Сделай Сам Свою Работу на 5

Олигополистическая взаимосвязь





Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, терминомрыночная структура. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.

Выделяют четыре основных типа рыночных структур:

1) совершенная конкуренция;

2) монополистическая конкуренция;

3) олигополия;

4) монополия.

Совершенная конкуренция и монополия представляют собой абстрактные типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур в реальной действительности не существует. Монополистическая конкуренция и олигополия как рыночные структуры характерны для большого количества рынков. Во многих отраслях национальной экономики действуют олигополии, являющиеся лидерами в ценообразовании.

Олигополия – это рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.

Особенности поведения фирм в условиях олигополии:

1) тесное взаимодействие;

2) соперничество;

3) необходимость сознательного поддержания единого уровня цен в отрасли.



В отрасли в целом могут появиться жесткие единообразные цены, независимые от издержек отдельных фирм, объемы выпуска продукции ограничиваются, создаются барьеры, препятствующие проникновению в отрасль новых фирм. Появляется олигополистическая взаимосвязь.

Олигополистическая взаимосвязь, необходимость уделять большое внимание действиям конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска. Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Соглашение заключается тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и разделе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля.

Картель – это группа производителей, совместно максимизирующих прибыли путем фиксации цен и ограничения объема выпуска продукции.



Несмотря на то, что картели выгодны для их членов, они не так хороши для потребителей. К счастью для потребителей, у картелей есть внутренние проблемы, затрудняющие их образование и делающие их нестабильными. Основными проблемами картелей, являются контроль за выходом на рынок, а также установление и соблюдение квот выпуска продукции.

Между фирмами-олигополистами существуют также соглашения без официального оформления. «Формальные картели» не являются неизвестными, но встречаются редко из-за своей внутренней нестабильности. Недоверие фирм, а также незапланированные изменения рынка приводят к тому, что цена и объем выпуска продукции оказываются на уровне, не соответствующем оптимальным условиям функционирования. Максимизация прибыли для всех фирм отрасли вступает в противоречие с максимизацией прибыли для отдельной фирмы, поэтому полный и долгосрочный сговор оказывается невозможным. Нарушение договора, самостоятельное снижение цен, проведение агрессивных рекламных кампаний могут дать лишь краткосрочное повышение прибыли за счет остальных участников сговора, но в долгосрочном плане приведут к снижению прибыли и даже истощению финансовых ресурсов.

Экономические последствия олигополии экономистами оцениваются неоднозначно. Некоторые ученые считают, что олигополия обеспечивает развитие НТП, способствует увеличению занятости населения, повышению качества продукции и увеличению объему производства. Другие напротив, полагают, что олигополия мешает развитию НТП.

Олигополистическое ценообразование
Поведение фирм на олигополистических рынках является конкурентным. В борьбе за прибыль и увеличение своей доли на рынке используется контроль над ценами, реклама и установление величины выпуска. Немногочисленность конкурентов в условиях олигополии заставляет фирмы считаться с реакцией друг друга на свои решения. Для рассмотрения вопроса олигополистического ценообразования важны следующие черты олигополистического рынка: 1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным. 2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. 3. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры. Сознательное соперничество фирм порождает олигополистические ценовые войны. Ценовая политика любой фирмы на рынке зависит от рыночного спроса на ее продукцию и от того, как представляет себе фирма реакцию конкурентов на ее ценовую политику. Каждая фирма, стремясь максимизировать прибыль, предполагает, что ее конкуренты выберут определенную цену данной продукции и будут твердо придерживаться своего решения, и, если фирма снизит свои цены, то конкуренты не будут в ответ снижать свои цены. Таблица 11. Дифференциация продукта и конкуренция (ценовая, неценовая) при производстве парацетамола   Допустим, что на рынке есть только два продавца товара Т, каждый продавец производит Т при неизменных средних издержках производства, равных 10 руб. и у других продавцов товара Т нет возможности выйти на рынок (рис. 7). Каждый продавец назначает цену в 20 рублей за единицу товара Т и, следовательно, оба получают прибыль в 10 рублей с единицы. При этой цене количество товара Т, на которое есть спрос, составляет 100 000 единиц в месяц, то есть два продавца продают при этой цене по 50 000 единиц Т в месяц , получая прибыль по 500 000 руб. каждый. Первоначально продавцы делят рынок пополам и извлекают экономическую прибыль. Поскольку каждый продавец считает, что конкурент не будет реагировать на его понижение цены, то у каждого из них есть искушение увеличить ежемесячные продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец планирует захватить большую долю рынка и увеличить свою прибыль. Если бы один продавец понизил цену до 19 руб., то количество, на которое есть спрос, выросло. Несмотря на то, что прибыль с единицы товара Т составит всего 9 рублей, итоговая прибыль возрастет за счет увеличения объема продаж. Затем вторая компания реагирует тем, что снижает цену на товар Т. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену, общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции.

