Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика общения в дошкольном возрасте выражается, прежде всего, в успешном или неудачном протекании психовозрастного нормативного кризиса трёх лет.





Роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Особенности общения в дошкольном возрасте. Кризис трёх лет

Возрастные рамки дошкольного возраста следующие. Дошкольный возраст (дошкольное детство): с трёх лет до шести – семи лет (что, прежде всего, зависит от того, в шесть или в семь лет ребёнок пошёл в школу, в первый класс, «социально» стал первоклассником). Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии. Первая стадия: от трёх лет до пяти лет, – младший дошкольный возраст. Вторая стадия: от пяти лет до шести – семи лет, – старший дошкольный возраст. Некоторые исследователи выделяют средний дошкольный возраст, – четыре – пять лет.

Специфика общения в дошкольном возрасте выражается, прежде всего, в успешном или неудачном протекании психовозрастного нормативного кризиса трёх лет.

Кризис трёх лет имеет свои очень примечательные особенности и характеризуется всем известной социальной позицией ребёнка: «Я сам!». Возрастной кризис трёх лет определяется в качестве социально-психологической детерминанты развития коммуникативной сферы личности. Кризис трёх лет возникает как результат определённых социальных достижений в личностном развитии ребёнка и, как следствие, как результат социально-психологической невозможности для ребёнка действовать согласно освоенным прежде способам общения с другими людьми. Кризис трёх лет – это психологическая граница между ранним детством и дошкольным детством, – один из наиболее трудных периодов в жизни ребёнка. Это некоторое разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, это кризис выделения своего «Я», по Даниилу Борисовичу Эльконину. Ребёнок, психологически отделяясь от взрослых, наряду с этим пытается установить с ними новые, более глубокие психологические отношения. Согласно совокупному мнению ведущих отечественных и иностранных возрастных психологов, кризис трёх лет является комплексным психосоциальным поведенческим синдромом.



Проанализируем возрастной кризис трёхлетнего возраста по классику российской психологии – Льву Семёновичу Выготскому, которым были научно-практически отмечены основные симптомы кризиса трёх лет. Это: 1. негативизм – в контексте данного возрастного кризиса, ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие (продуцируемое взрослым), которое малыш подчас отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это отрицательная реакция малыша не на содержание предлагаемого взрослым действия, а на само, как таковое, предложение (побуждение) к действию, исходящее от взрослого; 2. упрямство – это психоэмоциональная реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением в принципе считались; 3. обесценивание – это эмоциональная реакция ребёнка, проявляющаяся в минимизации, принижении привязанности к близким родственникам, что также проявляется в отвержении «старых» (усвоенных ещё в раннем возрасте) правил поведения (особенно – правил взаимодействия со взрослыми), требований взрослого, определённых вещей и пр. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребенок может начать ругаться, ломать любимые ранее игрушки, «закатывать» детские истерики и т.п.; 4. строптивость – эта реакция ребёнка направлена, опять таки, против устоявшихся норм поведения, бытовых порядков, семейных традиций. Такая реакция малыша направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье ранее норм воспитания, против «устаревших» семейных требований к ребёнку; 5. своеволие, своенравие – это реакция, выражающая определённую самостоятельность намерений, замыслов. Такого рода поведение связано с тенденцией к самостоятельности: ребёнок хочет все делать и решать самятельностной инициативности личности, но, во время кризиса трёх лет, гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, к излишнему своенравию. Данная психологическая тенденция часто неадекватна возможностям ребёнка этого возраста и вызывает конфликты со взрослыми; . Самоактивация своих поступков, в общем, положительное явление для развития де 6. протест-бунт – эта непростая психоэмоциональная тенденция отображает направленность личности ребёнка, находящегося в кризисе трёх лет, на постоянный психоролевой конфликт с окружающими его взрослыми людьми. У некоторых детей, в процессе переживания ими кризиса трёх лет, конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о сильно выраженной реакции протеста-бунта; 7. детский деспотизм (один ребёнок в семье) или детская ревность (несколько детей в семье). В семье с единственным ребёнком у него может появиться определённый детский деспотизм. Ребёнок эмоционально жёстко проявляет свою детскую власть над окружающими его взрослыми, непреклонно диктуя свои требования к жизнедеятельности. Здесь у малыша, переживающего кризис трёх лет, проявляется детская тенденция к власти в семье. Это социально-психологическое явление выступает в качестве источника нетерпимого отношения ребёнка к любым правилам, нормам и запретам и как источник попыток установления ребёнком своих правил в семье. Если же в семье несколько детей, то у малыша, переживающего кризис трёх лет, обычно возникает сильная детская ревность к другим детям как проявление сиблинговой конкуренции, что, в принципе, также отражает психологическую тенденцию ребёнка этого возраста к психологической власти над членами семьи.





ятельностных возможностей (пример – формирование продуктивных форм деятельности). Если же новые, паритетные отношения с ребёнком у окружающих взрослых не складываются, если его инициатива не поощряется, если его самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребёнка возникают собственно как таковые кризисные психосоциальные явления, негативно проявляющиеся, прежде всего, в отношениях со значимыми для него взрослыми. При этом, что особенно характерно именно для кризиса трёх лет, описанные отрицательные психологические тенденции почти никогда не проявляются в отношениях детей возраста трёх лет с их сверстниками. Таким образом, психосоциальное изменение личностной позиции ребёнка возраста трёх лет, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких ему взрослых своевременной и качественной перестройки их взаимоотношений с ребёнком. От значимых взрослых ребёнок хочет признания его благоприобретённых личностных возможностей (пример – развитие самосознания)

Все рассмотренные психосоциальные явления свидетельствуют о том, что у ребёнка трёхлетнего возраста изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически определённым образом отделяется от близких взрослых (хорошо известное всем «Я сам»).

Причины психологического кризиса трёх лет кроются во внутриличностном столкновении потребности действовать самому с потребностью соответствовать дисциплинарным требованиям и поведенческим указаниям значимого взрослого, – противоречие между «хочу» и «могу», согласно научной позиции Лидии Ильиничны Божович.

Культурно закреплённой универсальной формой преодоления кризиса перехода ребёнка от раннего детства к дошкольному детству является игровая познавательная содеятельность ребёнка и взрослого.

Игра выступает как особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, как символическое воспроизводство полноты их события́. Пребывая в игровой форме взаимодействия со значимым взрослым, ребёнок сразу же оказывается счастливым, и самостоятельным, и тесно связанным с социальным миром взрослых (он действует как взрослый, повторяет за ним). В этом смысле игра всегда социально ориентирована – она является игрой для «Другого» и в «Другого» (по Выготскому Л.С.). Вместе с этим, в игре ребёнок «учится своему ″Я″» (по А.И. Подольскому), познаёт себя в общении со взрослыми и сверстниками. Развитие кризиса трёх лет как комплексного психосоциального поведенческого синдрома во многом определяет собою то или иное течение младшего дошкольного возраста.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.