Сделай Сам Свою Работу на 5

Реализация основных этапов исследования





Планирование работы

 

«Неудачная подготовка - всё равно, что подготовка к неудаче». Эти слова философа как нельзя лучше подчёркивают необходимость тщательного планирования предстоящей деятельности по подготовке, выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы.

 

Планирование включает следующие этапы:

1. Выбор темы исследования[1].

2. Изучение научной литературы но данной теме.

3. Определение проблемы, объекта, предмета и цели исследования.

4. Формулировка названия работы.

5. Выдвижение гипотезы.

6. Определение задач.

7. Выбор методов исследования.

8. Определение структуры работы (количество глав, параграфов, наличие приложений).

9. Подготовка базы исследования.

10. Разработка программы проведения опытно-экспериментальной работы (ОЭР) и её реализация.

11. Формулировка выводов и практических рекомендаций.

12. Корректировка структуры и содержания текста работы (при необходимости).

13.Оформление текста работы.

Реализация основных этапов исследования

 

Работа с научной литературой. Изучение литературы начинается ещё в процессе выбора темы предстоящего исследования, так как необходимо изучить историю рассматриваемой проблемы, степень её разработанности в педагогической теории и практике. Анализ научно-методической, психолого­педагогической, философской литературы будет представлен в главе 1 дипломной работы, поэтому студенту следует знать правила поиска необходимой литературы, методику её изучения, конспектирования и правила включения полученной информации в текст своей работы.



Подбор научной литературы начинают с изучения библиотечных каталогов.

Систематические каталоги содержат библиографическое описание произведений по отраслям науки и техники, причём, каждый отдел подобного каталога имеет перечень входящих в него подразделов, то есть информация располагается от общего к частному. Например, в отделе «Педагогика» находим такие подразделы, как «Возрастная педагогика», «Коррекционная педагогика», «Общая педагогика», «Сравнительная педагогика» и т.п.

Многие научные источники содержат список литературы, использованной автором или рекомендованной им для более глубокого изучения проблемы. Зная автора и название той или иной необходимой работы, можно воспользоваться алфавитным каталогом.



В отдельных крупных научно-технических библиотеках есть предметные каталоги, в которых рядом с формулировкой тех или иных предметов, понятий, категорий, расположенных в алфавитном порядке, даётся перечень литературы также в алфавитном порядке.

Информацию о периодических изданиях, газетных и журнальных статьях можно найти в специальных каталогах. Последний номер научного журнала, как правило, содержит перечень всех материалов, опубликованных в журнале в истекшем году с указанием рубрики, автора, названия статьи, номера журнала и страницы.

Изучение литературы надо начинать с наиболее фундаментальных работ, чтобы получить представление об основных вопросах избранного направления исследования, затем двигаться от общего к частному, более конкретному.

Изучая литературные источники, необходимо аккуратно относиться к выпискам, так как иногда можно «потерять» важную мысль, цитату или её автора. Можно порекомендовать следующий вариант работы с литературой.

По ходу изучения какого-либо источника записи делаются на одной стороне стандартного печатного листа. Это даёт возможность, положив рядом несколько листов, «увидеть» движение мысли автора и своей собственной.

На каждом листе ставится его номер и дата, например: №1 10.05.03, на следующем листе №2 10.05.03, для того, чтобы при накоплении большого количества черновых набросков иметь возможность быстро отличить более «свежий» материал от старого и переработанного. В правом углу первого листа полностью записываются все выходные данные конспектируемого источника, на следующих листах - только автор и (или) название работы.



На листе с левой стороны должны быть поля 5-6 см для примечаний. При сшивании листов в блок (при необходимости) это не затрудняет чтение материала. Поля нужны для записи мыслей, возникающих при чтении научного текста, вопросов и других пометок. Работа с первоисточниками не терпит небрежного отношения к авторскому тексту: все цитаты

выписываются дословно, заключаются в кавычки и на полях отмечается страница источника, из которого взят материал.

Извлечённая из научных источников информация может использоваться прямо или косвенно: в виде перепечатанного текста или расширенного пересказа содержания источника с обязательной ссылкой на автора, но без кавычек; прямые цитаты обязательно заключаются в кавычки и даётся ссылка.

