Сделай Сам Свою Работу на 5

Статья 14.1. Права специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию

Специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач предоставляются следующие права:

1) осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу;

2) требовать от осужденных и лиц, заключенных под стражу, исполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) применять к осужденным и лицам, заключенным под стражу, допустившим правонарушения, меры воздействия и принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

4) составлять протоколы о нарушении осужденными и лицами, заключенными под стражу, обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для решения вопроса о применении мер взыскания и принуждения к указанным лицам;

5) производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещенные предметы;

6) осуществлять досмотр транспортных средств и проверку документов граждан при розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег, в местах, где возможно их появление;

7) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Законом.

На сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при проведении ими розыскных мероприятий распространяются права и гарантии правовой защиты и социальной поддержки, а также возлагаются обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Законом.


Статья 26. Обязанности и права сотрудников уголовно-исполнительной системы

Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, которые предусмотрены настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.



Сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации.



 

 

Уголовно - исполнительные правоотношения
Введение 3
1. Уголовно-исполнительные правоотношения: момент возникновения и окончания. Субъекты, объекты и иные участники уголовно-исполнительных правоотношений. 4
2. Понятие эффективности исполнения наказания и его основные признаки. 12
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
Предметом уголовно-исполнительного права являются регулируемые этим правом общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний, т.е. уголовно-исполнительные правоотношения. Эти отношения специфичны по своему содержанию и не регулируются нормами других отраслей права.
Как и всякие иные правоотношения, уголовно-исполнительные имеют следующие элементы:
1) субъекты правоотношений;
2) содержание правоотношений;
3) объект правоотношений;
4) юридические факты.
Определение понятия "исполнение наказания" зависит от теоретического осмысления более широкой категории "наказание", занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Целью настоящей работы является рассмотрение уголовно-исполнительных наказаний и эффективности исполнения наказаний.
1. Уголовно-исполнительные правоотношения: момент возникновения и окончания. Субъекты, объекты и иные участники уголовно-исполнительных правоотношений.
Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений - это стороны в них, обладатели определенных прав и обязанностей, установленных нормами права.
К субъектам уголовно-исполнительных отношений прежде всего относятся учреждения и органы, исполняющие наказания (ст. 16 УИК РФ).
На каждое учреждение или орган возложено исполнение определенного вида наказания:
- на суд - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ);
- на уголовно-исполнительную инспекцию - обязательные и исправительные работы (ч. 4, 5 ст. 16 УИК РФ);
- на учреждения уголовно-исполнительной системы - ограничение свободы, арест, лишение свободы и смертная казнь (ч. 7 - 11 ст. 16 УИК РФ);
- на дисциплинарную воинскую часть - содержание в этой части;
- на командование гарнизонов - арест;
- на командование воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие, - ограничение по военной службе (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).
Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание. Они участвуют в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний, например дают санкцию на задержание осужденного, уклоняющегося от выезда к месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ст. 48 УИК РФ), дают согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч. 3 ст. 85 УИК РФ), санкционируют задержание осужденного при уклонении от возвращения в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ) и т.д.
Указанные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений обладают наибольшим объемом прав и обязанностей, предусмотренных нормами данной отрасли права. Меньшим объемом прав и обязанностей наделяются общественные объединения (ст. 23 УИК РФ), попечительские советы (ст. 142 УИК РФ), отдельные граждане, священнослужители и родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения, лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.
Содержание уголовно-исполнительных правоотношений - совокупность прав и обязанностей субъектов, определенных нормами уголовно-исполнительного права, и соответствующее им поведение субъектов этих правоотношений.
При анализе общественных отношений следует иметь в виду, что субъективным правам одной стороны соответствуют юридические обязанности другой, ибо нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
В уголовно-исполнительных правоотношениях права органов государства в области организации исправительно-трудового процесса соответствуют обязанностям осужденных, вытекающим из порядка отбывания ими наказания.
Вместе с тем так как исполнение наказания протекает в рамках уголовно-исполнительных правоотношений, то и осужденный обладает определенными правами, а органы, исполняющие наказание, несут перед ними определенные обязанности.
