Практическое занятие № 3.
Тема: АФО, рост и развитие ребенка грудного возраста.
Студент должен знать:
· Характеристику периода грудного возраста
· Анатомо-физиологические: особенности костной, мышечной, нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем детей этого периода
· Факторы, влияющие на рост и развитие
· Закономерности ФР, НПР
· Значение физического воспитания для развития ребенка
· Основные средства и правила закаливания
· Основные элементы массажа, его значение для развития ребенка
Студент должен уметь:
1. Провести антропометрию ребенка: измерить массу, рост, окружность головы и груди
2. Оценить ФР ребенка грудного возраста
3. Оценить НПР ребенка грудного возраста
4. Дать комплексную оценку развития ребенка
5. Составить схему закаливающих мероприятий детям грудного возраста
6. Оказать консультативную помощь родителям по сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Манипуляции:
1. Техника контрольного взвешивания
2. Техника кормления детей 1 го года жизни, кормление из бутылочки
3. Техника взвешивания детей разного возраста
4. Техника измерение роста детям
5. Техника измерения окружности головы, груди, размеров большого родничка
6. Техника приготовления основных видов
7. детского питания
Задание №1 (Внеаудиторная работа).Изучив материал домашнего задания (стр.84-86 учебник Крюковой «Здоровый человек и его окружение»), составьте режим дня для детей:
А) Ребенку 2 месяца сон - …….ч, дневной ……..ч, ночной ……..ч
Бодрствование - …………..ч.
Прогулка - …………………ч.
Б) Ребенку 8 месяцев. Сон - ……ч, дневной ………..ч, ночной …….ч.
Бодрствование - ………….ч.
Прогулка - …………ч.
Основные правила при составления режима дня:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание № 2 (Внеаудиторная работа). Законспектировать в тетрадь тему: Закаливание. (стр.87-89 учебник Крючковой «Здоровый человек и его окружении»).
Задание № 3. По задачам, предложенным преподавателем: оцените Физическое Развитие (ФР), дайте комплексную оценку развития ребенка грудного возраста, используя таблицы «Помесячных прибавок массы и роста». (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
1) Оцените ФР ребенка 6 мес, если на данный момент его масса 8 300 г., рост 78 см. При рождении вес 3 250 г., рост 55,5 см.
Решение:
Вывод:
2) Оцените ФР ребенка 2 мес., если на данный момент его масса 4300 г., рост 56 см. При рождении вес 2 900 г., рост 53 см.
Решение:
Вывод:
3) Оцените ФР. Ребенку 9 мес., на данный момент его вес 8950 г., рост 73 см.. При рождении вес 3400 г., рост 54 см.
Решение:
Вывод:
4) Оцените ФР. Ребенку 4 мес., на данный момент его вес 5300 г., рост 58 см. При рождении вес 3100 г., рост 38 см.
Решение:
Вывод:
5) Оцените ФР. Ребенку 3 мес., на данный момент 5600 гр., рост 62 см. При рождении вес 3400 г., рост 53 см.
Решение:
Вывод:
Задание № 4. Оцените ФР по данным антропометрии (рост, масса, окружность груди, окружность головы) ребенка используя Центильные таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
1. Определяется соматотиппо сумме коридоров: масса + рост + окружность груди.
Если сумма коридоров:
До 11 баллов – гипосомия.
С 11 до 15 баллов – нормосомия
Свыше 15 баллов – гиперсомия.
2. Гармоничностьоценивается по разности максимального и минимального коридоров этих же трех параметров.
Если разность коридоров:
0 – 1 балл – гармоничное развитие
2 балла – дисгармоничное развитие
3 балла и более – резко дисгармоничное развитие
3. Окружность головы оценивается отдельно. Если она соответствует:
1 – 2 коридору – микроцефалия
6 – 7 коридору – макроцефалия.
При наличии микро- и макроцефалии ребенка необходимо проконсультировать у невропатолога.
1) Мальчик 6 мес., окружность груди 46 см., окружность головы 43 см., рост 66 см., вес 8500г.
Решение:
Заключение по ФР:
2) Девочка 6 мес., окружность груди 49 см, окружность 47 см., рост 70 см., вес 10 кг.
Решение:
Заключение по ФР:
3) Мальчик 5 мес., окружность груди 44,1 см., окружность головы 44 см., рост 63 см., вес 7700 г.