Цитаты необходимы для иллюстрации собственных мыслей исследователя, обоснования его доводов, для сопоставления позиций учёных в решении той или иной проблемы, для полемики с авторами.

Текст работы должен быть логически последователен, без излишне пространных и сложно построенных предложений, написан научным языком, но без «наукообразия». ВКР должна показать орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность её автора в соответствии с нормами современного русского языка.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица, желательно использовать безличную форму: «Необходимо отметить...», «следует обратить внимание...», «результаты эксперимента позволяют сделать вывод...».

 

Выбор темы научного исследования. Выбор темы исследования играет немаловажную роль в обеспечении эффективности выполнения дипломной работы. Намеченная тема может быть связана с проблематикой исследований научного руководителя. Однако, практика показывает, что если тема выбрана исходя из интересов самого студента, то он проявляет больше творчества в её раскрытии (в противном случае у него может возникать мысль о том, что его руководитель в этой области всё уже написал).

Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций может облегчить студенту выбор соответствующей темы. Одним из важнейших критериев правильности её выбора является актуальность. Судить об актуальности в каждом конкретном случае можно по возможному теоретическому и практическому использованию выполненной разработки в дальнейшем. Признаками актуальности темы могут быть: общий интерес со стороны учёных, педагогов, родителей, общественности; наличие потребности педагогической практики в разработке вопроса на данном этапе; необходимостью разработки темы в связи с конкретными социальными и психолого-педагогическими условиями, интересами конкретного региона. Исследование может быть направлено и на разрешение возникающих у студента во время прохождения практики в школе педагогических ситуаций.

На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с применением адаптивных и развивающих образовательных технологий, реализацией личностно-ориентированного подхода к детям, с совершенст­вованием системы управления учебно-воспитательным процессом в школе, с использованием педагогической мысли классиков отечественной педагогики в обучении и воспитании учащихся, с разработкой проблемы оказания помощи семье и определения жизненного плана современной развивающейся личности.

В специальном научном обосновании нуждаются организация и проведение школьного урока, например:

• содержание урока и его отдельных частей, планирование

последовательности изучения материала с учётом уровня познавательных процессов ребёнка и его способности к усвоению учебных умений и навыков;

• управление вниманием и памятью, эмоциями и волей,

самоорганизацией учащихся на уроке;

создание оптимального психологического климата на уроке, комфортных взаимоотношений между учителем и учениками,

дифференцированный, индивидуальный и личностный подход учителя к учащимся;

• развитие коммуникативных способностей учащихся на уроке;

• система домашних заданий;

• организация самостоятельной работы на уроке по освоению учебного материала и т.д.

Выбор темы будущего исследования может быть определён ещё на начальных этапах изучения педагогических дисциплин. В процессе работы над рефератом может быть намечена следующая перспектива: тема реферата найдёт более широкое освещение в курсовой работе, затем войдёт в диплом в качестве материала параграфа или даже главы.

Примерная тема (идея) выпускной квалификационной работы должна быть определена к 4 курсу обучения. В период педагогической практики 4 курса она уточняется и, с учётом корректив, намечается план экспериментальной работы в период педпрактики 5 курса. На наш взгляд, подобная схема выбора (определения) темы ВКР является наиболее оптимальной, так как позволяет осмыслить проблемность рассматриваемой ситуации, проверить и подтвердить практически основные положения гипотезы. Рекомендуется выбирать тему достаточно узкую, чтобы тщательно и глубоко её разработать.

 

Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования может являться процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. В границах объекта в качестве важнейшего элемента, связанного с другими составными частями объекта, находится предмет. То есть предмет - это важнейшая составляющая объекта, его аспект, одна из его граней, характеристик, на которую направлено основное внимание исследователя[2] (см. табл.); именно предмет определяет тему работы, её название. Иногда они совпадают в формулировке, что не желательно. Тема должна звучать лаконично и отражать суть работы (оптимальное количество слов в названии - не более 7).

