Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерная тематика рефератов





1.Основные теоретические проблемы современного словообразования

2.Из истории изучения словообразования в русском языке

3.Краткий экскурс в словообразовательную семантику русского языка

4.Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация

5.Типы словообразовательной мотивированности

 

Примерные вопросы к экзамену (зачету)

1.Морфемика. Морфема как наименьшая единица

2.Морфемный состав слова

3.Функции морфем

3.Флексия как словоимненительная морфема

4.Основа слова как особый структурный элемент. Типы основ

5.Понятие «морфонология». Морфонологические явления в русском языке

6.Исторические изменения в морфемной структуре слова

7.Словообразование как раздел науки о языке

8. Три закона словообразования

9.Основные понятия словообразования

10.Классификация способов словообразования

11.Словообразование имен существительных

12. Словообразование имен прилагательных

13. Словообразование глаголов

14. Словообразование наречий

Контрольно-тестовые задания

Тест для итогового контроля

Задание 1.Определите морфемную структуру данных словоформ (постфикс здесь обозначен как суффикс): а) корень, б) корень и окончание, в) корень и суффикс, г) приставка и корень.



1. Вчера

2. Зима

3. Позавчера

4. Хотя (деепричастие)

5. Хотя (союз)

6. Шагом (наречие)

7. Шагом (существительное)

8. Что (союз)

9. Что (местоимение)

10. Навсегда

Задание 2.Определите морфемную структуру приведенных словоформ: а) корень, суффикс, окончание, б)корень, суффикс, суффикс, окончание,в)корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание,г) приставка, корень, окончание,д) приставка, корень, суффикс, окончание, е) приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.

1. Чудак

2. Чудаковатый

3. Причуда

4. Чудаковатость

5. Причудливый

6. Причудливость

7. Выучивший

8. Учить

9. Учитель

10. Выучу

Задание 3.Определите особенности окончаний данных слов: а) формально выраженное, б) нулевое, в) нет вообще.

1. Очки

2. Такси

3. Саней

4. Улей

5. Ночь

6. Его (личное местоимение)

7. Его (притяжательное местоимение)

8. Быстро (наречие)

9. Быстро (краткое прилагательное)



10. Быстр

Задание 4.Определите тип основы следующих слов: а) непроизводная, б) производная

1. Пригород

2. Город

3. Нести

4. Старый

5. Старик

6. Старушка

7. Красить

8. Краснеть

9. Красный

10. Живой

Задание 5.Определите тип корня приведенных слов: а) свободный, б) связанный.

1. Аэродром

2. Авангардист

3. Белый

4. Беличий

5. Разуть

6. Разнести

7. Разлучить

8. Разделить

9. Обедать

10. Одеть

Задание 6.Являются ли данные слова однокорневыми в современном русском языке? а) однокорневые, б) разнокорневые

1. Быть, бывший

2. Быть, бывать

3. Быть, быт

4. Быть, пробыть

5. Быть, забыть

6. Дать, отдать

7. Дать, раздать

8. Дать, предать

9. Дать, продать

10. Косить, коснеть

Задание 7. Сколько корней имеют следующие слова: а) один, б)два, в) три

1. Передвижной

2. Малоподвижный

3. Двадцатый

4. Стопятидесятый

5. Двухсотый

6. Пятидесятилетие

7. Бело-серо-черный

8. Белорусский

9. Белоснежный

10. Вице-президент

Задание 8.Имеют ли данные слова формально выраженный суффикс, нулевой суффикс или вообще не имеют суффикса?

1. Шел

2. Нес

3. Неси

4. Сирень

5. Зелень

6. Гость

7. Сплошь

8. По-вашему

9. Причал

10. Принеся

Задание 9.Сколько суффиксов выделяется в данных словах: в) один, б) два, в) ри, г) четыре, д) нулевой, е) нет?

1. Опасность

2. Наблюдательность

3. Семейственность

4. Горячность

5. Ведомость

6. Подпол

7. Подпись

8. Смешно (наречие)

9. Болезненно (наречие)

10. Жизненно (наречие)

Задание 10.В результате какого исторического процесса изменилась морфемная структура данных слов: а) усложнения, б) переразложения, в) опрощения?



