Лабораторный практикум и практические занятия
Студенты разбиваются на подгруппы по 2-3 человека и предлагают свои варианты ответов на следующие задания. Затем происходит обмен мнениями и разбор ответов каждой подгруппы. В ходе разбора ответов каждой подгруппы участвуют студенты других подгрупп и преподаватель.
Задание 1:
Номинальный объем ВВП вырос на 300 млрд. ден. ед. и составил 2300 млрд. ден. ед. Дефлятор ВВП составил 1,1.
На сколько процентов увеличился реальный объем ВВП?
Задание 2:
Равновесие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) соответствует кейнсианскому отрезку совокупного предложения.
Установите правильную последовательность результатов решения фирм увеличить инвестиции:
- уровень цен не изменяется;
- совокупный спрос увеличится;
- кривая AD сдвинется вправо;
- реальный объем национального производства возрастет.
Задание 3:
При увеличении личного располагаемого дохода с 200 до 400 млн. руб. сбережения домохозяйств увеличились с 40 до 80 млн. руб.
Чему равна предельная склонность к сбережениям (MPS)?
Задание 4:
Располагаемый доход равен 50 000 млн. ден. ед., потребление при этом составило 48 000 млн. ден. ед. При увеличении располагаемого дохода до 51 000 млн. д.е. потребление увеличилось до 48 500 млн. ден. ед.
Чему равна предельная склонность к потреблению (MPC)?
Задание 5:
Располагаемый доход равен 200 млн. ден. ед., сбережения домохозяйств составили 70 млн. ден. ед.
Чему равна средняя склонность к сбережениям (АPS)?
Задание 6:
Уравнение потребления имеет вид: С= 200+0,8Y (Y – объем ВВП). Y=4000 млн. руб.
Чему равна средняя склонность к сбережению (APS)?
Задание 7:
Функция сбережений имеет вид: S = (-20) + 0,25 Y, где Y – объем ВВП. Инвестиции увеличились на 100 млн. ден. ед.
Как изменится объем ВВП?
Задание 8:
Дана функция потребления: C = 100 + 0,75Y, где Y – объем ВВП. Инвестиции увеличились на 50 млн. ден. ед.
Как изменится объем ВВП?
Задание 9:
1. Имеется три варианта вложения инвестиций:
а) издержки равны 150 тыс. ден. ед. Будущая прибыль – 10 тыс. ден. ед. в год;
б) издержки равны 200 тыс. ден. ед. Будущая прибыль – 15 тыс. ден. ед. в год;
в) издержки равны 1000 тыс. ден. ед. Будущая прибыль – 95 тыс. ден. ед. в год;
Какой проект наиболее выгодный?
Задание 10:
Используя результаты решения предыдущего задания, определите, при каком уровне процентных ставок реализация проектов а, б и в будет выгодна и невыгодна для предпринимателя. Уровень процентной ставки равен: 5%, 7%, 11%. Данные занесите в таблицу:
Задание 11:
Норма обязательных резервов (rr) составляет 20%. Банк располагает 60 млрд. руб. депозитов.
Чему равно количество денег, которое банк может ссужать фирмам?
Задание 12:
Норма обязательных резервов (rr) составляет 25%.
Чему равна величина денежного мультипликатора?
Задание 13:
На рисунке представлена модель IS-LM («инвестиции сбережения, ликвидность-предпочтение денег»).
Центральный банк скупает у коммерческих банков ценные бумаги.
Что произойдет на рынке?
Задание 14:
Налог на прибыль составил 500 тыс. ден. ед., государственные расходы равны 600 тыс. ден. ед., налог на доходы физических лиц – 470 тыс. ден. ед., неналоговые доходы составили 245 тыс. ден. ед., расходы на фундаментальные исследования равны 95 тыс. ден. ед., акцизы – 130 тыс. ден. ед., услуги народному хозяйству – 510 тыс. ден. ед., а обслуживание государственного долга – 20 тыс. ден. ед.
Чему равно сальдо государственного бюджета?
