Сделай Сам Свою Работу на 5

И составление его монографической характеристики





 

План психолого-педагогической характеристики учащегося включает следующие параметры:

– социально-демографические данные;

– отношение воспитанника к школе, клубу, дворцу;

– уровень сформированности навыков в различных видах деятельности школы, клуба (учебной, досуговой, обществен­ной, трудовой и др.);

– ведущие интересы в деятельности, увлеченность воспитан­ника каким-либо учебным направлением, кружком, секцией и т. д.;

– культурный кругозор: начитанность, широта культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни;

– общественная и трудовая активность воспитанника, ини­циа­тивность, стремление добровольно включаться в обще­ствен­ные дела, заинтересованность в них, умение трудиться;

– состояние здоровья, отношение к занятиям физкультурой и спортом;

– нравственное состояние: сформированность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гуманизм, сознательная дис­циплина, степень развитости чувства долга, честность, порядочность;

– взаимоотношения воспитанника и коллектива (школы, объединения, клуба т. д.), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, роль в коллективе.



План психолого-педагогической характеристики учащегося размещен в приложении 3.

 

Тема 4.2. Параметры анализа творческого коллектива

 

Характеристика творческого коллектива включает следую­щие параметры:

– общие сведения о коллективе и история его создания;

– руководство и организация творческого коллектива;

– взаимоотношения внутри коллектива;

– характеристика учебно-творческой деятельности коллек­тива;

– состояние дисциплины в коллективе;

– характеристика взаимоотношений коллектива с руководи­телем;

– жизнь коллектива вне репетиций и выступлений;

– общественная и благотворительная деятельность коллек­тива;

– психолого-педагогические выводы и рекомендации.

План характеристики творческого коллектива размещен в при­ложении 4.

Раздел 5. Освоение приемов профессиональной рефлексии

Тема 5.1. Параметры самоанализа

Собственного зачетного урока.

Анализ уроков, проведенных другими практикантами



 

Проведение самоанализа собственного зачетного урока и ана­лиза уроков, проведенных другими практикантами по пред­ложенной схеме (приложения 5, 6, 7).

 


Тема 5.2. Комплексный самоанализ педагогической практики студента: компоненты и критерии

Оценка результатов педагогической практики и предложе­ния практиканта по совершенствованию содержания и орга­низации практики. Самооценка профессиональных умений пре­подавателя включает следующие компоненты и критерии их сформированности:

1. Организаторские умения:

– оперативно решать педагогические задачи в конкретных ситуациях;

– точно формулировать цель деятельности;

– выделять этапы конкретного вида деятельности;

– увлекать учащуюся молодежь предстоящей деятель­ностью;

– определять возможности участников деятельности и орга­низовывать их работу;

– правильно ориентироваться в непредвиденной обстановке или критической ситуации;

– выбирать наиболее целесообразные методы и приемы до­стижения цели;

– добиваться осуществления намеченной цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства;

– поощрять соразмерно проделанной работе.

2. Коммуникативные умения:

– продуктивно организовывать и осуществлять педагогичес­кое общение;

– соблюдать основные правила этики общения;

– относиться с вниманием и пониманием к каждому уча­щемуся;

– определять настроение воспитанников по косвенным пока­зателям;

– быть гибким, перестраивать свое поведение и характер об­щения в интересах дела;

– ориентироваться в различных ситуациях общения;



– создавать в учебном коллективе обстановку взаимной за­бо­ты и уважения;

– устанавливать контакты с коллегами;

– следить за культурой устной и письменной речи;

– следить за своей внешностью с учетом реальной обстанов­ки общения (школа, деловая встреча, театр, вечер отдыха, турпоход и т. д.).

3. Дидактические умения:

– проводить учебные занятия на высоком научно-мето­ди­ческой уровне;

– организовывать продуктивную деятельность учащихся на за­нятиях;

– научно, доступно и интересно излагать учебный материал;

– прививать обучаемым интерес к знаниям;

– находить и использовать наиболее ценное в опыте коллег-педагогов;

– анализировать результативность своей профессионально-педагогической деятельности;

– определять эффективность учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом.