Решение:
Заключение по ФР:
4) Девочка 5 мес., окружность груди 44,1 см., окружность головы 44 см., рост 63 см., вес 7700 г.
Решение:
Заключение по ФР:
5) Мальчик 6 мес. Окружность груди 46 см., окружность головы 43 см., рост 68 см., вес 8300г.
Решение:
Заключение по ФР:
Задание № 5. Оценить Нервно-психическое развитие (НПР) ребенка использую таблица (ПРИЛОЖЕНИЕ 3-7).
Оценка НПР – определение уровня развития у ребенка конкретных анализаторов и навыков соответственно их возрасту.
До 1 года – Аз, Ас, Э, До, Др, Ра, Рп, Н.
2 года – До, С, И, Ра, Рп, Н.
3 года – Р, С, И, К, Н, До.
4-6 лет – мышление и речь, моторика, внимание и память, социализация, психическое здоровье.
Дополнительно: сон, аппетит, бодрствование, особенности характера.
ЗАДАЧИ написать
Задание № 6. Решение ситуационной задачи.
Мальчик в возрасте 5 месяцев поступил в больницу с жалобами матери на плохой аппетит, отставание в весе, изредка запоры.
Данные анамнеза: роды 1-е, срочные. Масса тела при рождении 3200г, длина 51 см. На втором месяце жизни переведен на искусственное вскармливание адаптированной смесью, режим кормления не соблюдался. Соки и витамин Д получает с 3-х месяцев. Перенес сепсис, пневмонию и 2 раза ОРВИ. В настоящее время кормится адаптированной молочной смесью через 4 часа в количестве 750 мл за сутки. Прикорм не получает.
Данные объективного осмотра: состояние ребенка средней тяжести. Масса тела 4500г, рост 65 см. Кожа чистая. Эластичность кожи и тургор тканей снижены. Подкожно-жировой слой отсутствует на туловище, конечностях и лице. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Число дыханий 40 в минуту. Тоны сердца чистые, громкие. Частота сердечных сокращений 136 в минуту. Живот мягкий, запавший. Печень и селезенка не увеличены. Стул через день, без патологических примесей.
Вопросы:
1. Оцените антропометрические показатели при рождении.
2. Какие еще показатели физического развития определяют в родильном доме и, с какой целью?
3. Определите дефицит массы тела, если он есть?
4. По каким формулам рассчитывается должная масса тела?
5. Охарактеризуйте физическое развитие ребенка в возрасте 5 месяцев?
Задание № 7. Решение ситуационной задачи.
Девочка 2 месяца.
Данные анамнеза: родилась от 2-й нормально протекавшей беременности. В первой половине отмечались незначительные проявления токсикоза в виде тошноты и рвоты, в течение 2 недель. Во второй половине беременности было снижение гемоглобина до 100 г/л, после приема препаратов железа (каких – мама не знает) содержание гемоглобина стало нормальным. За время беременности мама прибавила в весе 10 кг. Роды в срок, самостоятельные. Масса тела ребенка при рождении 3400, длина 52 см. Оценка по шкале Апгар 9/10 баллов. К груди приложили сразу, грудь взяла хорошо, сосала активно. Физиологическая убыль массы тела 5%, к моменту выписки из роддома на 5 сутки практически достигла веса при рождении. Молока было много. Пупочная ранка эпителизировалась на 10 день, без осложнений. Ребенок сосал активно, через 10 минут после начала кормления засыпал, затем уже вяло сосал в течение 20 минут.
За первый месяц прибавил 800 грамм, стул был нормальным, после каждого кормления.
В возрасте 1 месяца 2 недель из-за неурядиц в семье, психо-эмоционального стресса со слов мамы у нее стало меньше молока, ребенок беспокоился, жадно начинал сосать грудь, теребил ее, в результате чего появились трещины сосков. Мама после каждого кормления сцеживала оставшееся молоко, ее количество было не более 15 мл.
Решено было до консультации с педиатром назначить докорм в виде молочной смеси «Агуша». Докорм вводился после кормления грудью из бутылочки с соской с довольно большим отверстием для облегчения сосания (смесь вытекала струйкой). Количество докорма не контролировалось, ребенок съедал столько сколько мог высосать после кормления грудью. Через некоторое время появился неустойчивый стул, с непереваренными комочками, временами зеленый. Ребенок плохо стал прибавлять в весе, за последующий месяц всего лишь на 500 грамм.
