Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебное время, отводимое на различные виды занятий





Царева, Н.А.

Философские проблемы естествознания: методическое пособие / Н.А. Царева, отв. ред. Е.В. Кулебякин. – Владивосток: Дальрыбвтуз, 2014. – с.

 

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы излагаются в соответствии с федеральной программой по курсу дисциплины «Философские проблемы естествознания» для студентов направления подготовки магистров. Рекомендации содержат планы лекций и семинарских занятий, вопросы для самопроверки и темы сообщений, тесты по темам, словарь философских терминов, список литературы. Теоретические положения, понятия и термины каждой из представленных тем дают возможность каждому студенту самостоятельно, с максимальной эффективностью изучать курс дисциплины и готовиться к семинарским занятиям.

Для студентов направления подготовки магистров по дисциплине «Философские проблемы естествознания» для магистратуры направления подготовки 022000.68 – «Экология и природопользование».

 

Ответственный редактор

Д.ф.н., профессор Е.В. Кулебякин

 

Содержание

 

Введение............................................................................... 4



Тема 1.................................................................................... 12

Тема 2.................................................................................... 21

Тема 3.................................................................................... 30

Тема 4.................................................................................... 40

Тема 5.................................................................................... 55

Тема 6.................................................................................... 65

Тема 7.................................................................................... 74

Тема 8.................................................................................... 84

Вопросы к зачету................................................................... 100

Список литературы................................................................ 101

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Программа курса дисциплины «Философские проблемы естествознания» для магистратуры по специальностям: 022000.68 – «Экология и природопользование» составлена в соответствии с разделом Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО третьего поколения). Этому курсу отводится особая роль и место среди гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз», которые необходимы для подготовки магистра. Это определяется тем, что философия создает научную картину мира и определяет место, которое занимает в нем человек.



Система теоретических взглядов на мир предлагается философией, которая обобщает данные естествознания и технических наук. На основе этих данных философия дает основу для дальнейшего развития научного знания, формирует гипотезы об общих принципах, тенденциях развития мира и знания в нем, разрабатывает первичные данные о природе конкретных явлений, создает философские основы для разработки стратегии и программ развития регионов с учётом природно-ресурсных возможностей.

Философия на основе естественных наук (физики, химии, астрономии, биологии и др.) помогает магистру раскрыть особенности процесса познания, перехода от чувственного познания к логическому, от эмпирического к теоретическому. Тем самым формируется культура мышления магистранта, который готовится к различным видам профессиональной деятельности, решению таких задач, как обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности, осуществление экологической экспертизы социально-экономической и хозяйственной деятельности; разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды; участие в проведении научных исследований в области экологии и охраны природы.

Успешное освоение курса дисциплины «Философские проблемы естествознания» позволит магистру на высоком методологическом уровне исследовать актуальные проблемы человека, общества, природы, науки и техники в своей профессиональной деятельности.



Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Для освоения дисциплины «Философские проблемы естествознания» необходимы знания и умения, приобретенные в результате изучения предшествующих дисциплин цикла естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Изучение данного курса тесно связано с другими предметами, изучаемыми магистрами, поскольку в решении частных проблем общенаучных и специальных дисциплин магистр должен научиться творчески использовать философские знания в своей научной и практической деятельности. Знание материала по данной дисциплине является необходимой предпосылкой овладения прикладными научными и техническими дисциплинами общенаучного и профессионального цикла.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Современное состояние постмодерна с позиции культуры характеризуется тотальной критикой современной науки и научной рациональности, основу которой составляет естествознание. Современная техногенная цивилизация остро ставит человечество перед необходимостью заново определить место естествознания в культуре и ясно обозначить характер взаимодействия техники и природы. Дисциплина «Философские проблемы естествознания» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических проблемах естествознания в системе культуры.

