Сделай Сам Свою Работу на 5

Поток услуг данного ресурса





Московский государственный университет

Приборостроения и информатик

 

Домашняя контрольная работа по

макроэкономике

 

 

 

Работу выполнила студентка

Группы УПБО-01-15(01)

Муравьёва Марина

 

 

 

Москва 2015

 

 

1) Макроэкономика и ее проблемы

 

Макроэкономика это:

 

- наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений.

- это один из основных разделов экономической теории, в отличие от микроэкономики, занимающийся изучением важнейших экономических показателей отдельной страны или всего мира в целом, таких как инфляция, безработица, уровень внутреннего валового продукта, внутреннего национального товара и других макроэкономических характеристик.

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных (индивидуальных) хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика изучает экономику как единое целое. Исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.



 

Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.

 

2) Что такое рынок труда и каковы его особенности.

Рынок труда — это сфера контактов между продавцами и покупателями, трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Он включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы.



На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид.

Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и различными дополнительными льготами.

Трудовые контракты являются многосторонними соглашениями. Кроме денежного аспекта сделки они включают: а) содержание и условие труда; б) перспективы продвижения по работе; в) микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве; г) вероятность сохранения рабочего места и др.

На рынке труда все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами, в частности, способностями и предпочтениями, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

При покупке труда продолжительность контактов продавца и покупателя имеет существенное значение: она приносит выгоды, как работодателю, так и наемному рабочему. От длительности работы зависит опыт рабочего, что повышает производительность труда и, следовательно, увеличивает денежные компенсации работающему. Обучая рабочих, наниматель вкладывает в них значительные средства. Поэтому прерывание контракта нанесет ущерб обеим сторонам.

Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.

На рынке труда присутствует большое число институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.



3) Что такое человеческий капитал

Понятие человеческого капитала (ЧК) появилось в российской литературе в качестве положительной экономической категории и интенсивного фактора развития только с переходом к рыночной экономике. До этого публиковались только критические статьи и монографии, объявлявшие теорию человеческого капитала вредной буржуазной теорией, как когда-то генетику и в меньшей степени информатику. И поскольку долгие годы экономические кафедры вузов и университетов возглавляли (и возглавляют некоторые до сих пор) профессора с советскими ментальностью и образованием в части гуманитарных наук и экономики, то реальное восприятие и внедрение в российскую практику теории ЧК затянулось на многие годы.

 

В развитых странах теория и практика ЧК - базовые для разработок концепций, стратегий и программ развития на региональном уровне, а также на уровне страны и организации. Существует много определений человеческого капитала (ЧК), в том числе и основателей теории человеческого капитала Гэри Беккера и Теодора Шульца. Они напрямую связывали понятие ЧК только с человеком, как носителем знаний. И придавали особое значение образованию, как основному фактору развития общества и экономики. В настоящее время такое определение ЧК уже представляется зауженным.

 

Человеческий капитал включает не только специалистов с образованием, знания, воспитание, науку, но и инструменты интеллектуального труда и среду функционирования ЧК в части выполнения им своих производительных функций. Действительно специалист без программного обеспечения его труда, без необходимых источников информации, базы данных, методик и технологий не может в современных условиях выполнять свою работу, свои функции, как и без высокого качества жизни специалист не будет работать в данной стране, а уедет в страну, где ему обеспечат комфортные условия для трудовой интеллектуальной деятельности.

4) Рынок вещественных факторов производства

Рынки вещественных факторов производства делятся на:

1. Рынки самого фактора (полная передача прав собственности от продавца к покупателю).

2. Рынки услуг актива (частичная передача прав собственности от одного лица другому, то есть ресурс передается в аренду).

Stock– запас

Flow– поток

Запас измеряется количеством вещественных факторов вещественного богатства на данный момент времени в неких единицах, а поток измеряется количеством богатства в единицу времени.

Поток услуг данного ресурса

Цены на том и другом виде рынков формируются рыночным путем. В ценах актива отражается возможность сдачи этого актива в аренду и получение дохода.

Цена земли – это капитализированная земельная рента.

Цена земли = рента / банковский процент ( )

Цена земли по сути равна денежной сумме, которая будучи положена в банке, обеспечит такой же ссудный процент, как земельная рента от сдачи этой земли в аренду.

На рынках вещественных факторов важную роль играет время.

