|
СОЦИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ
В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; во-вторых, она включает в себя общую социологическую теорию или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; в -третьих, все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т.е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей; в-четвертых, техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, т.к. используются ими для своих исследований, и наконец, в-пятых, сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально - экономические, социально - политические, социально демографические и др.).
Будучи наукой об обществе, социология в то же время включает в себя как общую теорию процессов общественной жизни, которая является объектом изучения общественных и гуманитарных наук, так и социальные теории различных сторон общественной жизни, т.е. социальные теории труда, образования, здравоохранения и т.д. и в то же время социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, которые изучают общество и человека.
Важной составной частью социологии является ее практическая сторона. Главное здесь не прибавление научных знаний, открытий, а именно практическая польза, то есть социологические исследования, которые поставляют богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических задач - они дают конкретную информацию для осуществления социальной политики органами государственного управления и возможности появления социальной напряженности, а также социальных кризисов. Благодаря социологическим исследованиям органы исполнительной и представительной власти способны выработать научно обоснованные прогнозы развития социальных процессов в будущем и осуществлять целенаправленную политику во всех сферах общественной жизни.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование,на основе социологических исследований, развито во всех странах мира. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности всего общества и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.
В США социология с самого начала формировалась как прикладная наука, которая была направлена на изучение социологических исследований, которые правительство и предприниматели рассматривают как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности,как инструмент социального контроля и управления,который повышает производительность труда и обеспечение благосостояния граждан.
В США социологические исследования диктовались потребностями развития общества, поэтому большое место в них занимали и занимают ныне проблемы социализации различных социальных групп и общностей, их приспособление к новым социальным и культурным условиям (это в основном адаптация эмигрантов из различных стран в США).
Значительное развитие в США получили исследования социологии труда и управления Ф. Тейлора, который разработал и внедрил сложную систему организованных мер, таких как переобучение рабочих, плановое бюро, сбор информации, новая структура администрирования и т.д.
Большое развитие в США получили теория труда, организации, планирования и управления в трудах таких видных социологов как Э. Мэйо (доктрина человеческих отношений)., А. Маслоу ( иерархическая теория потребностей), Д. Макгрегора (теория стилей руководства) и др.
И таким образом, благодаря развитию социологических исследований, разработке методологии исследований, использования этих исследований в различных сферах социальной жизни, социология в США превратилась в точную науку.
Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно-обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов о взаимодействии его различных структур.
Вместе с тем, в системе общественных наук существует дисциплина, связь с которой социологии является наиболее тесной. Речь идет об истории. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его закономерности в их конкретных проявлениях, но однако между ними есть и различие, которое состоит в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum (после свершившегося факта), а социология - in factum (сам факт).
Как история, так и социология сталкиваются с двумя проблемами. С одной стороны, с наличием в обществе объективных закономерностей, т.е. не зависящих от воли и познания людей, которые обусловливают характер и направление его развития, а сдругой стороны, с существованием индивидуальных, неповторяющихся явлений и процессов, которые не могут быть причинно объяснены, но которые носят закономерный характер, оказывают существенное влияние на "зигзаги" в развитии общества, в его истории. Первые определяют "тенденции" развития общества, но не выступают в качестве причинного объяснения вторых, которые являются предметом изучения как истории, так и социологии.
Тесно взаимодействует социология с психологией. Социальная психология является разделом социологии, но психология занимается в основном изучением психологии отдельного человека или отдельной социальной группы, а социология изучает проблемы межличностного взаимодействия.
Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод.
Во-первых, социология - это самостоятельная наука, которая имеет свой предмет и объект исследования.
Во-вторых, социология - это наука, которая изучает социальные отношения в обществе, составляющие различные социальные общности, а также отношения личности и общества в соответствующих законах и категориях.
В-третьих, значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно-обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов о взаимодействии его различных структур.
Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЩЕСТВА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Изучение человеческих обществ начинается с изучения основных условий, которые определяют их функционирование, их "жизнь". Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных общностей, а также совместного использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.
При анализе основ социальной жизни следует подвергнуть анализу особенности биологии человека как социального субъекта, создающих биологические возможности человеческого труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.
Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и использовать руки в процессе труда.
Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участвовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок,гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интеллекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития. Мозг ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижнетеменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность.
К специфическим биологическим свойствам человека относится длительная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и полового созревания. Социальный опыт, интеллектуальные достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует внегенетической передачи нравственных ценностей, идеалов, знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей.
Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой опыт".Оно не потеряло своего значения и в наше время,несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "иашинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования,культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.
При утверждении огромного значения биологической основы деятельности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые различия в особенностях организмов, являющиеся основой деления человечества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие расы, и низшие, призванные служить первым. Они утверждали, что общественное положение людей соответствует их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора среди биологически неравноценных людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследованиями. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.
Проанализируем различные аспекты влияния географической среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует отметить, что есть определенный минимум природно-географических условий, который необходим для успешного развития человека. За рамками этого минимума социальная жизнь не возможна или носит определенный характер, как бы замерев на некотором этапе своего развития.
Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне ( в полярной зоне, в степи или в субтропиках).
Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.
Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.
Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы развития экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых человеком усилий.
Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Я. Щепаньский, известный польский социолог, считал, что "демократические системы развились в странах, имеющих естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная, абсолютистская власть".
На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.
Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан, лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в сочетании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и т.п.)становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и названия самих народов.Например,береговые чукчи называют себя "ан калын" - "морские жители", а одна из групп селькупов, другого малого северного народа -"леинкум",т.е. "таежные люди".
Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Казахстана).
Исходя из вышеизложенного,следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между геграфической средой и процессами социальной жизни,когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.
Большое влияние на функционирование социальной жизни оказывают демографические процессы, которые затрагивают все население в целом. Важными демографическими категориями являются рождаемость,естественный прирост, возрастающая плотность населения, процент людей определенного возраста в составе населения (количество детей, молодежи или стариков), которые различны для разных обществ.
В современных условиях самая низкая рождаемость -в странах Южной Европы ( от 1,3 до 1,5 рождений на женщину в репродуктивном возрасте), а самая высокая в африканских странах Руанде, Малави и Кот -д'Ивуаре (от 8,5 до 7,4). В России численность населения в 1994 году составила почти 149 млн. человек, сократившись за 1993 год на 300 тыс.человек. Уменьшение численности населения отмечается в 49 регионах страны (в 1992 г. - в 41 раз, в 1991 г. - в 33 раза). Число родившихся за год уменьшилось за год на 13%, тогда как умерших было на 18% больше.
Продолжительность жизни в Японии выше, чем в остальном мире.У японских женщин она равна 83 годам, а у мужчин составляет 76,3 года. Япония в течение последних 11 лет подряд стабильно удерживает лидерство по этому показателю.За этот период времени чаще других в тройку долгожителей попадали также Швейцария, Франция, Швеция.
Киргизия и Казахстан входят в тройку стран с самым высоким уровнем детской смертности (30,2 и 26,7 на 1000 новорожденных), уступая лишь южным районам Бразилии (32,5).Совершенно иная ситуация в Японии (4,5), Финляндии (5,2), Сингапуре (5,4).
Вышеуказанные демографические характеристики влияют на экономические и социальные процессы (на развитие производства, уровень жизни, на предложение рабочей силы и структуру занятости, вызывают миграции и т.д.).Плотность населения оказывает двойственное влияние на социальную жизнь. Плотность населения вызывает конкуренцию, способствует более частым контактам между индивидами и группами. Благоприятствует тем самым быстрому распространению идей, повышает интенсивность изобретательства, является тем самым фактором культурного развития. Вместе с тем, чрезмерный прирост населения является причиной отсталости хозяйственного развития, затрудняет рост жизненного уровня, является причиной возникновения голода, источником социальных волнений. Быстрый прирост населения создает проблему для всего земного шара.
Демографические процессы - важный фактор социальной жизни, в совокупности с другими определяющий функционирование общества.