Субъективные права субъектов правоотношений. Субъективное право представляет собой вид и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность с его стороны требовать от других определенных действий или воздержания от определенных действий.
Права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений определяются в нормах права с учетом спецификации процесса исполнения наказания.
Государство наделило органы, осуществляющие уголовное наказание, соответствующими правами. В общем плане можно сказать, что органы, исполняющие наказание, в лице своей администрации имеют право требовать от осужденных определенного поведения, соответствующего правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, и применять меры воздействия, поощрения и взыскания в целях обеспечения соответствующего поведения осужденных. Администрация исправительных учреждений для обеспечения режима в местах лишения свободы имеет право подвергать осужденных обыску, корреспонденцию - цензуре, передачи - досмотру; к осужденным, нарушающим установленный режим и уклоняющимся от работы, - применять меры взыскания, предупреждения, вплоть до помещения в штрафной изолятор и перевода в помещение камерного типа.
В интересах успешного решения задачи - исправления осужденных - администрация решает вопрос об их бесконвойном перемещении; при хорошем поведении и добросовестном отношении к труду администрация по истечении указанного в законе срока имеет право переводить осужденных на улучшенные условия содержания, а также применять к ним разнообразные меры поощрения: от объявления благодарности до представления к помилованию.
Осужденные, в свою очередь, обладают специфическими правами, вытекающими из отбывания наказания. Среди субъективных прав осужденных выделим права, обычно регулируемые нормами государства (например, трудовые права), но подвергающиеся определенному изменению на основе норм уголовно-исполнительного права.
Сюда относятся: право на труд, на охрану труда, на отдых и др.
Следует особо сказать о праве осужденных на подачу жалоб в любую государственную инстанцию и общественную организацию. Существенно для обеспечения законности в деле исполнения наказания право осужденного на подачу жалоб, отправку писем в прокуратуру, суд, контролирующие органы в закрытом виде при отсутствии права администрации на ознакомление с этими жалобами.
Среди прав, не имеющих аналогов в обычных гражданских правах, можно назвать право осужденного на получение гарантированного питания, одежды и другого материально-бытового обеспечения.
Юридические обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Юридическая обязанность представляет собой вид и меру должного поведения лица, соответствующие субъективному праву другого лица.
В общем плане юридической обязанностью органов, исполняющих наказание, является организация именно исполнения наказания.
Важнейшими юридическими обязанностями исправительных учреждений являются:
1) проведение в жизнь установленных для осужденных правил поведения;
2) соблюдение распорядка дня;
3) недопущение паразитического образа жизни;
4) обязательная изоляция и постоянный надзор с тем, чтобы исключалась возможность совершения осужденными новых преступлений или других антиобщественных поступков.
Специфическими обязанностями администрации исправительных учреждений являются обязанности, связанные с:
1) созданием для осужденных необходимых жилищно-бытовых условий;
2) обеспечением их питанием по установленным нормам;
3) бесплатным проездом к месту жительства и соответствующим материальным довольствием (для освобождаемых из мест лишения свободы).
В области трудового воспитания осужденных важными обязанностями исправительных учреждений являются:
1) обеспечение привлечения осужденных к общественно полезному труду, по возможности, в соответствии с имеющейся специальностью;
2) организация профессиональной подготовки.
Основные обязанности осужденных:
1) соблюдать в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка, режимные требования;
2) трудиться;
3) участвовать в установленном порядке в общеобразовательной и профессиональной подготовке (для не имеющих образования и специальности).
Участие осужденных в различных формах культурно-массовой работы, самодеятельных организациях не является их юридической обязанностью, а поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Поэтому осужденные, отказывающиеся участвовать в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, не могут привлекаться к дисциплинарной или иной ответственности.
Выполнение субъектом уголовно-исполнительного правоотношения своих прав и обязанностей образует поведение этих субъектов, т.е. уголовно-исполнительные правоотношения наполняются конкретным содержанием тогда, когда права и обязанности субъектов оживляются в их фактически конкретном поведении. Само это поведение выражается как в совершении активных действий, так и в невыполнении конкретных действий, обязанность выполнения которых предусматривается нормами права.
Таким образом, содержанием уголовно-исполнительного правоотношения является фактическая деятельность субъектов этих правоотношений: с одной стороны, деятельность органов государства по исполнению наказания, с другой стороны, поведение осужденных в период отбывания наказания, определяемое их правами и обязанностями.
Деятельность органов государства по исполнению наказания отличается большим разнообразием и затрагивает все стороны уголовно-исполнительного процесса. Создание определяемых нормами права режимных условий, организация воспитания осужденных - вся эта деятельность протекает в рамках уголовно-исполнительных правоотношений.
Характеризуя поведение осужденных, следует подчеркнуть его зависимость от вида отбывания наказания, так как поведение осужденного связано с его правовым положением.