К. Маркс выделяет личный и вещественный факторы производства, при этом в качестве личного фактора выступает сам человек, как носитель рабочей силы, а под вещественным фактором производства подразумеваются средства производства, которые в свою очередь состоят из средств труда и предметов труда.

Средства труда, и прежде всего орудия труда, включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы, дороги и т.д. Применение и создание средств труда — характерная черта трудовой деятельности человека. К средствам труда в более широком смысле относятся все материальные условия труда, без которых он не может совершаться. Всеобщим условием труда является земля, условиями труда также являются производственные здания, дороги и т. д.

Предметы труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется Сырьем. Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности). "Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата — продукта, то и средство труда и предмет труда оба выступают как средства производства, а самый труд — как производительный труд"

По К. Марксу совокупность факторов производства выступают как производительные силы, которые неразрывно связаны с производственными отношениями. Одни характеризуют материально-вещественную содержание процесса общественного производства, а другие его исторически определенную форму. Эволюционируя, каждая ступень развития производительных сил характеризуемая типом производственных отношений составляет уникальный способ производства.

В наиболее общем виде вещественное богатство представляет собой реальные активы, имеющие ценность и оказывающие услуги на протяжении длительного периода времени. Это определение относится как к физическому капиталу, так и к земле. Однако между ними существует отличие.
Если физический капитал создается трудом человека и его величина может изменяться, то земля — природный фактор, который не производится и существует в ограниченном количестве.
Капитал— это средства труда, с помощью которых производятся товары и оказываются услуги, т.е. человек воздействует на природу. В экономической практике нашей страны он получил название производственных фондов. К ним относятся: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т.п. в стоимостном выражении.
Земля — это все природные ресурсы, которые используются человеком для производства товаров и услуг.
Стоимостные характеристики вещественных факторов связаны с их денежной формой. Специфика состоит в том, что денежная форма имеет самостоятельное существование, определенное функционированием финансового рынка. Если владелец вещественного фактора (земли или капитала), продавая его услуги, имеет доход в виде ренты, то владелец денежного капитала получает доход в виде процента г.

5) В чем специфика рынка земли

Рынок земли характеризуется, как и любой другой, спросом и предложением земли. Если спрос на землю определен так же, как и для любого вещественного ресурса, ее предельной доходно­стью, то предложение земли как экономического ресурса неиз­менно и связано с ограниченностью ее количества. Следователь­но, и величина земельной услуги будет постоянной. То есть по различным ценам может быть предложено в аренду фиксирован­ное количество земли. Другими словами, отдельный землевладе­лец, владеющий определенным количеством земли и заинтересо­ванный в максимизации своего дохода, будет предоставлять зем­лю в аренду за любую плату. Даже если эта плата невелика, зем­левладельцу имеет смысл предоставить в пользование всю имеющуюся у него землю, иначе он не получит дохода вообще.

Таким образом, специфика рынка земли связана с ограничен­ностью ее количества и, следовательно, с постоянством предло­жения услуг земли.

 

 

6) Внешние эффекты и общественные товары

Под внешними эффектами (экстерналиями) понимаются изменения в благосостоянии субъектов, не обусловленные их действиями на рынке и не отражаемые в ценах. Поскольку экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, они приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике или иначе, переливу ресурсов.

Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные внешние эффекты сопровождаются негативными последствиями для третьих лиц, то есть лиц, не являющихся участниками рыночной сделки. Они ведут к издержкам перелива, что означает неполное отражение в кривых спроса и предложения всех издержек производства определенного товара. Вследствие этого ресурсы в производство данного товара поступают в чрезмерном количестве, равновесный объем производства Qe выше оптимального Qo - наблюдается его перепроизводство, а равновесная цена Pe ниже цены Po, которая имела бы место при учете издержек перелива (рис. 9.1.).

Рис 9. 1. Отрицательный внешний эффект

Отрицательный внешний эффект равен стоимости использования ресурса, которая не отражается в цене продукта, например, виде ущерба от загрязнения воды. Если через МЕС обозначить предельные внешние издержки, то есть дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не

оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц, а через МРС - предельные частные издержки, включающие только стоимость услуг тех ресурсов, которые фирма покупает или которыми владеет, то при отрицательном внешнем эффекте предельные общественные издержки MSC= МРС+ МЕС.

При положительном внешнем эффекте возникают выгоды перелива. Ресурсы поступают в производство данного товара в недостаточном количестве и равновесный объем производства Qe ниже оптимального Qo, наблюдается его недопроизводство (рис.9.2.).