Следует отметить, что биологические особенности организма и протекающие в нем процессы, географические условия и демографические процессы составляют необходимую основу социальной жизни, но не определяют однозначно ее процессы. Люди с одинаковыми генетическими задатками и живущие в одинаковой географической среде могут развивать разные формы совместной жизни, развивать различную экономику и культуру.В тех рамках, которые установила для человека природа, существуют возможности для различного поведения, деятельности и творчества. Организация социальной жизни формируется и в значительной степени определяется ее экономическими основами, т.е. в первую очередь совокупностью отраслей производства и труда в рамках общества.
ТРУД КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Существенной характеристикой экономических основ социальной жизни является общественный труд. Таким он становится потому, что в процессе труда люди вступают в определенные взаимосвязи, взаимодействия, отношения. Человеческий труд есть единение многих видов труда в общий, единый трудовой процесс, для осуществления которого нужна его организация. Организация труда представляет собой распределение индивидов и групп, имеющих определенные задачи, и их взаимоотношения в трудовой среде. Организация труда общественно обусловлена, т.к. она осуществляется в конкретных условиях определенных форм социальной жизни.
В современном обществе сложилось несколько типов организации труда. Остановимся на разъяснении некоторых из них. В начале ХХ века широкое распространение получила тейлоровская организация труда. Она основана на исключении рабочих из творческих ролей и ограничении их деятельности исполнением; исключении рабочих из подготовки и контроля трудового процесса, исключении рабочих из процесса обучения на работе,
рабочий не имеет возможности ознакомиться с технологией труда, организацией труда и управлением предприятием; на исключении рабочих из временного регулирования трудового процесса ( рабочий ритм, норма и перерыв определяются руководством предприятия), на изоляции рабочих от сотрудников - тейлоризм ограничивает контакты на работе контактами вышестоящих с нижестоящими, т.к. контакты с другими рабочими считаются нефункциональными; на индивидуализации труда и доходов (индивидуализации трудовых нарядов и оплаты).
С 60-х годов ХХ века получает распространение иной тип организации труда - индустриальная демократия. Этим термином обозначают демократизацию отношений в управлении производственными предприятиями.
При этом особо выделяются такие формы участия рабочих в управлении, как "участие в принятии решений", "рабочий контроль", "производственные комитеты" и др. Она охватывает систему органов, с помощью которых на законных основаниях осуществляется право работающих участвовать в принятии решений по социальным, кадровым и экономическим вопросам или формы участия рабочих представителей в работе органов управления и контроля, принимающих наиболее важные решения; включает работников наложить вето (запрет) на определенные решения, связанные с функционированием предприятия и др. Однако следует отметить, что работники, участвующие в управлении, наделены только совещательными функциями.
Общественный труд имеет двойственную природу. Социологи рассматривают его как процесс преобразования природы с целью удовлетворения общественных потребностей, а также как процесс воспроизводства самого человека.
Человек, воздействуя на природу, создает материальные блага необходимые для удовлетворения его потребностей. Процесс производства состоит из трех основных элементов: 1) целенаправленной деятельности человека, т.е. самого труда; 2) предметов труда, которые человек преобразует посредством труда; 3) средств труда, которыми человек воздействует на предметы труда. Изменяя окружающий мир, человек формирует себя как личность, развивает свои способности. Труд есть специфическая форма самовыражения и самоутверждения человека. Таким образом, труд - это сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отношений, в рамках которых она осуществляется.
Социальная сущность труда раскрывается в категориях "содержание труда" и "характер труда". Понятие "соодержание труда" раскрывает труд в единстве его вещественной ( предмет, средства, продукт труда ) и личностной сторон и выражает конкретную трудовую деятельность работника.
Содержание труда выражает состав и отличительные особенности трудовых функций, предопределенные уровнем развития предметов труда и функциями участников трудового процесса, уровнем квалификации, интеллектуальными и другими их способностями; меру превращения науки в непосредственную производительную силу(это выражается в достижении уровня механизации и автоматизации труда и местом рабочего в производственном процессе); уровень организации труда, соотношение затрат умственной и физической энергии; наличие в деятельности элементов творчества. Следует заметить, что рутинные элементы труда присутствуют в любом виде деятельности, даже в творческом труде. Они составляют не менее 50-70% трудовой деятельности человека. Оставшиеся 30-50% (в разных профессиях их удельный вес колеблется) приходятся на творческие элементы труда, связанные с постановкой цели, выбором оптимального места работы из нескольких альтернативных, решением неожиданных задач.