Задание 15:
Функция налогов имеет вид T=400+0,2Y, а функция трансфертов TR=300 – 0,1(Y-Y*), государственные закупки (G) 400 млрд. ден. ед. Потенциальный объем производства (Y*) равен 2000 млрд. ден. ед. Объем национального производства (Y) соответствует потенциальному объему.
Чему равно сальдо государственного бюджета?
Задание 16:
Функция налогов имеет вид T=400+0,2Y, а функция трансфертов TR = 600 – 0,1(Y – Y*), государственные расходы (G) составили 720 млн. ден. ед. Фактический объем ВВП (Y) меньше потенциального объема (Y*) на 100 млн. ден. ед. Потенциальный объем производства (Y*) равен 5 000 млн. ден. ед.
Чему равно сальдо государственного бюджета?
Задание 17:
Потенциальный объем ВВП (Y*) равен 200 трлн. ден. ед. Фактический уровень безработицы в стране (U) составил 7%. Естественный уровень безработицы (U*) – 2%. Коэффициент Оукена (α) равен 2.
Рассчитайте цену безработицы.
Задание 18:
Потенциальный объем производства в стране (Y*) составил 100 млрд. ден. ед. Уровень циклической безработицы – 2%, коэффициент Оукена (α) – 2.
Чему равен реальный объем ВВП(Y)?
Задание 19:
Номинальный объем ВВП равен 5605 млрд. ден. ед. Естественный уровень безработицы (U*) составил 6%., фактический уровень безработицы (U) – 8%. Коэффициент Оукена (α) – 2,5.
Найти потенциальный объем ВВП.
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Наряду с чтением лекций и проведением семинарских занятий, лабораторных практикумов и практических занятий неотъемлемым элементом учебного процесса является самостоятельная работа. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, важные для успешной подготовки и защиты выпускной работы студента. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразными. Самостоятельная работа студентов включает: изучение монографий, законов Российской Федерации, оценку, обсуждение и рецензирование публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; решение задач; самотестирование, написание реферата (эссе), подготовку к студенческой научной конференции.
Выполнение всех видов самостоятельной работы увязывается с изучением конкретных тем.
Таблица 6.1
Наименование разделов, тем
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Формы отчетности о результатах СИ
| Тема 1. Национальная экономика и система национальных счетов
| Макроэкономика как теория национального хозяйства в целом.
Возникновение и основные этапы формирования макроэкономической теории, концепция современной макроэкономики.
Национальная экономика и общественное воспроизводство, основные макроэкономические агрегаты национального хозяйства и их характеристика.
Национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс, теневая экономика.
Динамика макроэкономических показателей в экономике России.
| Тестирование по теме 1
Экзамен
| Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
| Факторы, определяющие характер кривой совокупного спроса.
Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах, классический и кейнсианский подходы к совокупному предложению.
Равновесный объём производства в классической и кейнсианской моделях, изменения в равновесии, эффект храповика.
Необходимость и значение модели «AD-AS» для макроэкономического анализа.
Динамика совокупного спроса в экономике России.
Характерные черты совокупного предложения в экономике России в современных условиях.
Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM).
| Тематический контроль Тестирование по теме 2
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 3.Потребление, сбережения, инвестиции
| Дж.М. Кейнс о функциях потребления и сбережений.
Значение средней и предельной склонности к потреблению и сбережениям в макроэкономике.
Применение метода дисконтирования при оценке инвестиционных проектов.
Инвестиционная политика государства как часть экономической политики.
Теория мультипликатора и ее значение для экономической политики РФ.
| Тестирование по теме 3
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 4. Цикличность экономического развития и экономический рост
| Современные теоретические концепции экономического цикла.
Особенности циклических колебаний экономики в современных условиях.
Антикризисная политика государства.
Теория «длинных» волн Н.Д. Кондратьева и ее значение в современных условиях.
Основные теории и модели экономического роста.
Проблемы обеспечения экономического роста в национальном хозяйстве Российской Федерации.
| Тематический контроль Тестирование по теме 4
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 5. Государство и его роль в современной экономике
| Теоретические взгляды на государственное регулирование.
Группа целей экономической политики в России. Конфликты целей.
Инновационная политика государства в современных условиях России.