 



Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некорпоративное поведение икорпоративное.

В случае некорпоративного поведения каждый производитель-олигополист самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существуют только два продавца – дуополию (от лат. дуо – два, полио – продаю).

Дуополия – это частный простейший случай олигополии. Допустим, что каждая из фирм – А и Б – производит по половине продукции отрасли, общая величина которой 400 тыс. ед., средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50 тыс. руб. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Вместе с тем, снижение цен имеет свои пределы. Она будет продолжаться до тех пор, пока цена не достигнет уровня предельных издержек. А так как средние издержки постоянны, то P = MC = AC. Поэтому при равенстве предельных и средних издержек установится равновесная цена, потому что ни одна из фирм не сможет снизить цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю.

От ценовой войны выигрывают потребители, а производители проигрывают. В рассмотренном примере ни один из производителей не выиграет. Это объясняет, почему ценовые войны очень редки, чаще олигополисты ведут себя кооперативно, договариваясь о ценах и объемах выпуска.

Модель сговора.Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Несколько фирм-олигополистов могут напрямую договориться о совместной стратегии и тактике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каждого участника в отраслевом производстве. Главная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний (монопольную прибыль).

Напомним, что группа фирм, осуществляющих раздел отраслевого рынка и совместно принимающих решения о ценах и объемах производства, называется картелем. Временем расцвета картелей был период с конца Х1Х до конца 30-х годов ХХ столетия, когда они имели легальную форму и были широко распространены. В царской России картели в те времена были запрещены, однако русские олигополисты нашли обходной путь. Они создали синдикаты. Вспомните из предыдущее лекции особенности синдиката как формы монополистического объединения. Формально между олигополистами не было никаких соглашений, а значит, нельзя было и применить антикартельное законодательство. Все члены синдиката владели одним дочерним обществом – конторой. Контора не занималась производством продукции, а только торговала ею. Между каждым участником синдиката и конторой подписывались двусторонние соглашения, согласно которым участник синдиката уполномочивал контору быть единственным продавцом своей продукции. Контора фактически превращала синдикат в монополию.

 

В современных условиях сговор по поводу цен и определения квот производства законодательно запрещен в большинстве стран антимонопольными актами. Однако соблазн установить монопольные цены настолько велик, что фирмы не останавливаются перед нарушением закона. Периодически происходят скандальные разоблачения. Так, например, широко известен сговор производителей электрооборудования в США в 50-е г.г. Двенадцать человек из пяти компаний тайно собрались и договорились о ценах и разделе рынка, о контрактах, прибылях. Их схема предполагала, что при участии в конкурсах на получение контракта будет соблюдаться очередность: фирмы по очереди будут предлагать наилучшие условия и становиться победителями конкурса. В результате разоблачения сговора его участники были приговорены к тюремному заключению. Из недавней истории России (90-х гг. ХХ века) известен случай картельного соглашения крупнейших сахаропроизводителей, поделивших рынки сбыта и поднявших значительно цены.

