Сооружение насыпей земляного полотна. Выбор землеройно-транспортных машин. Уплотнение земляного полотна. Контроль качества.
Подготовка дорожной полосы для возведения земляного полотна. Виды и технология работ.
Подготовка дорожной полосы.
Восстановление и закрепление трассы
Положение оси дороги на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ, однако со временем отдельные знаки могут быть повреждены, поэтому перед началом строит.работ необходимо уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепление трассы в следующей последовательности
-восстанавливают углы поворота
-вершину углов закрепляют установкой столбиков на 0,5 м от вершины по биссектрисе с табличкой, на которой записывают все данные
2. На прямых участках осевую линию закрепляют от 200-400 м, на криволинейных участках через 100 м
3. Проводят контрольный промер осевой линии и разбивают промежуточные точки
4. Производят продольное и поперечное нивелирование и съемку поперечных профилей
Водоотводные канавы закрепляют колышками вдоль их осей, с указанием глубины в местах их установки.
Расчистка дорожной полосы
До начала работ вся отведенная полоса должна быть расчищена от леса, кустарника, пней и камней и др. предметов. К расчистке полосы приступают при наличии ведомостей, отвода земель, рубки леса, строений подлежащих сносу.
Расчистку дорожной полосы выполняют в след.последовательности:
-срезка кустарника и мелкого леса
-спиливание и валка деревьев
-очистка стволов от сучьев и удаление за пределы очищаемой полосы
-корчевка и уборка пней
-засыпка ям, оставшихся после корчевки
Кустарник и очень мелкий лес удаляют с использованием кустореза до удаления деревьев.
Удаление деревьев можно осуществлять 2-мя способами:
-валкой с корнями
-спиливание
Валку деревьев целесообразно производить в зимнее время, а также вывозку хлыстов и сбор порубочных остатков
Разбивка ЗП
Она сводится к закреплению на местности основных точек его поперечного профиля. Разбивку выполняют на основе проектных материалов. Важным правилом разбивки является установка колышков с высотными отметками, таким образом, чтобы они сохранились до окончания земляных работ.
На поперечном профиле закрепляют ось, бровку зем.пол.и подошву откоса. При разбивке ЗП пользуются нивелирами, тахеометрами и т. д.
Удаление растительного слоя
Плодородный почвенный слой снимают со всей площади, отведенной для строительства доги и укладывают в отвалы для дальнейшего использования. Растительный грунт исполь. при укреплении откосов ЗП рекультивацией восстанавливаемых земель. Различают след. схемы удаления растит. грунта

Поперечная с валиком грунта, расположенном в шахматном порядке при ширине полосы до 25 м

