Сделай Сам Свою Работу на 5

Какое отношение находится в центре развития макросистемы?





В центре развития макросистемы находится отношение соеди­нения производителей со средствами производства Его содержание определяет господствующие формы и систему распределения прав собственности

21) В чем суть различных экономических укладов.

Первый технологический уклад (1785 — 1835 гг.) основывался на новых технологиях в текстильной промышленности, а также на использовании энергии воды.

Второй уклад (1830 — 1890 гг.) был связан с развитием желез­нодорожного транспорта и механизацией производства на базе использования парового двигателя. Наряду с мелкими фирмами развивались крупные предприятия с числом рабочих более тыся­чи, появлялись новые формы предпринимательства, возникла масса акционерных обществ.

Третий уклад (1880 — 1940 гг.) базировался на использовании электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электро­технической промышленности, на новых открытиях в области хи­мии. На рынке господствующее положение заняли монополии и олигополии. Происходила концентрация и централизация бан­ковского и промышленного капитала, в результате сращивания, слияния которых образовался финансовый капитал. Государство принимало наиболее активное участие в этих процессах особенно после Первой мировой войны.



Четвертый уклад характеризуется дальнейшим развитием энергетики, базирующейся на использовании нефти, нефтепро­дуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Появились и получили широкое распространение компьютеры и программные продукты для них, радары, атом в военных и мирных целях. Для рынка характерна олигополистическая кон­куренция, появляются и растут транснациональные корпорации и транснациональные банки. Производство, обмен, собственность приобретают интернациональные черты.

Пятый уклад формируется с середины 80-х гг. Его основой стали достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освое­ние космического пространства, спутниковой связи. Эти техноло­гические достижения обусловили переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких предприятий, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие ин­вестиций, организацию поставок по принципу «точно в срок».



22) Что такое НТП. Какое место он занимает в прогрессе общества

Научно-технический прогресс — взаимосвязанное поступа­тельное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной сто­роны, в постоянном воздействии научных открытий и изобрете­ний на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. НТП стимулирует качественные преобразования материального производства и непроизводственной сферы, ведет к постоянному росту производительности труда, оказывает воздействие практи­чески на все стороны жизни общества, является ее неотъемлемой частью.

Для того чтобы определить место НТП в прогрессе общества, необходимо выделить его основу — прогресс производительных сил.

Производительные силы — это система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного произ­водства. Производительные силы образуют ведущую сторону спо­соба производства, основу развития общества.

Прогресс производительных сил включает четыре этапа:

  • естественно-технический этап, соответствующий возник­новению и первоначальным стадиям становления первобытно-об­щинного способа производства, когда средствами труда служили примитивно обработанные предметы природы (палка, камень, кость);
  • технический этап, связанный с использованием огня и из­готовлением орудий труда из металлов (меди, бронзы, железа) и охватывающий период высшего развития и разложения первобытнообщинного способа производства, рабовладельческий и фео­дальный способы производства;
  • научно-технический этап, зародившийся в недрах феодализ­ма и ставший массовым при капитализме. Он означал переход от эмпирических знаний к научным, использование которых в производстве привело в конце XVIII — начале XIX в. к техническому и промышленному перевороту, связанному с возникновением крупного машинного производства — основы материально-техни­ческой базы капитализма;
  • этап научно-технической революции, начало которого отно­сят к 50-м гг. XX в., когда в результате фундаментальных откры­тий в естествознании и их использования в производстве про­изошел принципиальный качественный скачок в развитии всех компонентов производительных сил общества, возникло автоматизированное производство. Началось превращение науки в не­посредственную производительную силу общества.

НТП оценивается сегодня многими исследователями как ве­дущий фактор экономического роста, пронизывающий все другие факторы. По имеющимся оценкам, до 90% увеличения выпуска продукции на душу населения в развитых странах достигается за счет факторов, не имеющих прямого отношения к увеличению объемов производственных ресурсов, причем до 40% прироста физического объема национального дохода — за счет прогресса в знаниях. Всего же реализация научных достижений обеспечива­ет, например, в США от 50 до 80% прироста валового националь­ного продукта. НТП стал в наиболее развитых странах важней­шим средством структурных преобразований в экономике.



23) Сущность налогов и налоговой системы

 
Налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России. Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов». Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы. Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними. Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли. Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Соответственно, можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения). Другое состоит в стимулировании (дестимулировании) посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения). Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства (например, Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ»), которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции. Для лучшего понимания определим некоторые понятия элементов налоговой системы. Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога. Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог. Объект налогообложения — доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется. Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог. Ниже будет показано, что различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами, для которых они отличаются, может служить квалификационным признаком при разделении налогов по видам. Налоговая ставка (норма налогообложения) — это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т. п.). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой. Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога. Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим. Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, уровню налоговых ставок и по многим другим параметрам. Налоговая система в России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 90-х годов, в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам, однако она недостаточно эффективна и нуждается в реформировании. Этой цели служит Налоговый кодекс, в котором должны быть четко закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа.

24) Сущность агробизнеса и аграрной политики

Аграрные отношения представляют собой определенную совокупность экономических отношений, складывающихся не только в сельском хозяйстве, но и во всем АПК, отношения агробизнеса в целом.