1. Лен-тяй, было: лент-яй (от лента – «ленивец»)

2. Грав-юр-а (ср. гравер), было: гравюр-а

3. Огрех, было: о-грех (от грђхъ – «ошибка»)

4. Монарх-иj-а (ср. монарх), было: монархиj-а

5. Облак-о, было: об-лак-о (от обволакивать)

6. Невест-а, было: не-вест-а (от весть, ведать – «знать»)

7. На-пример, было: на-при-мер (от мера, мерить)

8. Горячн-ость, было: горяч-н-ость (от горячный)

9. Дрейф-ов-а-ть (ср. дрейф), было: дрейфов-а-ть

10. Зодч-ий, было зод-ч-ий (от зъдъ «глина», «камень»)

Задание 11.Укажите функцию выделенных морфем с точки зрения современного словообразования: а) словоизменительная, б) словообразующая.

1. Быстро(прилагательное)

2. Быстро(наречие)

3. Быстрее

4. Кто

5. Кто-то

6. Влево

7. Бойся

8. Иди

9. Повсюду

10. Полегче

Задание 12.Являются ли данные слова формами одного слова или разными словами: а) формы одного слова, б) разные слова?

1. Нести, принести

2. Нести, нес

3. Нести, несомый

4. Нести, носить

5. Носить, ноша

6. Носить, разносить

7. Низкий, низовой

8. Низкий, низший

9. Низкий, ниже

10. Низкий, низки

Задание 13.Укажите, от каких слов образованы приведенные слова: а) первое, б)второе, в) третье.

1. Грузовик – (1) грузить, (2) грузовой, (3) груз

2. Болезнь – (1) болеть, (2) больной, (3) боль

3. Штамповщица – (1) штамп, (2) штамповать, (3) штамповщик

4. Перепись – (1) переписать, (2) переписанный, (3) переписчик

5. Ласковый – (1) ласкать, (2) ласково, (3) ласка

6. Красочный – (1) красочность, (2) красить, (3) краска

7. Желтеть – (1) желтизна, (2) желтый, (3) желтеющий

8. Отзвучать – (1) отзвук, (2) звучать. (3) звук

9. Мирить – (1) мир, (2) мирный, (3) мировой

10. Символически – (1) символ, (2) символика, (3) символический

Задание 14.От каких частей речи образованы приведенные слова: а) от существительного, б) от прилагательного, в) от местоимения, г) от числительного, д) от наречия, е) от глагола, ж) непроизводное?

1. Безработица

2. Передовица

3. Троица

4. Ячество

5. Сообщник

6. Качество

7. Лепной

8. Гротескный

9. Поквартальный

10. Одинарный

Задание 15.Укажите способ образования данных слов: а) морфологический, б) морфолого-синтаксический, в)лексико-синтаксический, г) лексико-семантический

1. Осенний

2. Отпускные

3. Боржоми (от Боржоми)

4. Вышеуказанный

5. Общеизвестный

6. Близлежащий

7. Мостовая

8. Лесопарковый

9. Трудящиеся (существительное)

10. Пропесочить («отругать»)

Задание 16.Определите вид морфологического способа словообразования: а) суффиксальный, б) префиксальный, в) префиксально-суффиксальный, г) безаффиксный (нулевая суффиксация)

1. Пододеяльник

2. Полдник

3. Привкус

4. Причал

5. Высветить

6. Высветлить

7. Выдумывать

8. Приморский

9. Приветливый

10. Прибалтийский

Задание 17.Определите значение суффикса –к- в приведенных словах: а)лицо женского пола, б)лицо общего рода, в)отвлеченное действие, г)предмет, д)субъективная оценка

1.Лакомка

2.Футболка

3.Поездка

4.Артистка

5.Березка

6.Пилотка

7.Иголочка

8.Сестричка

9.Засолка

10.Внучка

Задание 18.Определите значение приставок в данных глаголах: а)неполнота, б)начало, в)повторение, г)завершение,

д)интенсивность

1.Запеть

2.Переписать

3.Закрыть

4.Привстать

5.Раскормить

6.Побежать

7.Дочитать

8.Вырядить

9.Разбудить

10.Подмести

Задание 19. Укажите стилистическую характеристику данных слов, обусловленную их словообразовательными средствами: а)книжное, б)разговорно-просторечное, в)межстилевое

