Сделай Сам Свою Работу на 5

Астрономические концепции





Методические указания к проведению практических занятий

 

Группа 573 (зачет), 594. (экзамен)
Предмет Концепции современного естествознания
Преподаватель Мельникова Майя Александровна, кафедра «Химии и естествознания», 508,агл
Работа в семестре Лекции – 18 час; практические занятия – 18 час.
Контроль в семестре Балльно-рейтинговая система
Лекции
дата Тема лекции
12.02 Наука как составная часть духовной культуры человечества
26.02 Естественнонаучные революции и картины мира
11.03 Классические концепции описания природы. Теория относительности
25.03 Неклассические концепции в естествознании
08.04 Астрономическая картина мира
22.04 Химические концепции
06.05 Биологическая эволюция. Генетика
20.05 Биосфера. Ноосфера
03.06 Самоорганизация
Практические занятия и литература для подготовки к ним
Дата Тема занятия Лит-ра для подготовки
19.02 Наука и научный метод Лекция №1 пособие №1, тема №1
04.03 Коперниканская революция. Класс. естествознание. Картины мира Лекция №2 Пособие №2. Тема 1
18.03 Пространство и время. Законы сохранения Лекция №3 пособие №1, тема №2
01.04 Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Лекция №4 пособие №1, тема №3
Домашняя работа по общим и физическим концепциям. Выдать 12.04. Сдать 26.04 Лекции №№1-4 Пособие №1 темы 1-3
15.04 Астрономические концепции Лекция №5 Пособие №2. Тема 3
  29.04 Контрольная работа по химическим концепциям Лекция № 6 Пособие №2. Тема 4
13.05 Тема «Происхождение жизни. Биологическая эволюция» Лекция №7 Пособие выдается отдельно
27.05 Биосфера. Взаимоотношения природы и общества Лекция №8 Пособие №2. Тема 5
10.06 Самоорганизация Лекция №9
Пособие №1. Мельникова М.А. Концепции современного естествознания (физические концепции): учеб. пособие, 2011, 2013. Пособие №2. Мельникова М.А. Современные концепции естествознания. Учебно-методическое пособие, 2013. Бонусы - 8 баллов
         

КОНСПЕКТ



Почти в каждом практическом занятии есть домашнее задание «КОНСПЕКТ».



Вопросы для конспектирования приведены в планах практических занятий, всегда по 10 вопросов. Номер вопроса берете, исходя из номера, под которым стоит в журнале ваша фамилия. Конспект составляете, опираясь на материал учебно-методических пособий. Конспект пишете в тетрадях для практических занятий. Лекции пишете в отдельной тетради. Распечатки конспектов не принимаются. Оценка конспекта – мах- 2 балла.

 

Практическое занятие №1

ТЕМА: НАУКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД

Содержание и оценка занятия в баллах рейтинга
Задание баллы
Конспект 2 (мах)
Устный опрос по лекции и пособию
Тест «Наука и научный метод» 6х0.3=1.8
Итого   4.8 (мах)

Вопросы для конспектирования (из пособия)

1. Элементы научных знаний в Древней Греции, в эпоху эллинизма, в Древнем Риме.

2. Элементы научных знаний в эпоху эллинизма и в Древнем Риме.

3. Проблема возникновения науки; оформление науки в соц. институт.

4. Псевдонаука: характерные черты псевдонаучной теории.

5.Классификация и характеристика псевдонаучных направлений.

6. Научные методы наблюдение, измерение, эксперимент.

7. Научные методы абстрагирование, идеализация, формализация.

8. Научные методы: индукция и дедукция.

9. Научные методы: анализ и синтез.

10. Научный метод: моделирование и его виды.

Вопросы для устного опроса

1. Различия и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.

2. Основные черты науки. 3.Особенности науки.

4. Отличие науки от философии, религии, техники.

5. Формы научного знания.

6. Характеристика теории как формы научного знания.



7. Динамические и статистические закономерности.

8. Принципы, разделения научных и вненаучных знаний.

9. Классификация научных методов в естественных науках.

10. Границы применимости научного метода.

Практическое занятие №2

 

Коперниканская революция. Классическое естествознание. Картины мира

Содержание и оценка занятия в баллах рейтинга
Задание Баллы
Конспект 2 (мах)
Дом. задание. Заполнить таблицу «Картины мира» (см. лекция №2). Таблица оценивается только в начале этого занятия. ÖБонус 2 (мах)
Проблемная задача: «Естествознание в эпоху Возрождения» 1,5
4 Тест «Картины мира. Материя. Движение» 6х0.3=1.8
Итого   5,3 (мах)

Вопросы для конспектирования по пособию

1. Причины, вынуждавшие пересмотреть геоцентрическую систему Птолемея. Суть системы Н. Коперника. Отношение общества того времени к гелиоцентрической системе Коперника.

2. Реальная оценка теории Коперника и ее последующие доказательства учеными XVII – XIX вв. Историческое значение теории Коперника.

3. Развитие идей гелиоцентризма в трудах И. Кеплера: законы Кеплера. Представление Кеплера о движущей силе планет. Какие истины древних разрушил Кеплер?

4. Наблюдательные подтверждения теории Коперника, сделанные Г. Галилеем с помощью оптической трубы.

5. Работы Галилея в области физики (механики). Какие взгляды Аристотеля на движение земных тел опроверг Галилей?

