Сделай Сам Свою Работу на 5

Программа государственного экзамена





Программа

Государственного экзамена

По специальности 040201 – Социология

 

Новосибирск 2011г.

Требования к государственному экзамену выпускника

По специальности 040201 – Социология

 

Содержание государственного экзамена по специальности 040201 – Социология сформировано на основе квалификационных требований к знаниям, умениям и навыкам, а также профессиональным задачам социолога согласно ГОС ВПО по специальности 020300 – Социология, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686.

На государственном экзамене специалист-социолог должен подтвердить высокий профессиональный уровень. Он должен продемонстрировать:

- знание мировых и отечественных достижений в области теории и практики социологической науки;

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

- умение свободно ориентироваться в проблемах гуманитарных, социально-экономических и естественных наук;

- умение четко и логично излагать свои научные представления, вести аргументированную научную дискуссию;

- умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных социальных явлений;



- знание о процессе и методах эмпирического социологического исследования.[1]

Вопросы, включенные в содержательную часть государственной аттестации, проводимой в форме экзамена, охватывают фундаментальные вопросы по базовым курсам, изученным за 5 летпоследующим разделам основной образовательной программы специальности «Социология»:

ü Общая и отраслевые социологии

ü История социологии

ü Методология и методика социологических исследований

ü Методика преподавания социологии

Каждый экзаменационный билет включает в себя три вопроса из различных тематических блоков. При ответе на вопросы экзаменационного билета допускается строить ответ в произвольной последовательности.

К ответу на вопросы экзаменационного билета предъявляются следующие требования:

Логичность и концептуальная целостность, которые предполагают последовательное изложение основных аспектов, демонстрирующих уровень овладения студентом общими и специальными знаниями и представлениями по проблеме/теме.



Аргументированность суждений, которая заключается с готовности подкрепить вопрос, излагаемый в тезисной форме, достаточным количеством аргументов.

Научность, под которой понимается уровень знаний студента о современном состоянии теоретических и эмпирических исследований в рассматриваемой области социологического знания.

Наряду с соблюдением общих требований к экзаменационному ответу, можно выделить также ряд рекомендаций по формированию ответов на вопросы по основным компонентам содержания государственного экзамена.

Важным элементом ответа является соотнесение различных аспектов общесоциологического знания с именами ведущих ученых-исследователей, оказавших наиболее серьезное влияние на формирование понятийного и концептуального аппарата современной социологии.

При изложении материала по вопросам истории социологии должны применяться принципы историчности, системности и сравнительного анализа и для каждого из вопросов может быть использована следующаясхема:

· предпосылки формирования школы, теории, направления (описание исторических условий, состояния философской и социологической науки и т.п.),

· ведущие авторы, их основные работы,

· основные положения теории, направления, метода,

· оценки и дискуссионные вопросы,

· влияние на развитие социологической теории и практики.

Любая социологическая теория, претендующая на целостное видение социальной реальности, решает следующие вопросы, по которым следует строить описание любой системы социологических идей:



· методология социального познания, т.е. определение объекта, предмета, методов сбора информации и интерпретации, представление о законосообразности явлений,

· концепция социологии как науки, ее структура, задачи, соотношение с другими науками и областями знания - философией, историей, психологией, естественными науками, и др.

· концепция общества, его структуры (социальная статика),

· теория социального развития (социальная динамика).

 

Программа государственного экзамена

1. Место социологии среди других общественных наук. Структура социологического знания. Функции социологии

Современные представления об объекте и предмете социологии. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук.

Основные структурные единицы социологического знания: социокультурные и философско-методологические основания социологии; общая социологическая теория; история социологии, школы и направления социологической мысли; отраслевые социологические дисциплины; исследовательские методы и процедуры; персоналии.

Основные функции социологической науки (познавательная, мировоззренческая, прогностическая, практическая (прикладная), воспитательная и др.).

Профессиональный кодекс социолога. Правовые и нравственные аспекты профессиональной деятельности социолога.

 

2. Культура в жизни социума: основные элементы, функции проявление в жизни людей. Специфика социологического изучения культуры

Социологическое понимание культуры. Структура (морфология) и компоненты культуры.

Культурная деятельность и ее структурные элементы. Материальные носители социокультурных явлений. Духовные ценности как общезначимые символы культуры. Нормативный характер культуры. Значения, ценности и нормы в социокультурных явлениях.

Многообразие культур, массовая и специализированная культура, субкультуры. Исторические типы культурной динамики: архаический, традиционный, индустриальный, постиндустриальный. Культурное своеобразие народов и культурные универсалии. Глобализация социокультурных процессов в современном мире: минусы и плюсы. Особенности социокультурных традиций российского общества.

 

3. Политика как объект социологического исследования

Власть как объект социологического исследования. Исторические типы власти. Современная типология власти. Уровни и характер власти в условиях многоукладной экономики. Противоречия и парадоксы современной политической жизни и их отражение в социологии.

Ключевые понятия политической социологии: власть; представительные, исполнительные и судебные ветви власти и их аппарат; человек и его взаимодействие с государством, общественными объединениями — политическими партиями, движениями, организациями и ассоциациями; этнополитика; политическое лидерство и политическая элита; лоббизм; бюрократия; взаимосвязь социальной и политической стратификации; электоральное поведение; политическая напряжённость и конфликт; гражданское согласие; национальная безопасность; прогнозирование политических процессов; модернизация; управление и самоуправление в политической сфере и др.

 

4. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» всоциологии. Структура личности

Человек как биосоциальное (биосоциокультурное) существо. Человек и личность. Специфика социологического подхода к изучению личности по сравнению с философским, психологическим, антропологическим подходами. Индивид и индивидуальность.

Роль социокультурной среды (микро- и макросреды) в формировании личности человека. Социализация индивида: сущность, формы и этапы.

Личность - активный субъект социальных взаимодействий и изменений. Социальная типология личности. Ролевая и диспозиционная концепции личности.

Рациональное и иррациональное в сознании и поведении личности.Творческий потенциал человека. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

 

5. Социализация: сущность, факторы, закономерности протекания

Проблемы социализации личности. Возможности социологии в познании данного процесса. Этапы социализации. Проблемы социальной, профессиональной, религиозной и национальной идентификации личности. Роль ценностных ориентаций, установок в духовной жизни человека и общества.

Правовая социализация личности. Нормативное и отклоняющееся поведение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.