 

Рис. 9.2. Положительный внешний эффект

Положительные внешние эффектыприводят к выгодам третьих лиц. Положительные внешние эффекты означают не выявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Например, получение образования приносит выгоды как непосредственно отдельному индивиду, который несет на него затраты – в будущем он может рассчитывать на более высокие доходы, так и обществу в целом – чем образованнее население, тем выше общественная производительность труда. При этом предельная индивидуальная полезность данного товара MPB меньше его предельной общественной полезности на величину внешней для данной сделки выгоды МЕВ, и, соответственно, предельные общественные издержки MSC = MPB +МЕВ.

Объем перепроизводства благ с негативными внешними эффектами и величина недопроизводства благ с позитивными экстерналиями характеризуют потери общества (так называемый «мертвый груз») и побуждают правительство искать пути решения проблемы непропорционального распределения ресурсов при внешних эффектах.

Осуществление имеющих внешние эффекты действий означает, по сути, наличие у производителей права собственности на соответствующий ресурс, какой бы особый вид этот ресурс не принимал - право на чистую воду, чистый воздух и др. Пока такие права собственности не выявлены, они не могут найти отражения в рыночных сделках. Поэтому четкое определение прав собственности является одной из важных предпосылок решения проблемы экстерналий. В теореме американского экономиста Р. Коуза утверждается, что если права собственности четко определены и соблюдение их обеспечено, а трансакционные издержки равны нулю, то внешние эффекты не ведут к нерациональному распределению (аллокации) ресурсов. При этом стороны - производитель и получатель внешнего эффекта - будут испытывать побуждение к переговорам о взаимовыгодной сделке, то есть об интернализации внешнего эффекта.

Интернализация внешних эффектов, или иначе, преобразование внешних эффектов во внутренние состоит в корректировании предельных частных издержек или полезности таким образом, чтобы они отражали действительные общественные издержки или полезность. Результат этой сделки будет одинаковым независимо от того, кто именно - производитель или потребитель внешнего эффекта имеет право собственности и обладает правом вето на использование ресурсов. Теорема Коуза показывает, что внешние эффекты возникают при разногласиях относительно прав на использование ресурсов. Когда ясно, кто обладает правами собственности, и кто кому должен платить за право использования ресурсов, внешние эффекты могут быть устранены путем переговоров. Функция государства заключается только в установлении прав. Теорема Коуза не применима, если затраты на проведение переговоров настолько высоки, что они перевешивают выгоды от этих переговоров (например, при согласовании интересов большого числа людей).

В целом государство для трансформации внешних эффектов во внутренние использует два вида регулирующих мер: законодательные ограничения и налоговые меры в виде корректирующих налогов и субсидий. При законодательном ограничении на загрязнения правительство устанавливает нормы выброса как такие объемы и виды загрязняющих веществ, которые могут сбрасываться в разрешенных количествах бесплатно. Дальнейшее увеличение выбросов запрещается. Законодательные ограничения побуждают фирмы соблюдать нормы, но не стимулируют к уменьшению выбросов ниже установленных норм.

Общественный товар (благо) — товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользо­вание этим товаром или услугой. Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает доступным это благо не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью полу­чения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспече­ния безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Обществен­ное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей. Общественные блага имеют следующие особенности:

• они неделимы, их нельзя разбить на отдельные единицы, которые могли бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты);

• общественные товары неисключаемы из потребления — если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Как только общественное благо будет произведено, то невозможно будет воспрепятствовать получению выгод теми, кто за него не заплатит, так как не­возможно ограничить потреблен не общественного блага определенным кругом лиц;

К сведению. Все общественные блага можно разделить на «чистые» и «условные». На первых принцип исключения дейст­вительно не распространяется. Например, возможности пользо­ваться светофором у пешеходов и водителей автосредств не изменятся, если по каким-то причинам увеличится численность «пользователей» светофором. Доступность «условных» общест­венных благ имеет некоторую зависимость от количества поль­зователей. Так, увеличение числа вызовов «скорой помощи» может привести к тому, что к кому-то медицинские работники могут прибыть с некоторой задержкой. Однако эта специфика не столь заметна, чтобы отнести «условные» общественные бла­га к обычным товарам. Для случая «условных» общественных благ в этой связи появляется возможность использования ры­ночных принципов, когда, например, милиция может легально оказывать платные услуги по охране.