Особенности государственного регулирования российской экономики в настоящее время.
| Тестирование по теме 5
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 6. Деньги. Денежно-кредитная система
| История возникновения денег.
Равновесие на денежном рынке. Ликвидная ловушка.
Особенности формирования и функционирования кредитно-банковской системы в России.
Источники получения доходов банка.
| Тестирование по теме 6
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 7. Денежно-кредитная политика государства
| Анализ колебаний экономической активности с помощью модели IS-LM.
Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство.
Особенности и характерные чертысовременной денежно-кредитной политики России.
| Тематический контроль Тестирование по теме 7
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 8. Финансовая система и финансовая политика государства
| Бюджетная политика современной России.
Анализ государственного бюджета текущего года.
Налоговый кодекс РФ о налоговой системе.
Налогообложение в России и проблема его оптимизации.
| Тестирование по теме 8
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 9. Рынок ценных бумаг
| Вопросы ликвидности рынка ценных бумаг.
Управление портфелем ценных бумаг. Кривая Марковица.
Современное состояние российского рынка ценных бумаг.
| Тематический контроль Тестирование по теме 9
Экзамен
| Тема 10. Инфляция. Система антиинфляционных мер
| Монетарные и немонетарные концепции о причинах инфляции.
Механизм инфляции и ее социально-экономические последствия.
Особенности инфляционных процессов и антиинфляционной политики в России.
| Тестирование по теме 10
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 11.Занятость и проблемы безработицы
| Неоклассическая и кейнсианская концепции занятости.
Значение национального рынка труда и его динамика.
Занятость населения и проблемы безработицы в России.
Основные цели и формы реализации политики занятости в современной России.
Биржа труда в России и история ее возникновения. Функции биржи труда.
| Тестирование по теме 11
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 12. Доходы и социальная защищенность
| Проблема неравенства в распределении доходов в обществе.
Субъекты и объекты социальной защиты, характер их взаимодействия.
Абсолютные и относительные источники социально-экономической незащищенности.
Система социальной защиты в РФ в современных условиях.
| Тестирование по теме 12
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 13.Международные аспекты экономического развития
| Модель открытой экономики Манделла-Флеминга: содержание, объяснение и графическое построение.
Участие России в международном разделении труда.
Основные инструменты торговой политики.
Мультипликатор внешней торговли.
Проблемы конкурентоспособности российской экономики.
Экономические аспекты глобальных проблем современности.
| Тематический контроль Тестирование по теме 13
Подготовка эссе
Экзамен
| Тема 14. Международная валютная система и валютный курс
| Этапы формирования международной валютной системы.
Макроэкономические последствия колебаний валютного курса.
Государственное регулирование валютного курса.
| Тематический контроль Тестирование по теме 13
Подготовка эссе
Экзамен
|
Темы докладов, эссе
1. Проблема выбора в макроэкономике и хозяйственной практике. Методы его осуществления.
2. Система национальных счетов и ее роль в современной экономике.
3. Проблемы теневой экономики в современных условиях России.
4. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM).
5. Инвестиционная политика государства как часть экономической политики.
6. Теория мультипликатора и ее значение для экономической политики РФ.
7. Теория «длинных» волн Н.Д. Кондратьева и ее значение в современных условиях.
8. Инновационная политика государства в современных условиях России.
9. История развития денег.
10. Особенности формирования и функционирования кредитно-банковской системы в России.
11. Особенности и характерные чертысовременной денежно-кредитной политики России.
12. Анализ государственного бюджета текущего года.
13. Налогообложение в России и проблема его оптимизации.
14. Современное состояние российского рынка ценных бумаг.
15. Методы борьбы с инфляцией в современных условиях.
16. Занятость населения и проблемы безработицы в России.
17. Основные цели и формы реализации политики занятости в современной России.
18. Проблема неравенства в распределении доходов в обществе.
19. Система социальной защиты в РФ в современных условиях.
20. Участие России в международном разделении труда.
21. Значение государственного регулирования валютного курса.
22. Экономические аспекты глобальных проблем современности.