Поперечное с валиком по обе стороны ЗП при ширине полосы от 25-35 м

Продольно-поперечное при ширине полосы более 35 м и значительной толщине растительного грунта
Для срезки растительного слоя применяют бульдозеры или автогрейдеры. Способ выполнения работ выбирается в зависимости от ширины полосы, с которой необходимо срезать грунт. Сам механизм определяется в зависимости от группы грунта по трудности разработки. При большом объеме срезаемого грунта целесообразно использовать скрепер
Сооружение насыпей земляного полотна. Выбор землеройно-транспортных машин. Уплотнение земляного полотна. Контроль качества.
Основные работы—это непосредственная разработка выемок и отсыпка насыпей. Основные работы включают такие главные технологические процессы, как рыхление и копание грунта, его транспортирование в места отсыпки насыпей или отвалов, распределение и уплотнение грунта.
В сложных или специфических условиях, например на болотах, в горах, в условиях вечной мерзлоты, выполняют специальные работы или технологические процессы: удаляют торф, рыхлят скальные породы взрыванием, устраивают, изолирующие прослойки. Строительные работы выполняют в соответствии с установленной для каждого вида работ технологией, которая обеспечивает создание прочного устойчивого земляного полотна с длительным сроком службы при минимальных затратах труда и других ресурсов.
Все земляные работы выполняют с помощью различных машин, которые подбирают таким образом, чтобы обеспечить надлежащее ' качество работ и наиболее полное использование каждой применяемой машины.
В результате повышается производительность труда и снижается ; себестоимость работ.
Выбор машин для различных условий и технологических процессов производят на основании расчетов и результатов технико-экономических сравнений различных вариантов.
Для основных работ по разработке и транспортированию грунта рекомендуют применять: бульдозеры при дальности перемещения грунта до 100 м; скреперы1 при благоприятных грунтовых условиях и дальности транспортирования более 100 м; экскаваторы для разработки любых грунтов; транспортные средства выбирают в зависимости от расстояния перевозки и условий проходимости. Экскаваторы иногда применяют в сочетании с другими машинами, например бульдозерами или скреперами. При разработке очень прочных грунтов их рыхлят взрывным способом.
В последнее время на земляных работах наряду с экскаваторами стали применять самоходные фронтальные погрузчики. При легких грунтах они самостоятельно производят их разработку, а при плотных для разработки применяют рыхлители или бульдозеры, погрузчик же осуществляет только погрузку.
При выборе машины для земляных работ необходимо учитывать объемы работ и сроки их выполнения. Обычно более экономичным оказывается применение мощных машин, г. е. машин с большими объемами кузова или ковша, однако объем работ должен быть достаточен для непрерывной и продолжительной их работы.
Последовательно рассматривая каждый отдельный участок сооружаемой автомобильной дороги, устанавливают способы ведения земляных работ в зависимости от местных условий: конструкции земляного полотна на данном участке; вида и расположения грунтов в карьерах и выемках; рельефа местности; возможности устройства временных дорог для движения машин и т. д.
В соответствии с намеченными способами для каждого участка назначают варианты ведущих машин и рассчитывают основные технико-экономические показатели по каждому варианту отдельно.
При уплотнении: необходимо отвести воду, высушить грунт и провести планировочные работы для выравнивания и придания поперечного уклона земляного полотна от оси к краям по величине, равной проектному поперечному уклону покрытия.
Работы по подготовке земляного полотна начинают проводить, когда грунт подсохнет и достигнет оптимальной влажности, не будет липнуть к отвалу автогрейдера или вальцам катка. Планировку производят автогрейдером, который осуществляет круговые проходы по захватке. Длина захватки должна быть равна двойной длине последующих захваток, так как подготовительные работы могут быть выполнены за одну дневную смену ввиду их малой трудоемкости при сравнительно высокой производительности автогрейдеров и катков.
Уплотнение, вернее доуплотнение, грунта производят 16—30-тонными катками на пневматических шинах. Особенно важно доуплотнение грунта непосредственно в пределах проезжей части для обеспечения ровности и прочности покрытия.
Доуплотнение производят челночными проходами катков, начиная от бровок земляного полотна с перемещением при каждом проходе ближе к оси на 2/3 уплотняемой полосы. Так как после катков на пневматическом ходу на земляном полотне остаются неровности, их заглаживают за два-три прохода двух или трехвальцовых катков массой не менее 8—10 т.
Контроль за соблюдением поперечного и продольного профилей земляного полотна.
В процессе производства земляных работ непрерывно контролируют при помощи геодезических инструментов и переносных шаблонов правильность соблюдения некоторых геометрических элементов, предусмотренных проектом. Производят контрольные промеры линии
с установкой дополнительных плюсовых точек и с разбивкой поперечников, проверочную продольную нивелировку и съемку поперечных профилей.
Систематический и промежуточный контроль геометрических элементов сводится к измерению углов поворота, радиусов закруглений, к нивелированию полотна на всех удалепикетах и переломах проектных уклонов. Геометрические элементы потока контролируют в соответствии с нормативными требованиями.
Для непрерывного контроля за геометрическим очертанием земляного полотна применяют два способа: простейший с использованием визирок универсального откосника и автоматический, когда требуется специальное оборудование заводского изготовления.
Для контроля соблюдения поперечного и продольного профилей земляного полотна при возведении невысоких насыпей (до 1 м) и неглубоких выемок (до 1,5 м) отвал бульдозера ориентируют по визиркам. Смотровую визирку закрепляют на середине отвала бульдозера на высоте, равной уровню глаз сидящего в кабине машиниста .
Способ контроля универсальным откосником может быть использован для всех видов поверхностей, создаваемых в дорожном строительстве.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|