 

 


 

Таблица

Логическая связь объекта, предмета и цели исследования

  Объект   Предмет   Цель
Учебно- Воспитатель-ный процесс • Преемственность между до­школьным образовательным учреждением и общеобразо­вательной школой по реали­зации целей обучения и вос­питания; • • Организация самостоятель­ной работы учащихся на уроке • Определение условий, способствующих реали­зации преемственных связей между дошколь­ными и школьными об­разовательными учреж­дениями; • • Разработка рекоменда­ций по повышению эф­фективности самостоя­тельной работы уча­щихся на уроке
Управление образовательным учреждением Реализация принципов управле­ния в работе администрации средней школы Определение путей повы­шения эффективности сис­темы управления образова­тельным учреждением
Особенности поведения подростков Отклоняющееся поведение учащихся-старшеклассников Выявить причины возник­новения девиантного пове­дения подростков и опре­делить условия его профи­лактики

 

Определение цели исследования. Исходя из названия дипломной работы, её объекта и предмета, формулируются цель и задачи исследования. Цель необходимо сформулировать кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. В данном случае цель - это не только планируемый результат, но и - по содержанию - какое-либо действие, направленное на «улучшение предмета исследования». Целью дипломной работы может быть разработка методик, средств обучения и воспитания, определение организационно-педагогических условий эффективности образовательных технологий, разработка практических рекомендаций. Поэтому формулировки цели могут содержать следующие фразы: «Выявить (особенности)...», «Определить (необходимые условия)...», «Установить (взаимосвязь)...», «Разработать (методики, программы, рекомендации)...».

 

Выдвижение рабочей гипотезы. Выделение предмета и цели исследования позволяет сформулировать возможные пути (условия) достижения этой цели, то есть наметить рабочую гипотезу. Источниками разработки положений гипотезы может быть анализ существующих научных фактов и теорий, изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, как по публикациям в печати, так и в период прохождения педагогической практики и непосредственного общения с учителями. Положения гипотезы (2-3) являются отправной точкой исследования, которая может как подтвердиться, так и быть опровергнутой в ходе работы. Неподтверждение отдельных положений гипотезы также является результатом и может иметь определённое значение для специалистов.

 

Задачи исследования. В соответствии с целью исследования и для практического подтверждения выдвигаемой гипотезы формулируются основные задачи (их может быть 3-4). На решение поставленных задач и будет направлено исследование. Одна из задач может быть связана с изучением истории вопроса, другая - с разработкой экспериментальной методики, третья - с выявлением эффективности данной методики в практической деятельности; решение задач может быть направлено на организацию экспериментального исследования, на разработку практических рекомендаций. Так как работа будет базироваться на анализе научных источников, тот одной из задач может быть изучение психолого­-педагогической, методической, философской и специальной литературы по исследуемой проблеме. Задачи обычно даются в форме перечисления: «Изучить...», «Определить...», «Установить...», «Разработать...», «Выявить...». Формулировки задач необходимо тщательно продумывать, они должны быть чёткими и лаконичными, не говоря уже о том, что сами задачи должны быть выполнимыми. Описание решения поставленных задач будет составлять содержание глав дипломной работы. Как правило, названия глав и параграфов рождаются из формулировок задач, то есть, текстовый материал должен быть так структурирован, чтобы решение каждой задачи нашло своё отражение в соответствующем параграфе или целой главе.

 

Выбор методов исследования. Необходимым условием выполнения поставленных задач и достижения цели работы является выбор методов исследования. Именно задачи и вопросы, на решение которых направлено исследование, определяют выбор соответствующих методов. Методы подбираются в соответствии с характером выполняемой работы, они должны быть адекватны особенностям изучаемых процессов и явлений.

В практике проведения исследований, направленных на решение психолого-педагогических, методических, организационно-педагогических проблем, наибольшее распространение получили следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Применение указанных методов позволяет использовать в каждом конкретном случае самые разнообразные методики сбора и регистрации информации от обычного визуального анализа и оценки до применения технических устройств и приборов. Цели, задачи и методы исследования будут определять структуру выполняемой работы, количество глав, параграфов, наличие приложений.

Подробная характеристика методов научного исследования представлена в следующем разделе.

 

 

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Эффективность любой деятельности зависит от правильного выбора способов (методов) достижения цели. Методологической основой[3] исследовательской деятельности является философия, определяющая общий подход научного познания действительности.