4. Конструктивно-творческие умения:

– правильно определять содержание, формы и методы вос­пи­тательного воздействия;

– компетентно осуществлять планирование учебной, воспи­та­тельной и культурно-творческой работы с коллективом и отдельными учащимися;

– творчески подходить к педагогическому процессу;

– использовать сильные стороны своей личности в учебно-воспитательных целях;

– непременно добиваться успеха в педагогической деятель­ности.

5. Прогностические умения:

– предвидеть результаты планируемых педагогических воз­дей­ствий;

– помогать учащимся разрабатывать программу самовоспи­тания;

– самостоятельно разрабатывать критерии определения уров­ня воспитанности учащихся и развития учебного коллектива;

– вовремя подсказывать учащимся виды деятельности, акту­альные для развития тех или иных качеств их личности;

– предвидеть познавательные затруднения обучаемых;

– ставить новые цели и задачи предстоящей деятельности.

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Литература

1. Буткевич, В. В. Личность учителя как предмет научного познания / В. В. Буткевич. – Минск : БГПУ, 2000. – 172 с.

2. Вишневецкая, З. Г. Педагогическая практика на предвы­пуск­ном и выпускном курсах факультета педагогики и методи­ки начального обучения / З. Г. Вишневецкая. – Витебск : Изд-во ВГУ, 1999. – 48 с.

3. Волкович, Н. А. Педагогическая практика по мировой и оте­чественной художественной культуре : пособие / Н. А. Вол­ко­вич, Н. Н. Беспамятных, Н. Б. Журавлева ; под общ. ред. У. Д. Розенфельда. – Гродно : ГрГУ, 2002. – 67 с.

4. Воспитательная работа в школе и в лагере : игры, кон­кур­сы, викторины : пособие для студентов высш. учеб. заведе­ний, обучающихся по пед. специальностям : в 2 ч. / П. М. Быч­ков­ский [и др.]. – Минск : БГУ, 2009. – 327 с.

5. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учи­теля / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М. : Флинта, 2010. – 344 с.

6. Журлова, И. В. Педагогическая практика студентов : учеб.-метод. указ. для студентов пед. ун-тов / И. В. Журлова, Л. А. Замыко, Г. И. Малащенко. – Мозырь : МГПУ, 2007. – 52 с.

7. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск : Сер-Вит, 2010. – 256 с.

8. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция представле­ний педагогов о личности ребенка : метод. пособие / Нац. ин-т образования ; под ред. Я. Л. Коломинского, С. С. Харина. – Минск : НИО, 1999. – 154 с.

9. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржев­ский. – М. : Обр. центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с.

10. Копылова, А. В. Планирование уроков по мировой худо­жественной культуре / А. В. Копылова. – М. : Аз, 1999. – 72 с.

11. Организация педагогической практики студентов в вузе : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. М. И. Демидович [и др.] ; под общ. ред. В. А. Капрановой. – Минск : БГПУ, 2007. – 114 с.

12. Осипов, Е. Д. Педагогическая практика студентов. Взаи­мо­действие с семьей учащегося : учеб.-метод. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е. Д. Оси­пов ; под ред. А. Н. Сендер. – Брест : БрГУ, 2007. – 138 с.

13. Педагогическая практика студентов университета : метод. рекомендации / сост. И. И. Казимирская, В. В. Чечет. – Минск : БГУ, 1999. – 44 с.

14. Педагогическая практика студентов : учеб. пособие / В. П. Тарантей [и др.] ; под ред. В. П. Тарантея. – Минск : Университетское, 1991. – 206 с.

15. Пешикова, Л. В. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура» : рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры / Л. В. Пешикова, Л. М. Предтеченская. – М. : Книго­люб, 2000. – 72 с.

16. Селевко, Г. К. Современные образовательные техноло­гии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.