Если на национальном уровне монопольное регулирование цен нелегально, то подобные ограничения не действуют в международной практике. Наиболее хрестоматиен пример международного нефтяного картеля ОПЕК – организации стран экспортеров нефти. За последние 30 лет ОПЕК неоднократно резко ограничивала поставки нефти на мировой рынок и взвинчивала цены на нефть и нефтепродукты. В настоящее время, в период мирового финансового кризиса ОПЕК регулирует мировые цены нефть, вводя квоты на добычу нефти.

Чтобы картельное соглашение работало, необходим ряд условий. Во-первых, спрос на продукт картеля должен быть неэластичным по цене, а у самого продукта не должно быть близких заменителей. Нефть как нельзя лучше отвечает этим требованиям. Во-вторых, все участники картеля обязаны соблюдать установленные правила игры. Это условие часто бывает нарушено, поскольку очень велик потенциальный выигрыш от превышения установленной квоты производства и увеличения объема продаж по завышенной цене, определенной картелем. Фирма-отступник получает повышенную прибыль, но рискует серьезно испортить отношения с партнерами.

В целом, в мире, картели оказали резко отрицательное воздействие на рыночную экономику. Поэтому законодательство всех стран контролирует экономику и не допускает их появления. Так, перед первой мировой войной в России из-за умышленного сдерживания синдикатами объемов производства ощущался товарный голод. Практиковали картели и сознательное ухудшение качества продукции. Например, международный электротехнический картель «Феб» в 30-е годы продавал лампочки со сроком службы одна тысяча часов, хотя уже существовала технология, позволявшая довести срок службы лампочек до трех тысяч часов.

В современной России картели официально не существуют в силу юридического запрета. Однако практика разовых ценовых сговоров широко распространена. Например, можно вспомнить, как на потребительском рынке возникает дефицит бензина, а затем он появляется у всех продавцов с завышенной ценой.

В современных условиях значение ценовой конкуренции заметно упало. Это обстоятельство, а также ужесточение антимонопольного законодательства, привели к снижению значения картеля в его классической форме. Современные картели, если таковые создаются, касаются не цен и квот, а условий совместного использования дорогостоящего оборудования, совместного осуществления дорогостоящих инвестиционных проектов (см. консорциумы в лекции 10). Картели, будучи запрещенными, все больше принимают форму тайного соглашения.

Модели тайного сговора.Выдающиеся современные экономисты Дж. Гэлбрейт и П. Самуэльсон в своих работах неоднократно подчеркивали, что сегодня ведущим фирмам нет необходимости заключать открытые договоры. Они настолько хорошо знают состояние дел, потенциальные возможности, цели и интересы друг друга, что могут, не встречаясь, не переговариваясь по телефону и даже не перемигиваясь, молчаливо выработать некоторую стратегию, в равной степени выгодную всем. Форм подобного скрытого сговора может быть достаточно много. Остановимся на наиболее значимых.

Одна из форм тайного сговора – это модель лидерства в ценах. Данная модель описывает ситуацию, при которой в отрасли существует большое количество фирм, но при этом только одна крупная фирма играет роль явного лидера. Лидер определяет ценовую политику, которой следуют все остальные. Лидер, как правило, устанавливает цены, которые отвечают интересам даже «замыкающей» фирмы, наиболее слабой на рынке и с наиболее высокими издержками. При этом фирма-лидер снимает «сливки» в виде монопольно высокой прибыли.

В ряде случаев лидер может вытеснить мелкие предприятия с рынка. Лидер значительно понижает цену, мелкие фирмы не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. После этого фирма-лидер поднимает цены до выгодного ей уровня и занимает освободившуюся рыночную нишу.

Если ряд фирм в отрасли претендуют на роль лидера, они могут выполнять ее поочередно. Если фирма-лидер неверно определяет рыночную конъюнктуру и ее действия наносят урон другим членам олигополии, роль лидера переходит к другой фирме.