6.2. Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала
Выберите вариант правильного ответа:
1. Если за прошедший год номинальный ВНД возрос в 1,5 раза, а цены удвоились, то:
а) реальный ВНД сократился;
б) реальный ВНД увеличился, но в меньшей степени, чем цены;
в) реальный ВНД не изменился;
г) по приведенным данным нельзя определить динамику реального ВНД.
2. Гражданин США временно работает в России в российской частной фирме. Его доходы включаются в;
а) валовой национальный доход (ВНД) России и валовой внутренний продукт (ВВП) США;
б) ВВП России и ВНД США;
в) ВНД России и ВНД США;
г) ВНД США и ВВП США
3. Если номинальный ВВП увеличился по сравнению с предшествующим годом с 400 до 500 млрд. ден. ед., а дефлятор ВВП равен 1,2, то реальный ВВП:
а) снизился на 7,3%;
б) увеличился на 25%;
в) снизился на 1,2%;
г) увеличился на 4,2%.
4. В состав ВВП включается:
а) покупка картины художника ХVШ века;
б) покупка акций «Газпрома»;
в) покупка батона хлеба в булочной;
г) услуги домашней хозяйки.
5. Если в модели производственных возможностей экономика находится внутри границы производственных возможностей, то:
а) ресурсов недостаточно для выпуска данного количества товаров;
б) в обществе выпускается максимальное количество товаров;
в) экономика недостаточно эффективно использует свои ресурсы;
г) нет верного ответа.
6. К неценовым факторам (детерминантам) совокупного спроса относятся изменения:
а) в мировой экономике; цен на ресурсы; в ожиданиях покупателей товаров и факторов производства;
б) налогов, уровня цен; денежной массы;
в) в ожиданиях покупателей товаров и факторов производства; в политике правительства; в численности населения;
г) государственных закупок; цен на ресурсы; в производительности факторов производства.
7. К неценовым факторам (детерминантам) совокупного предложения относятся изменения:
а) в ожиданиях покупателей товаров и факторов производства; в политике правительства; в численности населения;
б) налогов, уровня цен; цен на ресурсы;
в) в мировой экономике; денежной массы; в ожиданиях покупателей товаров и факторов производства;
г) цен на ресурсы; в производительности факторов производства, в политике правительства.
8. Предельной склонностью к сбережениям называется:
а) отношение сбережений к доходу;
б) дополнительное сбережение, связанное с увеличением дохода на одну единицу;
в) дополнительное потребление при увеличении дохода на один рубль;
г) коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличивается национальный доход под влиянием роста инвестиций.
9. Если предельная склонность к сбережениям равна 1/4, то мультипликатор инвестиций равен:
а) 1;
б) 3;
в) 4;
г) ¼.
10. На рисунке представлена модель IS-LM («инвестиции сбережения, ликвидность-предпочтение денег»).
Если Центральный банк будет продавать коммерческим банкам ценные бумаги, то кривая…
а) LM сдвинется влево и доход уменьшится;
б) LM сдвинется вправо и доход увеличится;
в) IS сдвинется влево и доход уменьшится;
г) IS сдвинется влево и доход уменьшится.
11. Мультипликатор инвестиций – это:
а) коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличивается денежная масса по сравнению с первоначальным вкладом;
б) коэффициент, показывающий, во сколько раз больше увеличится национальный доход по сравнению с ростом инвестиций;
в) коэффициент, показывающий, как изменение уровня национального дохода в предыдущем году может привести к большему изменению инвестиций в текущем году;
г) коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличивается денежная масса по сравнению с ростом инвестиций.
12. Принцип акселератора объясняет:
а) как изменение уровня национального дохода в предыдущем году может привести к большему изменению инвестиций в текущем году;
б) как увеличивается денежная масса по сравнению с ростом инвестиций;
в) увеличение денежной массы по сравнению с первоначальным вкладом;
г) взаимосвязь между денежными и товарными массами.
13. Фаза экономического цикла «оживление» характеризуется:
а) достижением предкризисного уровня производства;
б) банкротствами предприятий;
в) ростом ставок заработной платы;
г) сокращением ставок ссудного процента.
14. Фаза экономического цикла «подъем» характеризуется:
а) снижением уровня цен;
б) ростом ставок ссудного процента;
в) ростом занятости;
г) падением товарного спроса.
