СПОСОБЫ УСИЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ, ИМЕЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ И УСТАЛОСТНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ
Наиболее ответственными соединениями являются стыковые швы нижних поясов балок, которые в цельносварных пролетных строениях, изготовленных в период освоения сварки в 1950-1953гг., были выполнены с технологическими дефектами.
При выявлении острых подрезов и неплавных усилений в стыковых швах необходимо проведение оздоровительных мероприятий. Так, поверхностные, дефекты и острые подрезы на глубину до 2 мм исправляются плавной зачисткой металла с помощью шлифовальной машинки. Глубина подреза на торце стыкового шва определяется по изготовленному макрошлифу.
В дальнейшем, при вводе в обращение вагонов габарита Тпр все стыки, имеющие дефекты, превышающие нормируемые величины, должны быть усилены накладками на высокопрочных болтах, в первую очередь на линиях с интенсивным движением поездов.
Технологические трещины, имеющие длину более 200 мм (см. рис.1.1 б, в), завариваются электродами УОНИ 13/45 диаметром 4 мм.
При обнаружении усталостных трещин в основном металле элементов пролетных строений длиной более 20 мм концы их засверливаются сверлом диаметром 18-20 мм. Центр отверстия должен располагаться на расстоянии половины диаметра сверла за концом трещины. Для уменьшения концентрации напряжений рекомендуется производить зенковку с обеих сторон отверстия на глубину 2-3 мм.
После засверловки концов трещин производятся следующие мероприятия, в зависимости от типа усталостных трещин:
T-1, Т-2 - уголки элементов продольных связей прикрепляются к фасонкам с помощью одного высокопрочного болта, поставленного на расстоянии 40-50 мм от кромки фасонки;
Т-3 - при длине трещины более половины шва прикрепления устанавливаются накладки на высокопрочных болтах;
Т-4 - осуществляется плотное примыкание ребер жесткости к верхним поясам с помощью центрирующих планок (рис. 3.1);
Рис. 3.1. Конструкция центрирующих планок и составных клиновидных «сухариков»
Т-5 - уголки диагоналей верхних продольных связей прикрепляются к фасонке двумя высокопрочными болтами в соответствии с рис.3.2;
Рис.3.2. Схема прикрепления и срезки, выступающей полки элементов верхних продольных связей
Т-6 - осматриваются швы прикрепления горизонтальных ребер жесткости к стенкам. Оборванные швы восстанавливаются по методике заварки технологических трещин или ставятся уголковые коротыши для объединения горизонтальных и вертикальных ребер жесткости
Т-7 - фасонки перекрываются накладкой на высокопрочных болтах. Выступающая кромка диагонали поперечных связей срезается (рис.3.2);
Т-8 - наблюдение в соответствии с действующей инструкцией;
Т-9 - обеспечивается плотное примыкание ребер жесткости к верхним поясам с помощью центрирующих планок (см. рис. 3.1). Для этого проводится срезка верхней части вертикальных ребер жесткости на длине 40 мм от пояса. Места примыкания планок к поверхности вертикальных ребер жесткости и к поясу зачищаются до чистого металла. По отверстиям, просверленным в планках, размечаются отверстия в ребрах так, чтобы планки плотно прилегали к поясу.
После сверления отверстий в ребрах диаметром 25 мм, планки устанавливаются на ребра, поджимаются болтами и подбиваются до плотного, без зазоров, примыкания к поясу. Зафиксировав это положение струбцинами, производят затяжку высокопрочных болтов на усилие 20 т.
В сталежелезобетонных пролетных строениях по проекту ГТМ № 739 усиление производится двухсторонними уголковыми коротышами, прикрепленными к опорному ребру и верхнему поясу высокопрочными болтами (рис.3.3). В случае отсутствия зазоров между "сухариками" и верхними поясами уголки усиления устанавливаются через одну или две прокладки 200х200 мм соответствующей толщины, позволяющие обойти "сухарик". При наличии зазора между "сухариками" и верхними поясами - "сухарики" можно срезать, а уголки усиления установить без прокладок.
При наличии квалифицированного сварщика усиление может быть выполнено заменой верхних "сухариков" наружных и внутренних опорных ребер жесткости стальными пластинами, приваренными к ребрам и присоединенными к верхним поясам высокопрочными болтами (см. рис.3.3);
а) уголковыми коротышами
q*- назначается по месту
| б) металлическими пластинами
| Рис. 3.3. Конструкция усиления верхних узлов опорных ребер жесткости сталежелезобетонных пролетных строений по проекту ГТМ №739
|
T-10 - осуществляется плотное примыкание ребер жесткости к нижнему поясу с помощью составных клиновидных "сухариков" (рис.3.1). Порядок установки "сухариков" следующий:
- производится срезка части вертикальных ребер жесткости с обычными "сухариками" на длине 40 мм от нижнего пояса. Места примыкания "сухариков" к поясу и к ребрам зачищаются до чистого металла. Между торцом ребер и поверхностью пояса вставляются обе части составного клиновидного "сухарика" и плотно забиваются так, чтобы не было зазоров в примыкающих деталях (рис.3. 1.)