К моделям тайного сговора относят поведение олигополистических фирм, которое описывается с помощью правил большого пальца. Когда отсутствует явный лидер, фирмы могут следовать при ценообразовании каким-либо общепринятым правилам. Такие правила игры в силу их простоты, общеизвестности и доступности называются правилами большого пальца. Разновидностями данной модели являются:

1) Ценообразование на основе средних издержек производства. Данная практика предполагает увеличение средних издержек на некоторый процент (например, 10%), который и будет регулировать рамки прибыли. Таким образом, цена продукта будет определяться по формуле: средние издержки плюс надбавка на прибыль.

2) Ступенчатое изменение цен, когда в роли ступенек действуют традиционные ценовые величины. Ступенчатое изменение цены характерно для распродаж, когда все продавцы снижают цену одинаково, с одного традиционного уровня до другого, например, с 49,95 до 39,95.

Во многих случаях на олигополистическом рынке сговор отсутствует. Рассмотрим основные модели такого типа.

Модель блокирующего ценообразования.При помощи данной моделиописывается ценообразование, ограничивающее проникновение в отрасль новых фирм. Особенность олигополистического взаимодействия состоит в том, что фирмы стремятся сохранить сложившееся в отрасли положение, всячески противодействуя его нарушению, так как именно имеющееся в отрасли равновесие обеспечивает им наиболее благоприятные условия для зарабатывания прибыли. Если барьеры проникновения в отрасль низки, то действующие в отрасли фирмы могут искусственно поднять их путем снижения рыночной цены. К примеру, на рис.11.1 показано, как реализуя кооперативную стратегию, фирмы отрасли могли бы получать экономическую прибыль, производя Q продукции и установив цену Р.

Однако наличие экономической прибыли стало бы притягательным фактором для проникновения в отрасль новых фирм, за чем последовало бы снижение прибыли, а возможно и вытеснение некоторых фирм из отрасли. Поэтому, зная уровень отраслевого спроса и издержек, а также оценив минимально возможные средние издержки претендентов на вход в отрасль, действующие в отрасли фирмы могут установить рыночную цену на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, что лишит их экономической прибыли, но одновременно сделает проникновение в отрасль других фирм невозможным.

 
 

 

Рис. 11.1. Модель блокирующего ценообразования

 

Однако наличие экономической прибыли стало бы притягательным фактором для проникновения в отрасль новых фирм, за чем последовало бы снижение прибыли, а возможно и вытеснение некоторых фирм из отрасли. Поэтому, зная уровень отраслевого спроса и издержек, а также оценив минимально возможные средние издержки претендентов на вход в отрасль, действующие в отрасли фирмы могут установить рыночную цену на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, что лишит их экономической прибыли, но одновременно сделает проникновение в отрасль других фирм невозможным.

Уровень цены, который выбирают фирмы, зависит от собственных издержек и издержек конкурентов. Если издержки конкурентов выше среднеотраслевых, то отраслевая цена будет установлена на уровне выше минимальных издержек, но ниже тех издержек, которые позволят конкурентам войти в отрасль.

Подобная практика может использоваться в целях вытеснения конкурентов из отрасли, когда доминирующая в отрасли фирма устанавливает цены на уровне ниже минимальных краткосрочных средних издержек, рассчитывая компенсировать возникающие убытки в долгосрочном периоде.

Модель ломаной кривой спроса.Эта модель предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру, Если же одна фирма понизит цену, то конкуренты будут вынуждены сделать то же самое. Теория исходит из посылки, что эластичность спроса в ответ на повышение и понижение цены будет разной. В результате кривая спроса будет состоять как бы из двух разных кривых, в итоге образуется излом (рис. 11.2).

 

 

Рис. 11.2. Модель ломаной кривой спроса

 

Соответственно кривая предельного дохода также будет состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса.

