|
Общение как ведущий тип деятельности. Динамика общения в онтогенезе.
1 полугодие.Эмоционально-личностное общение становится ведущей деятельностью. О нем можно судить по взгляду в глаза взрослого, ответной улыбки, двигательному оживлении, ответу на отношение взрослого. Это общение ничем не опосредовано. Содержание этого общения – выражение отношения друг к другу. На любые воздействия ребенок реагирует одинаково. Главное – это потребность во внимании. Это ситуативно-личностное общение. Через общение ребенок начинает чувствовать и выделять себя, появляется начальная форма самосознания. Он понимает, что является источником активности для взрослого.
2 полугодие. Уже одного эмоционального общения с матерью недостаточно. Появляется ситуативно-деловое общение (М.И. Лисина) и манипулятивные действия. Мотивы – деловые, потребность в сотрудничестве. Средства общения – экспрессивно-мимические, предметные действия и движения руками. Взрослый теперь выступает не только как любящий человек, но и как партнер по совместным действиям. Дефицит внимания взрослого приводит к недоразвитию данной формы общения. Еще одним необходимым условием является организация взрослого реального взаимодействия с предметами. Дети стараются воспроизводить образец, показанный взрослым. Но во втором полугодии уже начинает не хватать тех средств общения, которыми овладел ребенок, начинает формироваться речь (понимание речи, предречевые вокализации).
В раннем возрасте общение с взрослыми начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества, но тогда его привлекают физические свойства предметов, а не способы действия с ними. Форма общения со взрослым по-прежнему ситуативно-деловая, мотив – деловой, но ее характер меняется. Сотрудничество уже не сводится к прямой демонстрации предметов. В ходе сотрудничества ребенок получает внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, новые адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком сотрудничестве общение перестает быть вед. Деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Возникает общение со сверстниками, посредованное предметами.
Дошкольный возраст. Теперь ребенок может общаться по поводу не только воспринимаемых предметов, но и по поводу представляемых предметов, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, имеющим познавательную и личностную форму (М.И. Лисина). Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5л.) вплетена в теоретическое сотрудничество со взрослым. Обостренная познавательная потребность и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что ребенок начинает задавать много вопросов взрослому. Взрослый выступает для ребенка как источник новых знаний. Главное средство такого общения является речь. Главная потребность – быть членом взрослого общества. Но реально дошкольник в полной мере не м. включиться во взрослую вещь из-за ограниченных возможностей. Единственная деятельность, позволяющая разрешить это противоречие, - сюжетно-ролевая игра. Общение со сверстниками через игру.
Младший школьный возраст. Переход в новую систему отношений. Общение – школа, соц. Отношения, опосредовано уч. Деятельностью. Возникает общение с учителем.
Подростковый возраст. Общение со сверстниками – ведущая деятельность. Складывается под влиянием возникновения чувства взрослости. Формирует рефлексию, самосознание, самооценку…
Юношеский возраст. Отходит на второй план.
Влияние ранних отношений с матерью на психическое развитие ребенка.Психоаналитическое представление о роли взаимоотношений с матерью в психическом развитии ребенка
В зарубежной психологии принято иное понимание характера и функций общения ребенка со взрослым. В частности, этот процесс рассматривается, как форма биологического приспособления к внешним воздействиям. Взрослый, с одной стороны, удовлетворяет физиологические потребности ребенка, а с другой стороны, удовлетворяет его потребность в безопасности.
Взаимодействия ребенка со взрослым обычно обозначаются термином «привязанность» (attachment). В рамках этого подхода привязанность к взрослым рассматривается как основной фактор развития ребенка в первые годы его жизни. В отсутствие матери или других взрослых, ухаживающих за ним, ребенок чувствует себя беспомощным и впадает в состояние тревоги и дискомфорта, что нередко приводит к аномалиям в психическом развитии.
З. Фрейд свои взгляды на «эмоциональные узы с объектом» постепенно менял. В своих ранних работах (около 1900 г.) он предполагал, что отношение ребенка к матери основывается на непосредственном удовлетворении сексуального инстинкта, так как свои первые сексуальные импульсы мы ориентируем к своим матерям, также как свои первые импульсы ненависти направляем на своих отцов. Позднее, в своем исследовании нарциссизма (1914) Фрейд вводит новое понимание эмоциональных уз с другим лицом, которое является более банальным и примитивным – оно обоснованно «анаклитическим» отношением, т. Е. отношением к лицу, предоставляющему пищу, одежду и защиту.
По мнению Анны Фрейд,мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви,но такжеипервым законодателем для ребенка. А.Фрейд отмечает тот факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, принадлежит к самым ранним достижениям психоанализа, то есть основополагающим выводам исследований взрослых пациентов. Наблюдения за детьми подтверждают, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и что ею оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение»,- замечает А. Фрейд.
Дональд Винникоттакцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д.Винникотта о том, что “кормление без любви – деструктивно”.
