Сделай Сам Свою Работу на 5

Выражение и размышление: экстраверсия и интроверсия





 

Существует экстравертная модель обучения, согласно которой «без выражения нет понимания». Другими словами, «если вы не можете это сказать, значит, вы этого не знаете». Интроверты, напротив, живут согласно поговорке: «Без размышления нет понимания» – перед тем как считать, что вы поняли какую‑то информацию, её надо хотя бы немного обдумать. Представим себе такую ситуацию: учитель сообщает некую информацию ученикам. Чтобы полностью понять сказанное им, экстравертам требуется это обсудить – с учителем или другими учениками, в то время как интровертам нужно время для того, чтобы обдумать услышанное, понять, в чем его суть, и усвоить – но у них ничего не получится, потому что экстраверты мешают им своим бурным обсуждением.

Какие из учеников будут казаться более сообразительными? Безусловно, экстраверты, которые постоянно демонстрируют своё понимание предмета вслух, в то время как у интровертов (не менее сообразительных) нет времени, чтобы все обдумать, не говоря уже о том, чтобы высказать.

 

 

Порядок и спонтанность: рационалы и иррационалы

 

Рационалам легче всего учиться, когда они знают, какие задачи перед ними стоят и каков план обучения. Для иррационала все это, скорее, досадные помехи. Для иррационала не так важно выполнить план, как уделить внимание каждой мысли, что придёт ему в голову. Но рационала расстраивают отклонения от намеченных планов. («Мы сказали, что пройдём сегодня три параграфа, но прошли только один, а все остальное время потратили на обсуждение».) Иррационалам доставит огромное удовольствие урок, на котором учебный план был принесён в жертву ради интересного отклонения от темы. Конечно, способность действовать согласно плану напрямую связана с типом преподавателя. Несмотря на то что интуитивно‑иррациональные этики могут быть превосходными учителями на любом уровне обучения, в системе образования их довольно мало благодаря сенсорно‑рациональным логикам на административных должностях, которые требуют от них еженедельных подробных отчётов. Эти отчёты совершенно изнурительны для NFP.



 

 

Темпераменты в учёбе

 



В главе 4 мы говорили о кратчайшем пути к типоведению: комбинациях из двух букв, составляющих четыре типа – NF, NT, SJ и SP, каждый из которых обладает некоторыми специфическими особенностями. С помощью этих четырех типов – «темпераментов» – мы можем наиболее точно предсказать поведение человека. Они также многое говорят о поведении человека в учебном процессе.

Например, сама природа образования во многом благоволит к студентам, предпочтённым к интуиции и этике – NF. Интуиция помогает им добиваться успеха в теории, а этика рождает потребность нравиться, доставлять удовольствие окружающим – учителям, родителям, сверстникам, кому угодно. В итоге студенты‑NF часто достигают больших успехов в учёбе и, казалось бы, у них отличные карьерные перспективы. Но нередко оказывается, что им очень трудно работать по выбранной профессии – хотя получить её было так легко! Интуитивные этики становятся инженерами, бухгалтерами и учёными, чтобы порадовать родителей или стать похожими на кого‑то, кем они восхищаются. Но аналитическая работа, как правило, не подходит NF, склонным к общению и работе с людьми.

 

 

Существуют и другие различия между темпераментами

 

Больше половины школьных учителей принадлежат к сенсорно‑рациональным (SJ) типам, что ставит интуитивно‑логических (NT) учеников в тяжёлое положение. NT испытывают потребность в чётких, уверенных знаниях и считают, что учителя должны обладать такими знаниями. Поэтому они ежедневно устраивают им проверки (как и родителям, друзьям и самим себе). В результате ученики NT приобретают репутацию упрямых, нахальных и самонадеянных спорщиков. В действительности же они просто проверяют знания учителя и собственное понимание предмета. Наша подруга в своей докторской диссертации установила взаимосвязь между типами студентов и качествами, которые нравятся и не нравятся преподавателям. Она выяснила, что интуитивно‑логические студенты вообще и ENTJ в особенности не вызывают особых симпатий у большинства преподавателей, a ESFJ и этики вообще обладают теми качествами, которые кажутся учителям наиболее привлекательными. ESFJ – самые любезные из 16 типов (подробнее мы расскажем о них в главе 10). Они всегда стремятся угодить преподавателю.