Целями освоения дисциплины являются:

– изучение магистрантами основных закономерностей становления и развития естествознания и технического знания как особых форм эмпирической и теоретической деятельности человеческой культуры;

– знакомство, усвоение и овладение магистрантами основного категориального аппарата фундаментальных современных научных концепций, парадигм мышления и способов исследования в различных школах и направлениях мирового естествознания в эпоху информационной цивилизации;

– структурировать информацию о достижениях человеческой мысли в области естествознаниия в различные исторические эпохи;

– овладение знанием философских аспектов развития отдельных разделов естествознания, связанных с контрольно-ревизионной деятельностью по экологическому аудиту окружающей среды; моделированию процессом природопользования и управления им;

– изучение достижений мировой и отечественной философской мысли, исторического опыта человечества, обращенных к проблемам человека и смысла его жизни, законам общественного развития и анализу современных проблем общественного бытия; диалектики развития общества, осмыслению общечеловеческих гуманистических ценностей;

– понимание магистрантами философии как методологической основы развития научного знания; оперирование философскими понятиями для обоснования или критики тех или иных мировоззренческих позиций.

– формирование у студентов направления подготовки магистров прочных научных мировоззренческих ориентаций, необходимого уровня общей и философской культуры, творческого мышления, владения адекватной современным требованиям методологией научного анализа процессов жизнедеятельности общества.

Основными задачами дисциплины являются:

– выделение и анализ основных этапов и закономерностей, факторов развития естествознания; особенности научного познания на каждом из выделенных этапов;

– раскрытие истории науки как сложного взаимодействия аккумуляции научных знаний и смен парадигм, определение форм и типов научных революций;

– раскрытие огромного влияния естествознания на доминирующий в обществе стиль мышления и на науки о человеке и обществе;

– выявление философских аспектов физики, астрономии и космологии, биологии, антропологии и экологии;

Изучение курса «Философские проблемы естествознания» магистрами призвано способствовать расширению их общей эрудированности, развитию теоретического мышления и творчества, обогащению культуры и научного мировоззрении.

Методологическую основу курса составили философские принципы развития и системности, исторический и логический подходы, а также дисциплинарные принципы физики, астрономии, биологии, химии, экологии, технических и гуманитарных наук. К числу оснований курса относятся такие методологические принципы, как принципы историзма, детерминизма, системности и другие, составляющие общий методологический фундамент теории научного исследования и использования научных открытий в практической деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, требуемых от выпускника согласно ФГОС ВПО нового поколения, по направлениям подготовки специальностей: 022000.68 – «Экология и природопользование».

а) Общекультурные (ОК):

– уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– владеть навыками анализа философско-методологических проблем социально-гуманитарного и технического знания, приемами отбора и обработки информации философского содержания (ОК-2);

– владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

– уметь логически стройно излагать свои мысли и вести дискуссию, выражать и аргументировано обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию (ОК-2);

б) Профессиональные (ПК):

– способность собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам; использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК-1);

– способностью изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-13);

– способностью проводить измерения и наблюдения, составлять описания проводимых исследований, результаты исследований и использовать их при написании отчетов и научных публикаций (ПК-14).

В процессе изучения дисциплины «Философские проблемы естествознания» магистры должны знать:

– основные направления, проблемы, теории и методы философии и истории науки и естествознания, содержание современных философских дискуссий по проблемам оснований науки, онтологических, гносеологических, социальных и аксиологических проблем современного естествознания, их влияния на современное общественное развитие:

– фактические сведения о наиболее выдающихся представителях мировой и отечественной науки;

– важнейшие естественнонаучные концепции и теории.

Уметь:

– формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии науки и естествознания; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, связанных с современным развитием естествознания и техники:

– анализировать и комментировать фактический материал по тематике курса;

– пользоваться понятийно-категориальным аппаратом истории и методологии науки и техники; прогнозировать возможные перспективы дальнейшего развития научно-технической мысли.

Владеть:

– навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское и общенаучное содержание, приёмами ведения диалога, дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Изучение данной дисциплины имеет внутреннюю логику прохождения и поэтому содержит следующие темы: «Наука и естествознание в современной культуре», «Исторические закономерности, структура и уровни естественнонаучного познания», «Формы и методы научного познания», «Философские проблемы физики. Философское и физическое понимание материи. Физическая картина мира», «Химия в контексте философии и методологии современной науки», «Философские проблемы геологии», «Философские проблемы астрономии и космологии», «Философские проблемы биологии и экологии».

