Сделай Сам Свою Работу на 5

Системы классификации диагностических процедур.

Г. С. ПРЫГИН

Основы

Психодиагностики

Принципы и методы. История развития.

Основы психометрики

 

 

Рекомендовано Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению и

специальности "Психология"

 

Москва

УМК "Психология"

2003 г.

УДК 159.95(075.8)

ББК 88я73

П-855

Рекомендовано Ученым советом Института управления

(г. Набережные челны)

Рецензенты:

А. Н. Гусев, доктор психологических наук, профессор;

Л. М. Попов, доктор психологических наук, профессор.

 

Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики:Учебное пособие. М.: УМК «Психология», 2003. 198 с.

 

Учебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики», читаемого автором на факультете психологии Института управления. В пособии освещены вопросы организации психодиагностических процедур и требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам. Анализ психодиагностики в историческом контексте позволяет лучше понять современное состояние этой науки и дальнейшие пути ее развития.

Особо важное значение для специалиста психолога (вне зависимости от сферы его деятельности) имеет свободное владение психометрическими понятиями и законами конструирования и адаптации тестов. Этой цели посвящен такой раздел пособия, как «Основы психометрики», при изложении которого автор ставил перед собой задачу - сохранив полноту изложения материала, дать его, по возможности, в наиболее доступном виде. Именно поэтому текст пособия достаточно хорошо структурирован (выделены главные, существенные определения и положения).

Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, а также для слушателей курсов получающих второе высшее или дополнительное психологическое образование. Может быть использовано и более широким кругом лиц, интересующихся вопросами применения, конструирования и адаптации тестов.



ISBN 5-93692-052-6

 

@Прыгин Г. С., 2000, 2003

@ УМК «Психология», 2000, 2003

Тема 1: "Психодиагностика: синтез науки и практики "

Введение.

Взаимосвязь психологии и практической деятельности людей очевидна. Одно из многих ее проявлений - непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Например, психолог специалист, способен оказать эффективную консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам при профессиональном самоопределении, руководителям в формировании производственных групп, стиля руководства, приемов общения.

Для психолога, применяющего психодиагностику, важноне только знание предмета диагностики (личностные особенности и состояния; семейные и производственные, внутри и межличностные конфликты и пр.), но и знание закономерностей самого процесса диагностирования, его стратегии и тактики.

Для грамотного проведения психодиагностики от психолога требуется:

- знание основных принципов разработки тестов;

- знание психологических особенностей оцениваемой области поведения;

- принятие на себя ответственности за социальные и этические последствия использования тестов;

- ясное представление о типах имеющихся тестов и методик и возможности их релевантного применения для решения конкретной практической задачи.

Очевидно, что психологическая помощь будет эффективнее тогда, когда субъект сам осознает переживаемое им неблагополучие. Это переживание может быть острым и выражаться в недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в глубокой продолжительной депрессии. В подобных случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи.

Такая психотерапевтическая помощь по своей форме и цели может совершаться в форме беседы, дискуссии, игры (т.е. в форме общения) и бывает направлена на избавление человека от страданий и ликвидацию причин, которые их вызывают.

Следует отметить, что психологическое вмешательство (в жизнь человека), отличается от медицинского вмешательства по двум существенным аспектам:

1) природа переживаемого неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обратившийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признает себя больным.

В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии, она обладает общей характеристикой - направленностью на конкретного субъекта.

Такая индивидуализация основывается на глубоком понимании личности обратившейся за помощью, его эмоциональной сферы, установок, субъективной картины мира, структуры взаимоотношений с окружающими. Для такого понимания часто недостаточно одних лишь общепсихологических знаний и интуиции, требуется применение специальных - психодиагностических - методов [15].

В широком смысле слова, психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза. Сам термин "психодиагностика", распространившийся в психиатрии вслед за появлением в 1921 г. работы Г. Роршаха "Психодиагностика", довольно быстро вышел за пределы медицины. В настоящее время термин "диагноз" можно понимать:

- как определение наличия или отсутствия некоторого признака позволяющего находить место субъекта (или группы субъектов) по степени выраженности данного признака, в соответствии с имеющимися критериями (нормами);

- как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития конкретного лица (или группы лиц). Понятие психодиагностики распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп [3, 15, 18].