Разумеется, учителя стараются завлечь любимых учеников в преподавание (поэтому около 60 процентов школьных учителей принадлежат к SJ‑типам). Сенсорно‑рациональные ученики действуют по принципу «учитель должен обучать, а ученик должен учиться». Следовательно, они хорошо запоминают то, что должны запоминать, вовремя (и аккуратно) делают домашние задания, получают хорошие оценки и учатся всему, что нужно для того, чтобы стать хорошим учителем. SJ обычно хорошо понимают, в чем состоят роли и обязанности ученика и учителя, и прекрасно выполняют эти роли.

Хуже всего в нашей системе образования приходится иррациональным сенсорикам (SP). Они живут настоящим моментом, поэтому им трудно учить что‑то, чему они не смогут немедленно найти применения. (Именно эти люди говорят: «Когда ничего не помогает – прочитайте инструкцию».) Для них обучение – это процесс борьбы с практическими обстоятельствами. Если справиться с обстоятельствами удалось, значит, SP «научился». К примеру, SP не понимает, зачем учить теорию музыки, если хочешь играть на гитаре, или зачем учиться ветеринарной медицине, чтобы работать с животными – у них и так это прекрасно получается.

В отличие от NF, которые могут легко освоить теорию, дабы доставить удовольствие окружающим, NT, которые получают удовольствие от самой интеллектуальной работы с теориями, и SJ, которые учат теорию, потому что «должны», SP декларируют свою, особую точку зрения. «Если можно это сделать без инструкции, – говорит SP, – зачем нужна теория?» Кроме того, SP уверен, что: «Если мне понадобится теория, я её найду. А если не понадобится, я буду рад, что не потратил время на изучение ненужных вещей».

Эти черты исключительно ярко проявились в одном ESTP, который пришёл к нам на консультацию. Его запредельный показатель IQ – 137 баллов – был самым низким результатом из трех пройденных им тестов, и тем не менее школьный консультант поставил ему диагноз «умственная неполноценность». К величайшему сожалению, этот диагноз оказал критическое влияние на жизнь этого умного и способного молодого человека, обременённого неугомонностью и нетерпеливостью темперамента SP Сейчас ему двадцать шесть лет, он разведён, у него есть ребёнок, нет работы; поскольку он был исключён из учебного заведения, у него нет документов об образовании, необходимых для того, чтобы найти работу, подходящую его прекрасным способностям. Пока для продвижения по лестнице образования будет необходимо изучение теории, он обречён на провал.

В конечном итоге наша система образования больше всего внимания уделяет теории. Чем больше теории вы знаете, тем выше ваши оценки, учёные степени и социальный статус. Иррациональным сенсорикам, живущим «здесь и сейчас», исключительно сложно пожертвовать удовольствием настоящего момента ради вознаграждения в будущем. Статистика подтверждает это: иррациональные сенсорики реже всех остальных типов оканчивают вуз.

 

 

Тип и профессия

 

Мы уже говорили о влиянии типов личности на рабочий процесс – о том, как начальники выбирают себе подчинённых того же типа, как хорошо некоторым типам подходят некоторые виды работ и т. д. Очевидно, типоведение можно широко применять и в области выбора – и смены – профессии.

 

Просто, как азбука

Иррациональные сенсорики известны своим отношением к орфографии. Для этих отъявленных конкретиков орфография сродни теории: им проще что‑то сделать, чем чему‑то научиться. Однажды наш знакомый руководитель группы, делая доклад, ошибся в написании одного слова на доске. Группа указала ему на ошибку. Он ответил: «Я никогда не знал, даже, как пишется „кошка“ и „собака“. Мне это просто не нужно. Зачем писать, если можно их просто увидеть?»

Однажды в подобной ситуации оказался наш знакомый интуит – он неправильно написал одно слово на глазах у целой группы. Когда ему указали на ошибку, он надменно произнёс: «Если человек может написать слово лишь одним способом, это говорит об ограниченности его ума».

 

Темпераменты в учёбе

Любой человек способен учиться, но каждый тип и темперамент подходит к обучению по‑своему. Предлагаем вашему вниманию учебные профили четырех темпераментов, созданные доктором Китом Голэем, врачом‑консультантом из Фаллертона, Калифорния, который применяет теорию темпераментов в работе с клиентами.

NF

Чему они учатся с наибольшим интересом:

1. Ценность разных биологических видов для природы и человечества.

2. Как сообщить людям о биологических видах, которым угрожает опасность, и необходимости их защищать.