• потребление общественных благ не предполагает соперни­чества между потребителями — будучи предоставленными одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны. Положение ни одного из потребителей не ухуд­шается, когда появляется еще один потребитель общест­венного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потре­бители данного общественного блага также защищены.

К сведению. Частные блага — блага, каждая единица кото­рых может быть оценена и продана, т. е. это блага, каждая еди­ница которых приносит полезность только индивидуальному потребителю и не приводит к отрицательному или положитель­ному эффекту для кого-либо еще. Частные блага обладают со­вершенно противоположным набором свойств:

• они делимы, так как состоят из большого количества обособленных единиц, каждая из которых предназначена для потребления индивидуальным потребителем;

• потребление мастного блага предполагает соперничество между потребителями - благо достается тому, кто готов заплатить за него рыночную пену;

• они исключаемы из потребления, т. е. частное благо по­требляется тем, кто его оплатил.

Из специфических свойств общественного товара проистека­ет так называемая проблема безбилетника, или «едущего бес­платно». «Едущий бесплатно», в контексте общественных благ, — это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим за­трат на сто производство, ничего не платя за его использование. «Проблема безбилетника» обуславливает очень важное положение: поскольку невозможно точно разделить потребителей на оп­лативших и неоплативших пользование общественным товаром, показатель рыночного спроса на общественное благо либо вовсе не существует, либо сильно занижен, поэтому при предоставлении такого товара через рынок не будет получено достаточного дохода, чтобы покрыть издержки на производство этого товара.

Тем не менее говорить о спросе на общественные товары вполне резонно. Как и рыночный спрос на частные блага, кол­лективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем суммирования спроса индивидуальных по­требителей. При этом спрос каждого индивидуального потреби­теля на каждую конкретную единицу общественного блага зави­сит от предельной выгоды (MB), которую он получает от допол­нительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т. с. каждую следующую единицу обще­ственного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса ив общест­венный товар, мы должны просуммировать кривые индивиду­ального спроса всех его потребителей или просуммировать гра­фики получаемых ими предельных выгод (MB). Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блата только тем, что обе они имею? нисходящий наклон.

В случае определения рыночного спроса на частные блага проводится суммирование по горизонтали. При опре­делении совокупного спроса на общественное благо, суммировал пне производится по вертикали.

Каждый из множества потребителей потребляет одинаковые о6ъемы общественного блага. Пусть наличный объем блага, например, Q0 ед., могут потребить все желающие. Точка на кривой коллективного спроса на общественное благо получа­ется путем сложения предельных выгод всех потребителей (А, В, С), получаемых от Q1 -й ед. данного общественного блага. Пусть предельная выгода от Q0-й ед. для гражданина А (МВА) составля­ет 100 ден. ед., для В (МВВ) — 200 ден. ед., и для С (МВС) -300 ден. ед. Соответствующая точка на кривой коллективного спроса для группы из трех потребителей будет иметь ординату — 600 ден. ед. Кривая коллективного спроса на общественное бла­го основана на суммировании предполагаемых предельных вы­год (в стоимостном выражении) от различных дополнительных единиц этого блага, которое в равной степени доступно множе­ству лиц для одновременного потребления. Здесь целесообразно ввести обобщающий показатель предельной общественной выгоды (MSB). Предельная общественная выгода — дополнительная по­лезность (выгода), получаемая обществом от каждой следующей, дополнительной единицы данного блага. Предельная обществен­ная выгода зависит от предельных выгод, получаемых всеми чле­нами общества от потребления данного общественного товара MSB = ΣMBi. Таким образом, в основе коллективного спроса на товар лежит показатель MSB. Трудность определения MSB, а значит, и совокупного спроса на общественные товары, прямо пропорциональна количеству потребителей — чем их больше, тем сложнее определить ΣMBi.

Предложение общественных товаров определяется альтерна­тивными издержками их производства, которые связаны с при­влечением ресурсов, необходимых для производства этих благ, из альтернативных сфер применения. Иными словами, с отвле­чением этих ресурсов из частного сектора экономики, где производятся частные блага. На кривой производственных возможно­стей (КПВ), таким образом, общество выбирает между частными благами и общественными товарами (см. рис. ниже). Так, точка А от­ражает определенную комбинацию производства частных и об­щественных благ. При увеличении количества производимых об­щественных товаров выбор общества будет смещаться вниз по КПВ, допустим до точки В, сокращая объемы выпуска частных благ, а высвободившиеся при этом ресурсы направляя на произ­водство благ общественных.