В современной педагогической науке одним из ведущих направлений научного анализа считается системный подход, в соответствии с которым предмет исследования рассматривается как целостная система[4] в единстве всех её составляющих, где изменение какого-либо одного компонента ведёт к изменению (как позитивному, так и негативному) деятельности всей системы.

Личностный подход подчёркивает идею об уникальности личности, о необходимости развития её способностей на основе задатков и создания условий для её самореализации и самоактуализации в обществе.

Психологи доказали, что личность формируется и может развиваться только в деятельности. Поэтому ещё одним их основных направлений в педагогических исследованиях является деятельностный подход, предполагающий разработку путей, форм, средств включения личности в тот или иной тип деятельности и отслеживание динамики её качественных изменений.

Среди методов научного познания выделяют всеобщие, общенаучные и специально-научные. Педагогика использует методы гуманитарных наук, среди которых:

методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, индукция и дедукция);

методы эмпирического исследования (наблюдение, беседа, использование тестов, анкет и других видов опроса, анализ продуктов деятельности, эксперимент);

математические методы (шкалирование, ранжирование).

Одним из наиболее распространённых методов научного познания является сравнение. Этот метод можно рассматривать как в качестве эмпирического, так и теоретического: он позволяет установить сходство и различие научных позиций, взглядов на ту или иную проблему, каких-либо свойств предметов, специфику явлений действительности.

Результативность использования этого метода определяется следующим: для сравнения могут быть выбраны объекты только потенциально сравнимые,


то есть между ними должна существовать определённая общность; сравнение должно осуществляться в соответствии с заданными параметрами.

С недостаточностью владения методом сравнения часто связана компилятивность представленного в работах студентов материала: наблюдается простое последовательное переписывание основных идей нескольких концепций, содержащих как сходные, так и различные положения, что остаётся незаметным для автора. Этой ошибки можно избежать, избрав параметры сравнения тех или иных систем, течений, концепций и т.п.

Для исследования сложных развивающихся объектов в педагогике используется сравнительно-исторический метод, позволяющий рассмотреть исторический опыт и определить его практическую ценность для сегодняшней науки и практики. Этот метод наиболее часто применяется в работах по истории педагогики.

Несомненным достоинством метода научного наблюдения[5] является то, что исследователь не вмешивается в ход изучаемого процесса. Тем не менее, наблюдение, представляя собой активный познавательный процесс, основанный на работе органов чувств наблюдателя, во-первых, носит достаточно субъективный характер, во-вторых, не вскрывает причинно- следственных связей между анализируемыми явлениями, не обнаруживает их внутреннюю суть. Поэтому данный метод исследования может использоваться только в комплексе с другими практическими методами, что сможет обеспечить объективность выявленных результатов. Практика показывает, что многоканальное восприятие нескольких одновременно протекающих явлений является процессом очень сложным и требует внесения существенных поправок в их научную оценку. Для более глубокого познания сущности явления используют узкоспециальное наблюдение, так как оно более доступно для индивидуальных исследований.

Содержание и техника проведения метода наблюдения определяется множеством факторов, к которым можно отнести:

• цели и задачи исследования (в том числе что и зачем мы наблюдаем);

• условия наблюдения (в том числе оснащённость вспомогательными средствами);

• специфика изучаемой проблемы;

• особенности изучаемого объекта (пол, возраст, индивидуально­личностные и психофизиологические особенности, количество участников);

• личностные качества исследователя, его опыт в этой деятельности.

Эффективность применения метода наблюдения обеспечивается целенаправленностью, планомерностью, систематичностью и правильно организованной деятельностью ведущего наблюдение. В плане наблюдений необходимо предусмотреть задачи, выделить объекты и содержание наблюдения, определить методику анализа собранного материала, примерную продолжительность и время проведения наблюдений.

Можно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

1. Выбор объекта, определение цели наблюдения.

2. Составление плана наблюдения, подготовка необходимых материалов (бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю; аппаратуры для наблюдения).

3. Сбор данных наблюдения и оформление фактического материала (схемы, протоколы, ведомости, таблицы, фото- и киноматериалы).