3. Проблема гуманного обращения с пойманными или охраняемыми животными.

4. Влияние законов и правовых санкций на жизнь людей; не нарушают ли они, в свою очередь, права человека.

Как они учатся с наибольшим интересом:

1. Пишут письма разным людям.

2. Читают книги и делают доклады по теме.

3. Разыгрывают роли, демонстрируя проблемы людей.

4. Произносят речь перед классом.

5. Работают с информацией в малых группах.

6. Разрабатывают способы информирования людей о растениях и животных, находящихся в опасности, или организовывают информационную кампанию, чтобы люди узнали о нуждах этих биологических видов.

NT

Чему они учатся с наибольшим интересом:

1. Решение проблем: как собирать и анализировать информацию, относящуюся к биологическим видам, которым угрожает опасность.

2. Исследование поведения: как собирать и анализировать информацию о привычках и нуждах разных биологических видов.

3. Прогнозирование: как оценить варианты развития разных биологических видов с учётом различных условий.

4. Причины событий.

Как они учатся с наибольшим интересом:

1. Самостоятельные исследования в библиотеке.

2. Беседа со специалистом в университете.

3. Чтение книг по данной тематике.

4. Чтение лекции в классе.

5. Дискуссия о плюсах и минусах.

6. Разработка теста для учеников.

SJ

Чему они учатся с наибольшим интересом:

1. Законы, политика и государственные учреждения, которые занимаются биологическими видами, подвергающимися опасности.

2. Как заботиться о пойманных животных.

3. Как собирать и систематизировать данные, связанные с привычками и нуждами разных животных.

4. Учёт различных животных – сбор и хранение информации.

5. Распространение информации среди населения.

6. Новые законопроекты, необходимые для усиления мер защиты.

Как они учатся с наибольшим интересом:

1. Запись информации.

2. Поиск информации в библиотеке.

3. Опросы с целью получения информации – разработка формата опроса, то есть список вопросов, которые надо задать разным людям.

4. Беседа на заданную тему с классом.

5. Сбор информации у правительственных учреждений и включение её в документы.

SP

Чему они учатся с наибольшим интересом:

1. Как найти и поймать животное.

2. Как построить заповедники и комплексы для содержания различных животных.

3. Как бороться с браконьерством.

4. Современные методы проведения законов в жизнь.

Как они учатся с наибольшим интересом:

1. Беседы с людьми.

2. Просмотр фильмов по данной тематике.

3. Посещение заповедников, фото– и видеосъемки по данной тематике для показа в классе.

4. Рисование схем и иллюстраций к теме.

5. Создание макета заповедника.

Однако перед тем как приступить к этой теме, мы должны вас предупредить: если вам нравится ваша работа – пусть даже она «не подходит» вашему типу, – не позволяйте типоведению сбить вас с толку. Старинная истина типоведения говорит о том, что любой тип может преуспеть в любом виде деятельности. Более того, некоторые типы – в большинстве своём иррационалы – получают своеобразное удовольствие, оказавшись «не на своём» месте, и нередко добиваются больших успехов с помощью своих, необычных для этого места, личных особенностей. Впрочем, чаще всего люди не достигают особых успехов, будучи «не на своём месте», и несоответствие типа и профессии может положить начало целой веренице других проблем – и дома, и на работе.

 

Кулинарные привычки

Одна дама, принадлежащая к типу NFP, однажды сказала: «У меня не всегда оказываются под рукой все ингредиенты, указанные в рецепте. Но меня не пугает импровизация. Если у меня нет какой‑то приправы, я положу вместо неё другую – или обойдусь вообще без приправ». Это услышала другая дама, ISTJ, и ответила: «Если в рецепте этого не написано, я не смогу так сделать». Неудивительно, что подавляющее большинство диетологов – около 70 процентов – относятся к типам STJ. Для них понятие «кулинария» синонимично «выполнению инструкций».

 

Проблемы совместимости типа и профессии часто возникают вследствие некоторых особенностей современной системы вознаграждений, которая направлена на достижение всеобщего блага, но не во всем верна. Нередко на одном уровне работы требуются совсем не те знания и навыки, что на другом. Рассмотрим, к примеру, офицера полиции, патрулирующего какой‑то район. Эта работа требует гибкости, хорошей реакции и внимания к сиюминутным потребностям людей, а иногда и нарушения правил и инструкций. Если полицейский хорошо выполняет свою работу, его могут повысить в должности – теперь он будет сидеть в кабинете, за собственным столом. Но на новой должности его ожидают совсем другие требования: планы, процедуры, строгое соблюдение ведомственных правил и инструкций и гораздо меньше общения с людьми. Внезапно образцовый работник становится ни на что не годен. Тот же феномен наблюдается и в других профессиях.

