Сделай Сам Свою Работу на 5

Состав неналоговых доходов столичного мегаполиса за 2009 – 2012гг., млн. руб.





Наименования доходов Фактические поступления Удельный вес, %
Неналоговые доходы, всего 100172,1 79258,1 118558,9 145533,9 9,9 7,0 8,0 9,8
Дивиденды 925,0 2014,6 27295,9 1928,9 0,1 0,2 1,8 0,1
Арендная плата за землю 15863,6 18673,8 20459,3 24925,4 1,6 1,7 1,4 1,7
Средства от продажи права аренды земли 4999,2 1399,2 2070,8 1716,3 0,5 0,1 0,1 0,1
Арендная плата за нежилые помещения 12918,5 11033,2 11561,7 11753,4 1,3 1,0 0,8 0,8
Доходы от продажи квартир 6927,9 6092,4 5046,2 8603,9 0,7 0,5 0,3 0,6
Доходы от реализации инвестконтрактов 3566,3 3736,2 5633,2 4666,7 0,4 0,3 0,4 0,3
Прочие доходы 54971,6 36308,2 46491,8 91939,3 5,4 3,2 3,1 6,2

Источник: http://budget.mos.ru/income_structure

В экономической и юридической литературе используются различные определения для установления содержания неналоговых, источниками которых является государственная или муниципальная собственность.

Например, Азарх М.Р. в своей научной работе по государственным доходам использует понятие «доходы от государственных имуществ, угодий и другие»[4], Колесникова H.A. называет неналоговые доходы «средствами от реализации прав на объекты государственной собственности»[5].



Разнообразие определений, представленных в литературе, свидетельствует о невозможности их применения в практической деятельности. В экономической и правовой науке, в настоящее время, нет четко сформулированного определения категории доходов бюджета от управления государственной и муниципальной собственностью, не определен их полный перечень.

Законодательное закрепление экономических отношений по поводу извлечения дохода от использования государственной собственности и мобилизации его в бюджет (страны, региона, муниципального образования) можно найти в Бюджетном кодексе Российской Федерации, согласно статье 6 которого «доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета»[6].

Таким образом, неналоговые доходы, поступающие в бюджет от использования государственной или муниципальной собственности, являются неотъемлемой частью доходов бюджета и представляют собой экономические отношения по поводу мобилизации в бюджет денежных поступлений от использования различных объектов государственной собственности (земли, объектов жилого и нежилого фонда, государственных унитарных предприятий, пакетов ценных бумаг и других).



Доходы от использования государственной собственности, согласно Ст. 42 Бюджетного кодекса, подразделяются на следующие группы:

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;



часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Таким образом, действующая в Российской Федерации классификация доходов бюджетов также не дает полного перечня доходов, формируемых в результате использования объектов государственной собственности, что затрудняет получение объективной информации о результатах вовлечения в хозяйственный оборот объектов государственной и муниципальной собственности.

Аренда объектов государственной и муниципальной собственности формирует современный тип экономических собственнических отношений между государством в широком смысле слова и его органами, с одной, стороны, и обширной совокупностью хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций, с другой стороны, соответствующих рыночному типу хозяйства[7].

Аренда определяется как право пользоваться чужой недвижимостью на определенных условиях. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество во временное пользование за плату. Применительно к земельным участкам существует несколько иная трактовка: аренда - это форма договорного, срочного и возмездного владения и пользования землей. Как следствие, правовая сторона аренды формулируется нечетко: в одном случае как право пользования, в другом — владения и пользования. С позиций усиления партнерских отношений между государством (арендодателем) и субъектом хозяйствования (арендатором) зона функционирования и ответственности арендатора нуждается в расширении.

В настоящее время арендная плата за использование объектов имущественно-земельного комплекса мегаполиса имеет наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов от управления собственностью в городе Москве.

По состоянию на 15.05.2012 в городе Москве действуют 15248 договоров аренды, заключенных с льготными категориями арендаторов на общую площадь 3,040 млн. кв. м, том числе:

- субъекты малого и среднего бизнеса 12 835 договоров - 2,586 млн.кв.м;

- льготные категории арендаторов по ППМ от 25.12.2012 № 800-ПП[8] 2413 договоров – 0,453 млн.кв.м.

Доходы от аренды в городе Москве являются одним из важнейших источников неналоговых доходов от использования государственного, регионального имущества: Так в 2012 году они составили 26656 млн. руб. за землю и 13047 млн. руб. за нежилые помещения. В целом доходы от арендной платы в 2012 г. возросли по сравнению с 2005 г. в 1,4 раза. Благодаря тому, что размер арендной платы за объекты, городской собственности является важнейшим механизмом поддержки приоритетных для, города видов деятельности, многие арендаторы могут получить льготы по арендной плате. Так субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год[9].

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» определяются основные категории арендаторов, которым государственное имущество предоставляется на льготных условиях:

- некоммерческие организации (ассоциации, союзы, религиозные, общественные объединения, политические партии, общественные движения, фонды, профсоюзы, объединения работодателей, объединения собственников жилья, социально ориентированные некоммерческие организации);

- государственные и муниципальные учреждения;

- адвокатские, нотариальные торгово-промышленные палаты;

- образовательные учреждения.

Следует отметить, что в городе Москве получение льготных условий аренды связано с выполнением субъектом предпринимательской деятельности определенных условий:

во-первых, включение в Реестр субъектов малого предпринимательства в установленном порядке;

во-вторых, осуществление одного или нескольких видов деятельности (осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами) в области: здравоохранения или образования (имеется лицензия на осуществление такой деятельности); торговли (при условии получения статуса социального магазина в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 28.05.2002 № 399-ПП «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов»); социального питания (при условии прохождения аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17.08.2004 № 568-ПП «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания»); бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (при условии соответствия критериям субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определенным Законом города Москвы от 16.06.1999 № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве»);

в-третьих, использование труда инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

в-четвертых, использование объекта нежилого фонда по целевому назначению;

в-пятых, отсутствие у арендатора задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты;

в-шестых, арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду;

в-седьмых, отраслевой орган исполнительной власти города Москвы предоставил заключение о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.

В настоящее время поступления от арендной платы за нежилые помещения, предоставленные арендаторам на льготных условиях, составляют 5,603 млрд. рублей, в том числе:

- поступления от помещений, арендуемых субъектами малого и среднего бизнеса - 4,656 млрд. рублей;

- поступления от помещений, арендуемых иными льготными категориями – 0,947 млрд. рублей.

При условии перехода на рыночные ставки арендной платы за нежилые помещения, предоставленные на льготных условиях, потенциальный доход бюджета города Москвы может составить 25,060 млрд. рублей. Таким образом, за счет применения минимальных и пониженных ставок арендной платы бюджет города Москвы недополучает потенциальный доход в размере порядка 19,459 млрд. рублей в год.

Арендодатель, устанавливая определенный порядок расчета арендной платы, может стимулировать арендатора к рациональному, бережному использованию объекта, а также и развитию арендованного имущественного комплекса. В качестве стимула может выступить внесение в договор аренды условия, согласно которому стоимость улучшения объекта вычитается из годового объема арендной, платы. Этот факт будет способствовать, как росту стоимости объекта собственности, так и укреплению собственной позиции арендатора, что бесспорно является положительным моментом.

Этот принцип используется и при предоставлении в аренду имущества, относящегося к культурному наследию города Москвы.

Таблица 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.