4. Обработка и оформление результатов наблюдения.

5. Подведение итогов, анализ результатов наблюдения, формулирование заключения и выводов.

На первом (подготовительном) этапе использования этого метода необходимо наметить цель и задачи наблюдения за выделенным объектом, продолжительность и время проведения наблюдения. Содержание наблюдения определяется его целью. Это может быть, например, отслеживание динамики каких-либо качественных и количественных характеристик изучаемого объекта. Большое внимание необходимо уделить выбору принципов систематизации, обработки и анализа полученных материалов. Немаловажное значение имеет и способ хранения собранной информации (конверты, папки, электронный вариант и т.д.). Подготовительный этап завершается составлением плана, который содержит все перечисленные выше позиции. Для регистрации результатов наблюдений наиболее простым и доступным способом является протоколирование, которое обычно ведётся на заранее подготовленных бланках:

Простейший бланк протокола наблюдения

Объект Содержание и характер Возможные Примечания,
п/п, наблюдения наблюдаемых причины выводы
дата,   действии    
цель        
         

 

В педагогическом исследовании используются и различные виды опроса: беседы, анкетирование, интервью. Беседа может проводиться как самостоятельный метод или дополнительный для уточнений и разъяснений того, что было выявлено в ходе наблюдения. Беседа проходит по чётко намеченному плану, вопросы продумываются заранее. Результативность метода во многом зависит от мастерства исследователя, от его коммуникативных качеств и умения создавать непринуждённую атмосферу во время беседы.

Интервью - это метод получения информации путём устных ответов респондентов. В отличие от беседы, где и респонденты и исследователь выступают активными сторонами, при интервьюировании построенные в определённой последовательности вопросы задаёт только исследователь.

Наиболее распространённым видом опроса является анкетирование. Анкетирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным. Анкета представляет собой систему вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.

Ответы в наиболее естественной, искренней форме можно получить, используя так называемые открытые вопросы, которые предполагают свободную форму ответа, а не выбор позиций «да» или «нет». Однако это может усложнить систематизацию и обработку материала. Практикуются и закрытые вопросы, предполагающие несколько вариантов ответа, когда испытуемый выбирает наиболее приемлемый для него. (Например, отвечая на вопрос, он должен выбрать какую-либо позицию из перечня: всегда, довольно часто, довольно редко, иногда, никогда). Желательно, чтобы анкета была адресной: «Дорогие ребята!», «Уважаемые коллеги!», «Уважаемые родители!» и т.п. Цели опроса должны быть понятны опрашиваемым; необходимо сохранить возможность анонимности ответов. Принято также выражать благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Одним из методов научного познания является измерение, однако надо признать, что насколько хорош этот метод для определения количественных показателей, настолько сложен он для выявления качественных характеристик (например, поддаётся ли количественному измерению уровень воспитанности?).

В отличие от описанных методов, регистрирующих только то, что уже существует, педагогический эксперимент предполагает создание нового опыта, практическое подтверждение выдвинутых гипотез, апробацию новых форм, методов, средств. Каковы бы ни были цели и задачи эксперимента, они должны отвечать следующему принципу - «не навреди!». Экспериментатор имеет дело с живым людьми и поэтому вся его деятельность должна строиться так, чтобы не пострадало ни физическое, ни моральное, ни психическое здоровье человека.

В связи с тем, что вторая часть научного исследования, как правило, является экспериментальной, считаем необходимым остановиться на описании метода эксперимента более подробно.

В зависимости от цели исследования, в педагогической науке довольно часто используют три вида эксперимента (иногда их определяют и как этапы одного и того же метода): констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты констатирующего эксперимента позволяют судить об исходном состоянии того или иного объекта, его качественных и количественных характеристиках, степени их выраженности. Эти результаты могут иметь решающее значение для определения перспективных направлений экспериментальной работы, их корректировки, вычленения скрытых ранее проблем. Анализ собранного фактического материала позволит наметить пути разрешения выявленных противоречий.

