Сделай Сам Свою Работу на 5

Возможность коррекции гиперактивного поведения





Проявление гиперактивности в дошкольном возрасте

В возрасте до года дети с синдромом дефицита внимания «не дают взрослым ни минуты покоя», плохо спят, во время бодрствования крикливы, возбуждены, подвижны; очень активно (чрезмерно) реагируют на любой звук, шум, свет. Нередко у них отмечается повышенный мышечный тонус (гипертонус).

К 3 годам более явно проявляется дефицит внимания: ребенок не может сосредоточиться на игре по правилам, на деятельности, требующей концентрации внимания, даже интересную сказку или мультфильм ему трудно дослушать или досмотреть спокойно до конца. Он все время беспокоен, «вертится, как юла».

Основные симптомы синдрома гиперактивности с дефицитом внимания обычно возникают в возрасте от трех до семи лет. Прежде всего это относится к гиперактивности и импульсивности. Гиперактивность проявляется в том, что ребенок находится в постоянном движении, бегает, как заведенный, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение времени, соответствующего возрастным нормативам, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других.



О таких детях говорят, что они не умеют себя вести или слишком темпераментны. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам сильного раздражения. Во время игр их энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Они неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим.

Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии навыков речи и моторики.В 6-7 лет неспособность к концентрации внимания, бесцельная двигательная активность, неустойчивость и неадекватность реагирования становятся причиной школьных проблем.

 

 

Возможность коррекции гиперактивного поведения

Оказание помощи детям с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (ГРДВ) всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т. е. специальные воспитательные приемы), работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. Коррекционная работа специалиста с гиперактивным ребенком направлена на решение следующих задач:



 

  1. Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и другими родственниками. Научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
  2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
  3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействияс окружающими людьми.

 

Как дети с ГРДВ, так и их родители нуждаются в специальной помощи, направленной на формирование приемов управления поведением. В таких случаях специалист, который консультирует ребенка с ГРДВ и его семью, помогает им выработать новые навыки, пересмотреть отношения и способы взаимодействия друг с другом. Во время индивидуальных консультаций специалист помогает детям с ГРДВ научиться лучше понимать собственные проблемы и справляться с ними. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и совершенствовать их, научить его преодолевать ежедневные трудности, контролировать свои внимание и поведение, прежде всего — импульсивность и агрессивность. Иногда в консультативной поддержке нуждается только ребенок с ГРДВ. Но во многих случаях в помощи нуждается вся семья, поскольку проблема затрагивает интересы семьи в целом. Специалист помогает семье найти оптимальные способы управления деструктивным поведением. Если ребенок дошкольного возраста, то основная часть работы проводится с его родителями — их обучают приемам, которые позволяют справиться с трудностями и улучшить поведение ребенка. Существует также ряд других подходов, и выбор методов коррекции для каждой семьи должен быть сделан с учетом текущих потребностей.



Группы поддержки помогают родителям контактировать и взаимодействовать с другими людьми, имеющими сходные проблемы. Члены группы поддержки могут регулярно встречаться (например, ежемесячно), чтобы послушать лекции специалистов по ГРДВ, задать вопросы, поделиться неудачами и успехами, получить направление к квалифицированному специалисту и информацию о способах помощи.

Сильной стороной групп поддержки является большое количество заинтересованных людей, которые могут поделиться своим опытом, что позволяет всем участникам не чувствовать себя одинокими. Во многих странах созданы и успешно функционируют национальные организации, объединяющие семьи детей с ГРДВ. Родители могут получить более действенную помощь, читая специальные публикации по этой проблеме, общаясь с другими родителями, работая со специалистами.

Тренировка навыков социального взаимодействия помогает детям также в выработке новых способов поведения. В процессе тренировки этих навыков специалист обсуждает и моделирует с пациентом формы приемлемого поведения, необходимые для развития и поддержания социальных взаимоотношений. Это касается таких ситуаций: как следует поделиться игрушками с другими детьми, дождаться своей очереди, попросить о помощи или отреагировать на поддразнивание, затем детям дается возможность попрактиковаться. Кроме того, ребенок должен научиться понимать выражение лица и тон голоса других людей, для того чтобы реагировать соответствующим образом.

