Сделай Сам Свою Работу на 5

Доходы бюджета Москвы от сдачи в аренду нежилых помещений, относящихся к объектам культурного наследия, (млн руб.)





 
Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества нежилого назначения, относящегося к объектам культурного наследия 875,6 789,2 737,7 740,1
Доходы от сдачи в аренду нежилых помещений 11033,1 11561,7 11753,3

Источник: По данным департамента финансов города Москвы

 

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработано постановление Правительства Москвы от 24.01.2012 № 12-ПП «Об утверждении положения о предоставлении в аренду объектов культурного наследия города Москвы, находящихся в неудовлетворительном состоянии». Данное постановление предусматривает установление арендатору объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности или собственности субъекта РФ, вложившему свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия, право на льготную арендную плату.

Постановление предлагает алгоритм в соответствии с которым объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии, передается по договору аренды на 49 лет, по ставке, сложившейся по результатам аукциона, при этом предусматривается возможность установления льготной ставки арендной платы равной 1 рублю за кв. м. площади объекта в год, для арендатора своевременно осуществившего все ремонтно-реставрационные работы.



К категории объектов, относятся объекты недвижимости (здания, строения, сооружения), являющиеся объектами культурного наследия, признанные аварийными и/или объекты, состояние которых угрожает физической утратой особенностей данного объекта.

Кроме того, предусматривается синхронизация передачи объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в пользование и оформления охранного обязательства (охранное обязательство пользователя объекта оформляется и подписывается одновременно с договором аренды объекта).

Механизм реализации Постановления 12-ПП распространяется только на объекты культурного наследия, которые находятся в имущественной казне города Москвы и не обременены правами третьих лиц, в связи с чем, возникает проблема в отношении объектов, находящихся в смешанной собственности, либо в федеральной собственности. На указанные объекты, несмотря на то, что они находятся в неудовлетворительном состоянии и которым угрожает физическая утрата, невозможно распространение механизма, предусмотренного Постановлением. В настоящее время, для урегулирования вышеуказанных проблем, с целью сохранения и восстановления максимального количества объектов культурного наследия, проводится массовая их инвентаризация.



Таким образом, увеличение арендных поступлений в бюджет города Москвы возможно за счет следующих мер:

повышения ставок арендной платы за нежилые помещения или земельные участки;

приобретения объектов, находящихся в федеральной или частной собственности, а затем предоставление их в аренду;

уменьшения доли объектов в неудовлетворительном состоянии в общей структуре объектов региональной собственности за счет их продажи или проведения конструктивных работ;

установления эффективных ставок арендной, платы и рационального распределения нагрузки по арендным платежам среди различных типов арендаторов.

В условиях посткризисного развития российской экономики вопросы приватизации государственного имущества являются крайне актуальными, поскольку прямо или опосредовано затрагивают все стороны экономической жизни общества. Во-первых, сам многоэтапный процесс приватизации, получивший начало более двадцати лет тому назад все еще не завершен. Государство, в соответствии с принятой 17.11.2010 Правительством Российской Федерации Программой приватизации госкомпаний на 2011 – 2013 гг, продолжает этот процесс с целью пополнения федерального бюджета, улучшения инвестиционного климата и создания системы эффективных собственников.



Во-вторых, экономический кризис 2007-2009 гг. привел к сворачиванию налогового потенциала территорий и падению платежеспособности налогоплательщиков, которая медленно восстанавливается. Правительства субъектов федерации вынуждены выполнять свои социальные обязательства, не имея для этого достаточных финансовых ресурсов, но располагая при этом непрофильными активами. Продажа объектов собственности приносит в бюджет города единовременные, но весомые неналоговые поступления и является впоследствии постоянным источником дохода в виде поступлений налогов на недвижимость в региональный бюджет.

В-третьих, частичная приватизация ряда объектов государственной недвижимости способствует привлечению частного капитала для их восстановления и капитального ремонта. Прежде всего, данный тезис касается разрушающихся архитектурных объектов, чей облик имеет историческое и культурное значение. В условиях отсутствия денежных ресурсов на восстановление объектов культурного наследия в бюджетах территорий, сочетание смешанной частно-государственной собственности и возможности государства контролировать состояние объекта способствовала бы снятию остроты обозначенной проблемы.