6. Вклад Ф. Бэкона в становлении науки современного типа (необходима дополнительная информация, кроме пособия).

7. Р. Декарт о материи, движении, космологии.

8. Научное творчество Гюйгенса в области механики и оптики.

9. Вклад И. Ньютона в развитие естествознания.

10. Развитие представлений о сущности света: корпускулярная и волновая теории света, современные представления о природе света. (см. Приложение №2 уч.-мет. пособия Совр. конц. естествознания. 2013).

 

 

Картины мира

(таблицу внести в свою тетрадь для практических занятий и заполнить по лекции №2)

Представление о… Картина мира
по Аристотелю Механистическая Электромагнитная Квантово-полевая Современная эволюционная
…материи          
…движении          
…пространстве          
…времени          
…законах          
…Вселенной          
…детерминизме          
…роли человека в нашем мире          
…взаимодействии между телами          

 


Практическое занятие №3

Пространство и время. Законы сохранения

Содержание и оценка занятия в баллах рейтинга
Задание Баллы
Конспект 2 (мах)
Устный опрос по лекции и пособию
Письменная работа (задача+вопрос) 1+0,5
Тест «Пространство и время, законы сохранения» 10х0.2=2
Итого   6,5

Вопросы для конспектирования

1. Представление о пространстве и времени в натурфилософской картине мира.

2. Свойства пространства и времени.

3. Связь свойств пространства и времени (однородность и изотропность) с законами сохранения (импульса, момента импульса, энергии).

4. Представление о пространстве и времени в классической физике.

5. Представление о пространстве и времени в специальной теории относительности.

6. Представление о пространстве и времени в общей теории относительности.

7. Мерность пространства-времени.

8. Законы сохранения: определение понятия, закон сохранения энергии.

9. Законы сохранения: определение понятия, законы сохранения массы и электрического заряда.

10. Законы сохранения: определение понятия, законы сохранения импульса и момента импульса.

Вопросы для устного опроса

1. Характеристика материи.

2. Уровни организации материи в живой и неживой природе.

3. Уровни строения материи.

4, 5. Описание материи в рамках корпускулярной и континуальной концепций.

6. Постулаты специальной теории относительности А. Эйнштейна.

7. Следствия из специальной теории относительности А. Эйнштейна.

8. Постулаты общей теории относительности.

9. Выводы из общей теории относительности.

10. Доказательства общей теории относительности, полученные в ХХ в.

Практическое занятие №4

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия

Содержание и оценка занятия в баллах рейтинга
Задание Баллы
Конспект 2 (мах)
Устный опрос по лекции и пособию
Тест «Элементарные частицы, фундаментальные взаимодействия» 15х0.2=3
Итого   6 (мах)

 

Вопросы для конспектирования по пособию

1. Характеристика лептонов.

2. Характеристика адронов.

3. Характеристика бозонов - частиц переносчиков взаимодействий.

4. Свойства элементарных частиц (до изотопического спина).

5. Взаимопревращения элементарных частиц.

6. Гравитационное фундаментальное взаимодействие.

7. Электромагнитное фундаментальное взаимодействие.

8. Слабое фундаментальное взаимодействие.

9. Сильное фундаментальное взаимодействие.

10. Какие вопросы собирается решать физика с помощью Большого адронного коллайдера?

 

Вопросы для устного опроса

1. Работы Планка и Эйнштейна, утвердившие в науке представления о корпускулярно-волновом дуализме света.

2. Корпускулярно-волновой дуализм материи в гипотезе Луи де Бройля, и ее доказательства.

3. Соотношение неопределенностей Гейзенберга как результат вероятностных свойств объектов микромира.

4. Принцип дополнительности Бора как результат вероятностных свойств объектов микромира.

5. Представление об атоме, сформировавшееся благодаря развитию квантовой механики.

6. Классификация и общая характеристика микрочастиц (по лекции).

 

 

Практическое занятие №5

Астрономические концепции

Содержание и оценка занятия в баллах рейтинга
Задание Баллы
Конспект 2 (мах)
Устный опрос по теме лекции и пособию
Тест «Астрономические концепции» 18х0,2=3,6
Итого   6,6

Вопросы для конспектирования по пособою

1. Объекты Солнечной системы: характеристика, особенности.

2. Источники энергии Солнца и звезд (записать все реакции).

3. Происхождение планетных систем с точки зрения современной науки. 4. Белые карлики и красные гиганты: образование, характеристика.

5. Нейтронные звезды: образование, характеристика, варианты.

6. Черные дыры: предсказания их существования, поиски во Вселенной, особенности подобных объектов.

7. Черные - белые дыры как порталы (кротовые норы) для сообщения с другими Вселенными.

8. Космология на современном этапе: представление о материи, пространстве, времени, конечности, бесконечности, антигравитации, эволюции.

9. «Тонкая подстройка» Вселенной.

10. Антропный принцип и его варианты. Связь антропного принципа с тонкой подстройкой Вселенной.

Вопросы для устного опроса

1. Галактики: определение понятия, структура, классификация.

2. Структура нашей Галактики.

3. Из чего образуются звезды? Причины звездообразования?

4. Физические характеристики звезд.

5. Эволюция звезд различной массы.

6. Теория Большого взрыва.

7. Этапы развития нашей Вселенной после Большого взрыва.

8. Доказательства теории Большого взрыва: красное смещение и реликтовое излучение.

9. Гипотеза инфляции.


Практическое занятие №6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.