На стадии первичного взаимодействия ребенка с матерью, которая определяется как физиологическая прелюдия к объектным отношениям, закладывается основа будущих социальных взаимоотношений. Ее продолжительность примерно равна двум месяцам. Главной задачей для матери и младенца является стабилизация физиологических циклов для сохранения гомеостатического равновесия. Мать является “идеальной средой” для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. В этом взаимодействии используются различные физиологические системы как у матери так и младенца (зрительная, слуховая, кинестетическая, вкусовая и обонятельная). Утонченные биологические способности младенца и способность матери «отзеркаливать» аффективные переживания ребенка приводит к образованию системы обратной связи. В термине «отзеркаливание» Д. Винникотт описывает механизм взаимодействия матери с ребенком, при котором отношение матери к своему ребенку, отраженное на ее лице, «считывается» ребенком. Это защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и сохранения этой своей индивидуальной целостности. Чувствуя то, что видит в матери, младенец формирует базисное ощущение хорошего состояния и безопасности. Аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, включая визуальные, тактильные и кинестетические переживания обеспечивают фон, на котором ребенок начинает строить чувство собственного «я» и восприятие другого, отличающегося от него самого, целостного и отдельного.
Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение ребенком “хороших” качеств первичного объекта – матери. Для этого “достаточно хорошая мать” должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие. Обобщая высказывания Д.В. Винникота, характеризующие «достаточно хорошую мать» можно сказать, что основным условием подобного отношения к ребенку является доверие матери своим внутренним ощущениям, связанным с ребенком.
Исходя из тех же самых позиций, Эрик Эриксон предполагает, что постоянство материнской заботы, удовлетворяющей потребности ребенка, является предпосылкой возникновения чувства доверия, которое необходимо для здорового психического развития. Э.Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление, и, соответственно, устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. События первого года жизни формируют у ребенка “основы доверия” в отношении внешнего мира, некоторую внутреннюю убежденность, что он пришел в мир, который его ждал, который ему рад, который для него уютен, тепл, добр и которому поэтому ребенок может быть открыт. Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового доверия к миру, то место это не останется пусто его займет чувство “базового недоверия” к миру, боязнь этого мира.
Чем благополучнее отношения между ребенком и матерью, тем прочнее контакт между ребенком и другими объектами привязанности. Мэри Эйнсворт дает этому следующее объяснение: чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам. М. Эйнсворт считает, что существуют два типа привязанности: надежная (secure) и ненадежная (insecure). Привязанность, при которой ребенок осуществляет активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке, используя мать как «базу», не реагирует отрицательно на приближение незнакомого человека, радостно приветствует мать при ее появлении, определяется М. Эйнсворт как надежная. Характеристиками ненадежной привязанности являются: пассивное поведение ребенка в незнакомой ситуации, даже в присутствии матери, его отрицательная эмоциональная реакция на приближение незнакомого человека, беспомощность и дезориентированность в отсутствие матери и пассивность при ее появлении. Ненадежная привязанность может возникнуть как результат, с одной стороны, недостаточного внимания матери к ребенку, а с другой стороны, как результат слишком частых попыток матери завязать контакт (при этом ребенок старается избегать взаимодействий с матерью, он как бы перенасыщен ими). Ненадежность привязанности, как считает М. Эйнсворт, является показателем неблагополучного развития.
Дж. Боулби предложил новое объяснение феномена привязанности. С его точки зрения, мать и у животных, и у человека выполняет прежде всего роль защиты потомства от неблагоприятных воздействий среды. В процессе эволюции вырабатывается определенный инстинктивный механизм, при включении которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях, потенциально опасных для него. Отношение ребенка к матери – это связь, обусловленная целым рядом врожденных инстинктивных реакций, из которых каждая является первичной и которые «встроены» в организм, так как они имеют значение для выживания. До тех пор пока дети находятся в тесной близости с матерью, данные инстинктивные системы реагирования не перестают их мотивировать. Если мать исчезает из их близости, то они ощущают первичную тревогу, т. Е. тревогу, которая не отождествляется ни с какой другой, и не является также сигналом чего-то более неблагоприятного, еще только угрожающего. Этот подход можно обозначить как эволюционно-этологический: потребность в контакте с матерью объясняется через возникновение и закрепление в филогенезе определенных адаптивных механизмов. Следует заметить, что большинство исследований, подтверждающих эту точку зрения, проводились на животных. Выводы же делались в общем виде и распространялись на человека.
З. Фрейд –удовлетворение сексуального инстинкта, «анаклитическое отношение» А. Фрейд –мать какпервый объект любви и первый законодатель Д. Винникот –качество заботы, «отзеркаливание», « достаточно хорошая мать» Э. Эриксон – базовое доверие / недоверие к миру М. Эйнсворт – надежная /ненадежная привязанность Дж. Боулби –привязанность как инстинктивный механизм
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|