Это отношения по поводу присвоения и использования земли и других средств сельскохозяйственного производства, определяющих соответствующие им отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления сельхозпродукции. Аграрные отношения выделились в отдельную группу в связи с наличием специфики производства в аграрном секторе экономики, которая прежде всего связана с особой ролью земли как основного фактора производства. Земля является невоспроизводимым фактором производства, она не может быть увеличена, перемещена, обновлена, так как ограничена поверхностью земной суши. Она не является продуктом труда, не изнашивается, не утрачивает своих полезных свойств при правильном и рациональном использовании в процессе эксплуатации. Земля в сельском хозяйстве одновременно и средство труда, и предмет труда.

Кроме того, процесс сельскохозяйственного производства характеризуется следующими особенностями: взаимодействием естественно природных и экономических процессов, отсюда высокая или низкая урожайность; сезонным характером производства; чередованием активного и пассивного периодов в производстве; наличием производительного потребления собственной продукции (почти 20 %).

Перечисленные особенности земледелия и огромная зависимость всех живущих на земле от его состояния определяют специфику аграрных отношений. Но не только это.

Аграрные отношения определяются характером землевладения и землепользования. Эти понятия необходимо отличать друг от друга. Землевладение означает признание права данного лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще под землевладением подразумевается собственность на землю. Землевладение осуществляют (реализуют данное право) собственники земли. Землепользование — это пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь землей — не обязательно ее собственник. Так, арендатор не является собственником земли, но использует ее на определенных условиях. Таким образом, в реальной жизни землепользование и землевладение олицетворяют часто разные физические (или юридические) лица.

В рыночной экономике, как правило, аграрные отношения включают взаимоотношения трех социальных групп:

· земельных собственников, которые реализуют землевладение;

· капиталистов-арендаторов или фермеров, реализующих землепользование;

· наемных сельскохозяйственных рабочих, которые не являются ни землевладельцами, ни землепользователями.

В США отношения землевладения и землепользования отличаются определенным своеобразием. И землевладелец, и землепользователь чаще представлены одним лицом, т. е. фермером.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой собственность на землю представлена в следующих формах:

1) собственность на землю титулованной аристократии (рантье);

2) собственно «буржуазная» собственность на землю отдельным лиц и корпораций — частных банков, крупнейших промышленных и аграрных компаний;

3) государственная собственность на землю;

4) земельная собственность простых товаропроизводителей — фермеров;

5) коллективная и коллективно-долевая собственность.

Важное место в социально-экономической структуре сельского хозяйства занимают личные подсобные хозяйства (ЛПХ). В них ведение хозяйства осуществляется за счет собственного труда работников, занятых в общественном хозяйстве, или членов их семей. Это, как правило, мелкое производство, служащее дополнительным источником удовлетворения потребности в сельскохозяйственной продукции и дополнительного дохода семьи. Для городских рабочих чаще всего это место отдыха (дачи) на основе перемены труда.

Современный уровень развития аграрного сектора экономики, необходимость совершенствования агроструктуры, обострение социальных противоречий в обществе приводят к необходимости государственного регулирования агробизнеса. Государственные органы регулируют цены на сельскохозяйственную продукцию, устанавливая минимальную границу цены для осуществления нормального производства в пределах общественной потребности и предоставляя государственный кредит. Широко известен удешевленный кредит, когда государство берет на себя уплату части процентной ставки за кредит, или предоставление государственного кредита по сравнительно низким ставкам (как правило, не более 5 %). Государство предоставляет субсидии на развитие и модернизацию производства, как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях агробизнеса, на улучшение инфраструктуры села (складов, хранилищ, холодильников, транспортной сети и т. д.), для выкупа в собственность арендуемой земли, на приобретение минеральных удобрений, на модернизацию оборудования и др. Государственные органы берут в свои руки решение вопросов землепользования и землеустройства, устранения чересполосицы и объединения земельных участков; осуществляют мероприятия по сокращению производства сельскохозяйственной продукции путем сокращения посевных площадей, выдачи пенсий за отказ от хозяйства для фермеров в возрасте старше 55 лет в условиях аграрного кризиса, перепроизводства сельхозпродукции. Таким образом, современное государство призвано осуществлять определенную аграрную политику.

Аграрная политика — это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства, но и других структурных элементов агробизнеса, обеспечение на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного прогресса в стране.

В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста общественного производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.

25) Каково содержание понятия «научные интересы страны»

Национальные интересы страны представляют собой совокуп­ность сбалансированных интересов личности, общества и государ­ства в экономической, внутриполитической, социальной, между­народной, информационной, военной, пограничной, экологиче­ской и других сферах. Реализация национальных интересов не­возможна без разработки и претворения в жизнь комплекса мер по обеспечению национальной безопасности, что нашло свое от­ражение в Концепции национальной безопасности — системе взгля­дов на обеспечение в Российской Федерации безопасности лич­ности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Какие угрозы препятствуют реализации интересов России в сфере национальной безопасности?

Применительно к экономической составляющей национальной безопасности это прежде всего сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнация аграрного сектора, разбалансирование банковской системы, рост внешнего и внут­реннего долга, тенденция к преобладанию в экспортных постав­ках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в им­портных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.