17. Чепиков, В. Т. Педагогическая практика : учеб.-практ. пособие / В. Т. Чепиков. – Минск : Новое знание, 2004. – 204 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Учебные задания по педагогической практике и структура отчета о прохождении педагогической практики

Ознакомление с работой учреждения образования

на приме­ре базы практики

1. Разработка индивидуального плана работы практиканта.

2. Беседа с директором (завучем) школы/руководителем твор­ческого коллектива.

3. Прослушивание и запись инструктажа по технике безо­пасности во время работы в учреждении образования.

4. Знакомство с материальной базой и педагогическим кол­лек­­тивом учреждения образования и/или учреждения куль­туры.

5. Наблюдение за открытыми уроками преподавателей по дисциплинам искусства и участие в их обсуждении.

Учебно-методическая работа студента-практиканта

 

1. Составление дневника педагогической практики, вклю­чаю­щего анализ самостоятельной работы студента-практикан­та с учеником.

2. Посещение шести уроков по специальным дисциплинам и пред­ставление их педагогического анализа по предложенной схеме.

3. Составление психолого-педагогической характеристики ученика либо учебно-творческого коллектива по предложен­ным схемам.

4. Характеристика базы практики (письменная).

5. Проведение открытого (зачетного) урока по спецдис­ципли­не и представление его протокола и самоанализа по предложенной схеме.

6. Составление отчета о прохождении педагогической прак­тики.

Отчет о прохождении педагогической практики

должен включать следующие разделы:

 

– дневник педагогической практики;

– характеристика базы практики;

– педагогический анализ шести посещенных уроков по спе­циальным дисциплинам (по схеме, см. приложения 5, 7);

– протокол и педагогический самоанализ открытого урока, проведенного студентом-практикантом (по схеме, см. прило­же­ние 6);

– психолого-педагогическая характеристика ученика и/или учеб­но-творческого коллектива (по схемам, см. приложения 3, 4).

 

 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Требования к составлению плана-конспекта урока музыки

Составные элементы конспекта

Студент в конспекте должен указать класс, тему четверти, тему и тип урока, цель, задачи, список оборудования и нагляд­ного материала, план и подробную разработку содержания урока, фрагменты мелодий песен. В плане отражаются струк­турные компоненты урока:

1. Музыкальное приветствие.

2. Распевание.

3. Основная часть: хоровое пение; слушание музыки; выпол­нение творческого задания.

4. Рефлексия.

С учетом специфики урока музыки план отражает этапы работы музыкальной и учебной деятельности, использование музыкального материала. В него включаются в разной после­до­вательности разнообразные виды приобщения школьников к музыке:

1) слушание музыки;

2) хоровое пение;

3) музыкально-ритмические движения и пластическое инто­ни­рование;

4) игра на детских музыкальных инструментах;

5) импровизация;

6) озвучивание стихов;

7) речевое интонирование;

8) рисование под музыку;

9) игры.

Этапы подготовки плана-конспекта урока музыки

Анализ учебной программы по музыке для общеобразова­тельных учреждений, учебно-методического и учебного по­собий:

1. Определение темы, цели и задач урока, примерного круга музыкальных произведений.

2. Определение типа урока. Определение основных приемов и методов преподавания для каждого этапа урока.

3. Подбор музыкального, иллюстративного материала.

4. Художественно-педагогический анализ произведений и его соотнесение с целью и задачами урока.

5. Отбор методов организации педагогического процесса, средств и форм реализации цели и задач урока.

6. Определение форм контроля и оценки результатов учеб­ной деятельности школьников, продумывание домашнего зада­ния.

7. Определение вида рефлексии.

 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 


План психолого-педагогической

Характеристики учащегося

1. Социально-демографические данные (Ф.И.О., пол, возраст учащегося школы, дворца творчества и т. д.). С какого времени воспитанник поступил в школу, класс или клуб, студию и т. д.

