Сделай Сам Свою Работу на 5

Инвентаризация материально-производственных запасов





 

В ходе инвентаризации материально-производственных запасов проверяется фактическое наличие материалов, готовой продукции, товаров, которые заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, артикула, сорта и других необходимых данных, а также количества (п. п. 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации). При этом инвентаризационная комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц производит обязательный пересчет, перевешивание или перемеривание запасов (п. 3.17 Методических указаний по инвентаризации).

Если в организации склады (кладовые) не являются самостоятельными учетными единицами, то инвентаризация запасов в подразделении производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства (незавершенного строительства) в этом подразделении (п. 25 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).



Если материально-производственные запасы поступают во время проведения инвентаризации, то они принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Поступившие ценности заносятся в отдельную опись. В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма, а на приходном документе делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности (п. 3.18 Методических указаний по инвентаризации).

Если же в исключительных случаях (с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации) в процессе инвентаризации запасов производится их отпуск, то это делается материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Отпущенные ценности заносятся в отдельную опись, а в расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии (п. 3.19 Методических указаний по инвентаризации).



Отдельно отражаются результаты инвентаризации следующих материально-производственных запасов (п. п. 3.21, 3.23, 3.24 Методических указаний по инвентаризации):

- отгруженных покупателям, но не реализованных (пп. "г" п. 12 ПБУ 9/99, Инструкция по применению Плана счетов);

- товаров и материалов, находящихся в пути (п. 26 ПБУ 5/01);

- находящихся на складах других организаций (в частности, переданных на хранение);

- переданных в переработку другим организациям.

В случае, когда активы, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, стоимостью не более 40 000 руб. (или иного лимита, установленного учетной политикой) за единицу, принятые у учету в составе материально-производственных запасов, после отпуска в эксплуатацию отражаются на забалансовом счете, открытом организацией с целью обеспечения сохранности этих объектов, то такие активы также инвентаризируются и включаются в отдельную опись (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

 

Товарно-материальные ценности, не принадлежащие организации, а принятые ею на ответственное хранение, в переработку, также подлежат инвентаризации (п. п. 1.3, 2.11 Методических указаний по инвентаризации). Результаты их инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма N ИНВ-5).

 

Если при инвентаризации выявлены негодные к использованию или испорченные товары, материалы или готовая продукция, то комиссия составляет акты об их списании (Указания по применению и заполнению форм).



Поскольку для неторговых организаций унифицированные формы актов о списании материалов и готовой продукции не установлены, такие формы могут быть разработаны самой организацией и утверждены в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Расхождения между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета заносятся в сличительные ведомости (форма N ИНВ-19). На ценности, находящиеся в организации на ответственном хранении и (или) полученные от других организаций для переработки, составляются отдельные сличительные ведомости (Указания по применению и заполнению форм).

 

 

Инвентаризация незавершенного производства

 

Перед началом инвентаризации в организациях, осуществляющих производство готовой продукции, все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена, сдаются на склады. Если у рабочих мест все же остается сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, не подвергавшиеся обработке, то они в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях (п. п. 3.28, 3.30 Методических указаний по инвентаризации).

В ходе проведения инвентаризации определяются (п. 3.27 Методических указаний по инвентаризации):

- фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

- фактическая комплектность незавершенного производства (заделов);

- остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Если незавершенное производство представляет собой неоднородную массу или смесь сырья, то количество сырья или материалов, входящих в смесь, определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) (п. п. 3.29, 3.31 Методических указаний по инвентаризации).

Инвентаризационные описи по незавершенному производству составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цеху, участку, отделению). В описях указываются наименования заделов, стадии или степени их готовности, количество или объем. По строительно-монтажным работам указывается объем работ по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания (абз. 2 п. 3.29 Методических указаний по инвентаризации).

Если незавершенное производство представляет собой неоднородную массу или смесь сырья, то в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав (п. 3.31 Методических указаний по инвентаризации).

Поскольку специальных унифицированных форм инвентаризационных описей и сличительных ведомостей для незавершенного производства не установлено, организация разрабатывает такие формы сама и утверждает их в своей учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

 

 

Инвентаризация расходов будущих периодов

 

При инвентаризации расходов будущих периодов инвентаризационной комиссией определяется сумма, подлежащая отражению на счете 97 "Расходы будущих периодов" на дату проведения инвентаризации. Достоверность суммы расходов будущих периодов устанавливается на основании документов, подтверждающих сумму понесенных расходов и период, к которому данные расходы относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 3.35 Методических указаний по инвентаризации).

 

Результаты инвентаризации (по видам понесенных расходов) заносятся в акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.