Накопленная в процессе констатирующего эксперимента информация становится базой для выстраивания программы формирующего эксперимента, в ходе которого конструируется новое знание или практически подтверждаются теоретические положения, проверяется выдвигаемая гипотеза, в том числе проверяется эффективность использования новых технологий, методов, средств, которые могут повысить качественный уровень анализируемых характеристик того или иного объекта.

Контрольный эксперимент даёт возможность выявить степень достижения планируемых результатов предыдущих экспериментов (или этапов эксперимента) и сделать заключение о выполнении поставленных в экспериментальной части исследования задач и практическом подтверждении выдвигаемых положений гипотезы.

При проведении подобных видов эксперимента процедура обработки и анализа полученных данных сводится к отслеживанию изменений в объекте «относительно его самого» (что ему было присуще до эксперимента и что у него сформировано в результате).

С целью выявления эффективности различных условий, форм и методов и средств работы, используемых в практической педагогической деятельности, проводится сравнительный эксперимент, когда в одной группе (экспериментальной) используются какие-либо нововведения, а в другой (контрольной) нет. Однако и в этом случае необходимо говорить о трёх этапах эксперимента: констатирующем (определение исходного уровня анализируемых параметров в каждой из групп), формирующем (использование отличных от другой групп методов, средств, приёмов с целью совершенствования выбранных параметров) и контрольном (анализ возможных изменений исследуемых характеристик в обеих группах).

Постановка сравнительного эксперимента имеет ряд особенностей, среди которых наибольшее значение имеет оценка и отбор уравниваемых и варьируемых условий.

Уравниваемые условия должны обеспечить сходство и неизменчивость протекания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах: группы должны быть максимально сходными по количественному, возрастному, половому составу; иметь примерно одинаковый начальный уровень исследуемого параметра; работать в максимально приближенных условиях (время суток, номер урока, день недели, кабинет и так далее за исключением испытываемого нововведения) и не зависеть от личности преподавателя (в группах могут работать разные преподаватели или один и тот же).

Варьируемые условия - это те, которые подлежат экспериментальной проверке.

 

Методика проведения эксперимента. Эффективность педагогического эксперимента, достоверность полученных результатов зависит от тщательной подготовки.

Можно выделить следующие этапы выполнения эксперимента:

1. Определение цели и задач, построение рабочей гипотезы.

2. Разработка программы эксперимента.

3. Определение научного инструментария, выбор путей и способов фиксирования и обработки результатов эксперимента.

4. Организация эксперимента.

5. Количественная и качественная обработка результатов.

6. Подведение итогов ОЭР, обобщение и анализ полученных материалов, формулирование выводов.

Программа экспериментальной работы включает план, определяющий содержание и последовательность всех этапов работы с указанием временных промежутков, используемого метода и микрозадачей каждого этапа. Указывается цель (что мы хотим получить, выявить, проверить, подтвердить и т.п.). Тип и методы экспериментальной работы должны соответствовать поставленной цели и особенностям анализируемых процессов. При этом необходимо учитывать возраст, пол, индивидуальные особенности испытуемых; уровень подготовленности испытуемых и самого исследователя к проведению ОЭР. В программе указываются также формы (индивидуальные, групповые, коллективные; классные и внеклассные и т.д.) и условия проведения опытно-экспериментальной работы (ОЭР), основные и вспомогательные средства бланки опросников, карточки, таблицы, измерительные приборы, технические средства), характеризуется контингент испытуемых. В программе отмечается порядок регистрации фиксируемых данных, способ их систематизации и обработки.

Необходимо отметить, что на проведение педагогического эксперимента необходимо получить разрешение администрации учреждения, в котором планируется ОЭР.

Немаловажную роль в организации и поведении эксперимента играет благоприятный психологический климат, складывающийся в группах испытуемых. Поэтому необходимо учитывать индивидуально-личностные, возрастные, половые особенности выбранного для испытаний контингента, особенности деловых и личностных отношений в группах, а также уровень развития у экспериментатора коммуникативных качеств.

Подведение итогов эксперимента и формулировка выводов представляет определённые трудности для студента-исследователя, тем более, что полученные результаты могут быть как позитивными, так и негативными. Однако, надо отметить, что метод эксперимента был выбран • для практического подтверждения положений гипотезы и результаты его могут как подтвердить гипотезу, так и опровергнуть.