Нельзя отрицать, что наличие объекта в собственности хозяйствующего субъекта положительно сказывается на результатах его финансовой деятельности, ведет к бережному отношению собственника к объекту или способствует повышению эффективности работы предприятия. Это, в свою очередь, ведет к увеличению поступлений в бюджет региона налогов от выполняемой хозяйствующим субъектом, деятельности (налог на прибыль), улучшению внешнего облика выкупленного объекта за счет средств нового собственника.

В этом контексте интересным представляется опыт Правительства города Москвы в области приватизации государственной собственности.

При принятии решения об отчуждении (продаже) объекта из региональной собственности Правительство Москвы руководствуется необходимостью решения следующих задач:

установить оптимальное соотношение между продаваемыми и остающимися в собственности объектами путем определения объемов продаж с учетом конъюнктуры рынка недвижимости в увязке с размерами арендной базы и прогнозом регионального бюджета на очередной финансовый год;

обеспечить подготовку и реализацию предложений по оптимизации ценовой политики при продаже объектов собственности, а также определения размеров и дифференциации ставок арендной платы.

Москва, как субъект РФ, в лице своих исполнительных органов власти осуществляет продажу объектов собственности в рамках программ приватизации, выкупа арендаторами нежилых помещений в рамках договоров аренды, продажи, коммерческого жилья, реструктуризации городского портфеля ценных бумаг. Объемы продаж собственности в городе Москве весьма значительны. Например, в, результате продажи имущества, принадлежащего городу, в 2012 году в бюджет поступило 22785 млн. руб.

Таблица 9.

Распределение приватизированного имущества по формам собственности и способам приватизации в 2004-2010 гг.[10]

 
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов - всего
в том числе по формам собственности:
федеральная - - - - -
субъектов Российской федерации и муниципальная -
из общего количества приватизировано путем:
продажи государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе - -
продажи посредством публичного предложения - - - -
выкупа государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, арендатором в соответствии с договором об аренде - -
продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации:              
работникам общества - - - - - - -
на специализированном аукционе - - - - - - -
преобразование государственного и муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество - - - - -

За 2004-2008 гг. по данным Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже государственного и муниципального имущества г. Москвы. С 2009 г. по данным Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве.

Основным инструментом реализации приватизационных процессов в Москве является Среднесрочная программа приватизации на 2011-2013 г., утвержденная постановлением Правительства от 14 сентября 2010 г. № 816-ПП "О среднесрочной программе приватизации государственного имущества города Москвы на 2011-2013 гг.". С помощью Среднесрочной программы приватизации осуществляется и частичная реализация Государственной программы "Имущественно-земельная политика города Москвы"[11] в части достижения целевой структуры собственности города Москвы.

Планирование приватизации имущества города Москвы носит, как правило, перспективный характер и предполагает составление перечня объектов, находящихся в собственности города Москвы, подлежащих приватизации в среднесрочной перспективе, с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, исключения "недружественного поглощения" и сохранения потенциала рабочих мест.

Департаментом городского имущества города Москвы на конкурсной основе осуществлен отбор организаторов торгов в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственном заказе. Перечень объектов, подлежащих приватизации, сформирован в лоты, в отношении которых проведены открытые аукционы по отбору организации - продавцов.

Таблица 10.

Источники и использование средств от приватизации государственного и муниципального имущества г. Москвы по формам собственности в 2010 г.[12]

  Всего, млн. рублей
Получено средств от приватизации государственного и муниципального имущества - всего
из них:
от продажи акций акционерных обществ
от продажи государственного и муниципального имущества
прочие поступления
Перечислено в бюджет города Москвы из поступившей выручки от продажи имущества приватизированных предприятий - всего

Источник: по данным Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже государственного и муниципального имущества г. Москвы.

 

В течение 2011-2012 гг. в Отдел по работе с объектами культурного наследия и религиозными организациями поступило порядка 237 обращений религиозных организаций, из них 71 обращение, касающееся передачи имущества в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Существом имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - льготной приватизации, является возможность приобретения арендуемого ими имущества на бес конкурсной основе. То есть в данном случае субъектам малого и среднего предпринимательства отдается предпочтение перед иными участниками оборота на выкуп недвижимого имущества, арендуемого ими. При этом цена выкупаемого имущества равна его рыночной стоимости.

Нормативно-правовыми документами города Москвы предусмотрено право для субъектов предпринимательской деятельности преимущественного выкупа нежилых помещений согласно следующим критериям:

- индивидуальный предприниматель или организация, которые хотят воспользоваться преимущественным правом выкупа арендуемых площадей, должны относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства.