1.Писатель

2.Эгоистичность

3.Молодчина

4.Молодец

5.Говорение

6.Говорить

7.Столовая

8.Столовка

9.Ваятель

10.Наговор

Задание 20.Укажите степень активности данных слов, обусловленную их словообразовательными особенностями: а) современное, б) устаревшее

1.Полковничий

2.Наперсток

3.Владелец

4.Властелин

5.Властитель

6.Бунтарь

7.Диагност

8.Диагностик

9.Палисад

10.Малахитный

III семестр

Обобщающая контрольная работа по морфемике и словообразованию

Вариант 1

Вечер встречи выпускников3 проходил в нашей школе в шестой раз. И каждый раз школа словно преображалась3: возле учительской, где обычно бывают лишь учителя с усталыми3 лицами, мечтающие часто просто помолчать лишнюю минуту и отдохнуть2 от «проблемного» Тюлькина или Савкина, стояли те же учителя и не те же. На их лицах были написаны удивление и радость, а иногда и полное недоумение: Тюлькины или Савкины прошлых выпусков зачастую приходили из взрослой3 жизни солидными, благополучными и даже преуспевающими2. И тогда завуч, всплеснув руками, думала о путях господних, которые неисповедимы…

Задания

1. Выпишите все слова с формообразующими суффиксами, обозначьте их.

2. Выпишите все слова с двумя флексиями, обозначьте их.

3. Выпишите все слова с нулевыми флексиями, обозначьте их.

4. Выпишите 10 слов без флексий.

5. Выпишите все слова с прерывистой основой, обозначьте ее.

6. Выпишите 5 слов, в корнях которых представлены чередования гласных или согласных; укажите эти чередования.

7. Для каждой глагольной формы укажите все различающиеся модификации основы.

8. Сделайте морфемный разбор слов, помеченных цифрой 2.

9. Выпишите все слова, образованным нулевым словообразовательным суффиксом; укажите для них ПЩ основы.

10. Выпишите все слова, образованные безаффиксными способами; укажите для них ПЩ основы и способ словообразования.

11. Выпишите все слова, образованные смешанными способами, укажите для них ПЩ основы, средство и способ образования.

12. Сделайте словообразовательный разбор слов, помеченных цифрой 3.

 

Вариант 2

Я привык2 к мигающему свету и осмотрелся. Компания собралась самая разношерстная. Ближе2 всех ко мне сидел волосатый детина в рваных2 джинсах, волосы его были заплетены3 в тощую косенку. Дальше сидела девица с свежепокрашенными в красно()рыжий цвет волосами, в которые были вплетены золотые колечки; за ней располагался3 сам хозяин дома – мой недавний приятель2. В поезде он мне показался милым юношей, но теперь он не выглядел столь же располагающе3. Из другой комнаты слышались хохот и визг, и я подумал, что решение3 прийти сюда было, вероятно, слишком поспешным3.

Задания

1. Выпишите все слова с формообразующими суффиксами, обозначьте их.

2. Выпишите все слова с двумя флексиями, обозначьте их.

3. Выпишите все слова с нулевыми флексиями, обозначьте их.

4. Выпишите 10 слов без флексий.

5. Выпишите все слова с прерывистой основой, обозначьте ее.

6. Выпишите 5 слов, в корнях которых представлены чередования гласных или согласных; укажите эти чередования.

7. Для каждой глагольной формы укажите все различающиеся модификации основы.

8. Сделайте морфемный разбор слов, помеченных цифрой 2.

9. Выпишите все слова, образованным нулевым словообразовательным суффиксом; укажите для них ПЩ основы.

10. Выпишите все слова, образованные безаффиксными способами; укажите для них ПЩ основы и способ словообразования.

11. Выпишите все слова, образованные смешанными способами, укажите для них ПЩ основы, средство и способ образования.

12. Сделайте словообразовательный разбор слов, помеченных цифрой 3.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 328 с.

2. Реформатский А.А. Введение в языковедение./А.А. Реформатский - М., 2010.- 536 с.

