Сделай Сам Свою Работу на 5

Пошаговое описание метода





Кластер

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.

Пошаговое описание метода

1. В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение)

2. Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.

3. По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).

4. Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Советы преподавателю

1. Записывайте все идеи учащихся

2. Не судите о качестве идей (не комментируйте)

3. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо

4. Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.

5. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.

6. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.



Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).


Знаю / Хочу узнать / Узнал (З/Х/У)

З/Х/У – один из видов графических организаторов, позволяющий провести исследовательскую работу по какой-либо теме.

Таблица З/Х/У

Что мы знаем по данной теме? Что хотели бы узнать? Что мы узнали?

Цель: подготовка к восприятию и осмыслению новой информации.

Пошаговое описание метода

1. Вывешиваем подготовленную на ватмане таблицу З/Х/У.

2. Проводим мозговой штурм по избранной теме.

3. Используя метод блиц-опроса, заполняем графу «Что мы знаем по данной теме».

4. Таким же путем заполняем графу «Что хотели бы узнать».

5. Предлагаем раздаточный материал, содержащий основные положения по избранной теме (т.е. ответы на поставленные вопросы)

6. После ознакомления с предложенной информацией (10-12 мин) возвращаемся к графе («Что хотели бы узнать»), определяем, на какие вопросы найдены ответы и записываем в графу «Узнали».



7. В эту же графу заносим новую информацию, не предусмотренную учащимися в колонке «Что хотели бы узнать».

8. Далее выясняем, насколько верными оказались знания учащихся в графе «Что мы знаем».

Советы преподавателю

1. Если метод проводится впервые, рекомендуем написать на доске (листе бумаги) следующие ограничения (для занятия, рассчитанного на 80 мин.).

2. мозговой штурм - 6 мин.

3. блиц-опрос - 4 мин.

4. ознакомление с раздаточным материалом - 10-12 мин.

1. обсуждение и заполнение таблицы З/Х/У - 15 мин.

1. С новой информацией можно ознакомить учащихся традиционной лекцией (15-20 мин.).

2. Если вопросы из колонки («Что хотели бы узнать» остались без ответа, обсудите (сами рекомендуйте), куда учащиеся могут обратиться для получение ответов.

3. После обретения определенных навыков данный метод можно будет проводить в малых группах автономно.


Диаграмма Венна

Диаграмма Венна – один из видов графических организаторов, позволяющий провести анализ и синтез при рассмотрении двух и более предметов, (явлений, фактов, понятий). Строится на двух и более пересекающихся кругах.

Цель: формирование умений и навыков выявления различных и общих черт при сопоставлении двух или более явлений, понятий.

Пошаговое описание метода

1. Учащиеся (в парах) заполняют два круга, в каждом из которых перечисляются характерные черты двух понятий (предметов, явлений).

2. Объединяем учащихся в малые группы (по 4-5 чел.), чтобы сравнить диаграммы и дополнить их.

3. Учащимся в малых группах предлагаем выявить общие черты этих понятий (предметов, явлений)



4. Представитель одной из групп зачитывает характерные черты одного и другого понятия. Другие при необходимости дополняют.

5. Представитель другой группы зачитывает черты, объединяющие два понятия (общее). Другие при необходимости предлагают свои варианты.

Советы преподавателю

1. Шаги 4,5 можно проводить в виде презентаций малых групп.

2. Диаграмму, состоящую из трех пересекающихся кругов, следует использовать после того, как учащиеся хорошо усвоили работу по заполнению диаграммы, состоящей из 2-х кругов, т.е. рекомендуем идти от простого к сложному.

Двухчастный дневник

Двухчастный дневник – педагогический прием, развивающий письменную речь. Дает возможность исследовать текст, письменно выразить свое понимание прочитанного, увязав с личным опытом.

Цель:

· вызвать интерес к изучаемой теме.

· развить навыки письменной речи.

