Тема 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Основное содержание темы
Проблема понимания реальности, истины, знания и веры. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. Сознание и познание. Сознание и язык. Сознание и бессознательное. Исторические типы познания. Учение об истине и ее критерии.
Методы познания (философские, общенаучные, частнонаучные). Границы научного метода. Наука, ненаука, лженаука и паранаука. Наука и ненаучные формы знания. Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании, творческое познание. Познание и понимание.Сознание как философская категория. Единичное, особенное, всеобщее, сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, система, структура, элемент и др. Современные междисциплинарные исследования.
План семинарского занятия № 3
Особенности научного познания и его соотношение
С естественными науками.
1. Исторические типы познания. Формы и методы научного познания.
2. Диалектическая логика как метод научно-философского познания. Категории диалектики. Формальная логика и ее роль в научном познании.
3. Учение об истине. Критерии истины.
Также возможны следующие и другие темы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из темы семинара и интересов студента:
1. Познание и формы познания. Специфика научного познания.
2. Метод альтернатив Карла Поппера.
3. Роль конвенций в научном познании.
4. Догматизм и критицизм в науке.
5. Познание и его особенности в технологическом процессе переработки сырья и производства продукции.
6. Герменевтика – философское наследие Х. Г. Гадамера.
7. Ценность научной рациональности.
8. Сущность, специфика, методология и методы научной деятельности.
9. Закон единства и борьбы противоположностей и его методологическое значение для деятельности технолога пищевой промышленности.
10. Основные законы и категории диалектики и их действие в технологических процессах.
11. Философия и синергетика.
12. Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании.
13. Методы и перспективы системного исследования.
14. Интуиция и ее роль в научном творчестве.
Краткое изложение теоретических вопросов
Гносеология различает чувственное знание (ощущения, восприятия, представления) и рациональное (понятия, суждения, умозаключения). Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение, которое возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Образы ощущения, поступая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. Восприятие – это целостный чувственный образ предметов, процессов данных посредством наблюдения. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека осуществляются через память. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания – представление. Представление – это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Внутри рационального знания и познания выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Они взаимосвязаны и друг без друга не существуют, но каждый имеет свою специфику.
Эмпирическое познание обобщает образы, приводит в систему, оформляет их в определенную рациональную модель и представляет в языковой форме. Основными методами эмпирического познания являются наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, изучение документов и др.
Рациональное познание рассматривается в диалектическом материализме как второй, более высокий уровень познания. Мышление – это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Структурными компонентами теоретического знания являются: проблема, гипотеза, теория, законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы и т.д.
Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Особенности научного знания: 1) В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов; 2) Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя; 3) Научное знание держится на общем, на анализе, сличении и сопоставлении.
Методы и формы научного познания. В мире существует около 15000 наук, и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования. Все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными и со всеобщими (философскими) методами. Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные. Общенаучные методы используются группой наук. Философия являет собой всеобщий метод, т.к. предметом ее исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым путем разрешения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.
В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов (типология В.А. Канке): общие – методы, которые применяются в человеческом познании вообще (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение устанавливает не только сходство, но и различие предметов и явлений, индукция, дедуктивный метод, аксиоматический и конструктивистский методы, прагматический метод, аналогия, моделирование и др.); специфические (идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.); практические (наблюдение, эксперимент, измерение, практический эксперимент); логические (доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, выведение следствий, оправдание).
Иррациональное – это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума. Иррационализмом в широком смысле принято называть те философские учения, которые ограничивают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д.
Учение об определяющей роли в познании интуиции, было развито в интуитивизме. А. Бергсон считал, что интуиция и интеллект – два противоположных направления работы сознания. Согласно интуитивизму, разум со своей логикой способен описывать мёртвую природу в физике, но он совершенно беспомощен в познании живой человеческой действительности, постигаемой только при помощи интуиции. Интуиция – форма непосредственного вживания в действительность. Поскольку единственной данностью является для нас жизнь, а она нами, прежде всего, переживается, а не познается, то мы, согласно Бергсону, способны её воспринять непосредственно. Путь этого непосредственного постижения и есть интуиция. Обычно при попытке объяснить интуитивную истину используют рефлексию – деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Воображение также представляет собой специфическую форму духовной активности субъекта в познании и творчестве, связанную с воспроизведением прошлого опыта (репродуктивное воображение) и конструктивно-творческим созданием нового, возможного будущего (продуктивное воображение).
Истина – знание, совпадающее с действительностью, которую оно отражает. Характеристики истины: объективность, абсолютность, относительность (признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента – есть догматизм), конкретность, процессуальность. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента – есть догматизм.
Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины. Признают такие критерии истины, как практика, общезначимость, прагматизм, верификация, конвенционализм, непротиворечивость, когерентность, консенсус, простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность и др.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются особенности научного познания?
2. Назовите уровни, формы научного познания.
3. Какие методы научного познания вы знаете?
4. Назовите общенаучные методы познания.
6. Проблема рациональности в философии и науке. В чем заключается ценность научной рациональности?
7. Расскажите об основных законах диалектики. Назовите основные категории диалектики.
9. Определите сущность научной истины. Назовите критерии истины.
9. В чём значение синергетики для современного естественнонаучного познания?
10. В чём суть системного метода?
Словарь терминов
Абсолютное – совершенное, завершенное, ничем не обусловленное, ни с чем не сравнимое.
