Стадии Возраст Характеристика поведения
МОНТЕССОРИ
Взгляд Монтессори на природу ребенка.
Какова же точка зрения Монтессори на природу ребенка? Взрослый и ребенок - два кардинально различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям. У ребенка сила воли и самообладание еще не развиты, он живет в среде, созданной взрослыми, и цель его жизни и работы - в нем самом, в ПОСТРОЕНИИ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, исходя из своего внутреннего потенциала. По мнению Монтесори , ребенок обладает такими особенностями психического развития, как ВПИТЫВАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ и ВОЗРАСТНАЯ СЕНЗИТИВНОСТЬ. В его развитии она заметила определенные закономерности, отраженные в предложенной ею ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ. Каковы же в этой связи задачи взрослого?. Однако основная задача взрослого - СОЗДАТЬ СРЕДУ, подходящую для СВОБОДНОГО и ПОЛНОЦЕННОГО развития ребенка. Среда должна давать детям возможность ВЫБОРА самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Особенно важно помогать и сотрудничать с позиции творения, а не Творца.
Впитывающее мышление
Монтессори отмечает, что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названной ею “ВПИТЫВАЮЩИМ МЫШЛЕНИЕМ”.
Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно.
Мышление ребенка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на “хорошие” и “плохие”, “полезные” и “бесполезные” и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления.
В процессе развития разум ребенка постепенно трансформируется в разум взрослого. Становясь сознательным существом, “человеком разумным”, ребенок теряет уникальную способность мышления естественно и без усилий абсорбировать знания о внешнем мире. “Он бессознательно вбирает в себя все и постепенно переходит от бессознательного к сознательному по пути, полному радости и любви”, - пишет Монтессори.
Сензитивные периоды
Наиболее полная характеристика сензитивных периодов развития ребенка дана в одном из поздних трудов Монтессори - книге “Секрет детства”. Голландский ученый Хуго де Фриз открыл периоды повышенной чувствительности и восприимчивости у животных, а Монтессори, по ее словам, удалось констатировать такие “сензитивные периоды” в развитии детей и сделать их полезными для целей воспитания.
.
Вот как характеризует Монтессори сензитивные периоды. Это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии, т.е. в детском возрасте живых существ. На эти основополагающие стадии развития взрослый НЕ В СОСТОЯНИИ НИКАК ПОВЛИЯТЬ ИЗВНЕ. Но если у ребенка не было возможности действовать в соответствии с директивами своих периодов особой чувствительности, то он упустил удобный случай естественным образом приобрести определенную способность; и этот случай УПУЩЕН НАВСЕГДА.
Сензитивные периоды служат для того, чтобы ребенок имел возможность приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Они проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован его внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определенных психических свойств и процессов. Если попытаться развить некоторую способность ребенка вне рамок соответствующего сензитивного периода, результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или же не достигнут вообще.
Сензитивные периоды являются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ, т.е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий и т. п. Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Тем не менее, имеются примерные среднестатистические границы различных сензитивных периодов. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется медленным началом, этапом максимальной интенсивности и постепенным спадом соответствующей восприимчивости.
К основным сензитивным периодам относятся: сензитивный период развития речи (0-6 лет); сензитивный период восприятия порядка (0-3); сензитивный период сенсорного развития (О-около 5,5); сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-2,5); сензитивный период развития движений и действий (1-4); сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6). Характеристика каждого из этих периодов дана в работах Монтессори.
Сензитивный период развития речи- первые два года ребенок овладевает родной устной речью.Сензитивный период развития порядка.В это время малыши требуют вокруг себя порядка.Родители не понимают поведения ребенка ,потому как он перекладывает,включает и выключает свет ,когда ему захочется.Поддерживая этот период он становится прочным навыком в развитии ребенка.Сензитивный период сенсорного развития - происходит развитие всех органов чувств.Детям в этот рериод важно рисовать и руками и ногами. Сензитивный пероид интереса к маленьким предметам—нужно развивать моторику.Cензитивный рериод развития движений –если этот период прошел в другой среде,например в животной,в будущем человек не научится двигаться как остальные.Сензитивный период ссоциального развития---формирование навыков взаимодействияяя,основ этикета,понимание социально й системы и культуры человека.