Закон возрастающих альтернативных издержек обуславлива­ет увеличение альтернативных издержек производства общест­венных товаров по мере смещения вниз по КПВ. То есть расши­рение масштабов их выпуска будет сопровождаться все больши­ми сокращениями в объемах выпуска частных благ. Это позволяет утверждать, что линия предложения общественных то­варов будет линией восходящей, так как производство каждой следующей единицы общественного товара обходится обществу все дороже. В краткосрочном периоде график предложения част­ного блага частично совпадает с кривой предельных издержек его производства. Аналогичным образом, предложение общест­венных благ также будет определяться предельными издержка­ми, но особого рода — предельными общественными издержками (MSC); это дополнительные издержки общества, связанные с производством каждой последующей единицы общественного блага. Предельные общественные издержки возрастают по мере увеличения объемов производства общественного товара, что объясняется уже упомянутым законом возрастающих альтернативных издержек. Так же, как предельные издержки лежат в ос­нове предложения частных благ, предельные общественные из­держки определяют предложение общественных товаров и услуг.

Общество (через государственные институты), принимая ре­шение о производстве общественного товара, сопоставляет пре­дельные общественные выгоды, лежащие в основе коллективно­го спроса на него, и предельные общественные издержки, лежа­щие в основе предложения общественных благ (см. рисунок).

Если MSB > MSC, то объем производства общественного бла­га будет увеличен; если же MSB < MSC, то объемы производства общественного блага необходимо сократить. Если же MSB = MSC, то достигается оптимальный объем производства общественного блага, а величина коллективного спроса на него соответствует объемам его предложения.

Несмотря на то, что оптимальный объем производства обще­ственного товара предполагает равенство спроса на него и его предложения, так же, как в случае с частными благами, равенство это определяется не на рыночных основах. Предположим, что правительство рассматривает некий проект по производству об­щественных благ. Основная суть проблемы состоит в том, что лю­бое решение вложить ресурсы в общественные блага влечет за со­бой как выгоды, так и издержки. Выгоды заключаются в дополни­тельном удовлетворен ни общественных потребностей, так как увеличиваемся выпуск общественных благ, а издержки в том, что удовлетворение потребностей уменьшается в связи с сокращени­ем производства товаров для индивидуального потребления.

Нужно ли перемешать ресурсы из частного сектора в государственный? Здесь необходимо сравнить дополнительную (предель­ную) общественную выгоду(MSB) с дополнительными (предель­ными) общественными издержками (MSC), которые связаны с производством каждой дополнительной единицы общественного товара по данному плану. Если предельная общественная выгода от дополнительного производства общественных благ превысит предельные общественные издержки из-за уменьшения количест­ва товаров для индивидуального пользования, то следует произве­сти дополнительное количество общественных благ и перемес­тить ресурсы из частного сектора в государственный, где они производятся. Если издержки недопотребления товаров для ин­дивидуального пользования будут больше, чем предельная обще­ственная выгода, связанная с дополнительным количеством об­щественных товаров, то этого делать не следует. Прекратить дея­тельность или приостановить реализацию программы следует в тот момент, когда предельная общественная выгода становится равной предельным общественным издержкам.

7) Что такое национальная экономика и каковы её основные характеристики

Национальная экономика представляет сложную взаимозависи­мую систему, охватывающую весь социально-экономический комплекс определенной страны.

Исследование проблем национальной экономики является главной задачей одного из разделов экономической теории — макроэкономики. Макроэкономика определяет национальную экономику по функциональным, отраслевым и административ­но-территориальным признакам.

Функционально национальная экономика характеризует со­стояние совокупности экономических ресурсов (факторов произ­водства), которыми располагает определенное государство на дан­ный момент. Такими ресурсами являются население, природная среда и капитал.

По отраслевому признаку национальная экономика представ­ляет совокупность всех отраслей, которые функционируют в данной стране. Под отраслью принято понимать всю массу ор­ганизаций (фирм и компаний), занятых либо однородной произ­водственной деятельностью, либо предоставлением однородных услуг.

В свою очередь экономические отрасли группируют по сфе­рам. Выделяют сферу материального производства и непроизводст­венную или социальную сферу. К отраслям первой сферы относят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговлю, общественное питание и бытовое об­служивание. В состав второй сферы входит культура, здравоохра­нение, наука и просвещение, спорт и туризм.

По административно-территориальному принципу националь­ная экономика включает в себя совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на тер­ритории определенной страны. В свою очередь территория любо­го государства состоит из набора административных единиц (ре­гионов или субъектов).