15. К среднесрочным циклам относят циклы:
а) Маркса, или Жуглара;
б) Китчина;
в) Кузнеца;
г) Тоффлера.
16. К административным методам государственного регулирования не относятся:
а) денежно-кредитная политика, государственное программирование, запрещение, разрешение;
б) денежно-кредитная политика, государственное программирование, финансовая политика;
в) денежно-кредитная политика, государственное программирование, бюджетно-финансовая политика, принуждение.
17. Монометаллизм – это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется:
а) за одним металлом;
б) за двумя металлами;
в) за кредитными и бумажными деньгами:
г) нет верного ответа.
18. Что понимается под ликвидностью денег?
а) регулярное получение дохода;
б) возможность использования в виде залога;
в) возможность использования в виде ценной бумаги;
г) возможность быстрого превращения в товары и услуги.
19. Если норма обязательных резервов составляет 25%, а банк располагает 40 млрд. руб. депозитов, то количество денег, которое банк может ссужать фирмам, равно:
а) 20 млрд. руб.;
б) 25 млрд. руб.;
в) 30 млрд. руб.;
г) 40 млрд. руб.
20. Если увеличивается спрос на деньги, а их предложение остается неизменным, то:
а) кривая спроса на деньги сдвигается влево, а ставка процента увеличивается;
б) кривая спроса на деньги сдвигается вправо, а ставка процента снижается;
в) кривая предложения денег сдвигается вправо, а ставка процента увеличивается;
г) кривая спроса на деньги сдвигается вправо, а ставка процента увеличивается;
21. К инструментам фондового рынка не относится:
а) акции;
б) облигации правительства;
в) ссуды коммерческих банков;
г) государственные долговые обязательства.
22. Федеральная резервная система США представляет собой:
а) централизованную монобанковскую систему;
б) децентрализованную банковскую систему;
в) двухуровневую банковскую систему;
г) нет верного ответа.
23. Финансовый план страны называется:
а) национальным планированием;
б) государственным долгом;
в) госбюджетом;
г) налогообложением.
24. Правительство может снизить налоги для того, чтобы:
а) замедлить темп инфляции;
б) замедлить быстрый рост процентных ставок;
в) сократить расходы предпринимателей на здания и оборудование;
г) увеличить потребительские расходы и стимулировать экономику.
25. Государственные закупки товаров и услуг составили 300 млн. ден. ед., трансферты – 60 млн. ден. ед., налоговые поступления – 320 млн. ден. ед. Государственный бюджет сведен:
а) с дефицитом в 40 млн. ден. ед.;
б) с дефицитом в 20 млн. ден. ед.;
в) с профицитом в 40 млн. ден. ед.;
г) с профицитом в 20 млн. ден. ед.
26. Инфляция – это:
а) повышение покупательной способности денег;
б) снижение покупательной способности денег;
в) замедление темпов роста цен;
г) нет верного ответа.
27. От неожидаемой инфляции выгадают, прежде всего:
а) люди, живущие на пенсию;
б) владельцы страховых полисов, застраховавшие свою жизнь;
в) вкладчики банков;
г) люди, занявшие деньги.
28. Кривая Лоренца характеризует:
а) связь между уровнем безработицы и годовым темпом роста инфляции;
б) степень неравенства доходов в обществе;
в) связь между налоговой ставкой и поступлениями в бюджет;
г) связь между уровнем инфляции и темпом роста цен.
29. Теорию сравнительных преимуществ в международной торговле разработал:
а) А. Смит;
б) Дж. М. Кейнс;
в) Д. Рикардо;
г) В. Леонтьев.
30. Исторически первой возникла международная валютная система:
а) Ямайская;
б) Бреттон-Вудская;
в) золотой стандарт;
г) нет верного ответа.
6.3. Методические рекомендации по подготовке студентами курсовой работы
Выполнение курсовой работы является одной из форм развития и практического применения умений и навыков самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса макроэкономики. Написание курсовой работы требует от студента понимания экономической проблемы в целом, предполагает способность провести анализ явлений экономической жизни общества, умение делать обобщения, правильные теоретические и практические выводы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|