- верхние части "а" составного "сухарика" привариваются к торцам ребер. После остывания швов производится добивка нижних частей "сухариков" и сварка обеих частей. Нарушение последовательности установки клиновидных "сухариков" может привести к образованию зазоров.
Для устройства плотного опирания вертикальных ребер жесткости на нижние пояса можно использовать и центрирующие планки.
Установку центрирующих планок и составных клиновидных "сухариков" следует проводить во всех местах неплотного (более 0,3 мм) опирания ребер жесткости на пояса, в целях профилактики образования усталостных трещин в стенках балок.
Примыкание ребер жесткости в поясам разрешается осуществлять также с помощью уголковых коротышей, прикрепленных к вертикальным ребрам жесткости и поясам с помощью 4-х высокопрочных болтов (по два на каждый элемент);
T-11 - срезать выступающие полки диагоналей поперечных связей применительно к рис.3.2;
T-12 - поставить центрирующие планки (см. рис. 3.1.). Длина планки подбирается по месту;
T-13 - усиление как и при Т-9, а при длине трещин более 200мм производится постановка двухсторонних поясных уголков на высокопрочных болтах;
T-14 - установить двухсторонние накладки на высокопрочных болтах. При этом производится срезка верхней части вертикального ребра, зачистка нижней поверхности верхнего пояса и восстановление примыкания вертикальных ребер к поясу с помощью центрирующих планок;
T-15 - установить РОЧ между верхними балансирами опорных частей и поясами главных балок, обеспечив плотное опирание внутренних опорных уголков на нижние пояса.
Установка РОЧей обеспечит свободу угловых деформаций опорных узлов в поперечном к оси моста направлении, что приведет к существенному уменьшения изгибающего момента в местах возникновения трещин.
Проект усиления должен разрабатываться специализированной организацией и утверждаться ЦП МПС.
T-16 - при длине трещины более 200 мм производится постановка двухсторонних поясных уголков на высокопрочных болтах.
T-17 -производится постановка двухсторонних поясных уголков на высокопрочных болтах или замена продольной балки.
Кроме того, в пролетных строениях, изготовленных по типовому проекту Гипротрансмоста № 690, трещины возникают в фасонках, расположенных в местах пересечения диагоналей.
Поврежденные фасонки заменяются уголковыми или тавровыми накладками соответствующих сечений, со скошенными на длине 100мм концами выступающих полок.
Мостовое полотно должно содержаться в соответствии с требованиями Инструкций ЦП 4363.
Учитывая, что волнообразный износ рельсов в максимальной степени способствует образованию и развитию усталостных повреждений в элементах пролетных строений, рельсы на мостах, имеющие волнообразный износ более 1 мм, должны быть отшлифованы или заменены на новые.
При плановой замене мостовых брусьев на сварных сплошностенчатых пролетных строениях рекомендуется, по согласованию с ЦП МПС, для уменьшения кручения верхних поясов, вводить центрирующие прокладки шириной 240-300 мм между брусьями и верхним поясом (рис.3.4). В качестве центрирующих прокладок можно использовать две резиновые прокладки ЦП 153 шириной 2х145=290 мм, уложенные поперек каждого бруса и прикрепленные к нему гвоздями. Брусья в этом случае крепятся костылями (шурупами) к охранным уголкам, которые соединяются с поясом обычными болтами, пропущенными в промежутках между брусьями через один просвет.
Перед укладкой мостового полотна на безбалластных железобетонных плитах необходимо проводить тщательный осмотр поверхностей плит с целью выбраковки плит, имеющих волосяные трещины по всей длине. Основной причиной появления таких трещин является некачественное заводское изготовление.
Рис. 3.4. Деталь центрированного крепления поперечины к поясу
При укладке плит на деревянные прокладки зазоры между плитами и прокладками не должны превышать 1 мм. При повышенных зазорах во время натяжения шпилек на усилие 8 т могут образоваться косые трещины.
В первый год эксплуатации необходимо проверять натяжение шпилек ежемесячно, а затем 2 раза в год. Обнаруженные при осмотрах оборванные шпильки должны быть заменены новыми.
При разрушении цементно-песчаного прокладного слоя ближайшие шпильки должны быть отпущены до усилия 8 т, цементно-песчаный прокладной слой отремонтирован и после твердения раствора восстановлено натяжение шпилек 20 т.
Плиты, имеющие продольные трещины по всей длине верхней поверхности раскрытием более 0,2 мм или сквозные трещины, подлежат замене.
Для уменьшения динамического воздействия на пролетные строения полезным мероприятием является укладка бесстыкового пути в соответствии с техническими условиями на укладку и содержание бесстыкового пути и специальными указаниями.
Результаты обследования сварных пролетных строений с подробным описанием выявленных дефектов и повреждений, а также с указанием неотложных мероприятий оформляются в виде отчета при первом обследовании и акта - при повторных. При периодических и текущих осмотрах результаты обследования сварных пролетных строений с необходимыми мероприятиями заносятся в Книгу искусственных сооружений.
Зам. директора НИИ мостов
________________А.Л. Брик
| Начальник отдела инженерных сооружений ЦП МПС
___________________А.В. Бушин
|
СОДЕРЖАНИЕ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|