Сделай Сам Свою Работу на 5

Гиперактивный ребенок в семье





Как дети с ГРДВ, так и их родители нуждаются в специальной помощи, направленной на формирование приемов управления поведением. В таких случаях специалист, который консультирует ребенка с ГРДВ и его семью, помогает им выработать новые навыки, пересмотреть отношения и способы взаимодействия друг с другом. Во время индивидуальных консультаций специалист помогает детям с ГРДВ научиться лучше понимать собственные проблемы и справляться с ними.

 

Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и совершенствовать их, научить его преодолевать ежедневные трудности, контролировать свои внимание и поведение, прежде всего — импульсивность и агрессивность. Иногда в консультативной поддержке нуждается только ребенок с ГРДВ. Но во многих случаях в помощи нуждается вся семья, поскольку проблема затрагивает интересы семьи в целом.

 

Терпение, последовательность и настойчивость — три основных принципа, постоянно придерживаться которых следует всем родителям, воспитывающим детей с ГРДВ. Родителям рекомендуют использовать приемы модификации (изменения) поведения гиперактивного ребенка, которые, в частности, предусматривают: определенные правила и положительное подкрепление, повседневное выполнение распорядка дня, регулирование информации, упорядочение окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов.



 

Рассмотрим принципы модификации поведения более подробно. Уважайте ребенка. Обращайтесь со своим ребенком дома так же, как если бы вы находились с ним среди других людей. Принимайте ребенка таким, каков он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.

 

Организуйте домашнее расписание, режим дня. Установите определенное время для пробуждения, приема пищи, игр, выполнения домашних заданий, работы по дому и отхода ко сну. Поместите расписание там, где ребенок может его видеть. Объясняйте каждое изменение в расписании заблаговременно.

 

Постоянно поддерживайте дисциплину. Дети с ГРДВ нуждаются в последовательных правилах, которые им понятны и которым они могут следовать. Избегайте повторения указаний и требований. Если ваш ребенок нарушает правило, делайте только одно предупреждение. Дайте ребенку понять, что нарушение правил влечет за собой определенные последствия, объясните, каковы эти последствия. Если правила соблюдаются, ребенок получает небольшое поощрение.



Говорите сдержанно, спокойно и мягко, опуститесь до уровня ребенка, когда говорите с ним. Избегайте кричать на своего ребенка — он может просто не понять и не услышать адресованные ему слова, когда на него кричат.

 

Общение с ребенком должно носить позитивный характер. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Не придирайтесь к ребенку по пустякам; сдерживайтесь и не говорите ему того, чего не хотите.

Поощряйте хорошее поведение ребенка настолько часто, насколько это возможно. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Минимизируйте замечания и критику. Дети с ГРДВ часто подвергаются критике, которая для них ожидаема и довольно привычна. У родителей могут быть самые благие намерения, когда они делают замечания и критикуют ребенка, однако тем самым они способствуют формированию у него чувства неполноценности и низкой самооценки. Поэтому находите и отмечайте хорошее поведение, поощряйте его.

Убедитесь, что ребенок понимает ваши указания. Привлекайте внимание ребенка. Спокойным голосом давайте ему ясные объяснения того, что вы от него хотите. Указания должны быть простыми и достаточно краткими, каждое задание должно состоять не более чем из двух-трех частей. Просите ребенка повторить указания, которые были ему даны.



Помогайте ребенку организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания: развивающие игры, раскрашивание, чтение и др.

Ограничивайте выбор, но не навязывайте его. Если вы все решаете за ребенка, в будущем он не сможет принимать собственных решений. Предоставьте ребенку возможность выбора. Лучше всего дать ему выбрать один из двух вариантов, в этом случае он не будет смущаться или расстраиваться.

Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка с ГРДВ возбуждающее действие. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.

Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Помогайте окружающим понять ребенка. Если родители других детей смогут понять потребности вашего ребенка, то это будет способствовать тому, что они станут более охотно привлекать вашего ребенка в игровые группы и другие виды совместной со сверстниками социальной активности.

Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой. Полезны различные виды ежедневной физической активности на свежем воздухе — пешие прогулки, бег, спортивные занятия. Эффективным способом влияния на поведение ребенка может стать метод символической экономики, в основе которого лежит система поощрений и наказаний. Родители определяют желаемое поведение, которое они хотят закрепить у ребенка. Например, ребенок должен просить игрушку, а не хватать ее или самостоятельно доводить до конца простое задание. Ребенку четко объясняют, что ему нужно сделать для того, чтобы заслужить награду. Если ребенок ведет себя должным образом, он получает награду, когда же он не выполняет то, что от него требуют, родители прибегают к легкому наказанию. Награда может быть незначительной и иметь символический характер (очки, баллы, жетоны и др.). В дальнейшем набранные в достаточном количестве баллы или жетоны обмениваются на специальные привилегии, но эти привилегии выбираются в соответствии с тем, что именно ребенок желал бы получить. Наказание заключается в уменьшении число накопленных символов.

Родители не должны допускать вседозволенности: нужно четко разъяснить детям правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца. При этом не нужно требовать от него планомерного выполнения сложных заданий, которые могут оказаться по плечу его здоровым сверстникам. На примере более простых дел надо учить ребенка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату. В ходе подобных тренировок детям с ГРДВ требуются поддержка, поощрения, помощь в том, чтобы не упустить из виду конечной цели.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям следует избегать двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной мягкости, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишними пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с ГРДВ гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников. Родители должны помнить о том, что гиперактивность, присущая детям с ГРДВ, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью вышеперечисленных мер.

Родители должны беречь себя. Воспитание ребенка с ГРДВ требует большого напряжения. Поэтому самим родителям будет полезно освоить методы борьбы со стрессом, такие, как медитация, техники релаксации или физические упражнения, направленные на повышение устойчивости к чувствам разочарования и неудовлетворенности, что позволит им более спокойно реагировать на поведение своих детей. Необходимо оставлять определенное время для себя, общаться с друзьями, смотреть фильмы, читать книги или делать что-либо другое, что поможет укрепить силы и поднять настроение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.