В узком смысле слова содержание труда означает совокупность выполняемых работником операций и предписанных функций.
Следует заметить, что процесс труда характеризуется определенной мотивацией участников трудовых отношений. Под мотивацией понимаются внутренние побудители к действию у определенной личности, это внутренний фактор, который подталкивает и направляет поведение индивида.
В связи с тем, как понимается влияние мотивов на деятельность личности в рабочей среде или в процессе труда различают несколько теорий мотивации труда. Теория потребности в достижении результатов выделяет одну потребность - потребность в достижении успеха. Согласно этой теории желание человека работать главным образом объясняется
интенсивностью его потребности добиваться успеха.
Представители теории справедливости, или общественного сравнения, полагают, что главное в удовлетворенности личности в процессе труда заключается в степени справедливости или несправедливости, которые человек ощущает в своем трудовом положении. При этом в качестве степени справедливости понимается отношение между тем, что человек вкладывает в труд (например, усилия), и тем, что он получает взамен от предприятия (например, оплата) и сравнение отношения этих величин у других участников процесса труда. Личность анализирует, каков его вклад, как он оценен, и сравнивает это с тем, сколько вкладывают и получают другие. На основе выводов из этого сравнения он может снизить или повысить свою трудовую активность.
Теория ожидания исходит из того, что мотив достижения успеха в труде обусловлен у личности ожиданием результатов в будущем, то есть усиленной ценностью возможного результата. Сторонники двойной теории мотивации подчеркивают, что существуют два ряда факторов, которые воздействуют на производительность труда, причем они, независимы один от другого. В качестве фактора удовлетворения берутся достижение результатов, признание, ответственность и продвижение. К факторам неудовлетворенности, которые вытекают из трудовых отношений, относятся политика руководства предприятием, формы контроля со стороны непосредственных руководителей (демократические или автократические), условия труда, оплата труда.
Согласно теории иерархии потребностей поведение личности определяется потребностями, которые можно разделить на пять групп. Первую (низшую) группу составляют потребности, удовлетворение которых представляет собой основу поддержания жизни (потребности в пище, одежде, жилье, воде, воздухе и т.д.).Вторую составляют потребности в уверенности, причем не только физической, но и социально-экономической (работа, статус, авторитет). Третью составляют потребности человека быть в контакте с другими людьми (принадлежать к их обществу и быть ими принятым). Четвертую составляют потребности личности в самоуважении (в ощущении собственной значимости), а также в стремлении личности быть ценимой и уважаемой другими членами группы. Пятую группу составляют потребности в развитии, которые проявляются в стремлении человека развиваться, осуществлять что-то новое и тем самым осуществлять себя как личность.
Теории мотивации трудовой деятельности остаются основой для принятия мер с целью усиления мотивации труда и роста производительности труда, и на их основе возникли определенные мотивационные модели: традиционная модель, модель человеческих отношений, модель человеческих ресурсов. Традиционная модель основывается на пессимистических представлениях о природе человека и исходит из предположения, что большинству людей труд отвратителен и что для людей важнее не то, что они делают, а то, сколько они за это получают, а также то,что лишь немногие люди могут осуществлять творческий труд под самоконтролем.
Модель человеческих отношений основывается на предположении, что люди желают чувствовать себя полезными, ощущать свою принадлежность к группе, то, что они признаны группой. И это в их мотивации труда для них важнее, чем материальное вознаграждение.
Модель человеческих ресурсов исходит их предпосылки, что труд сам по себе не отвратителен для личности и что большинство индивидов могут относиться к нему творчески и самосовершенствоваться в своей профессии в гораздо большей мере, чем от них требуют условия производства. Модель человеческих ресурсов не пренебрегает денежной мотивацией, однако она признает важность и других мотивационных факторов.
Вышеуказанная мотивация трудовой деятельности подтверждена конкретными исследованиями западных социологов. Они показывают, что именно в сфере труда люди чаще всего испытывают чувство бессилия, бессмысленности. Неудовлетворение потребности в том, чтобы работа была интересной и давала больше возможности для проявления самостоятельности, отрицательно сказывается как на трудовой морали и производительности труда, так и на общем психологическом самочувствии и самоуважении трудящихся.