Основными формами учебно-методической работы являются лекции, и семинарские занятия. Основная форма проведения занятий – это лекции, на которых необходимый минимальный объем знаний дается на высоком теоретическом и научно-методическом уровне. Тематический лекционный материал расширяется и углубляется с помощью других методических форм обучения. На лекциях, как правило, используются проблемные и диалоговые методики изложения философского знания с учетом специфики профессиональной подготовки специалистов.

На семинарских занятиях, которые проводятся по основным и наиболее сложным проблемам, студенты закрепляют и углубляют полученные знания, расширяют философскую эрудицию, учатся грамотно излагать свои мысли, формулируя свою мировоззренческую позицию, вырабатывают культуру ведения научной дискуссии. На семинарских занятиях активно используются возможности творческих дискуссий, свободного обмена мнениями, обсуждения докладов и рефератов.

 

Учебное время, отводимое на различные виды занятий

 

Лекции ………………………..……………………. Семинары …………………………..……………… Самостоятельная работа, в т.ч. написание статьи Зачет…………………………………………… В С Е Г О ………………………………………... 16 ч. 16 ч. 38 ч. 38 ч. 108 ч.

Самостоятельная работа магистроввключает38 часов наизучениесоответствующих вопросов программы по рекомендованным преподавателем учебным и учебно-методическим пособиям, конспектам лекций, подготовку к семинарским занятиям.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Магистры изучают учебный курс «Философские проблемы естествознания» в течение одного учебного семестра. По дисциплине предусмотрены следующие виды контроля знаний магистрантов:

– Текущий контроль: оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала на семинарских занятиях. Тема семинарского занятия соответствует темам предшествующих лекций. Участие в работе семинарского занятия позволяет обсудить в группе обозначенные заранее вопросы или самим участникам поставить перед аудиторией возникающие вопросы на обсуждение, оценить уровень и качество усвоения пройденной темы. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. В целом оценка за семинарские занятия складывается из следующих видов содержательной активности: доклады; оппонирование на выступлениях; комментирование выступлений; ответы на вопросы; участие в дискуссии.

Рубежный контроль: в течение семестра магистранты, руководствуясь учебно-методическим планом и заданием преподавателя, находят ответы на контрольные вопросы по каждой теме образовательной программы. Аттестация проводится три раза в семестр, в основном практикуется тестирование по пройденным разделам курса.

Формой отчетности по материалу курса является самостоятельно выполненное индивидуальное задание (научная статья). Магистрант на основании программы курса, лекций и семинарских занятий самостоятельно выбирает тему статьи по философским аспектам современного естествознания и технических наук, соответствующую профилю научной дисциплины, по которой специализируется студент. Тема статьи утверждается преподавателем, ведущим занятия.

Статью необходимо защитить преподавателю перед экзаменом, во время семинарских занятий или на научно-практической конференции. Оценка за статью входит в оценку на экзамене.

Текст научной статьи должен быть подготовлен для публикации в научной печати. Статья выполняется магистром по индивидуальному плану и должна включать постановку проблемы, цели исследования, обоснование ее актуальности. Содержание работы должно обеспечить глубокое и всестороннее раскрытие темы. В работе должны использоваться научные монографии и статьи, причем прямое цитирование допускается только при наличии ссылок на источник. Работа должна быть представлена в печатном виде. Максимальный объем: 20 000 печатных знаков. Преподаватель вправе корректировать предложенные темы статей, предлагать свои темы статей.

Основной целью выполнения индивидуальной работы по курсу «Философские проблемы естествознания» является закрепление знаний магистров, полученных ими при изучении курса.

Итоговый контроль по курсу: для контроля над усвоением данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет. На зачете магистрантам предлагается ответить на 2 вопроса по материалам учебной дисциплины. Положительным считается результат, при котором учащийся ответил правильно более чем на 65% вопросов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.