Можно выделить, по крайней мере, две существенные области использования психодиагностики – научные и практические исследования.

Практическое исследование (точнее говоря - обследование) обладает важной характеристикой, отличающей его от научного исследования.

Научные исследования (в том числе исследования с применением психодиагностики) ориентированы на поиск неизвестных закономерностей. В этих исследованиях используются "известные" (определенные по какому-либо признаку) испытуемые; при этом, как правило, пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью.

В практических исследованиях именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются главным объектом изучения; поэтому эти исследования ориентированы на поиск известных закономерностей у "неизвестных" обследуемых.

Существует несколько способов сбора информации, с помощью которой могут решаться различные психодиагностические задачи:

во-первых, - это наблюдение за обследуемым, в ходе оказания ему психологической помощи (психолог ведет наблюдение за клиентом только во время консультирования и/или психотерапии);

во-вторых, - это наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни (например, наблюдение за поведением ребенка в школе).

Эти способы дают очень ценные сведения об обследуемом, однако, они крайне затратные, не всегда доступны и не дают информацию до начала работы психолога, а только в ходе такой работы.

Поэтому в психодиагностике получил распространение третий метод сбора информации - применение специальных психодиагностических методик, которые используются не только в сфере консультирования и психотерапии, но и во всех тех случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного индивида или группы. Этот методобладает следующими особенностями:

1)позволяет собрать диагностическую информацию в достаточно короткие сроки;

2) дает информацию не вообще о человеке, а конкретно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, самоотношении, чувстве юмора, наиболее выпуклых личностных чертах и т. п.);

3) информация поступает в виде, позволяющем дать как качественное, так и количественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми;

4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств коррекции, прогноза ее эффективности, а также общего прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида [15].

Контрольные вопросы для самопроверки: §1.Введение.

1. Что понимается под психодиагностикой?

2. В чем разница между практической и научной диагностикой?

3. Чем обусловлено широкое применение в психодиагностике применение специальных психодиагностических методик?

Литература к теме.

Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.

Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996.

Содержание и предмет психодиагностики.

Существует большое количество определений психодиагностики. Это связано с тем, что диагностика применяется во многих областях знаний и с разными целями. При широком понимании психодиагностики в ней можно выделить четыре компонента [22]:

1. Теорию тестов или психометрию.

2. Тесты и измерительные процедуры, созданные в соответствии с теоретически обоснованными конструктами, например, такими, как личностные черты, модели поведения и пр.

3. Теории, описывающие индивидуальные различия, особенности среды, а также теоретические представления о развитии.

4. Процесс (технология) психодиагностического обследования.

Внутри каждого компонента можно выделить три уровня представлений о диагностике:

1. Первый уровень базируется на практических знаниях, т.е. житейских представлениях людей о человеке и его развитии.

2. Второй уровень базируется на связи основных теоретических положений психологической науки (теории индивидуальных различий и теории развития) с диагностикой.

3. Третий уровень - на математическом моделировании важных для психодиагностики психологических феноменов.

Предполагается, что все эти три уровня взаимосвязаны, но попытки свести их к какому-то одному, наиболее значимому, несостоятельны, поскольку каждый из них имеет собственный язык описания, собственную логику и способен внести самостоятельный вклад в понимание человеческого поведения.

Выделяя эти компоненты, Ян тер Лаак [22] исходит из следующих основных положений:

во-первых, вышеназванные компоненты психодиагностики образуют единое функциональное целое.

во - вторых, противоречия, возникающие при сопоставлении между собой трех уровней анализа (не сводимых друг к другу) имеют важное значение и относятся к сфере содержания и методов психологии.

В более "узком" понимании"психодиагностика" - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека [16].

Сам по себе термин "диагностика" образован от известных греческих корней ("диа" и "гнозис") и буквально истолковывается как "различительное познание".

Термин "ДИАГНОСТИКА" в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином "диагностика" подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях. Например, если рассматривать систему обучения детей по аналогии с системой управления, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения так называемой "обратной связи" - средством информационного обеспечения любого педагогического воздействия. Все мы в роли пациентов еще с детства сталкивались с диагностикой в медицине. По комплексу признаков-симптомов врач ставит больному диагноз, то есть относит его заболевание к определенной диагностической категории, для которой, как правило, известно оптимальное лечение - перечень и порядок приема лекарств и других лечебных процедур.