Модель ломаной кривой спроса обосновывает тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии. Если фирма повышает цену, а конкуренты – нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократиться и она будет вынуждена вернуться к прежнему уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают так же, поэтому фирме не удается завоевать большой сегмент рынка: спрос на ее продукт не будет существенно увеличен, так что понижение цены не имеет особого смысла. Тезис о стабильности цены можно проиллюстрировать графически (рис. 11.3).

Пока кривая предельных издержек лежит в интервале АВ, т.е. кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода на ее вертикальном отрезке, результирующая рыночная цена будет неизменной. Следовательно, в определенной степени цена не зависит от изменения уровня предельных издержек.

Критики данной модели находят в ней уязвимые места. Во-первых, концепция не объясняет, чем определяется исходный уровень рыночной цены. Во-вторых, достаточно наивно звучит допущение, что конкуренты не будут поднимать цену, если фирма повысит цену, но будут опускать их в ответ на снижение цены одной из фирм.

Рис. 11.3. Кривые предельных издержек и предельного дохода

в модели ломаной кривой спроса

Модель Курно.Эта модель является одной из первых моделей олигополии (дуополии - две фирмы в отрасли). Она была предложена французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно в 1838 году. Эта модель основывается на трех посылках: 1) в отрасли существует лишь две фирмы; 2) для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов; 3) обе фирмы максимизируют прибыль.

На графике (рис. 11.4) выпуск продукции фирмой 1 представлен как функция от объема производства фирмы 2, а выпуск продукции фирмы 2 – как функция от объема производства 1. Выпуск продукции одной фирмы, изображенный в виде кривой, представлен как реакция на объем производства другой фирмы.

Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемлемые объемы производства. Предположим, что фирма 2 собирается выпустить 75 единиц продукции, в этом случае фирма 1 примет решение о выпуске 12 единиц продукции (см. точку А). Но если фирма 1 действительно выпустит 12 единиц, то, как видно на графике, фирма 2 в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42 единицы (см. точку В). Но такой уровень выпуска продукции конкурентом вынудит фирму 1 выпустить не 12 единиц, как она собиралась, а 29 единиц (см. точку С).

Легко заметить, что уровень производства, устанавливаемый компанией, исходя из сложившегося размера производства конкурента, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть его. Это вызывает новую корректировку объема производства первой фирмы, что, в свою очередь, снова изменяет планы второй, т.е. ситуация является неустойчивой, неравновесной.

 

Рис. 11.4. Модель Курно

 

Однако существует и точка устойчивого равновесия – это точка пересечения кривых реакции обеих фирм (на графике точка О). В нашем примере равновесным объемом производства является 33 единицы. При таком объеме производства каждая фирма максимизирует прибыль. Такая ситуация получила название в экономической теорииравновесия Курно.

 

Под равновесием Курно понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска.

Математически теория игр показывает, что равновесие Курно при одних допущениях о логике поведения дуополистов достигается, а при других – нет. При этом решающее значение для достижения равновесия является понятность (предсказуемость) действий партнера-конкурента и готовность его к кооперативному поведению с соперником.

Конечно, модель Курно выглядит несколько упрощенно, но она обращает внимание на сильную взаимообусловленность поведения при олигополии.

Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии – модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.

Модель Бертрана (равновесие Бертрана) описывает рыночную ситуацию, когда на рынке действуют две фирмы, взаимодействие между которыми определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. Стабильность равновесия достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. Фирмы конкурируют, понижая цену и увеличивая объем выпуска.

Модель Штакельберга (равновесие (Штакельберга) описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер, а другая осуществляет стратегию приспособления.

