Сделай Сам Свою Работу на 5

Методологический подход гештальтпсихологии





Билет

1 Природные предпосылки психики человека

Понимается устройство и работа организма наличие чувств и мозга, кроме того те свойства которые переданы генетически по наследству и сформированы ещё у животных, в результате взаимодействия с природой. Т.е. Природные предпосылки это все что не связанно с обществом а связано с живой и неживой природой.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.



Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

2 Зависимость психического развития ребенка от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности.

Что же такое «ведущий тип деятельности»? (Эльконин, Леонтьев)
Признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.
Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.
Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, возникает впервые в игре, т.е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.
Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка; в учении – процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной – аппликации и т.п., т.е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.
В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей («каким бывает красноармеец, стахановец», «что делает на заводе директор, инженер, рабочий»), а это является весьма важным моментом формирования его личности.
Таким образом, ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.





3 Проблема лидерства в социальной психологии

Лидерством называют – повышение авторитета человека в некоторой социальной группе, и взятие им на себя руководства процессами которые происходит в группе. В первые в социальной психологии проблема лидерства была поставлена Куртом Левином немецким психологом. Живя в США он начал исследовать малые группы и одна из первых проблем которая была им поставлена это проблема лидерства. Он дал определение лидеру, выделил стили лидерства, изучил зависимость между стилем лидерства и эффективностью групповой деятельности и создал основы психологии лидерства которые до сих пор существуют в социальной психологии. Куртом Леви были выделены три классических стиля лидерства: Авторитарный Демократический и Либеральный. В последствии к этим трем классическим стилям были добавлены еще с тили лидерства например гибкий стиль лидерства или комбинированный стиль.

В современной психологии выделяют другие определения критерия стиля лидерства, например склонность к риску или осторожности. Так же отношение лидера к людям которые находятся в его подчинении. Так же выделяют стиль лидерства ориентированный на людей на их проблемы и нужды и стиль лидерства ориентированный на дело. В свое время Курт Леви предположил что таким стилем является демократический (наиболее эффективным), но более поздние исследования показали что и другие стили лидерства могут быть достаточно эффективными в определенных условиях. Поэтому в современной психологии проблема лидерства решается на основе ситуационной теории лидерства которую сформировал американский социальный психолог Фредерик Фидлер. Суть этой теории заключается в утверждении что выход человека в лидеры и эффективность лидерства определяется в ситуации которая сложилась в группе. Тот стиль лидерства считается наиболее эффективным который соответствует стоящим перед группой задачам или ситуации которая в ней сложилась.

10 Билет

1 Принцип целостности в гештальт психологии

Гештальтпсихология—психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка

Целостная психология – так её часто называют, основана на изучении восприятия человеком «гештальтов», что с немецкого переводится как «структура», «образ», «целостная форма». Гештальтпсихология рассказала человечеству кое-что новое о нём самом, в первую очередь о целостности человеческого восприятия окружающего мира, о его упорядоченности. Согласно гештальтпсихологии, всё это достигается благодаря следующим основополагающим принципам: Близость. Этот принцип утверждает, что расположенные рядом стимулы наше восприятие склонно объединять. Схожесть. Объединение стимулов, имеющих общую форму, цвет, очертания. Целостность. Принцип целостности говорит, что восприятие склонно упрощать и воспринимать всё целостно. Гештальт-психология Замкнутость. Если фигура не завершена, не замкнута, наше сознание автоматически её завершает. Смежность. Группирует символы, близкие во времени и пространстве. Общая зона. Наше предугадывание мыслей и ожиданий оказывают серьёзное влияние на интерпретацию наших ощущений. Таким образом, принципы гештальта становятся одними из образующих наше повседневное восприятие, также как его формирует прошлый опыт и обучение. Необычайно важна для понимания гештальтпсихологии концепция фигуры и фона. Согласно ей, человек воспринимает картину, деля её на две части. Первое он воспринимает отчётливо, концентрируясь на нём, а второе присутствует в сознании лишь смутно, воспринимается более расплывчато, хотя с точки зрения простого зрения картинка, кажется, не меняется. Первая часть, чётко воспринимаемая – это фигура, а вторая – фон. Такая особенность нашего восприятия может быть легко объяснена с точки зрения эволюционного формирования нашего организма и эволюции нашего сознания. Для выживания и поиска пищи было необычайно важно выделить из общей пестрящей картинки действительности, что является фигурой (соплеменника, хищника, добычи, ягоды или другого плода), а что лишь фоном (деревья и кусты, высокая трава и т.д.).

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — в гештальтпсихологии вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

  • Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
  • Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

 

Методологический подход гештальтпсихологии

базировался на нескольких основаниях — понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е. процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие «временная перспектива», правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. Во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе.

2 Роль общения в психическом развитии ребенка

В отечественной психологии эта проблема исследовалась в основном в рамках предложенного М.И. Лисиной подхода к исследованию общения. Общение, по определению М.И. Лисиной, есть «процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их энергий с целью достижения общего результата». В качестве продукта общения М.И. Лисина предлагает считать образ другого человека и возникающее уже на ранних этапах развития представление ребенка о себе. Ребенокрассматривается как активный индивид, удовлетворяющий в процессе общения со взрослым определенные потребности. В младенческом возрасте в качествеосновной выделяется потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым: он не отвечает на обращения старших и, конечно, сам к ним не адресуется. А после 2 мес. Младенцы вступают во взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность, объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны. М.И. Лисина выделяет 4 критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении. Первым критерием служит для нас внимание и интерес ребенка к взрослому; в этом критерии обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый стал объектом особой активности детей. Вторым критерием мы считаем эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в них обнаруживается оценка взрослого ребенком, наличие у ребенка отношения к взрослому, которое неразрывно связано со знанием о нем. Третий критерий состоит в инициативных действиях ребенка, направленных на то, чтобы привлечь интерес взрослого, проявить себя перед старшим партнером; в этом поведении обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собою и самому как бы еще раз увидеть свои возможности через реакцию другого человека. Наконец, четвертым критерием служит для нас чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки.

Общение – это прижизненно формир. Потребность ребенка. Доказательство – в работах по госпитализму. В условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2—3 лет жизни. Основой коммуникативной потребности явл. Органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле), младенец сигнализирует о дискомфортных состояниях и тем добивается их устранения, но субъективно он никому их не адресует, в первые дни и недели жизни младенец либо вовсе не подозревает о существовании близких взрослых, ухаживающих за ним, либо ощущает их присутствие крайне смутно, толком не отделяя родителей ни от себя, ни от остального мира. Решающее значение для возникновения общения имеет поведение взрослого, его позиция в отношении к ребенку. Дело в том, что взрослый с самого начала относится к младенцу как к субъекту и ведет себя с ним как партнер по общению. Более того, взрослый нередко «играет» и за ребенка как за второго участника общения, авансом наделяя его действия смыслом и значением, которого они еще не имеют(упреждающее влияние взрослого?).

Комплекс оживления.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.