8) Государство в рыночной экономике

Государство играет значительную роль в развитии капиталистической экономики. Основные формы усиления экономической деятельности государства – его роль в ситуациях несостоятельности рынка, его роль в перераспределении дохода и богатства, его реакция на давление электората в виде парламентских коалиций и лобби, роль чиновничества. Сбой государственной системы объясняется искажающим действием двух важных моментов – поведением электората и поведением чиновничества. Искажения могут возникать и в правительственных структурах, когда действия государственных органов власти направлены на то, чтобы приносить выгоду самим чиновникам.

Функции государства,связанные с экономикой:

• нормативная;

• клиентская (когда государство выступает как заказчик и покупатель продукции национального хозяйства);

• имущественная;

• финансово-распределительная;

• социальная;

• планово-прогнозная;

• ресурсно-распределительная;

• координирующая;

• лицензионная;

• контрольная;

• инвестиционно-технологическая;

• сертификационно-стандартизационная;

• правозащитная;

• охранно-защитная;

• экологозащитная;

• медико-санитарная;

• мотивационно-пропагандистская.

Реализация этих функций в их определенной совокупности несет в себе возможность кризисов системы государственного управления.

Чтобы преобразования в системе государственного управления проходили успешно, требуется максимальная общественная поддержка. Для этого политическим деятелям необходимо научиться решать две самостоятельные, но взаимосвязанные задачи: изучать общественное мнение и вместе с тем его формировать.

Политическая работапредполагает два параллельных процесса: 1)информирование общественности о политике правительства и ее пропаганда; 2)информирование политических деятелей о мнении избирателей. Мероприятия по налаживанию и развитию связи с общественностью должны стать частью процесса разработки политики.

Административный процесс имеет важное политическое значение. В месте оказания каких бы то ни было государственных услуг население вступает в непосредственный контакт с государством – для большинства граждан это единственная ситуация прямого общения с ним.

Не менее важной проблемой является надлежащее применение законов и подзаконных актов. Правовое наследие прежней системы во многом не соответствует рыночной экономике. Заполнение существующих пробелов и пересмотр устаревшего законодательства являются неотложными задачами.

9) Этапы развития теории экономического равновесия

Разработка проблемы экономического равновесия прошла в своем развитии последовательно три этапа. Первоначально анализировалось частичное экономическое равновесие как сба­лансированное положение индивидуальных рынков — товаров и услуг, факторов производства, денег. Появление этого направ­ления связано с работами английских и французских экономи­стов XIX — первой половины XX в., таких, как А. Курно, У.С. Джевонс, А. Маршалл, Ф. Эджуорт и др. Эти авторы раскрыли содержание рыночного механизма, направленного на достиже­ние рыночного равновесия как состояния, при котором планы и намерения покупателей и продавцов совпадают так, что при данной цене величина спроса равна объему предложения това­ров и услуг.

Следующая веха в развитии теории экономического равнове­сия была ознаменована появлением теоретической модели общего конкурентного равновесия, созданной JI. Вальрасом. Это была первая математическая модель национальной экономики, которая основывалась на микроэкономических показателях, характери­зующих поведение отдельных производителей и потребителей. С позиции общего экономического равновесия спрос на отдель­ный товар (в том числе на услуги и факторы производства) зави­сит не только от его цены, но и от цен на все остальные товары, а также от бюджетных ограничений каждого производителя и по­требителя.

В дальнейшем теория общего равновесного анализа была раз­вита в трудах таких экономистов, как М. Алле, Э. Бароне, А. Вальд, Ф. Визер, Ж. Дебре, Г. Кассель, В. Парето, Дж. Хикс и др. Они пытались вскрыть причины неравновесного состояния современной экономики. Так, М. Алле видел эту причину в рас­тущем «как снежный ком» количестве ничем не обеспеченных бу­мажных денег, в том числе ценных бумаг, фьючерсов, векселей и прочих платежных средств. По его выражению, мир превратил­ся в огромное казино, где можно продавать и покупать воздух.

10) Что такое инвестиции и каковы их виды

Инвестиции-это капитальные вложения, средства или издержки, которые используются для развития и расширения производства, тем самым принося выгоду, пользу или прибыль в конечном счете.

Инвестиции - с точки зрения страны в целом - вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Инвестиции подразделяются на фиксированные инвестиции и инвестиции в товарно-материальные запасы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.