Оформление результатов эксперимента.

Качественные и количественные показатели выбранных для отслеживания характеристик (параметров) исследуемого объекта целесообразно оформлять в виде сводных таблиц, сопровождая их необходимыми пояснениями. Промежуточные данные (результаты бесед, анкеты испытуемых, тексты опросников) необходимо приводить в приложении к работе.

Динамичность каких-либо измеряемых по ходу ОЭР показателей обычно выражают графически, давая в тексте пояснения (требования к введению в текст иллюстративного материала и таблиц см. на стр. 30-34).


ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Структура и содержание работы

Дипломная работа студента является выпускной квалификационной, то есть характеризует уровень профессиональной подготовки молодого специалиста. Качество этой работы определяется не только актуальностью рассматриваемой проблемы, теоретическим и практическим значением полученных результатов, но и логикой изложения материала, грамотностью сформулированных положений и, конечно, структурой (композицией).

Традиционной считается следующая структура дипломной работы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (содержание).

3. Введение.

4. Главы основной части (2-3) и выводы по каждой главе.

5. Заключение.

6. Библиография (библиографический список).

7. Приложения.

Работа начинается с титульного листа. На титульном листе по центру верхнего поля указывается министерство, к которому относится ВУЗ, название ВУЗа (полностью), факультет, кафедра, на которой выполняется дипломная работа. В верхней части среднего поля по центру записывается название работы без кавычек. В верхней части нижнего поля справа указывается вид работы, фамилия, имя, отчество студента, курс, группа; фамилия, имя, отчество, учёное звание (учёная степень) научного руководителя. По центру нижнего поля титульного листа записывается город, затем год выполнения дипломной работы без кавычек (см. Прилож. 1).

Объём дипломной работы составляет 50-70 страниц печатного текста.

Титульный лист является первой страницей работы, он не нумеруется.

После титульного листа располагается оглавление, в котором в виде наглядной схемы перечисляются все заголовки работы с указанием страниц и в определённой соподчинённости, ступенчато: заголовки одинаковых ступеней рубрикации располагаются друг под другом (названия глав, названия параграфов) и выполняются одинаковым шрифтом. Названия основных структурных частей записываются более крупным шрифтом. Заголовки более мелких разделов и подразделов смещаются вправо на несколько знаков, шрифт соответственно уменьшается. Знак § не ставится, каждая рубрика имеет свой номер и номер той, которой она подчинена (см. Прилож. 2). Слова в заголовках на другую строчку не переносятся, точка в конце заголовка не ставится — делается отточие от последнего слова и до указанного номера страницы, с которой начинается эта рубрика (знак № не ставится).

Во введении (2-3 страницы) обосновывается актуальность темы исследования, обозначается проблема, формулируются объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, указываются использованные методы и база исследования, количество участников эксперимента, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, обозначается структура работы.

Во введении надо показать актуальность избранной темы исследования, необходимость разрешения выявленных проблем, обусловленных состоянием современной педагогической науки и школьной практики, особенностями социальной обстановки, потребностями общества и развивающейся личности.

Острота рассматриваемой темы может быть подчёркнута выявлением противоречия между потребностью в необходимости разрешения проблемы и отсутствием необходимого опыта (умений, приёмов, средств) для этого. В тексте это может быть оформлено следующим образом: «Это обусловливает противоречие между .... Поиск путей разрешения этого противоречия и обусловил выбор темы нашего исследования...»

Актуальность может быть связана и с возникновением тех или иных профессиональных затруднений, с которыми студент-выпускник столкнулся в период прохождения педагогической практики. Необходимо показать значимость их разрешения в современных условиях, связать с использованием новых методик, технологий. Это также может быть и совершенно новое видение решения далеко не новой, но актуальной и сегодня, проблемы (формирование сознательной дисциплины, улучшение качества предметных знаний и умений, развитие творческого мышления школьников, взаимодействие школы и семьи в воспитании детей и т.д.).

Необходимо отметить, что для выпускника педагогического ВУЗа очень важно показать прикладной характер результатов своего исследования, основные сферы их применения в педагогической практике. Эти положения будут составлять практическую значимость исследования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.