Пошаговое описание метода

· Предлагаем учащимся подготовленный текст для прочтения.

· Убедившись, что все ознакомились с текстом, просим разделить тетрадный лист вертикальной чертой на две части.

· Далее предлагаем учащимся слева записать цитаты (идеи, мысли) автора, которые понравились (или не понравились, озадачили).

· Справа учащийся записывает комментарий к цитате (тезису) автора, т.е. обосновывает свой выбор и понимание прочитанного.

· По завершении этой части задания предлагаем учащимся (добровольно) зачитать цитаты (по одной) и свои комментарии к ним. По ходу ознакомления можно задавать вопросы либо предлагать свой вариант комментария на ту или иную цитату.

· Далее учащиеся могут поработать в парах (в тройках, малых группах), обсудить услышанное и отметить то, что понравилось в работах партнеров.

Советы преподавателю

· Вы можете заранее оговорить количество цитат (2-3), все зависит от характера, объема текста.

· При этом текст, безусловно, необходимо увязывать с вузовской (школьной) программой.

· Можно предложить учащимся отразить свои размышления (после обсуждения) в сочинении или аргументированном эссе.

В поисках автора

«В поисках автора» - педагогический метод, позволяющий определить уровень собственных знаний, которые станут почвой для восприятия нового материала.

Цель:

· обеспечить интерес к теме занятия;

· создать условия для вовлечения всех учащихся в активную деятельность на занятии.

Пошаговое описание метода

· Предлагаем учащимся прочитать незнакомый текст (отрывок из произведения), оговорив время.

· Пока учащиеся знакомятся с текстом, преподаватель вывешивает на доске ватман с вопросами (вопросы прикрыты листом бумаги), справа от него ватман для записи вариантов ответов и слева – ватман с правильными ответами (ответы также прикрыты листом бумаги)

· Убедившись, что все ознакомились с текстом, предлагаем (добровольно) ответить на следующие вопросы: Вам понравился текст? Какие чувства вызвал текст? О чем хотел сказать автор?

· Далее учащиеся отвечают на поочередно открываемые преподавателем вопросы:

· В каком веке написан текст?

· Автор мужчина или женщина?

· Национальность автора?

· Образование?

· Каково семейное положение автора?

· Возраст автора?

· Для кого написан текст?

· Специальность, профессия автора?

· Кто автор?

Варианты ответов на данные вопросы записываем на ватмане, спрашивая дополнительно, почему так думаете, чем подтвердите догадку и т.п.

5. Если автор текста не найден, то облегчите задачу, поочередно открывая заготовленные правильные ответы (кроме ответа на последний вопрос)

6. Если и в этом случае автор не назван, сообщайте дополнительную информацию о нем, пока кто-нибудь не назовет имя автора.

Советы преподавателю

· Для четкости и организованности рекомендуем следующую процессуально-временную схему, имея в виду 80 мин занятие:

· Чтение текста - 8 – 10 м.

· Блиц-опрос - 2 – 3 м.

· Запись предполагаемых ответов с возможной мотивацией - 15 – 20 м.

· Сужение круга предполагаемых авторов пошаговым знакомством с правильными ответами - 5 – 6 м.

· При подборе текста ориентироваться на школьную (вузовскую) программу.

· Объем текста: не более 1 машинописного листа.

Конечно, преподаватель может варьировать временем, количеством и последовательностью вопросов. Главное – соблюдение основных частей процедуры. Аргументированное эссе

Аргументированное эссе – один из видов исследовательской работы, позволяющий рассмотреть определенную проблему с разных точек зрения.

Цель: выработка умений и навыков четкого и обоснованного изложения своей позиции.

Советы преподавателю

· Прежде чем предложить учащимся написать аргументированное эссе, следует ознакомить их с основными положениями четырех ее частей: введения, презентации тезиса, ожидания возражения и вывода.

· В предваряющей подготовительной части необходимо определить: какие сведения включить, на кого ссылаться, как интерпретировать факты, какую методологию избрать.