Существует непосредственная связь между уровнями работы и типологией. Консультанты по поиску работы часто разделяют профессии на три типа – связанные с информацией (компьютерный оператор, канцелярский работник, бухгалтер), связанные с людьми (продавец, учитель, менеджер, юрист) и связанные с предметами (оператор‑телефонист, крановщик, столяр и т. д.). В каждой из этих категорий по мере продвижения по карьерной лестнице вам приходится сталкиваться с разными типологическими требованиями.

Как показано в таблице на следующей странице, простейшие задания в любой категории профессий могут быть выполнены представителем почти любого типа. Возьмём, к примеру, категорию «данные»: чтобы сравнить данные – то есть понять, одинаковы или различны два предмета, – не требуется никаких типологических особенностей. Но когда приходится что‑то делать с этими данными – собирать, анализировать, согласовывать и т. д., требования к типу становятся более принципиальны. Простейшие задания в категории «предметов» представляют собой «рациональные» виды деятельности: регулярно опустошать контейнеры, работать с копировальным аппаратом, поддерживать работоспособность оборудования и другие задачи, которые не требуют принятия решений, но предполагают пунктуальность и организованность, – отвечают качествам, естественно присущим рационалам. Высший уровень этой категории требует значительно большей гибкости и восприимчивости для преобразования, переработки, классификации и установки различных «предметов», следовательно, он лучше подходит интуитам и иррационалам. Ирония ситуации заключается в том, что интуиты и иррационалы чаще всего разочаровываются ещё на первых, низших этапах работы, а это значительно снижает вероятность того, что они доберутся до вершины, чтобы занять наиболее подходящие им должности, и соответственно повышает вероятность того, что эти должности займут менее подходящие для них типы.

 

Взаимосвязь типа и профессиональных способностей

Внижеследующей таблице представлена иерархическая структура функциональных навыков в каждой области. Наверху располагаются более сложные задачи, внизу – самые простые. Каждый профессиональный уровень включает в себя навыки предыдущих уровней.

 

 

 

Тип и выбор профессии

Предлагаем вашему вниманию примеры типичных видов деятельности, привлекательных для каждого из шестнадцати типов личности, взятые из «Руководства по MBTI» 1985 года. Данная подборка основана на базе данных, собранных за четырнадцать лет Центром применения психологического типа. В «Руководстве» представлены подробные списки профессий, из которых мы выбрали по несколько самых типичных. Мы также включили в список несколько вариантов, основанных на наших личных наблюдениях, – они отмечены звёздочкой.

ISTJ

Административные и руководящие должности (школы, промышленность, медицина)

Стоматологи

Полицейские и детективы

Аудиторы и бухгалтеры

Военнослужащие*

ISFJ

Медсёстры

Духовные наставники

Учителя и воспитатели (дошкольное обучение, логопедия)

Библиотекари

Санитары

INFJ

Консультанты по образованию

Священнослужители

Врачи

Работники СМИ

Учителя (английский язык, живопись, театр)

INTJ

Юристы

Учёные (естественные науки)

Компьютерные аналитики

Инженеры‑химики

Преподаватели университетов

ISTP

Фермеры

Механики и специалисты по ремонту

Электрики

Инженеры

Стоматологи

ISFP

Складские работники

Медсёстры

Ассистенты стоматолога

Бухгалтеры

Механики и специалисты по ремонту

INFP

Психиатры и психологи

Писатели, художники, редакторы

Учителя

Социальные работники

Музыканты и композиторы

INTP

Писатели

Эстрадные артисты

Программисты

Социологи

Юристы*

ESTP

Специалисты по маркетингу

Полицейские и детективы

Менеджеры и руководители

Розничные торговцы

Аудиторы

ESFP

Работники детских садов

Секретари приёмной

Продавцы

Религиозные деятели

Учителя (дошкольное обучение и подготовительные курсы)

ENFP

Консультанты по реабилитации

Учителя (живопись и театр)