- арендуемое имущество должно находиться во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона 159-ФЗ в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества;

- площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности (в соответствии с п.2.ст.12 Закона г. Москвы от 17.12.2008 № 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы» площадь арендуемых помещений не должна превышать 300 кв. м.);

- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1140-ПП).

Доходы от продажи имущества определяются порядком и размером средств, получаемых в процессе приватизации и зачисляемых в бюджет, порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения имущества.

В настоящее время городское имущество делится на три части. Первый блок – это те активы, которые нужны городу. Второй блок – имущество, которое выгоднее продать, чем держать на городском балансе. Третий блок – это активы, которые эффективнее развивать совместно с инвесторами.

Подлежат продаже пакеты акций, которые не обеспечивают необходимого влияния на управление в акционерном обществе, а также пакеты акций обществ, необходимость участия государства в которых отсутствует.

В 2011 году имущественно-земельный комплекс должен был обеспечить от продажи имущества в виде неналоговых поступлений 6,2 млрд. рублей, но превысил план на 1 млрд. рублей. Перевыполнение произошло за счет продажи городских активов, таких, как, например, участок №15 в «Москва-Сити» и почти 25% торгово-делового центра «Новинский пассаж». Кроме того, был перевыполнен на 560% план по поступлению дивидендов от компаний, которыми владеет город.

Согласно «Среднесрочной программе приватизации государственного имущества города Москвы на 2011–2013 гг.»[13] в 2012-м была запланирована продажа гостиницы «Метрополь», Центра международной торговли, общества «Объединенные кондитеры» и Объединенной гостиничной компании. До 2014 года должен быть приватизирован целый ряд других предприятий, принадлежащих Москве, а также осуществлена продажа доли города в акционерных обществах различных компаний, начиная от пассажирского парохода «Борис Чирков» и заканчивая банно-прачечным комбинатом.

В марте 2013 года на площадке ОАО «Российский аукционный дом» было продано 49 % акций ОАО «Косметическое объединение «Свобода» за 1 млрд 573 млн рублей. Ему принадлежат здания общей площадью 100 тысяч квадратных метров и 11,5 гектара в долгосрочной аренде.

Также в марте 2012 года планировалась продажа 26,58% акций ОАО «Объединенные кондитеры» (73,42 % - принадлежит юридическим лицам). Начальная стоимость пакета акций составила 10 млрд. 745 млн. рублей. В настоящее время ОАО «Объединенные кондитеры» является крупнейшим кондитерским холдингом в Европе и безусловным лидером на динамично растущем рынке кондитерских изделий России, в состав которого входят 15 кондитерских фабрик в Москве и 11 - в регионах России, включая такие известные бренды, как «Бабаевский», «Рот Фронт» и «Красный Октябрь». Бизнес характеризуется стабильным ростом производственно-финансовых показателей. Общество имеет свыше 100 000 торговых точек по всей России, включая сеть фирменных магазинов под названием «Любимые с детства», 8 региональных дистрибьюторских центров, охватывающих территорию всей страны.

Однако, как оказалось, данный пакет акций не пользуется особым спросом у сторонних инвесторов, продажа ОАО «Объединенные кондитеры» не состоялась. В августе 2013 г. Департаментом городского имущества города Москвы прорабатывается возможность внесения городского пакета акций ОАО «Объединенные кондитеры» в уставный капитал профессиональной управляющей компании ОАО «Москва-Курс»[14] со стопроцентной долей города Москвы в целях консолидации с иными непрофильными активами и повышения эффективности их управления.

В рамках приватизации городской собственности и реализации непрофильных активов, Департамент имущества г. Москвы в 2012 г. объявил о продаже с аукциона 100% акций ОАО Московский городской комбинат ломбардов «Мосгорломбард». Начальная цена продажи акций составляла 829,4 млн. рублей. В имущественный комплекс входят: 9 земельных участков на праве аренды; 4 объекта недвижимости (нежилые помещения) на праве собственности, общей площадью 12 717,4 кв.м; на праве аренды 17 объектов недвижимости (нежилые помещения) общей площадью 4068,8 кв.м. Проведение торгов было намечено на 31 мая 2012 года. Начальная стоимость лота составляла 829,3 млн. рублей. Однако, аукцион не состоялся в связи с отсутствием заявок[15].