Особенности рынков ресурсов.
Производство товаров невозможно без эффективного сочетания экономических ресурсов, желая приобрести которые фирма выходит на рынки ресурсов. Рассмотрим основные особенности этих рынков. 1. Рынки ресурсов представляют собой рынки факторов производства. Это означает, что рассмотренные нами ранее такие понятия как капитал, рабочая сила, земля и предпринимательская способность являются товарами на данных рынках. 2. В отличие от потребительского рынка, где в качестве покупателя, как правило, рассматривается население, на рынке ресурсов население выступает в основном как продавец, в то время как спрос на ресурсы предъявляют предприниматели и государство. 3. Нередко предприниматели выступают и в роли продавцов, и в роли покупателей, что вполне естественно в условиях специализации предприятий. 4. Цены на факторы производства во многом зависят от их взаимозаменяемости и взаимодополняемости, а также от особенностей технологического процесса, ведь задача предпринимателя состоит в нахождении оптимального (наиболее дешевого для него) сочетания ресурсов в производстве. 5. Спрос на факторы производства определяется спросом на готовую продукцию, производимую при помощи данных факторов. 6. Спрос на факторы производства зависит от будущих ожиданий производителей (они прогнозируют спад или подъем производства в недалеком будущим, что учитывается ими в настоящем при планировании выпуска продукции). 7. Рынки факторов производства в большей степени подвержены государственному регулированию чем потребительский рынок. 8. Ценообразование на рынках факторов производства за висит от доходов общества. В стране, характеризующейся высоким уровнем благосостояния, сложно представить себе низкие зарплаты. 9. Изменения цен на один из факторов производства при прочих равных условиях вызывает изменение в потреблении предпринимателями не только данного ресурса, но и других ресурсов, задействованных в производственном процессе. Рассматривая теорию потребительского выбора, мы попытались определить максимум полезности для потребителя. Тем самым мы решали основную проблему экономики (проблему эффективности) в отношении потребителя. Попытаемся сделать это в отношении товаропроизводителя на примере рынка ресурсов. В теории потребительского выбора мы предполагали сочетание потребления двух товаров, между которыми потребитель не делает различия (они лежат на одной кривой безразличия). В теории производства можно выделить различные сочетания потребления факторов производства, представляющие для производителя альтернативные возможности (или технологии). Для построения производственной функции нередко предполагается сочетание двух факторов производства: труда и капитала. Затем составляются возможные варианты взаимодействия этих факторов в производственном процессе (производство может быть капиталоемкое или трудоемкое). На оси абсциссе откладываются единицы труда, на оси ординате - капитала. При анализе производственной функции нетрудно заметить следующую закономерность: при неизменности использования одного фактора, например капитала, с увеличением использования другого (труда), происходит снижение величины предельного продукта. Экономисты объясняют это явление действием закона снижающейся доходности. Действительно, невозможно бесконечно увеличивать наем рабочей силы, не расширяя при этом производственные мощности. Производственную функцию называют изоквантой. Как и в теории потребительского выбора, вы можете представить множество кривых, параллельных друг другу, которые будут представлять собой карту изоквант. Бюджетную линию товаропроизводителя называют изокос- той. Соответственно максимум производителя наступит в той точке, где изокоста будет касаться наивысшей из доступных изоквант. Если используемое сочетание ресурсов не дает указанного равенства, то предпринимателю необходимо изменить его в сторону увеличения использования того фактора производства, чей предельный продукт больше. Рассмотрим основные рынки факторов производства: рынок труда, рынок земли и рынок капитала.

 

Спрос на ресурсы

Основными факторами устойчивого спроса на любой ресурс выступают: а) эффективность ресурса при производстве блага; б) рыночная стоимость (или цена) блага, выпущенного при помощи данного ресурса. Эти факторы полностью распространяются и на производственные ресурсы.

В качестве главного правила спроса на производственные ресурсы со стороны отдельной конкурентной фирмы является учет предельной доходности и предельных издержек.

Под предельной доходностью ресурса понимается изменение дохода, получаемого в результате реализации дополнительной продукции, выпущенной при потреблении одной единицы какого-либо ресурса.