2. Охарактеризовать отношение воспитанника к школе, клу­бу, дворцу, его стремления, осознание общественной и личной значимости своей деятельности в школе, клубе, объединении, кружке и т. д.

3. Определить уровень сформированности навыков в различ­ных видах деятельности школы, клуба (учебной, досу­го­вой, общественной, трудовой и пр.); умение планировать ра­бо­ту, выделять главное, обобщения, выводы, осуществлять кон­троль (обеспечивая внимательность и сосредоточенность); уро­вень настойчивости в деятельности (в достижении поставлен­ных целей, стремление и способность преодолевать трудности в учебе, в поведении, демонстрировать сосредоточенность, ор­га­низованность).

4. Проанализировать ведущие интересы в деятельности, увле­чен­ность воспитанника каким-либо учебным направлени­ем (кружком, секцией и т. д.). Отметить, какие интересы и склонности реализуются в школе (в классе), в клубе, в объединении (круж­ке). Назвать имеющиеся у воспитанника награды за успехи в школьной, общешкольной, внешкольной, клубной и межклуб­ной деятельности.

5. Выявить культурный кругозор: начитанность, ши­роту культурных интересов, умение видеть и понимать пре­красное в искусстве и окружающей жизни. Указать на имею­щиеся у воспитанника художественные способности, как они реали­зуются в коллективе.

6. Охарактеризовать общественную активность воспитан­ни­ка, его инициативность, отметить наличие стремления добро­вольно включаться в общественные дела (если оно выражено), заинтересованность в них, умение трудиться. Назвать награды (грамоты, благодарности и пр.), полученные за общественную и трудовую деятельность.

7. Отметить состояние здоровья, физическую закал­ку, отно­ше­ние к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортив­ных соревнованиях, вид спорта, которым увле­кается воспитан­ник. Назвать имеющиеся награды за спор­тивные достижения.

8. Охарактеризовать нравственное состояние: сформирован­ность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гума­низм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся нарушения), сте­пень развитости чувства долга, нетерпимость (если есть) к прояв­лениям недисциплинированности, честность, порядочность.

9. Охарактеризовать взаимоотношения воспитанника и кол­лек­тива (школы, объединения, клуба и т. д.), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, место в коллективе.

10. Рекомендации воспитаннику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованию достоинств, искорене­нию недостатков.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

План характеристики творческого коллектива

1. Общие сведения о коллективе и история его создания:

– количество участников, возрастной состав;

– год образования, руководители коллектива.

2. Руководство и организация творческого коллектива:

– организующее ядро коллектива, его актив, староста и его работа;

– характеристика активистов (инициативность, самостоя­тель­ность, требовательность к себе и другим, авторитет среди участников, организаторские способности).

3. Взаимоотношения внутри коллектива:

– характеристика деловых и межличностных отношений участников коллектива, степень их сплоченности.

4. Характеристика учебно-творческой деятельности кол­лектива:

– успешность освоения репертуара;

– количество слабоподготовленных участников коллектива и причина этого;

– работа коллектива над репертуаром – наличие контроля за подготовкой к репетициям отдельных участников, требования к ним со стороны руководителя, актива и всего коллектива;

– взаимопомощь, ее формы и организация;

– наличие отрицательных моментов в учебно-творческой деятельности;

– солисты и концертмейстеры в коллективе, степень их влияния на коллектив.

5. Состояние дисциплины в коллективе:

– дисциплина на репетициях и во время концертов, причины плохой дисциплины;

– меры поддержания дисциплины в коллективе, влияние отдельных участников на состояние дисциплины;

– основные методы борьбы с нарушителями дисциплины.

6. Взаимоотношения коллектива с руководителем:

– роль руководителя в коллективе, стиль и методы его работы;

– отношение коллектива к руководителю, его авторитет среди участников.

7. Жизнь коллектива вне репетиций и выступлений:

– интерес к современным явлениям искусства, литературы и спорта, формы проявления этого интереса;

– участие коллектива в жизни культурно-досугового (обра­зовательного) учреждения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.