В 2013 году также планируется выставить на торги 77 тысяч квадратных метров, или 97%, Гостиного Двора — памятника истории и архитектуры, крупного торгового и туристического центра, здание которого построено в 1830 году архитектором Осипом Бове.

Этот специфический объект планируется выставить единым лотом: объект недвижимости и 49% акций «Ильинского подворья» в связи с тем, что основной акционер «Ильинского подворья» — торговый дом «Шатер», также согласился выставить свой пакет (51%) на продажу. По некоторым оценкам, ориентировочная стоимость Гостиного Двора может составить $150 миллионов.

Приватизация городской собственности должна служить решению таких задач, как повышение эффективности использования активов; обеспечение конкурентоспособности предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта; формирование новых владельцев, которые станут более эффективными собственниками; увеличение поступления средств в бюджет за счет более эффективной работы предприятий; обеспечение более справедливого распределения прибылей и пр.

Ожидается, что новые владельцы установят более эффективную схему корпоративного управления и это обеспечит решение задачи увеличения поступлений в бюджет, причем дважды. Первое поступление разовое – от продажи собственности, второе – постепенное, в виде налогов от прибыльно работающего предприятия.

Для увеличения поступлений в бюджет от использования государственной собственности необходимо наличие полной и актуальной информации об объектах имущества, их поступлении и выбытии из государственной собственности. Это обусловливает необходимость проведения масштабной инвентаризации недвижимости города Москвы, которая должна способствовать вовлечению в хозяйственный оборот неучтенных объектов.

В настоящее время перед региональными органами власти стоит важнейшая задача по поиску дополнительных источников финансирования собственных бюджетов. Существенным потенциалом здесь могут выступать активы региональной казны, вовлекаемые в хозяйственный оборот путем их передачи в хозяйственное ведение (создание на основе имущества государственных унитарных предприятий), вложения в виде долей в акционерный капитал, передачи в доверительное управление.

В этом случае доходная часть бюджета будет пополняться за счет таких составляющих, как дивиденды по акциям, часть прибыли государственных унитарных предприятий, доходы от имущества, переданного в доверительное управление.

В бюджете Москвы, города федерального значения, доходы от имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий (ГУПов) остаются незначительными и составили всего 5580 млн руб. в 2012 году[16]. Следует отметить тот факт, что в Москве продолжается реформа. связанная с реорганизацией государственных унитарных предприятий в форме их акционирования. В начале этого процесса, который стартовал до мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., прогнозировалось, что доходы бюджета в виде прибыли ГУПов будут сведены к нулю уже в 2011 г.

С 2007 г. в бюджете города Москвы впервые появились доходы от доверительного управления городским имуществом, составившие 97,3 млн. рублей. Доверительное управление государственным имуществом – это форма использования имущества, при которой имущество одной стороны передается второй стороне на определенный сторонами срок, для управления в интересах второй стороны на основе договора. Глава 53 Гражданского кодекса РФ констатирует, что доверительное управление предполагает получение в пользу собственника доходов от использования объектов государственной собственности. Доверительный управляющий, выполняющий свои функции на основе договора, имеет право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества, а также на вознаграждение (ст. 1023 ГК РФ). При этом собственник имеет право осуществлять контроль за деятельностью доверительного управляющего и за эффективностью управления имуществом.

Важной особенностью доверительного управления является и то, что доверенное имущество обособляется от любого другого имущества как собственника, так и доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет (п. 1 ст. 1018 ГК РФ).

Главной целью доверительного управления является достижение требуемой конечной эффективности использования имущества. То есть доверительный управляющий возлагает на себя определенный участок деятельности, отчитываться за который нужно по конечным результатам[17]. Поэтому доверительный управляющий вправе совершать в отношении доверенного ему имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.[18]

При доверительном управлении решаются такие задачи, как увеличение неналогового дохода, получаемого в результате управления собственностью региона; увеличение стоимости объекта доверительного управления (за счет привлечения дополнительных инвестиций; выпуска новой продукции, и т.д.): объект собственности готовится к продаже по более выгодной цене.

В настоящее время доходы от доверительного управления государственным имуществом незначительны и в 2012 году они составили всего 70,2 млн. руб. Основной сферой применения данного инструмента управления государственным имуществом является управление пакетами акций смешанных, хозяйственных обществ.