Возрастная периодизация
Периодизация детского развития, предложенная Монтессори, представляет собой пример гуманитарного подхода в науке. Возрастные рамки периодизации ограничены первыми 18 годами жизни человека, причем речь идет не о биологическом, а о психологическом возрасте, которые могут не совпадать друг с другом'.
В процессе развития ребенка Монтессори выделяет три фазы: от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет.
ПЕРВАЯ ФАЗА (0- 6) характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.Ребенок “решает” внутреннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, “ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ КАМЕРТОНОМ”, сверхчувствительным резонатором эмоций родителей главным образом матери. Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.
Ребенок в возрасте от 3 до 6 лет является “СТРОИТЕЛЕМ САМОГО СЕБЯ”. На это время приходятся фазы максимальной интенсивности ряда сензитивных периодов его развития - сенсорного, двигательного, речевого, социального. Наиболее подходящими условиями для развития ребенка в этом возрасте является специально организованная “педагогизированная” среда детского сада
Вторая фаза (6-12) - глобальная ориентация развития ребенка - связана с поиском им места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной индивидуальной роли. В сознании ребенка формируется более или менее адекватный, структурированный и осмысленный образ мира, образ самого себя и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 6 до 9 лет в условиях свободной реализации познавательной деятельности является “ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ”, Постепенно он приходит к мысли, что нет необходимости каждый раз начинать свое исследование какого-либо явления “с нуля”, а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, достижениями предшествующих поколений. Этот возраст можно назвать, таким образом, возрастом “РЕБЕНКА-УЧЕНОГО”.
Третья фаза развития (12-18) характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиск в нем своего места. В возрасте от 12 до 15 лет молодой человек находит возможность усилить свои познавательные способности, привлекая для этого людей, объединенных общей целью, другими словами, организацию людей. Согласно возрастной периодизации Монтессори, он называется “УЧАСТНИКОМ ОРГАНИЗАЦИИ”. Человек в возрасте от 15 до 18 лет является активным “СОЦИАЛЬНЫМ УЧАСТНИКОМ”, который может трудиться неполный рабочий день, а в свободное время занят профессиональной подготовкой в колледжах, университетах. Это возраст начала профессиональной карьеры.
2.Стадии когнитивного развития по Пиаже
Стадии Возраст Характеристика поведения
1.СенсомоторнаяОт рождения Младенцы познают мир только посредством
до 1,5-2 лет различных действий: рассматривание, хватание,
сосание, кусания, жевание и др.
Стадии развития, сенсомоторного интеллекта:
1. от 0 до 1 месяца - Упражнение рефлексов: сосание, хватание, смотрение, слушание
2. от 1 до 4 месяцев - Адаптация основных сенсорных и моторных структур (например, сосание различных предметов)
3. от 4 до 8 месяцев - Развитие стратегий продлевания интересных впечатлений
4. от 8 до 12 месяцев - Действия становятся более преднамеренными; возможен недолгий поиск спрятанных предметов.
5. от 12 до 18 месяцев - Активное исследование методом проб и ошибок (маленький ученый.).
6. от 18 до 24 месяцев - Мысленное представление действия перед его совершением; изобретение новых способов достижения цели путем умственных комбинаций.
2.Дооперациональнаяот 2-7 лет Маленькие дети формируют понятия и пользуются
символами, такими как язык, для сообщения этих
понятий окружающим. Эти понятия ограничены
их личным (эгоцентрическим), непосредственным
опытом. Тут дети имеют очень ограниченные, иногда
магические представления о причинах и следствиях
и испытывают трудности при классификации
объектов или событий.
Дооперациональная стадия: - допонятийная стадия: (2-4 лет)
- интуитивная стадия: (5-7).
3.Конкретных операций от 7-11,12 Дети начинают мыслить логически, классифицир.
объекты по нескольким признакам и оперировать
математическими понятиями (при условии
применения этих операций к конкретным объектам
или событиям). На этой стадии дети достигают
понимания сохранения.
4.Формальных операцийс 12 или Подростки способны провести анализ решения
позже логических задач как конкретного, так и абстрактного
содержания: они могут систематически обдумывать
все возможности, строить планы на будущее или
вспоминать прошлое и рассуждать по аналогии и
метафорически.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|