Абсолютность истины – исчерпывающее знание о действительности, которое не может быть опровергнуто в будущем.
Абстрагирование – метод научного познания, отвлечение исследователя от ряда свойств изучаемых объектов ради постижения отдельных, наиболее существенных в данном контексте признаков.
Агностицизм – философская позиция, отстаивающая принципиальную невозможность истинного познания мира. (Противоположное – гностицизм.)
Анализ – метод научного познания – процедура мысленного разделения изучаемого объекта на части (сравни: синтез).
Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов познания в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.
Антиномия – противоречие двух одинаково обоснованных суждений.
Антагонизм – непримиримое противоречие.
Возможность – философская категория, отражающая объективную тенденцию, способную при определенных условиях перейти в новое явление – в действительность.
Восприятие – вторая ступень чувственного познания – способность выделять из окружающего предметного мира отдельный целостный предмет.
Верификация – опытное подтверждение.
Когерентность (системность) знания предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные.
Герменевтика – познание уникального, целостного, неприродного объекта путем перевода его признаков в термины «внутреннего» языка исследователя (диагностирование и интерпретация).
Гносеология – философская теория познания.
Дедукция – метод научного познания, ход мысли от общего к частному. (Противоположное – индукция.)
Диалектика – философское учение о всеобщих связях, движении и развитии.
Догматизм – признание своей идеи истинной, завершенной, не требующей развития.
Диалектический материализм – философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса, соединяющая в себе материалистическую и диалектическую методологии.
Единичное – категория диалектики, отражающая отдельный предмет или явление в их неповторимой индивидуальности (сравни: общее).
Интуиция – метод познания – непосредственный выход на результат познания без специальной подготовки и методики.
Иррационализм – философский метод, отрицающий ведущую роль разума в познании и в жизни, усматривающий путь к истине в иррациональных способах постижения бытия: в воле, чувстве, интуиции (Кьёркегор, Шопенгауэр, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер).
Истина – знание, совпадающее с действительностью, которую оно отражает.
Мера – граница, за которой количественные накопления переходят в качественные изменения.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания.
Методология –система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Моделирование – метод научного познания – изучение объекта через исследование его копий, искусственно созданных.
Мышление логическое – познавательная способность человека к обобщенному, опосредованному отражению действительности, высшая ступень познавательной возможности человека.
Научное знание заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в нахождении за случайным необходимого, закономерного, за единичным — общего, и на этой основе осуществлении предвидения различных явлений.
Необходимость – философская категория, отражающая закономерные связи явлений мира (сравнить: случайность).
Обобщение – метод познания – установление свойств и признаков нескольких объектов познания, обеспечивающих их единство, схожесть.
Практика – целесообразная, предметно-чувственная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности.
Представление – третья ступень чувственного познания – выделение предмета по памяти, т.е. без его непосредственного воздействия на органы чувств.
Тестовые задания для самостоятельной подготовки
1. Опосредованное, обобщенное отражение в сознании человека объективного мира – это:
а) политика;
б) практика;
в) чувственное познание;
г) идеология;
д) логическое познание.
2. К формам (ступеням) логического познания относится:
а) понятие;
б) восприятие;
в) ощущение;
г) умозаключение;
д) практика;
е) представление;
ж) суждение.
3. Как называется искусство и теория понимания и интерпретации?
а) аналитика
б) герменевтика
в) диалектика
г) майевтика
4. Первой фазой логического мышления является:
а) понятие;
б) представление;
в) суждение;
г) умозаключение.
5. Какая из перечисленных концепций утверждает, что в основе научных теорий лежат не принципы, отвечающие критериям истинности, а произвольные соглашения между учёными?
а) конвенционализм
б) концепция когеренции
в) концепция корреспонденции
г) прагматизм
6. Философские методы исследования относятся:
а) к общенаучным методам;
б) к методам обыденного познания;
в) к методам частных наук;
г) к методам всеобщим.
7. Факт того, что истина не существует «вне» и «до» человека и выражается в сознании конкретного субъекта познания, называют:
а) относительностью истины;
б) субъективностью истины;
в) конкретностью истины;
г) объективностью истины.
8. Как называется воззрение, представляющее все мнения и суждения относительными, так что никакое из них не может считаться более истинным или приемлемым в сравнении с другими?
а) рационализм
б) реализм
в) редукционизм
г) релятивизм.
9. Как называется способность непосредственного усмотрения истины без использования процедур логического вывода и доказательства?
а) индукция
б) интенция
в) интроспекция
г) интуиция.
10. В чём, по словам К. Маркса, «должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления»?
а) в научных исследованиях
б) в практике
в) в споре
г) в теории познания
Рекомендуемая литература
Основная
1. Лешкевич Т. Г. Философия и теория познания: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 408 с.
2. Новиков А.С. Философия научного поиска. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2009. – 286 с.
3. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: Учеб. пособие . – М.: Флинта: Наука, 2010. - 294 с.
4. Степин В. С. История и философия науки: учебник для системы послевузов. проф. образования. – М.: Академический Проект: Трикста, 2011. – 423 с.
Дополнительная
1. Илларионов С. В. Теория познания и философия науки. – М.: РОССПЭН, 2007. – 535 с.
2. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический Проект, 2008. – 692 с.
3. Микешина Л. А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. – М.: Канон+ : Реабилитация, 2009. – 560 с.
4. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 268 с.
8. Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов/ Отв. ред. В.И.Аршинов. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 535 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|