В технике любой агрегат проходит через особую техническую диагностику - испытывается на особых "тестовых стендах". Это позволяет выявить скрытые дефекты в изделии и устранить их еще до ввода устройства в эксплуатацию. Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур - измерительных тестов и качественно - количественных экспертных шкал [16].

Психологический словарь дает определение психодиагностики (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) как науки и практики постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

С нашей точки зрения, говоря о предмете психодиагностики, следует различать психодиагностику, как самостоятельную научную область и психодиагностику, как прикладную дисциплину.

В этом аспекте, в предмет общей психодиагностики, как самостоятельной научной дисциплины, входят принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности и пр. [15].

Если рассматривать психодиагностику, как прикладную дисциплину, то предметом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и многое другое.

Существует и другая точка зрения [22], которая состоит в том, что психодиагностика не имеет собственного, отдельного от других психологических дисциплин предмета исследования. Более того, предполагается, что предмет психодиагностики определяется исходя из общей методологии психологии.

Действительно, "то, что должно быть диагностировано, определяется конкретным предметным содержанием психологических дисциплин, а то, как это должно быть сделано, - общей методологией исследования" [22, с.25].

Бесспорно, что психодиагностика как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Однако, с другой стороны, собственной методологической основой психодиагностики может выступать психометрика - наука об измерении индивидуально-психологических различий. Именно психометрика разрабатывает технологию создания конкретных психодиагностических методик - тестов - и определяет методологию обеспечения научных требований к ним:

- надежности - внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании;

- валидности - отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен;

- дискриминативности– способности отдельных пунктов (заданий) теста дифференцировать испытуемых относительно "максимального" и "минимального" результата теста.

- достоверности - защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону;

- репрезентативность показывает, что измеряемый признак распределен в выборке примерно так же, как и в генеральной совокупности (проще говоря, репрезентативность показывает можно ли нормы, рассчитанные для генеральной совокупности, использовать для конкретной выборки).

Следует отметить, что психометрические требования в разной степени приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени к объективным тестам и личностным опросникам; в наименьшей - к проективным техникам [19].

Итак, психодиагностику можно рассматривать и как теоретическую дисциплину, и как сферу практической деятельности психолога. Рассмотрим данное положение несколько подробнее.

Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает правила создания "диагностических умозаключений", а также закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического феномена к подтверждению наличия (и выраженности) этих признаков [15].

Поскольку, выделяемая для психодиагностики переменная должна быть теоретически определена в соответствующей области психологической науки, и иметь практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи, постольку психодиагностика, как теоретическая дисциплина, должна быть тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки.

Такая связь является обязательным условием успешности разработки диагностической процедуры (иначе диагностика носит «призрачный» характер, т. е. ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует).

С этой точки зрения, психодиагностика не только воплощение теоретических понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности психологических концепций.

Например, если предполагается, что не существует психически здорового человека, который не имел бы какой-либо мотивации, то не может существовать валидных методов, которые бы диагностировали отсутствие всякой мотивации у конкретного лица, не являющегося психически больным.

Если была бы обнаружена группа психически здоровых людей, у которых отсутствовала всякая мотивация, то это означало бы существенную недоработку самого понятия мотива.

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная и др.

Итак, первую из составных частей психодиагностики составляет психология соответствующей предметной области.

Второй базовой дисциплиной, составляющей фундамент общей психодиагностики и ее основную часть, является психометрика - наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.

Третьеоснование психодиагностики - практические сферы применения психологического знания, именно в них ставятся психодиагностические задачи, и обосновывается выделение комплексных, интегральных переменных, выступающих как предметы психодиагностики.

Например, существуют профессии, в которых чрезвычайно важна стрессоустойчивость - способность сохранять контроль и работоспособность в угрожающих ситуациях. Значимость этой переменной выделена практикой - если бы не существовало профессий, которые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать. Однако практика не только показывает важность того или иного качества, свойства, но позволяет выделить и само диагностируемое качество.

Таким образом, теоретическая психодиагностика задается пересечением трех областей психологического знания:предметной областью психологии, изучающей данные явления,психометрикой-наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных ипрактикойиспользования психологического знания.

