Сделай Сам Свою Работу на 5

Нормы уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительные правоотношения





Норма уголовно-исполнительного права - исходный структурный элемент ее системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы, и др. Объединение норм и институтов образует систему уголовно-исполнительного права.

Нормы уголовно-исполнительного нрава являются особой разновидностью правовых норм. Как и другие, они обладают всеми общими признаками, характеризующими правовые нормы. Специфика норм уголовно-исполнительного права обусловлена, прежде всего, предметом регулирования общественными отношениями, возникающими в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Нормы являются предписаниями общего характера, которые рассчитаны не на отдельное, разовое отношение, а на регламентирование подавляющего большинства отношений, возникающих в указанной сфере, не на каких-либо конкретных лиц, а на всех индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия их действия. Нормы определяют цели и принципы исполнения уголовных наказаний, устанавливают права, обязанности и стандарты поведения субъектов и участников отношений в этой сфере, регламентируют их деятельность.



В нормах уголовно-исполнительного права закрепляются цели, задачи, принципы как данной отрасли права в целом, так и ее отдельных институтов, формулируются определенные понятия. Эти нормы являются исходными, отправными, определяющими основы правового регулирования общественных отношений в области исполнения уголовных наказаний. Так, ст. 1 УИК РФ устанавливает цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, ст. 8 УИК РФ содержит его принципы.

Однако прежде всего норма уголовно-исполнительного права - это критерий правомерности поведения. Она представляет собой властное, общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения не только осужденных и сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, но и лиц, их посещающих. Поэтому большое значение имеют такие качества нормы, как ее формальная определенность, конкретность закрепления в источнике уголовно-исполнительного права. Норма четко определяет правило поведения граждан, вовлеченных в указанные общественные отношения, а за отступления от требований нормативного предписания, как правило, следует применение соответствующих санкций. Например, осужденный к лишению свободы за невыполнение возложенной на него обязанности может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 115 УИК РФ.



Таким образом, под нормой уголовно-исполнительного правапонимается общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и иных отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.

Особенности, содержание и назначение нормы уголовно-исполнительного права связаны с ее структурой. В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Каждый из названных элементов имеет свое особое место и назначение, обладает определенной самостоятельностью, но только в логической взаимосвязи и в своем единстве эти три элемента образуют целостное правило поведения.



Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (например, ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (например, ст. 85, 96, 97 УИК РФ).

Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, определяет их права и обязанности. Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения при наличии предусмотренных гипотезой условий. Так, согласно ч. 2 ст. 23 УИК РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания, наказания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 УИК РФ), применяются за нарушения (или за добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту - осужденному. Иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, граждане кот. уголовного).

Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на виды по различным основаниям. Пофункциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются наисходные нормы (нормы-задачи (ст. 1 УИК РФ), нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ)) инормы-правила поведения,составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.

С учетом функциональной роли норм уголовно-исполнительного права в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные.

Мол общими нормами понимают предписания, которые присущи Общей части уголовно-исполнительного права и распространяют свое действие на все или большую часть институтов этой отрасли. Например, ст. 6 УИК РФ определяет действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени, ст. 11 УИК РФ устанавливает основные обязанности осужденных, отбывающих все виды уголовных наказаний.

Специальные нормы размещаются в Особенной части, относятся к отдельным институтам уголовно-исполнительного права и регулируют, как правило, исполнение определенного вида уголовных наказаний. Так, ч. 1 ст. 73 УИК РФ определяет, что осужденные к лишению свободы (кроме лиц, указанных в ч. 4 ст. 73 УИК РФ) отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Это предписание представляет собой не что иное, как один из принципов исполнения лишения свободы.

Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения классифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают нрава и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных отношений. Они подразделяются на обязывающие, уполномочивающие (управомочивающие) и запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия, предписывают им тот или иной вариант должного поведения (ст. 34, ч. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 112 УИК РФ и др.). В качестве операторов волевого поведения субъектов в обязывающих диспозициях выступают слова: "обязан", "должен", "подлежит". Например, согласно ч. 1 ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

Уполномочивающие (управомочивающие) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них позитивных действий, определяют выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 УИК РФ и др.). Операторами волевого поведения в управомочивающих диспозициях служат слова: "вправе", "имеет право", "может", "разрешается". Так, осужденные имеют право на личную безопасность (ч. 1 ст. 13 УИК РФ).

Запрещающие нормы, напротив, содержат запрет, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые законом признаются неправомерными (ч. 8 ст. 82, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 УИК РФ). В качестве операторов волевого поведения субъектов в запрещающих диспозициях выступают слова: "запрещается", "не разрешается", "не может", "не допускается". Например, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправительных работ "осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции".

Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных, заключающегося в добросовестном выполнении ими своих юридических и общественных обязанностей (ст. 57, ч. 1 ст. 71, ч. 2 ст. 78, ч. 5 ст. 104, ст. 113 УИК РФ и др.). Особенностью поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве является то, что правом их применения обладает только администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 N'11К РФ). Они в первую очередь устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности, установленные за совершение противоправных деяний, а также иные меры принудительного характера. Так, ст. 85 УИК РФ предусматривает введение режима особых условий в исправительных учреждениях при возникновении чрезвычайных ситуаций и обстоятельств для защиты прав и свобод персонала и осужденных.

Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 7 ст. 57, ч. 1 ст. 105 УИК РФ), которые отсылают правоприменителя к нормативным правовым актам других отраслей права, иссылочным, отсылающим к другим статьям УИК РФ (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. 114 УИК РФ).

По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов и участников, регулируемых уголовно-исполнительным правом отношений (ст. 11, 12, 74, 115 УИК РФ).

Процессуальные нормы определяют общий порядок, процедуру реализации материальных норм (ст. 15, 78, 114, 117 УИК РФ).

Таким образом, нормы уголовно-исполнительного права регулируют общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, придавая им тем самым правовой характер.

В связи с тем, что при исполнении уголовных наказаний существенно ограничиваются права и свободы осужденных и иных лиц, вовлеченных в общественные отношения в этой области, право регулирует большинство из них. Эти правоотношения носят публичный характер, т.е. их устанавливает и охраняет государство. Они возникают со вступлением приговора в законную силу и продолжаются до момента отбытия осужденным уголовного наказания.

 

 

4. Классификация и структура норм уголовно-исполнительного права

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.