Тема: Внутриутробный период. Закономерный рост и развитие человека во внутриутробном периоде
Рабочая тетрадь
Учебная тетрадь
ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий»
МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение
«Здоровый ребёнок»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Составитель: преподаватель Ровкина О.А.
Пояснительная записка
Учебная тетрадь по разделу 1 «Здоровый ребенок» МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий» предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело».
Объектом изучения дисциплины «Здоровый человек и его окружение» является здоровый человек в различные периоды жизни и его семья.
Данная рабочая тетрадь предназначена для изучения второго раздела программы: «Здоровый ребенок». В данном разделе рассматриваются особенности развития здоровых детей. Большое внимание уделено основным жизненно важным потребностям детей различных возрастных групп и способам их удовлетворения, факторам риска во всех периодах детского возраста.
В вводной части каждого занятия содержится требования программы к уровню знаний и умений студентов. В данной рабочей тетради дидактический материал оформлен по темам занятий и может быть использован в дополнение к объяснению преподавателя и пользованию учебником.
В основной части каждого занятия располагаются задания, выполнение которых позволит лучше усвоить, осмыслить и запомнить новый изученный материал; рационально использовать учебную деятельность, отведя время на самостоятельную работу, как во время учебных занятий, так и внеаудиторную: это ситуационные задачи, таблицы, логические диктанты, конспектирование отдельных вопросов учебника, тестовые задания и др.
В рабочей тетради находятся схемы патронажей и алгоритмы манипуляций, что позволяет сэкономить время и большую часть его потратить на выполнение самостоятельной работы, приобретение умений и навыков.
Данная рабочая тетрадь предназначена для оказания помощи студентам Тюменского медицинского колледжа, при изучении дисциплины «Здоровый человек и его окружении», раздел «Здоровый ребенок», при выполнении внеаудиторных работ, а также в процессе отработки пропущенных занятий. Кроме того, рабочая тетрадь может быть использована преподавателем при подготовке к занятиям.
Код
| Наименование результата обучения
| ПК 1.1
| Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
| ПК 1.2.
| Проводить санитарно-гигиеническое воспитание (просвещения) населения.
| ПК 1.3.
| Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 3.
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6.
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ОК 7.
| Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.
| ОК 8.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
| ОК 9.
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
| ОК 10.
| Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
| ОК 11.
| Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
| ОК 12.
| Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
| ОК 13.
| Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
|
Уважаемый студент!
С целью закрепления изученного материала по темам Раздела 1 «Здоровый ребенок» МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий» предлагаем вам ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания данной учебной тетради.
Учебная тетрадь поможет закрепить изученный материал по теме Раздела, а также станет для вас «шпаргалкой» при изучении междисциплинарного курса МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) профессионального модуля ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». Вы также сможете воспользоваться данным пособием во время учебной и производственной практики и в процессе профессиональной деятельности в дальнейшем.
Дневник студента
(практические занятия)
ПМ 01. Здоровый человек и его окружение
«Здоровый ребёнок»
Фамилия --------------------------------------------------
Имя --------------------------------------------------
Отчество --------------------------------------------------
Группа ------------------ Бригада -----------------
Практическое занятие № 1
Тема: Внутриутробный период. Закономерный рост и развитие человека во внутриутробном периоде
Студент должен знать:
· Периоды детского возраста
· Характеристику антенатального периода
· Факторы влияющие на развитие плода
· Цели и сроки дородовых патронажей
Студент должен уметь:
1. Провести дородовые патронажи (в виде ролей игры)
2. Оказать консультативную помощь беременной женщине.
Манипуляции:
1. Дородовый патронаж
2. Патронаж к новорожденному ребенку
3. Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка
4. Техника пеленания новорожденного
5. Техника обработки пупочной ранки
6. Техника обработки пуповинной культи
7. Техника подмывания грудных детей
8. Техника проведения гигиенической ванны
9. Техника кормления детей 1-го года жизни
10. Техника измерения температуры тела
11. Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления
Антенатальный период или период внутриутробного развития – это первый и наиболее значимый этап в жизни любого человека. Именно в это время закладываются основные органы и системы ребенка, и определяется качество его здоровья.
Внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет обычно ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла. Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-40 неделе беременности, преждевременными - ранее 37 недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.
Сейчас принято выделять несколько периодов внутриутробного развития:
1. Зародышевый период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.
2. Период имплантации. Продолжается около 40 часов, т.е. около 2 суток. Эти два периода иногда объединяются, т.к. медико-биологическое значение их велико. В это время 50 – 70% оплодотворенных яйцеклеток не развивается, а тератогенные (неблагоприятно влияющие на плод) факторы, особенно относящиеся к группе сильных, вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия), или формирует тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аббераций или мутантных генов.
В настоящее время тератогенные факторы можно разделить на 3 группы:
А) Экзогенные:
- ионизирующая радиация (более 0,6-0,8 Гй), которая вызывает гибель клеток или мутации генов
- ряд вирусных инфекций – краснуха, в меньшей степени грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит, цитомегалия и другие
- фармакологические препараты – цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах
- некоторые промышленные и сельскохозяйственные ядовитые вещества, хозяйственные яды – пестициды, гербициды
- некоторые пищевые продукты – особенно испорченный картофель, зараженный грибком
Б) Генетические:
- мутантные гены, вызывающие пороки развития с доминантным или рецессивным типом наследования (семейные случаи с расщеплением верхней губы, поли- или синдактилией)
- хромосомные абберации (числовые и структурные) – если имеют место абберации, то возникающие пороки развития чаще несовместимы с жизнью (60% спонтанных абортов до 3 месяцев обусловлены хромосомной абберацией), и только относительно небольшое число детей, например, с болезнью Дауна, жизнеспособны.
В) Сочетанные: Складываются из этих двух групп.
3. Эмбриональный период. Он длится 5-6 недель. Питание зародыша происходит из
желточного мешка. Важнейшей особенностью периода является закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Поэтому воздействие тератогенных факторов вызывает эмбриопатии, которые представляют собой наиболее грубые анатомические и диспластические пороки развития.
4. Эмбриофетальный период. Продолжается 2 недели, когда
формируется плацента, что совпадает с окончанием формирования большинства
внутренних органов (кроме ЦНС и эндокринной системы). Этот период имеет важное значение, т.к. правильное формирование плаценты, а следовательно и плацентарного кровообращения определяет дальнейшую интенсивность роста плода.
5. Фетальный период. Продолжается от 9 недели до рождения. Он характеризуется тем, что развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. В фетальном периоде целесообразно выделить два подпериода: ранний и поздний.
Критические периоды в развитии плода – периоды, в течение которых плод особенно чувствителен к воздействиям различных факторов. Основными критическими периодами для зародыша и плода человека являются:
· Конец предимплантационного периода и период имплантации (первая неделя после зачатия)
· Период образования зачатков органов (органогенез) – 3-6 неделя беременности
· Период плацентации – 9-12 неделя беременности
· Период фетогенеза – 18-20 и 22-24 недели беременности, когда возникают качественные изменения в биоэлектрической активности головного мозга, рефлекторных реакциях, гемопоэзе, продукции некоторых гормонов и организм плода как бы переходит в новое качественное состояние.
Задание №1. Напишите название и продолжительность периодов, подпериодов детского возраста.
I. .
А) .
Б) .
II. .
.
III. .
1. .
А) .
Б) .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. .
Задание №2. В виде ролевой игры заполните схему первичного дородового патронажа, сделайте выводы и рекомендации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|