Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Словообразование ведущих частей речи





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название блоков (разделов, модулей) дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Лекции   Семинары Лабораторные работы СРС  
  Раздел 3. Морфемика и словообразование. Морфология именных частей речи          
Тема 1. Морфемика. Морфемный состав слова    
  Тема 2. Морфонология. Морфонологические явления в русском языке    
Тема 2. Словообразование как раздел науки о языке    
Тема 3. Основные понятия и предмет морфологии    
Тема 4. Система частей речи современного русского языка      
Тема 5. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных    
Тема 6. Категория рода, числа, падежа имен существительных      
Тема 7. Имя прилагательное как часть речи    
Тема 8. Имя числительное как часть речи    
Тема 6. Местоимение как часть речи    
  Итого -
               

 




 

Темы по словообразованию

Название тем
1. Морфемика. Морфемный состав слова
2. Морфонология. Морфонологические явления в русском языке
3. Исторические изменения в морфемной структуре слова
4. Словообразование как раздел науки о языке
5. Способы словообразования
6. Словообразование ведущих частей речи

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Морфемика. Словообразование

Тема 1. Морфемика. Морфемный состав слова

Морфемика как учение о значимых частях слов. Морфема как наименьшая единица плана выражения, соотносящаяся с планом содержания Морф как текстовый представитель морфемы. Алло­морфы и варианты морфемы. Омонимия и синонимия морфем. Морфемы материально выраженные и нулевые.

Типы морфем. Корни и аффиксы, специфика их семантики. Признаки корня. Свободные и связанные корни. Радиксоиды. Однокоренные слова.

Типы аффиксов. Аффиксы словообразовательные и словоизме­нительные (формообразующие). Префикс как аффиксальная мор­фема. Позиция префикса. Функция префикса. Специфика присое­динения префикса к основе. Префиксоиды.



Суффикс как аффиксальная морфема. Позиция суффикса. Функции суффиксов. Суффиксы словообразовательные и словоиз­менительные (формообразующие). Формообразующие суффиксы как средство оформления частных парадигм. Нулевой суффикс. Нулевые словообразовательные и формообразующие суффиксы. Суффиксоиды.

Интерфикс, специфика его значения. Место интерфикса в сло­воформе. Интерфиксы реально выраженные и нулевые. Интерфик­сы и незначимые «прокладки» между производящими основами и словообразовательными аффиксами.

Постфикс как аффиксальная морфема. Значения, передаваемые постфиксами. Позиция постфикса в словоформе. Постфиксы сло­вообразовательные и словоизменительные.

Флексия как словоизменительная морфема. Позиция флексии в словоформе. Функция флексии. Грамматические значения, переда­ваемые флексиями. Флексии реально выраженные и нулевые.

Основа слова как особый структурный элемент. Основа как средство выражения лексического значения. Соотношение основы и корня. Основы членимые и нечленимые. Основы производные и непроизводные. Простые и сложные основы. Основа слова и осно­ва словоформы.

Морфемная (морфная) структура слова как упорядоченное единство его значимых элементов. Морфемный (морфный) анализ как синхронный анализ по конечным составляющим. Порядок морфемного анализа. Словари морфем.

Тема 2. Морфонология. Морфонологические явления в русском языке



Понятие о морфонологии. Морфонологические явления: чередование, интерфиксация, наложение, усечение. Русская морфемография.

Тема 3. Исторические изменения в морфемной структуре слова

Переразложение. Опрощение. Усложнение. Замещение. Этимологический анализ слова.

Тема 4. Словообразование как раздел науки о языке

Словообразование как учение об основном способе пополне­ния словарного состава языка. Место словообразования в системе языка и языкознания.

Основные понятия словообразования: производное и непроиз­водное слово, производящее слово (производящая основа), слово­образовательные средства (форманты), способы словообразова­ния. Словообразовательное значение. Словообразовательные типы и модели. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Тема 5. Способы словообразования

Морфологические способы словообразования. Аффиксальные способы: префиксальный, суффиксальный, постфиксальный, пре­фиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффмксально-пос1-фиксальный. Сложение как способ образования сложных слов: чистое сложение, сложно-суффиксальный способ, аббревиация, сращение. Морфонологические явления при словообразовании.

Неморфологические способы словообразования, их соотнесен­ность с синхронией. Лексико-синтаксический способ словообразо­вания в диахронии и синхронии. Морфолого-синтаксический спо­соб и синхронном и диахроническом аспекте. Субстантивация. Лексико-семантический способ как способ диахронического сло­вообразования.

Соотношение словообразовательного и морфемного анализа.

