Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория морального развития Л. Колберга.





 

Теория Пиаже о двух стадиях морального развития была развита Лоуренсом Колбергом. Колберг предлагал своим испытуемым (детям, подросткам и взрослым) серию коротких рассказов морального характера, а затем по ним задавал вопросы. Главный герой каждого рассказа сталкивался с моральной дилеммой, и испытуемому предлагалось разрешить эту дилемму. Колберга не только интересовали предлагавшиеся в ответах испытуемых конкретные решения, сколько обоснование этих решений. Вот одна из дилемм, ставшая классической.

В Европе одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Существовало только одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Таким лекарством был препарат радия, открытый недавно местным аптекарем. Изготовление лекарства стоило очень дорого, но аптекарь назначил цену, в 10 раз превосходящую его себестоимость. Он платил 200 долларов за радий и требовал 2000 долларов за небольшую дозу лекарства. Муж больной женщины, которого звали Хайнц, обошел всех знакомых, чтобы раздобыть денег, но смог собрать только 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил аптекаря снизить цену или разрешить заплатить оставшуюся сумму позже. Но аптекарь ответил: «Нет, я открыл это лекарство и хочу сделать на этом деньги». Хайнц пришел в отчаяние. Ночью он сломал в аптеке замок и выкрал это лекарство для своей жены.



 

Испытуемого спрашивали: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превосходящую реальную стоимость лекарства? Почему?», «Что хуже – позволить человеку умереть или украсть ради спасения жизни? Почему?».

То, как представители различных возрастных групп отвечали на подобные вопросы, подтолкнуло Колберга к предположению, что в развитии моральных рассуждений можно выделить ряд стадий. Он определил 3 основных уровня моральных суждений и разделил их на 6 стадий. Его теория нашла подтверждение в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики, по крайней мере в западных странах, обычно проходят через эти стадии именно так, как предсказывает теория.



 

Стадии морального развития по Л. Колбергу

Стадия Характер рассуждений
Уровень 1. Предконвенциональный (основанный на наказаниях и вознаграждениях)
1-ая стадия. Ориентация на избежание наказаний и послушание Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания
2-ая стадия. Наивный инструментальный гедонизм Нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личных выгод
Уровень 2. Конвенциональный (основанный на социальной конформности)
3-я стадия. Мораль «пай-мальчика», ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны других людей.
4-я стадия. Мораль, поддерживающая власть и закон Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины
Уровень 3. Постконвенциональный (основанный на моральных принципах)
5-я стадия. Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона Нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния
6-я стадия. Мораль, ориентированная на законы свободной совести Нужно следовать универсальным этическим принципам

 

 

Итак, согласно Колбергу, на предконвенциональном уровне развития морального сознания индивид ориентируется только на последствия своих действий, на конвенциональном уровне уже идет ориентация на нормы, а на постконвенциональном уровне сами нормы оцениваются в свете принципов.



 

6.БИРРЕН,КРАЙГ,КВИН И ПРОЧИЕ

мини- психологи

 

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

На сегодняшний день, к сожалению, не существу­ет единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки созда­ния возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вмес­те с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также бли­зость некоторых из них между собой.

1) В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выде­ляются восемь фазжизненного развития человека.

Первая фаза — младенчество,охватывает период до 2 лет.

Вторая фаза — предшкольный возраст,от 2до 5лет.

Третья фаза — детство, 5 — 12лет.

Четвертая фаза — юность, 12-17лет.

Пятая фаза — ранняя взрослость, 17-25лет.

Шестая фаза — зрелость, 25-50лет.

Седьмая фаза — поздняя зрелость, 50-75лет.

Восьмая фаза — старость,от 75 лет и далее.

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой клас­сификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение вто­рой фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Бир­рена, но является достаточно распространенным явлением (например, Bromley D., 1966; Люблин­ская А., 1959; и др.). Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д. И. Фельдштейн, так же как и Б. Г. Ананьев, обра­щает внимание на некорректность построения пери­одизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации — по возрасту (младен­чество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дош­кольный, школьный и т. д.).

2) В классификации Д. Бромлея (Bromley D., 1966) выделяются пять цикловразвития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этомкаж­дый цикл в свою очередь подразделяется на несколь­ко стадий.

Цикл «детство»охватывает три стадии; младен­чество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное дет­ство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное дет­ство (от 5 лет до 11-13 лет).

Цикл «юность»подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

Цикл «взрослость»состоит из трех стадий: ран­няя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «ста­рость»начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болез­ней и умирания.

3) В классификации Э. Эриксона выделяются следу­ющие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

1. от рождения до 1 года (младенчество, или ораль­но-сенсорная стадия),

2. от 1года до 3 лет (раннее детство, или мышечно…. стадия),

3. от 3до 6лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия),

4. от 6до 12лет (школьный возраст, или латентная стадия),

5. от 12до 19лет (подростковый и юношеский воз­раст),

6. от 20до 25лет (ранняя зрелость),

7. от 26до 64лет (средняя зрелость),

8. от 65лет (поздняя зрелость).

4) В одной из распространенных современных меж­дународных классификаций (Квинн В., 2000) выде­ляются следующие возрастные этапы:

1. младенческий возраст— от рождения до 3 лет,

2. раннее детство —от 3до 6лет, детство —от 6до 12лет,

3. подростковый (юношеский) возраст —от 12до 18 лет,

4. молодость —от 18до 40лет,

5. зрелый возраст —от 40до 65лет,

6. пожилой возраст— от 65 лет.

5) В современном фундаментальном издании по пси­хологии развития Г. Крайг (Craig G., 1996, 2000) при­водится периодизация хотя и близкая к вышеуказан­ной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь вы­деляются следующие возрастные этапы:

1. младенческий возраст— от рождения до 2 лет,

2. раннее детство —от 2до 6лет,

3. среднее детство —от 6до 12лет,

4. подростковый и юношеский возраст —от 12до 19 лет,

Ранняя взрослость — от 20 до 40 лет,

Средняя взрослость — от 40 до 60 лет,

7. поздняя взрослость— от 60 лет и далее.

Поскольку нам необходимо придерживаться в этой книге какой-то определенной периодизации, прове­дем краткий сравнительно-сопоставительный анализ. Какой же возраст скрывается за всеми этими слова­ми — младенчество, детство, подростковый период ит. д., насколько близки или далеки друг от друга раз­личные классификации?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.