Вкладывая собственные активы в деятельность акционерных обществ городские органы власти могут исходить из различных мотивов (поддержка конкретной отрасли региональной экономики, улучшение инвестиционного климата в регионе, развитие инфраструктуры, выполнение социальных программ, удовлетворение потребностей территории административного округа в создании предприятий социальной направленности и другое). Однако, в любом случае размер дивидендов иллюстрирует эффективность работы команды управляющих и государственного представителя среди них, которым вверены государственные активы. Кроме того, размер полученных дивидендов позволяет сравнивать эффективность работы предприятий в рамках одной отрасли, что позволяет своевременно корректировать ситуацию.


Таблица 11.

Доля дивидендных доходов от управления пакетами акций города Москвы в общем объеме доходов от управления государственным имуществом 2004-2012 гг.[19], млн. руб.

Формы управления объектами государственной собственности
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (всего)
Дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности 433,9
% дивидендов по акциям в общей сумме имущественных доходов бюджета города 1,1 2,8 1,7 2,51 1,8 1,5 4,2 2,5

 

На начало 2012 года город Москва являлся владельцем акций (долей) в 423 хозяйственных обществах с ориентировочной стоимостью чистых активов порядка 400 млрд. руб., в том числе в следующих отраслях: топливно-энергетической, строительстве, промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, финансах, транспорте, науке, розничной и оптовой торговли, рынках, ритуальных услуг и др.

Сегодня политика города направлена на выход из состава акционеров неэффективных низкодоходных пакетов акций, где город не имеет блокирующего пакета акций, и сохранение городской доли в эффективных обществах с контрольными пакетами, а также в стратегических, градообразующих и социально значимых предприятиях.

В настоящее время город владеет контрольным пакетом акций (50%+1) в 50% от всего числа обществ с долей города Москвы, менее блокирующего пакета (25%+1) в 11,5% обществах с долей города Москвы. Данные цифры являются результатом проводимой Департаментом имущества города Москвы, начиная с 2006 года, работы по оптимизации городского портфеля акций путем его реструктуризации и внедрения новой системы управления акционерными обществами с долей города Москвы. Количество предприятий с долей города в уставном капитале менее 25% уменьшилось на 60 %, количество предприятий со 100% долей города увеличилось в 4 раза, с контрольным пакетом акций - в 2 раза. В результате реструктуризации городского портфеля акций у Департамента имущества появилась возможность сосредоточить свои усилия на работе с эффективными обществами.

Параллельно осуществлялся процесс нормативного регулирования деятельности акционерных обществ с долей города Москвы и внедрение новой системы управления в отношении акционерных обществ, деятельность которых признана эффективной. Утверждение в 2006 году постановлением Правительства Москвы от 02.06.2006 г. №304-ПП Стандартов корпоративного управления стало первым шагом в данном направлении. В рамках данных Стандартов были утверждены методические принципы формирования перечня пакетов акций, принадлежащих городу, рекомендуемых к приватизации (продаже). Базовым критерием для оценки и принятия городом Москвой как акционером решений о приватизации принадлежащего городу пакета акций был определен показатель интегральной доходности. Кроме того, была создана система контроля над деятельностью и принимаемыми решениями органов управления акционерного общества, в том числе порядком распределения чистой прибыли (дивидендная политика), совершением крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Следующим этапом стало утверждение постановлением Правительства Москвы от 03.07.2007 г. № 576-ПП принципов стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, а также принципов взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы. Данным документом был заложен механизм осуществления перехода к современным формам стратегического и оперативного планирования и оценки экономической эффективности акционерных обществ, с появлением которого Департамент имущества начал процесс внедрения унифицированной системы планирования деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, что позволило городу как акционеру более эффективно контролировать финансово-хозяйственную деятельность акционерных обществ с долей города, обеспечивать сохранность городского имущества и предотвращать возможность осуществления руководством акционерных обществ, а также другими акционерами действий, направленных на нанесение ущерба бюджету города, вывод активов и снижение экономической эффективности деятельности акционерных обществ с долей города Москвы. Внедрение указанных принципов является одним из основных условий, при которых город готов продолжать свою работу с обществом в качестве акционера. Только при условии внедрения принципов во вновь создаваемых обществах город будет участвовать в проектах создания новых обществ.

Благодаря внедрению новой системы управления и комплекса мер по повышению эффективности деятельности хозяйственных обществ, пакеты акций (долей) которых находятся в собственности города Москвы, была обеспечена положительная динамика поступления дивидендов в бюджет города Москвы, рост стоимости чистых активов, несмотря на общее сокращение обществ, плательщиков дивидендов. В 2011 году в бюджет города было перечислено доходов в виде дивидендов более 27,2 млрд. руб., что почти в 13,6 раза больше, чем в 2010 году.