· Во введении использовать два момента:

1.Вводное утверждение (знакомство с темой, ее предыстория, цель исследования) с использованием известных приемов (необычное высказывание, интересная цитата, удивительные статистические данные и т.п.)

2.Тезисное утверждение, являющееся, в сущности, тем положением, которое предстоит аргументировать. (при этом указать, какие стороны и в каком объеме необходимы доводы).

· Презентация тезиса – основная часть эссе, в котором излагаются доводы в пользу избранной позиции. Наиболее распространенный способ – утверждения (заявление) и далее факты в качестве обоснования. Можно и наоборот: вначале перечень фактов, а затем вывод, следствие (заявление).

· Ожидание возражений. Думается тезисное утверждение будет убедительней, если предусмотреть аргументы противоположного заявления, дав ему критический анализ. Далее предложить компромиссное решение, в чем-то уступив противоположному мнению.

· Вывод. Эта часть эссе должна показать разумность и обоснованность выбранной позиции. Для достижения этой цели в заключительной части эссе следует:

· 1.обобщить главные пункты заявления с доказательствами и примерами;

· 2.заново сформулировать тезис, чтобы подчеркнуть его значение (можно дословно повторить формулировку либо перефразировать);

· 3.обсудить перспективу основного тезиса;

· 4.показать практическую значимость;

· 5.поставить вопросы, которые помогут взглянуть на тему с новой точки зрения.

Кубики

· Кубики – метод, позволяющий рассмотреть ту или иную тему с имеющихся перспектив. Используется с различными подсказками для мышления.

· Кубики – 15-20 см – 6 подсказок:

· Опишите это.

· Сравните это.

· Дайте ассоциацию этому.

· Проанализируйте это.

· Примените это.

· Дайте аргументы за или против этого.

Пошаговое описание метода

1. Задается тема. Затем учащимся предлагается всесторонне подумать о ней, т.е. подробно рассмотреть предмет (образ, явление) так, как они видят его: цвет, форму, черты, признаки и т.д.

2. Далее учащиеся последовательно письменно выполняют следующие задания:

· Опишите это (т.е. опишите внешние, очевидные признаки предмета, явления)

· Сравните это (т.е. на что похоже это, от чего и чем отличается)

· Дайте ассоциацию (т.е. о чем он заставляет подумать, какие образы, сравнения приходят на ум. Дайте волю воображению и посмотрите, с чем ассоциируется это по принципу сходства или различия)

· Проанализируйте это (т.е. выявите характерные признаки, черты предмета, явления)

· Примените это (т.е. как можно это использовать, как и когда можно применить знание этого предмета, образа, явления)

· Приведите аргументы за или против (т.е. необходимо не только сформулировать, но и найти убедительные доводы за или против этого)

3. После выполнения этой письменной работы учащиеся делятся своими ответами по каждой стороне этого кубика, читая партнеру (если это работа в парах) либо группе (если это работа в малых группах).

4. Добровольно зачитываются ответы от пары или всей группы.

Советы преподавателю:

· Для учащихся начальных классов можно рассматривать какие-то три стороны в зависимости от темы и от группы, формулируя задания доступными словами:

o Как это выглядит? (опишите)

o На что это похоже и от чего отличается (сравните)

o О чем еще можно подумать (дайте ассоциацию)

o Из чего это сделано (проанализируйте)

o Как это можно использовать (примените)

o Это хорошо или плохо (аргументируйте за или против)

· В работе с кубиком нужно соблюдать порядок (скажем, литературные герои описываются по вопросам после прочтения произведений)

· «Кубики» можно использовать на стадии рефлексии.

· Тему следует подбирать тщательно, убедившись, что учащиеся имеют определенные знания.

· Во время работы с кубиком учащиеся не должны мешать друг другу.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множество идей на заданную тему. Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических.

Цель: использовать силу малой группы для генерирования идей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.