Отбывание лишения свободы приводит к тому, что осужденный лишается выбора вариантов своего поведения не только в смысле свободы передвижения. Правовыми предписаниями ему определяются жесткие линии поведения в области его трудовой деятельности, распорядка дня, системы общения, взаимоотношений с администрацией и другими осужденными и даже в плане удовлетворения его личных запросов, лишенных антисоциальной направленности (например, запрещение разведения животных и птиц и др.).
Осужденные могут совершать действия и не регулируемые уголовно-исполнительным законодательством, например обратиться в нотариальную контору по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства или передать заявление соответствующим органам для оформления авторского права на свое изобретение. Но, конечно, не эти действия входят в содержание уголовно-исполнительных правоотношений.
Еще раз подчеркнем, что следует различать юридическое содержание уголовно-исполнительных правоотношений - права и обязанности субъектов и фактическое содержание - поведение субъектов.
Объект уголовно-исполнительных правоотношений. Общественные отношения не могут ни сложиться, ни быть правильно поняты, если нет социальной ценности, необходимость в обеспечении существования которой связывает людей друг с другом, ибо людям незачем вступать в пустые, беспредметные отношения.
Иными словами, объектом правоотношений, в том числе и уголовно-исполнительных, является та социальная ценность, по поводу которой и образуются общественные отношения.
Эти ценности весьма разнообразны. Ими могут быть определенные блага, интересы, предметы и др.
В качестве объектов уголовно-исполнительных правоотношений выступают различные стороны порядка и условий исполнения наказания: право на получение посылок, передач, свиданий, право на условно-досрочное освобождение и др.
Вся деятельность субъектов правоотношений направлена на соответствующие объекты.
Юридические факты. Строго говоря, юридические факты не являются элементами правоотношений.
Элемент - составная часть какой-либо системы. Юридические факты не входят в содержание правоотношений, а влияют на их возникновение, изменение или прекращение.
Юридические факты - это условия или обстоятельства, с которыми нормы права связывают определенные юридические последствия.
Юридические факты делятся на действия и события в зависимости от их связи с волей людей.
Действие есть проявление поведения человека во внешнем мире. Действие носит сознательный и целенаправленный характер.
Событие - это явление, не зависящее от воли людей: стихийное бедствие, достижение определенного возраста, смерть и т.д.
Но надо иметь в виду, что и события могут быть результатом деятельности человека, как, например, смерть - результатом убийства, а пожар - результатом поджога. Но если действие, как было сказано, есть проявление поведения человека во внешнем мире, то событие - проявление самого этого внешнего мира, его сил и закономерности, хотя источником такого проявления могла быть деятельность человека.
Иногда к числу юридических фактов относят состояния. Но любое состояние порождается действием или событием.
Так, правоотношение между осужденным к лишению свободы и администрацией исправительного учреждения по поводу свидания осужденного с близкими родственниками возникает на первый взгляд вследствие состояния пребывания на свободе, но, по существу, само это состояние порождено действием - вынесением судом приговора и событием - истечением указанного в законе срока, необходимого для приобретения осужденным права на свидание. Следовательно, состояния не являются юридическими фактами.
Чаще для возникновения, изменения, прекращения уголовно-исполнительных правоотношений необходимо не одно какое-либо действие или событие, а сложный фактический состав, состоящий из совокупности юридических фактов.
Возникновение уголовно-исполнительных правоотношений связано с комплексом юридических фактов (фактическим составом), состоящих из:
1) вынесения обвинительного приговора;
2) его вступления в законную силу;
3) обращения приговора к исполнению.
Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению - та юридическая граница, где кончаются уголовно-процессуальные отношения и начинаются уголовно-исполнительные. Следует, однако, учитывать, что уголовно-процессуальные отношения возникают и после, например при возникновении надзорного производства или при привлечении к уголовной ответственности осужденного за новое преступление.
Основания прекращения уголовно-исполнительных правоотношений указаны в ст. 172 УИК РФ.
В жизни часто приходится сталкиваться не с прекращением, а с изменением уголовно-исполнительных отношений. Перечень юридических фактов, влияющих на эти изменения, обширный. Ряд из них связан с повседневной практикой исправительных учреждений, как-то: применение администрацией к осужденным мер поощрения и взыскания, а ряд мер - с прогрессивной системой отбывания наказания, т.е. возможностью улучшения условий отбывания наказания осужденных в зависимости от их поведения.
Сказанное позволяет сделать вывод, что основаниями возникновения или прекращения уголовно-исполнительных правоотношений являются юридические факты, не связанные с деятельностью исправительно-трудовых учреждений, например приговор или определение суда.
Основаниями изменения уголовно-исполнительных отношений выступают юридические факты, связанные с правоприменительной деятельностью исправительных учреждений.

 

6. Международные правовые акты как составная часть уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

 


"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.