Люди ценят самостоятельность, возможность самим принимать ответственные решения. Это проявляется в их установках по отношению к обществу, к самим себе и к своим детям. Важны и конкретные условия труда: более сложная и самостоятельная работа благоприятствует развитию более гибкого мышления и самостоятельного отношения к себе и обществу. Рутинный труд, ограничивающий самостоятельность работника, делает его мышление более стереотипным. Это ведет к формированию конформистского отношения к себе и обществу.
Человек, чья трудовая деятельность относительно автономна, свободна от мелочной внешней опеки, лучше воспринимает и осознает внутренний смысл и ценность своего труда. Напротив, скрупулезный внешний контроль вызывает у работника чувство собственного бессилия, которое часто переносится на все общество, а иногда вызывает и нервно-психические расстройства. Исследования указывают на то, что чем меньше у человека возможности проявить инициативу в труде, чем больше он склонен и в других сферах деятельности ориентироваться на внешний авторитет, считать окружающий мир враждебным и угрожающим.
Качества, формирующиеся в труде, проявляются также в сфере досуга и в семейной жизни. Люди, занятые более сложным и самостоятельным трудом, отличаются большей интеллектуальностью досуга.Они также высоко оценивают самостоятельность и воспитывают это в своих детях. Существует и обратная связь. Сложность, гибкость и самостоятельность повышают уровень требований индивида к содержанию и условиям своего труда.
Социологические исследования, проведенные в нашей стране, позволили выявить дифференциацию работников в зависимости от мотивов участия в трудовом процессе:
супернормативный тип; в эту группу входят исключительно добросовестные работники;
нормативный тип; эту категорию составляют достаточно добросовестные работники;
субнормативный тип; включает недостаточно добросовестных работников;
ненормативный тип ( недобросовестные работники ). Численность выделенных типологических групп в зависимости от их отношения к труду распределяется следующим образом: 5 %, 60 %, 30 %, 5 %.
Содержание труда тесно связано с характером труда. Последний отражает социально - экономическое качество общественного труда, взаимодействие человека и общества, человека и человека в процессе труда. В обществе работники закреплены за экономически и социально неоднородными видами труда. Принадлежность к профессии определяет место индивида в процессе труда. Характер труда порождает различия между социальными группами в различных сферах жизнедеятельности: в культурно-техническом уровне, участии в управлении производством, уровне материального благосостояния, структуре и способах проведения свободного времени и т. д.
Рассмотренные выше основы социальной жизни влияют на функционирование общества.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как особой категории.
Сторонники первого подхода ("социальный атомизм") полагают, что общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между ними.
Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов, существует.
Представители другого направления в социологии ("универсализм") в противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество есть некая объективная реальность, которая не исчерпывается совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придерживался мнения о том, что общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет сввою собственную жизнь и организацию".
Вторая точка зрения преобладает в социологии. Общество не мыслимо без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. В процессе этого взаимодействия люди оказывают систематическое воздействие на других индивидов, формируют новое целостное образование - общество.
В социальной деятельности личности проявляются устойчиво-повторяющиеся, типические черты, которые формирует у нее общество как целостность, как система.
Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, которое не сводимо к сумме своих элементов. Общество, как социальная система, это способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей.
Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духовная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в обществе существуют одновременно различные формы социальной деятельности и поведения, между которыми возможен выбор.
Для того, чтобы общество функционировало как единое целое, каждая подсистема должна выполнять конкретные, строго определенные функции. Функции подсистем означают удовлетворение каких - либо общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости
общества. Нарушать стабильность общества может дисфункция ( разрушающая функция ) подсистемы. Исследователь этого явления Р. Мертон полагал, что одни и те же подсистемы могут быть функциональны по отношению к одним из них и дисфункциональны по отношению к другим.
В социологии сложилась определенная типология обществ. Исследователями выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и основанном на традиции способом регулирования отношений между людьми. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями его функционирования. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, отрицается даже мысль об их возможном преобразовании. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляли любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием творческого процесса в обществе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|