможности пакета SPSS как инструмента статистического анализа данных.Характеристики распределения количественных и неколичественных переменных. Способы исследования связи между разными типами переменных (количественными и неколичественными). Исследование структуры данных: кластерный и факторный анализ.

 

Наблюдение как метод сбора социологической информации, его специфика. Классификация методов наблюдения. Пути повышения надежности данных наблюдения

Обыденное и научное наблюдение. Специфика социологического наблюдения. Функции наблюдения в социологическом познании. Место наблюдения среди других методов сбора данных. Преимущества и недостатки наблюдения. Типы решаемых задач.

Программа наблюдения, ее структура. Основные этапы наблюдения. Виды наблюдения. Классификация методов наблюдения по степени формализованноти процедуры, по положению наблюдателя, по организации наблюдения, по частоте и регулярности проведения и другим основаниям. Включенное – невключенное наблюдение. Открытое – скрытое наблюдение. Типы «ролей» наблюдателя: участник, участник-наблюдатель, наблюдатель – участник, наблюдатель. Требования к наблюдателю.

Типичные ошибки при наблюдении.

 

Анализ документов в социологии: познавательные возможности и ограничения. Виды документов. Методы анализа документов. Проблемы достоверности документальных источников

Документ как источник социологической информации. Место документальных методов среди других методов сбора социологической информации. Познавательные возможности и ограничения. Достоинства и недостатки.

Типы документальных источников, используемых в социологии. Классификация документов по способу фиксирования информации, статусу документа, степени персонификации, способу получения, источнику информации, содержанию и пр.

Методы анализа документов: традиционные и формализованные.

Сущность традиционного подхода. Внешний и внутренний анализ документа. Информационная емкость и ценность документа, старение информации.

Контент-анализ в социологии. Задачи. Направления использования. Основные процедуры контент-анализа. Категории анализа, единицы анализа, единицы счета. Виды формализованного анализа содержания.

Проблемы достоверности документальной информации.

 

Сущность опросных методов. Специфика процедуры. Классификация опросных методов

Общая характеристика опросных методов. Причины распространенности опросных методов. Сущность опросных методов. Отличие от других методов сбора информации. Плюсы и минусы опросных методов.

Опрос как процедура общения исследователя с респондентом. Особенности человека как источника информации.

Основные фазы опроса.

Классификация опросных методов по характеру взаимосвязи исследователя и респондента, по степени стандартизации и формализации,по частоте проведения, месту проведения, охвату, роли в исследовании.

 

Вопрос как инструмент социологического исследования. Типы вопросов.

Типы и виды вопросов, их достоинства и недостатки. Классификация вопросов, используемых в социологии по роли в исследовании, по форме построения, содержанию, времени, форме представления вопроса и другим основаниям.

Познавательные возможности вопросов разных типов: их плюсы и минусы. Использование различных типов вопросов на разных стадиях исследования. Недостатки и ограничения разных типов вопросов.

Проблема достоверности разных типов вопросов. Формулировки вопросов и достоверность получаемой информации. Последовательность вопросов, ее влияние на характер и качество получаемой информации. Постадийное развертывание вопросов. Проблема подмены мнения респондента мнением исследователя. Тенденциозность вопросов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.