Тренировка навыков социального взаимодействия помогает детям с ГРДВ выработать лучшие способы общения, игры и совместной работы с другими детьми.Тренировка навыков воспитания детей с ГРДВ проводится индивидуально или в ходе специальных занятий, при этом родителям разъясняют методы и приемы управления поведением их детей. Для коррекции гиперактивного поведения применяются также различные игры, т.к. метод игротерапии в дошкольном возрасте является наиболее продуктивным.

Дети в детском саду охотно участвуют и в такой игре, которая называется «Хлопки». Воспитатель заранее договаривается со всеми ребятами, что, когда он начнет хлопать в ладоши и считать вслух, все они тоже начинают считать и хлопать. Сначала воспитатель хлопает в быстром темпе, затем постепенно замедляет темп, затем доводит его до оптимального. Таким образом воспитатель не только переключает внимание расшалившихся детей на совместную деятельность, но и присоединяет их к определенному ритму. Если после этой игры детям надо спать, то взрослый заканчивает ее в предельно медленном темпе, если дальше им предстоит серьезная работа, темп — размеренный, если дальше последует спортивная эстафета — закончить надо в очень быстром темпе. Одно из главных условий игры — дети не должны совершать хлопки раньше взрослого, что на первых порах бывает достаточно трудно для импульсивных детей.

Для развития наблюдательности, умения действовать по правилам, повышения уровня волевой регуляции детей с СДВГ можно использовать «Кричалки-шепталки-молчалки». Из разноцветного картона вырезаются три силуэта детской ладони: красный, желтый, зеленый. Это сигналы. Воспитатель объясняет детям, что в группе можно играть, разговаривать, строить из кубиков, но иногда должно быть очень тихо (например, когда дети выполняют важное задание). И чтобы все ребята знали, что такие минуты наступили, воспитатель будет показывать им красную ладошку— «молчалку». Как только дети увидят ее, они должны замолчать, и если они не должны в это время писать или рисовать (или выполнять другое задание), то замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Когда же они увидят желтую ладошку— «шепталку», то они могут переговариваться шепотом, тихо передвигаться по группе. Если же воспитатель покажет зеленую ладошку— «кричалку», можно делать все, что не запрещено групповыми правилами. Дети очень любят «Кричалки-шепталки-молчалки» и охотно подчиняются им, но только в том случае, если взрослые «ведут честную игру». Прежде всего, нельзя злоупотреблять «молчалками» и заставлять детей подолгу сидеть неподвижно (дошкольникам с СДВГ иногда трудно оставаться без движения даже 5 минут). Кроме того, дети должны быть уверены, что «кричалка» — зеленая ладошка — не «останется без работы», будет использоваться воспитателем.

Иногда «Кричалки-шепталки-молчалки» используются педагогами при выполнении учебных заданий. Как правило, гиперактивные дети выполняют задание быстрее других, и им трудно сидеть спокойно, пока остальные закончат дело. Тогда можно дать красную ладошку— «молчалку» ребенку с СДВГ, чтобы он при помощи ее следил за тишиной в группе: показывал ее каждому нарушителю дисциплины. При этом разговаривать, делать замечания ребенок не может, он должен только обратить внимание непоседы на знак. Подобная делегация обязанностей педагога ребенку, который сам зачастую является нарушителем, поднимает его статус в собственных глазах и в глазах сверстников, приучает его к ответственному выполнению поручения.

Одним из правил в группе, где есть гиперактивные дети, может стать «Королевское правило», которое обусловлено потребностью детей данной категории много говорить, задавать огромное количество вопросов. Королевское правило предписывает: если ты хочешь спросить о чем-то, попросить что-либо, хочешь, чтобы тебя услышали, обратили на тебя внимание и ответили на твой важный вопрос, займи место на троне, и к тебе обязательно кто-то подойдет и поможет. Трон изготавливается совместно с воспитателем самими детьми: на спинку стула (маленького детского или взрослого) наклеиваются желтая корона и большой красный знак вопроса. На первых порах стул пользуется небывалой популярностью, и импульсивным детям приходится учиться ждать своей очереди. Постепенно они научаются более вдумчиво относиться к «игре», иногда даже готовят свои вопросы заранее, что тоже оказывается полезным для них. Иногда к помощи трона прибегают в ситуации острого конфликта (дети с СДВГ в силу импульсивности зачастую попадают в такие ситуации): кто-то из детей садится на него, прося помощи в разрешении проблемы у воспитателя.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.