Данные объективного осмотра: кожные покровы обычной окраски, ребенок активный, крик эмоциональный. Слизистые чистые. На коже умеренные проявления атопического дерматита. Со стороны органов дыхания и сердечно-сосудистой системы патологии не выявлено. Живот несколько вздут, напряжен, слышно урчание по ходу тонкого кишечника, печень +2 см ниже края реберной дуги, селезенка не пальпируется. В неврологическом статусе без особенностей.
Вопросы:
1. Дайте характеристику пренатального периода.
2. Оцените период адаптации в раннем неонатальном периоде.
3. Правильна ли была тактика матери при подозрении на недостаточность лактации?
4. Проведите расчет питания для ребенка и определите правильную тактику введения искусственных смесей.
5. Что такое адаптированная смесь?
Задание № 8. Решение ситуационной задачи.
Возраст 21 день.
Второй патронаж к здоровому ребенку. Жалобы матери на беспокойство ребенка, плохой сон ночью, громкий требовательный крик. Грудь и соску хватает жадно, охотно пьет воду до 200-250 мл в сутки.
Данные анамнеза: Беременность протекала без патологии, роды на 40 неделе, масса тела при рождении 3750 г, длина 52 см. Оценка по шкале Апгар 9/10 баллов. До 4 дней жизни отмечался неустойчивый стул, с умеренным количеством белых комочков, слегка пенистый. С 6 дня стул 3-4 раз в сутки, густой кашицей. Ранний неонатальный период протекал без особенностей. Максимальная убыль массы тела была 7%. К моменту выписки на 5 день жизни оставалась не более 1%.
Мать кормит ребенка строго по часам, 5 раз в сутки, с ночным перерывом 8 часов. Считает, что у нее нормальная лактация. На 21 день масса тела 3940, при контрольном кормлении высосала 60 мл из одной груди. При сцеживании после кормления удалось еще получить около 10 мл молока. Во время и после кормления ребенок беспокоен, крик раздраженный.
Данные объективного осмотра: кожа чистая, розовая, обычной влажности. Тургор тканей слегка снижен. Тоны сердца громкие, частота сердечных сокращений 140 в минуту, дыхание пуэрильное, хрипов нет, число дыханий 42 в минуту.
Живот мягкий, печень выступает на 1,5см из-под края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Пупок сухой, чистый, сосуды не пальпируются.
Неврологический статус без особенностей.
Вопросы:
1. Поставить диагноз.
2. Какова предполагаемая причина беспокойства?
3. Дайте оценку физического развития.
4. Каков рациональный режим питания?
5. Оцените лактацию, дайте советы матери по уходу и вскармливанию.
Задание № 9. Тесты. Укажите все правильные ответы
Тест 1.
Какие продукты (кроме грудного молока) должен получать 4-х месячный ребенок, находящийся на естественном вскармливании.
а) творог
б) фруктовое пюре (тертое яблоко)
в) овощное пюре
г) мясное суфле
д) 10% - я манная каша
е) вкрутую сваренный яичный желток - 1/4
ж) фруктовый сок
Тест 2.
У кормящей матери возникло подозрение, что ее 1-месячный ребенок недоедает из-за недостатка молока. Какие из перечисленных вопросов помогут Вам подтвердить опасения матери:
а) общая продолжительность сна матери за сутки
б) какова продолжительность кормления (сколько времени мать держит ребенка у груди)
в) в одно кормление ребенок насыщается из одной груди или мать вынуждена прикладывать его к обеим грудям.
г) ребенок пьет воды больше чем обычно
д) ни один из этих вопросов не может решить поставленную задачу
Тест 3.
Перечислите рекомендации, необходимые для хорошей лактации у матери 1-месячного ребенка:
а) общая продолжительность сна матери за сутки должна быть не менее 8 часов.
б) увеличить прием жидкости за сутки, против обычного, на 1 литр.
в) можно не прерывать курения, имевшего место до рождения ребенка
г) употребление пива для поддержания лактации
Тест 4. Дать один правильный ответ.
Для адекватной лактационной функции женщина должна дополнительно к обычному питьевому рациону получать около литра жидкости за сутки. Этот дополнительный объем ей следует получить:
а) каждое утро за один прием
б) каждый день вечером за один прием
в) разделить на равные части по числу кормлений и выпивать за полчаса до прикладывания ребенка к груди
г) определенный режим приема жидкости на имеет значения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|