Можно сказать, что практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к ее разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация достаточно сложных устройств в реальных, "полевых" условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, богатый клинической и житейский опыт.

Помимо этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.

Например, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами.

Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и умение ее поддержать, умения оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность представлять информацию для заказчика и многое другое [15].

В американской научной литературе существует еще один подход к психодиагностике - психодиагностика рассматривается как процесс оказания помощи людям в решении их проблем.

В этом аспекте выделяют четыре составляющих этого процесса: 1. Сбор информации. 2. Интерпретация информации. 3. Обобщение информации. 4. Попытка решения проблемы.

На наш взгляд, не существует принципиального расхождения в определении психодиагностики принятого в отечественной и американской психологии, если рассматривать психодиагностику именно как процесс оказания помощи людям в решении их проблем, как составную часть практики использования психологического знания.

Контрольные вопросы для самопроверки: §2.Содержание и предмет психодиагностики.

1. Что понимается под термином "диагностика" вообще и "психодиагностика", в частности?

2. Имеет ли психодиагностика, как наука свой предмет изучения (какие точки зрения есть на эту проблему)?

3. Что является методологической основой психодиагностики?

4.Что определяет структуру психодиагностики, как науки?

5. Какие научные требования предъявляются к психодиагностическим методикам?

6. Как рассматривается психодиагностика в американской психологической литературе?

 

Литература к теме.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.

4. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996.

5. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж, 1996. - 384с.

Системы классификации диагностических процедур.

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов и с диагностируемыми психическими свойствами и с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

Именно критерии решения этих задач чаще всего определяют выбор диагностируемых свойств, а на их основе и методик, которые эти свойства выявляют.

Как правило, психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а, в основном, ради прогноза определенного социально значимого поведения.

Можно выделить один из видов такого поведения - критериальное поведение,которое соответствует определенному (чаще всего социально значимому) критериальному показателю.

Что такое "критериальное поведение"? Поясним это на конкретном примере.

Например, в учебной деятельности критериальное поведение - это успешное обучение, а критериальный показатель - это элементарная успеваемость учащегося. Мы предпринимаем диагностику способностей учащихся для того, чтобы спрогнозировать их успеваемость. Когда нас интересует моральная воспитанность школьника или наличие определенных противоправных тенденций в развитии личности, то в качестве критериального поведения выступает соблюдение моральных и дисциплинарных норм в школе, дома, во дворе, а в юридическом смысле -элементарное законопослушное поведение. На производстве критериальный показатель - это производительность труда. В сфере здравоохранения - это общий уровень физического здоровья (работоспособность) [16].

Успешное прогнозирование возможно только тогда, когда измеренное нами психическое свойство находится в причинных отношениях с критериальным поведением, то есть буквально служит причиной появления этого поведения. Тогда на основе информации об этом свойстве мы можем предупреждать нежелательное поведение и стараться изменить условия общения и развития субъекта так, чтобы, воздействуя на психическое свойство в желательном направлении, вызвать желательное поведение [16].

По настоящее время нет единой общепринятой классификации психодиагностических методик, также как и не существует взаимооднозначного соответствия между задачами и методами.

Существует большой класс методик, которые применяются для решения совершенно определенного вида задач. Если классифицировать методики с этой точки зрения, то такую классификацию можно условно назвать - прагматической.

Однако имеется большой спектр методик, обладающих универсальностью - они могут применяться для решения различных задач. При использовании таких методик требуется соблюдать определенные технологические требования. С учетом этих (технологических) требований методики подобного типа можно классифицировать по операционально-технологическим признакам.

В настоящее время существует много оснований для классификации психодиагностических методик, в частности:

-во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первому типу относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тесты Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, и др.).

Другие диагностические методики состоят из заданий, характеризующихся лишь частотой и направленностью того или иного ответа, но не его правильностью. Таковыми являются большинство личностных опросников (например, тест 16-ти факторов Р. Кеттелла).

-во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики. Вербальные так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; задания, содержащиеся в них, обращаются к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Невербальные - включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на перцептивные и моторные способности.

- в третьих, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного диагностического приема [15].

По этому основанию обычно различают:

1. Объективные тесты. Под эту категорию подпадают большинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тесты достижений - тесты на знания, умения и навыки. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного социокультурного норматива, то есть имеются объективно "правильные" и "неправильные" ответы.

2. Стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают:

а) тесты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда и методики классификации;

г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;

Проективные техники.

4. Диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Рассмотрим несколько более подробно каждую из выделенных групп [15].

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Методики стандартизованного самоотчета - общим для всей этой группы является, использование вербальных способностей испытуемого, (например, обращение к его мышлению, воображению, памяти), а также то, что ответы испытуемого подвергаются стандартизованной (математической) процедуре обработки.

а) Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит какие-либо суждения (как правило, используется двух или трех альтернативный выбор ответов). Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на пункт (вопрос). Но ключ к пункту в этом случае определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур (Например, таких, как надежность, валидность, стандартизация). Тесты-опросники применяются, как правило, для диагностики личностных черт, установок, ценностных ориентаций, самооценки.

б) Открытые опросники - не предусматривают стандартизованных ответов; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов испытуемого к стандартным категориям, как правило, при этом применяется контент-анализ.

Контент-анализ (анализ содержания). Этатехника применяется при наличии однозначно зафиксированного каким-либо образом, материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы [20]. Первоначально метод был разработан для социально - психологического анализа газетных текстов, но его принципы можно распространить на любые продукты деятельности (в том числе тексты свободных сочинений учащихся, продукты их творчества и т. п.).

При появлении совершенной техники аудио и видеозаписи приемы подобного анализа стали применяться к аудио и видеолентам, в которых живое поведение однозначно зафиксировано и может быть многократно воспроизведено: как для экспертной оценки независимыми экспертами, так и для формально-статистического анализа частоты появления однозначно регистрируемыхфактов.

Например, если на видеозаписи урока зафиксировано, что ученик Сидоров три раза выстрелил из рогатки, то частота этого элементарного и однозначно интерпретируемого события является практически таким же объективным "протокольным" фактом, как и ответы испытуемого на объективный тест.

Поэтому, для так называемого "кодирования" единиц анализа (подсчет частоты их появления в материале наблюдения), в контент-анализе привлекаются исполнители сравнительно невысокой квалификации ("кодировщики"). Результаты работы "кодировщиков" затем интерпретируются подготовленным экспертами-психологами.

в) Шкальные техники - предполагают оценку тех или иных объектов по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: "холодный - горячий", "сильный - слабый").

В этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не психолог-диагност. Испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом. Сдвиг субъективной точки отсчета при таком шкалировании - информативный признак для вывода о ценностных ориентациях самого испытуемого.

Методики, где для диагностики используют системы представлений субъекта, следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста. Последний практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть.

Однако, когда данные методики применяются для диагностики личности (установок поведения и мотивов), они оказываются технологически близкими к проективным, и в этом случае они требуют высокой психологической квалификации.

Примерами проективных методик шкалирования являются: "Тест цветовых предпочтений" (Люшер), "Тест предпочтения фотопортретов" (Сонди), "Тест юмористических фраз" (Болдырева, Шмелев) и другие.

г) Индивидуально-ориентированные техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Эти техники в наибольшей мере приспособлены для изучения личности конкретного индивида.

Проективные техники - основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве "стимула", при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные методики часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных.

Проективные техники это, как правило, тесты со свободным ответом, в которых инструкция и тестовые стимулы столь неопределенны, что допускают выбор ответа в очень широких пределах. Направление этого выбора определяется структурой субъективного опыта, установками и мотивами испытуемого. Именно это и позволяет использовать проективные методики для диагностики указанных свойств.

Понятие "ответ" следует трактовать максимально широко. Ответами в проективных методиках могут быть целостные рисунки или тексты. Когда тестовый стимул фактически отсутствует, а спонтанная активность испытуемого задана только свободной инструкцией (типа "Напишите сочинение на свободную тему"), то проективный метод сближается с так называемым методом анализа продуктов деятельности.

Важно подчеркнуть, что в структуру проективной методики всегда входит более или менее структурированная и формализованная экспертная оценка результатов. Более надежную и валидную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда их результаты оценивают несколько независимых экспертов и их результаты проверяются на согласованность. Причем все эти эксперты должны обладать как общей психологической квалификацией, так и специальным опытом обучения



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.