Следующей задачей, стоящей в рамках совершенствования системы управления городским пакетом акций - привлечение к работе в органах управления и контроля акционерных обществ с долей города лиц, не являющихся государственными служащими - внешних директоров. Привлечение внешних директоров на должности генеральных директоров и для работы в Советах директоров является сегодня необходимостью, так как организация профессионального управления силами сотрудников Департамента имущества города Москвы затруднена в силу разнородности и специфики деятельности каждого акционерного общества и ограниченной штатной численности. Профессиональный менеджмент, отобранный по критериям и на условиях, определенных собственником, должен быть основным инструментом для обеспечения внедрения утвержденных городом стандартов и системы корпоративного управления в акционерных обществах с долей города Москвы. При этом все проводимые городом Москвой как акционером мероприятия по совершенствованию модели корпоративного управления, внедрению принципов и механизмов планирования деятельности акционерных обществ являются неотъемлемой частью комплекса действий, способствующих активизации процесса перехода акционерных обществ с долей города Москвы на рыночные методы привлечения финансовых ресурсов c использованием инструментов рынка ценных бумаг и выводу ценных бумаг акционерных обществ с долей города на фондовый рынок.

Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 № 430-ПП утверждена Государственная программа города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.». В рамках данной Программы утверждена подпрограмма «Управление находящимися в городской собственности пакетами акций и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ».

Таким образом, несмотря на небольшой удельный вес доходов в виде дивидендов от участия в акционерных обществах в общем объеме доходов бюджета города Москвы, именно в наращивании данного вида доходов кроются потенциальные резервы увеличения ресурсов без усиления давления на экономику.

К числу наиболее важных задач в данной области, по нашему мнению, относятся:

Во-первых, неразвитость системы делегирования функций управления от органов государственной власти специализированным (коммерческим и некоммерческим) управляющим организациям.

Во-вторых, отсутствие полной и достоверной информации о масштабах, структуре, состоянии и использовании активов города, переданных в капитал акционерных обществ.

В-третьих, необходимость разработки системы оценки эффективности деятельности независимых директоров и их ответственности за причинение ущерба государственным активам.

В-четвертых, создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность представителей государства в советах директоров акционерных обществ.

3.5 Экономический механизм управления земельными ресурсами города Москвы

Специфическим объектом имущественной казны города Москвы являются городские земельные участки. Земля относится к невоспроизводимым средствам производства, созданным самой природой и в этой форме служащим материально-вещественной основой недвижимости. Специфичность земли состоит, прежде всего, в том, что площадь земельных участков ограничена, поскольку площадь самой поверхности Земли не может быть увеличена ни при каких условиях, а границы территории мегаполиса закреплены законодательно. То есть основным свойством земли является ее площадь, использовать которую можно только в связи с ее местоположением. Земельные участки не перемещаемы во времени и в пространстве.

Другой важной характеристикой земельного участка является его износостойкость, земельный участок, в отличие от других объектов недвижимости, в процессе эксплуатации не теряет своих свойств, а его капитальная стоимость при эффективном использовании будет только расти. При определенных социальных предпосылках земля способна к товарному обращению, сопровождающемуся приростом добавленной стоимости. При оценке инвестиционно-строительных решений остаточная стоимость земельного участка рассматривается в качестве критерия эффективности вложения капитала.

Существенной особенностью земельного участка является и его незаменимость какими либо иными факторами производства или же другими земельными участками, что создает острую необходимость повышения эффективности землепользования.

В настоящее время земельные ресурсы такого мегаполиса, как Москва характеризуется целым рядом специфических свойств. К ним относятся: практически постоянный рост их цены; существенная сложность организации системы управления и пользования; прочное переплетение и плотность различных производственных, социально-культурных, инфраструктурных объектов и различного рода транспортных объектов на их территории; наличие расположенных на них объектов культурно-исторического наследия.

Кроме того, земельные участки, расположенные на территории столичного мегаполиса обладают целым рядом таких особых характеристик:

во-первых, высокая концентрация разноплановых объектов на малой площади (коммуникации, жилые дома, исторические памятники, ландшафтные объекты, деловые центры и т.д.);

во-вторых, возможность многофункционального использования земельных участков;

в-третьих, специальный режим использования отдельных видов земельных участков;

в-четвертых, множественность собственников земельных участков на территории города.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.