Писатели, художники, эстрадные артисты

Психологи

Священнослужители

ENTP

Фотографы

Специалисты по маркетингу

Продавцы

Журналисты

Компьютерные аналитики

ESTJ

Учителя

Школьные администраторы

Хирурги

Начальники предприятия и прорабы

Юристы

ESFJ

Сиделки в больницах

Священнослужители

Медсёстры*

Специалисты по домоводству

Парикмахеры и косметологи

ENFJ

Священнослужители

Учителя

Актёры и эстрадные артисты

Писатели и художники

Консультанты

ENTJ

Юристы

Менеджеры

Ипотечные брокеры

Руководители (компьютерные системы и образование)

Учёные

 

Мы ни в коем случае не считаем, что можно выбирать профессию, основываясь лишь на её «подходящести» вашему типу Однако может быть полезно осознать, какие требования предъявляет выбранная вами профессия к типологическим предпочтениям. Имейте в виду, что каждая профессия требует какой‑то степени владения каждым из восьми предпочтений. К примеру, исследования в первую очередь связаны с интроверсией – когда речь идёт о пути к открытию. Однако когда открытие уже сделано, нередко его надо «продать» другим людям, чтобы получить финансовую поддержку или профессиональный статус – а для этого уже требуется экстраверсия. Аналогично трезвые административные решения должны приниматься средствами логики и рациональности, но для того, чтобы они были действительно эффективными, необходима чувствительность к нуждам людей, которых затронет это решение, и гибкость для приспособления к меняющимся условиям – то есть черты, свойственные этикам и иррационалам.

Если вы недавно окончили школу или почувствовали необходимость сменить профессию, вам может быть полезно рассмотреть различные варианты с точки зрения типоведения. Для этого вы должны найти ответы на множество вопросов. Например:

Связана ли эта профессия с общением с другими людьми, или же она предполагает преимущественно самостоятельную работу? Работа, связанная с общением, лучше подходит экстравертам, особенно если надо что‑то продавать, кого‑то в чем‑то убеждать и мотивировать. Интроверты также могут прекрасно выполнять такую работу, но у них она будет отнимать гораздо больше сил и энергии. И наоборот, если работа преимущественно самостоятельная и не связана с другими людьми, она будет гораздо более привлекательной для интровертов. Такие работы, как правило, ограждают интроверта от вторжения в его личное пространство и дают ему возможность работать самостоятельно – лучше всего, если у него есть собственный кабинет, запирающийся изнутри.

Чего больше требует эта профессия – практической деятельности или работы воображения? «Практическая работа» – это необязательно работа с молотком и паяльником. Это любая работа, основанная на «делании» и «реальных доходах», – например, работа бухгалтера, адвоката и инженера‑конструктора. Такие профессии, дающие быстрые и ощутимые результаты, особенно приятны тем, кто предпочтён к сенсорике. Что касается профессий, требующих построения гипотез и работы воображения – например, финансисты, профессора юриспруденции и инженеры‑архитекторы, – задачи в которых более долгосрочны, а результаты более абстрактны, они скорее подойдут интуитам.

Нужны ли в этой работе объективные, рациональные решения или внимание к людям и забота об их благополучии? Очевидно, логические типы стремятся к профессиям, которые не впутают их в сеть множества межличностных отношений, – например, журналистика, высокотехнологичные исследования, биржевое маклерство и почти любой вид военной службы. Этиков же, напротив, привлекает работа, связанная с живыми людьми, – преподавание, духовенство, консультирование и медицинский уход.

Высоки ли требования этой профессии к организованности, структуре и планированию, или же она позволяет более гибкую линию поведения? Рациональные типы лучше всего чувствуют себя в обстановке, требующей чёткого выполнения конкретных процедур и правил, – от вождения автобуса до нейрохирургии. Однако существует множество профессий, для которых нужно умение работать спонтанно, гибко и с учётом постоянно меняющихся обстоятельств, в том числе предприниматели, журналисты, специалисты по стратегическому планированию. Эти профессии лучше всего подходят иррациональным типам.

Необходимо учесть, что привлекательность профессии нельзя вычислять, исходя лишь из одного предпочтения – она напрямую зависит от всех четырех. Например, интровертному сенсорику необязательно подойдёт профессия, привлекательная для экстравертного сенсорика или интровертного интуита.