Предельные издержки производственного ресурса - это издержки покупки каждой дополнительной единицы какого-либо ресурса.

Основное правило использования производственных ресурсов можно выразить в следующем равенстве: МРР = МРС, т. е. когда предельная доходность ресурса и предельные издержки ресурса равны. В этих случаях нельзя увеличить доход, изменив потребление ресурса.

Использование каждой последующей единицы производственного ресурса сопряжено с изменением издержек, отражающихся в предельных издержках, и предельного продукта в денежной форме. Конкурентная фирма ставит своей целью использовать ресурсы таким образом, чтобы добиться оптимального сочетания предельных издержек на ресурс и объема предельного, продукта данного ресурса в денежном выражении. Когда последний больше предельных издержек, то фирма заинтересована наращивать спрос на производственный ресурс. Если же прирост издержек на ресурс превышает прирост предельного продукта в денежной форме, то фирма будет уменьшать свой спрос на ресурс.

Спрос фирмы на производственные ресурсы в условиях совершенной конкуренции показывает кривая, которая изображает, как изменяется объем необходимых фирме ресурсов ,при изменении цен на них и неизменных заданных прочих факторах, влияющих на спрос.

Кривая спроса фирмы на ресурсы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности производственного ресурса. Это объясняется тем, что цены на продукт и предельный доход равны. Кривая спроса на ресурс, так же как и кривая спроса на производимую продукцию, имеет нисходящий наклон, который обусловлен действием закона убывающей предельной производительности. Нисходящий наклон кривой спроса на производственные ресурсы всегда вызывает ее пересечение с кривой предельных издержек, а точка пересечения указывает на оптимальный объем применяемого фирмой ресурса (рис. 35.1).

Рис. 35.1. Кривая спроса на ресурсы при совершенной конкуренции

Степень нисходящего наклона спроса на производственные ресурсы зависит от ценовой эластичности спроса на ресурсы производства. Под ценовой эластичностью спроса на ресурсы понимается отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному изменению его цевы. На величину ценовой эластичности спроса на ресурсы оказывают влияние следующие основные факторы:

· ценовая эластичность спроса на продукт;

· доля ресурсов в общих производительных издержках;

· взаимозаменяемость ресурсов;

· эластичность предложения других ресурсов.

Основным принципом ценовой эластичности спроса на производственные ресурсы является: чем легче замещается какой-либо ресурс производства, тем более эластичен спрос, предъявляемый на него фирмой.

Ценовая эластичность спроса на производственные ресурсы вызывает изменения в объеме спроса на них. Изменения в цене ресурса при прочих равных условиях приводят к движению вдоль кривой спроса на ресурсы. Кроме цены данного ресурса на спрос ресурсов влияют и другие факторы, которые вызывают сдвиг всей кривой спроса на ресурс вправо или влево.

Изменение в спросе на ресурс, т. е. сдвиг всей кривой спроса на ресурс, определяется следующими факторами:

· спросом на продукцию фирмы. Чем выше спрос на продукцию, тем больше спрос на ресурсы;

· ценами и объемами предлагаемых ресурсов-заменителей и комплементарных ресурсов;

· технологическими изменениями, влияющими на предельный продукт ресурса. Улучшение в технологии увеличивает предельный продукт данного ресурса, а кривая предельного дохода от продукта этого ресурса сместится вверх.

Сдвиг кривой спроса на производственные ресурсы показан на рис. 35.2.

Рис. 35.2. Изменения в спросе фирмы на трудовые услуги

На рис. 35.2 используется изменение спроса на трудовые услуги. На рис. 35.2 показано, что, если увеличение спроса на трудовые услуги произойдет из-за увеличения цены продукта или из-за увеличения предельного продукта труда, то любой из этих факторов увеличит MRPL при любом данном уровне использования труда и сместит кривую спроса на труд от D1 до D2. И наоборот, понижение цены продукции или понижение предельного продукта труда сократит спрос фирмы на труд с D1 до D3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.