Тема 6. Словообразование ведущих частей речи

Словообразование имен существительных. Словообразование имен прилагательных. Словообразование глаголов. Словообразование наречий

 

СЕМИНАРСКИЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ:

название тем, их содержание

Название тем Содержание
Морфемика и морфемный состав слова 1Опрос (см.СРС1) 2.2.Морфемный анализ – упр.196, 197, 199, 200 на с.85-86 в сборнике упражнений по русскому языку под ред. П.А.Леканта
Морфонология. Морфонологические явления в русском языке 1.Собеседование по теме занятия 2.Проверка выполнения заданий (см. СРС 2)
Исторические изменения в морфемной структуре слова 1. Опрос по теме (см. СРС 3) 2. Выполнение упр.231, 232, 233 на с.95 (там же)
  Словообразование как раздел науки о языке 1. Определение понятий «способ словообразования», «словообразовательный тип», «словообразовательный семантический образец», «словообразовательная морфонологическая модель», «словообразовательная цепочка», «словообразовательная парадигма», «словообразовательное гнездо» 2. Анализ словообразовательных моделей, цепочек, парадигм, гнезд 3. Анализ научных статей, посвященных связям словообразования с лексикологией и грамматикой (см. СРС 4)
Способы словообразования 1.Проверка выполнения заданий, данных для СРС 5 2.Сгруппируйте слова в соответствии с типами словообразования – упр.239 (там же) 3.Определение способов образования слов – упр.240, 241, 242, 243 (там же)
Словообразование ведущих частей речи 1.Проверка выполнения заданий, данных для СРС 6 2.Образование имен существительных от производящих основ. Выявление словообразовательных средств и значений – упр.250,251,253 (там же) 3.Образование имен прилагательных, определение словообразовательных аффиксов и значений – упр.256,257 (там же) 4.Образование глаголов, определение словобразовательных аффиксов – упр.260,261 (там же) 5.Образование наречий, выделение словобразовательных аффиксов – упр.263 (там же)  

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

название тем, содержание, форма контроля

Название тем Содержание Форма контроля
Морфемика. Морфемный состав слова 1.Законспектируйте из книги «Современный русский язык» под ред. П. А. Леканта материал по теме «Фукции морфем» на с.186-188 и раскройте содержание понятий «номинативная функция», «экспрессивная функция», «стилистическая функция», «реляционная функция» 2.Самостоятельно проанализируйте учебный материал в книге «Русский язык» под. ред. Л.Л. Касаткина и раскройте содержание понятий «морф», «алломорф», «варианты морфем», «омонимия морфем», «синонимия морфем». 3.Подготовьтесь к опросу по плану лекционного занятия   Проверка конспектов. Опрос
Морфонология. Морфонологические явления в русском языке 1.Сделайте морфемный анализ 10 (на выбор) слов, в морфемной структуре которых произошли морфонологические явления: чередование, интерфиксация, наложение, усечение. В случае затруднения обращайтесь к соответствующим словарям (см. Русскую морфемографию). 2.Чередование звуков в корнях родственных слов – упр. 198 на с.86 (там же) 3.Определение морфемного состава слов – упр.201 на с.87 (там же). Для справок используйте толковый и этимологический словари русского языка. Проверка выполнения задания
Исторические изменения в морфемной структуре слова   1. Подготовьтесь к собеседованию по плану лекционного занятия 2. Раскройте содержание понятий «диахронное словообразование», «синхронное словообразование» 3. Используя этимологические словари, подберите слова, в морфемной структуре которых произошли исторические изменения: усложнение, переразложение, опрощение, замещение Собеседование
Словообразование как раздел науки о языке Подготовить рефераты по следующей тематике: 1.Основные теоретические проблемы современного словообразования 2.Из истории изучения словообразования в русском языке 3.Краткий экскурс в словообразовательную семантику русского языка 4.Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация 5.Типы словообразовательной мотивированности   2. Изучив лекционный материал и литературу по разделу, раскройте содержаний понятий «способ словообразования», «словообразовательный тип», «словообразовательный семантический образец», «словообразовательная морфонологическая модель», «словообразовательная цепочка», «словообразовательная парадигма», «словообразовательное гнездо» 3. Составьте словообразовательную морфонологическую модель, словообразовательную цепочку, словообразовательную парадигму, словообразовательное гнездо 4. Прочитайте § 2 в монографии С.В.Андреевой из «Истории изучения словообразования в русском языкознании» и охарактеризуйте вклад ученых в развитие русского словообразования. Проверка рефератов     Опрос
Способы словообразования 1. Составьте таблицы «Способы словообразования» (диахронический аспект) и «Способы словообразования в современном русском языке» 2. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ 10 слов из сборника упражнений под ред. П.А.Леканта Проверка наличия таблиц
Словообразование ведущих частей речи 1.Прочитайте раздел «Словообразование частей речи» в книге «Русский язык» под ред. Л.Л. Касаткина и определите наиболее продуктивные способы образования слов в системе имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий 2 Определение способов образования существительных – упр.248, 249 (там же) 3.Определение способов образования прилагательных – упр.254 (там же) 4. Определение способов образования глаголов – упр.259, 260 (там же) 5.Определение способов образования наречий – упр.262 (там же) Опрос

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.