3. Русский язык: учеб. для студ. вузов/Л.Л. Касаткин и др.; под ред. Л.Л.Касаткина– 2-е изд., испр. – М., 2012.- 768 с.

4. Розенталь Д.Е., Теленкова М.А Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов./Д.Е. Розенталь, М.А.Теленкова - М., 2010.- 623 с.

5. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов/ П.А. Лекант и др.; под ред. П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 304 с.

6. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов/П.А. Лекант и др.; под ред. П.А.Леканта - М., 2009. - 560 с.

7. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов/Н.М. Шанский и др.; под ред. Н.М.Шанского - С-Пб.,2008. - 583 с.

8. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов/В.Г. Костомаров и др.; под ред. В.Г.Костомарова, В.И.Максимова - М., 2011. - 780 с.

9. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин, Н.А.Николина, И.И.Щеболева; Под ред. Е.И.Дибровой - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 544 с.

10. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/Л.А. Новиков и др.; под. ред. Л.А. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб.: Изд-во «Лань», 2009. – 854 с.

 

Дополнительная

1. Андреева С.В. Способы словообразования в бурятском и русском языках: сопоставительно-типологическое исследование. – Улан-Удэ. 1998. – 145с.

2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М.: Логос, 2001. – 304 с.

3. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Избр. Труды: Исследования по русской грамматике. – М., 1975.

4. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.

5. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. – М., 1981.- 120 с.

6. Куликова И.С., Салмина Д.В. Теория языка: учебно-методический комплекс. В 2 ч. Ч I.: Устройство языка. – СПб.; М.: Наука: САГА: ФОРУМ, 2009. – 448 с.

7. Куликова И.С., Салмина Д.В. Теория языка: введение в языкознание. Методическое сопровождение учебно-методического комплекса. – СПб.; М.: САГА: ФОРУМ, 2009. – 64 с.

8. Лопатин В.В., Милославский И.Г., Шелякин М.А. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование и морфология. М., 1989. – 367 с.

9. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. – М.,1977. -186 с.

10. Николина Н.А., Фролова Е.А., Литвинова М.М. Словообразование современного русского языка / Н.А.Николина. Е.А. Фролова, М.М. Литвинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.

11. Поповская Л.В. Современный русский язык. Современный русский язык: сб. упражнений: тесты, задания по орфографии и пунктуации, материалы для разбора / Л.В.Поповская, О.В.Лисоченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 438 с.

12. Современный русский язык: Сб. упражнений. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/М.С. Бунина и др.; под ред. И.А. Василенко. - 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. – 255 с.

13. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов/ Р.Н. Попов и др.; под. ред. Р.Н. Попова - М.: Просвещение, 1986. – 464 с.

14. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. / П.П. Шуба и др.; под ред. П.П.Шубы. – Минск, 1998. Ч.2. – 567 с.

15. Современный русский язык: Тесты: / Е.М.Белкина, Л.И.Васильева, Ж.В.Ганиев и др.; Под ред. Г.Н.Ивановой-Лукьяновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

16. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. – М., 1977. – 234 с.

17. Харченко В.К. Виды лингвистического разбора в пояснениях и образцах. – М: ЛКИ, 2007. – 176 с.

18. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М: Академия, 2005. – 240 с.

19. Энциклопедический словарь юного филолога./Сост. М.В Панов. – М., 1984. – 352 с.

 

Словари

1. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. – М., 1994.

2. Ефремова Т.В. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М., 1996.

3. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986.

4. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. – М., 1996.

5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. – М., 1985. – Т. 1-2.

6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1978.

7. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Ударение. Словообразование. Морфемика. Грамматика. Частота употребления слов / Под ред. А.Н.Тихонова. – М., 1995.

8. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1971.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Тематический план ---------------------- 1

2. Темы по словообразованию ----------------------- 2

3. Содержание дисциплины ______________ 2

4. Семинарские (практические) занятия ______________ 3

5. Программа самостоятельное работы студентов ………………… 5

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………… 7

7. Контрольно-тестовые задания ………………………. 8

8. Обобщающая контрольная работа ………………………….. 15

8. Литература ………………………………………………………………………….. 16

 
   
   
   

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.