Рассматривая свои четыре буквы через призму ваших ценностей, образования, возраста и других личных характеристик, вы увидите, что выбор профессии не сводится к выбору одного из пунктов списка профессий, которые «должны» подходить вашему типу. Скорее, это процесс задавания себе вопросов, которые могут помочь вам сосредоточиться на себе и своём типе и понять, какой род деятельности подходит одинаково хорошо и вам, и вашему типу.

Предположим, что ваш тип – ENTP (экстраверт‑интуит‑логик‑иррационал). Этому типу лучше всего подойдёт профессия, связанная с:

– постоянным общением с другими людьми, постоянным речевым взаимодействием и широкими возможностями вмешательства в чужую деятельность;

– воображением, работой фантазии и построением гипотез;

– поощрением объективных решений и ясности мысли;

– постоянно меняющимися обстоятельствами и задачами.

Неудивительно, что среди предпринимателей так много представителей типа ENTP. Кроме того, этим людям подходит работа, связанная с писательством и журналистикой (что позволяет им выражать собственные мысли, а не следовать чужим планам и проектам), а также программирование (которое удовлетворяет их потребность в развитии и творчестве, равно как и их любовь к новым технологиям), маркетинг и рекламная деятельность (где можно найти применение их экстраверсии и творческому потенциалу интуиции, а также гибкости и восприимчивости к постоянно меняющимся условиям).

Если бы консультанты по профессиональной ориентации и кадровые агентства применяли типоведение в своей работе, люди бы гораздо реже делали неправильный выбор и гораздо больше удовлетворения получали от работы по выбранной профессии. Очевидно, что профессиональная ориентация для представителей типа ENTP должна значительно отличаться от профессиональной ориентации для представителей типа ENFP.

Мы знаем довольно показательную историю о безработном ISTJ, которому консультант из очень престижного бюро по трудоустройству посоветовал для более успешного поиска работы действовать в духе ENTP: много общаться, рекламировать себя и свои профессиональные качества, быть готовым к переменам и открытым для новых возможностей – любых, что подвернутся под руку. Через три недели консультант потерял терпение, видя, что его советы не имеют почти никакого действия. Он обвинил клиента‑ISTJ в отсутствии интереса к собственному будущему и желания прилагать какие‑либо усилия, чтобы добиться успеха.

Мы встретились и с консультантом, и с его клиентом. Выяснилось, что, несмотря на кажущееся отсутствие интереса, ISTJ имел довольно хорошее представление о своём профессиональном будущем – о своих сильных и слабых сторонах, о требованиях к зарплате и даже о том, в какие города он готов переехать. С его точки зрения, проблема состояла в том, что инструкции консультанта были слишком расплывчаты, чтобы воплотить их в жизнь. Более того, эти инструкции предполагали постоянную необходимость «продавать» себя такими способами, которые были ему не по душе – например, разговоры с незнакомыми людьми и посещение вечеринок. К тому же отсутствовал постоянный контроль со стороны консультанта и необходимость ему отчитываться – немаловажный фактор для ISTJ.

Нам быстро стало очевидно, что лучше, если консультант будет каждый раз давать клиенту по одному конкретному заданию – например, установить знакомство с одним полезным человеком в указанный срок и отчитаться о результатах. Лучше всего делать это с помощью письма с просьбой о встрече в рабочее время с чётко обозначенными намерениями. Результаты превзошли все ожидания. Через пару недель ISTJ нашёл подходящую работу.

Оказалось, что проблема была в консультанте. Будучи ENTP, он навязывал свой экстравертно‑интуитивный стиль ведения дел интровертному сенсорику (который, будучи к тому же рационалом, усугубил проблему своей верой в то, что правильный способ всегда бывает только один). Стиль, предложенный консультантом, оказался для ISTJ неэффективным, непривлекательным и непонятным.

Идея типоведения в отношении выбора профессии состоит в том, чтобы помочь человеку найти работу, подходящую для его типа личности, – вместо того, чтобы заставлять его приспособиться к неподходящей. Чем лучше вам подходит ваша профессия, тем меньше профессиональный стресс, тем больше ваше личное удовлетворение работой – и тем выше в конечном итоге её эффективность.

 

Какого цвета ваши туфли?

ESFJ (экстраверт‑сенсорик‑этик‑рационал) – наиболее элегантный, любезный и целесообразный из всех шестнадцати типов. Одна наша знакомая представительница типа ESFJ доводит эту целесообразность до предела: она всегда соблюдает сочетаемость цветов в одежде. Она утверждает, что её бельё всегда подходит по цвету к верхней одежде.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.