Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы определения С-витаминной недостаточности.





Тема: «Витаминная ценность пищевых продуктов.

Профилактика витаминной недостаточности».

 

Саратов – 2011

 

Тема: Витаминная ценность пищевых продуктов. Профилактика витаминной недостаточности.

 

1. Место проведения: центр практических навыков гигиены МПФ.

2. Продолжительность: 4 часов (из них самостоятельная аудиторная работа 90 минут).

 

3. Цель занятия:

1. Ознакомиться с гигиеническим значением витаминной ценности продуктов питания и основными источниками поступления водо- и жирорастворимых витаминов в организм человека и способами сохранности их в продуктах питания.

2. Изучить механизм развития, диагностику А-гиповитаминозного и А-гипервитаминозного состояния.

3. Научится методикам оценки С- и А-витаминной недостаточности.

4. Научится методике определения витамина С йодиметрическим методом в различных продуктах питания (картофель, капуста и др.)

5. Определить С-витаминную недостаточность методом эндотелиальной пробы (капиллярной).

6. Определить А-гиповитаминозное состояние при помощи адаптометра АДМ.

7. Уметь дать оценку адекватности питания по витаминному составу.



 

4. Мотивационная характеристика занятия:

Витамины – низкомолекулярные соединения органической природы, несинтезируемые в организме человека, поступающие с пищей, не обладающие энергетическими и пластическими свойствами, проявляющие биологическое действие в малых дозах.

Классфикация витаминов:

· водорастворимые (В1-тиамин, В2-рибофлавин, РР-никотиновая кислота, В6-пиридоксин, В12-цианокобаломин, фолиевая кислота, В3-пантотеновая кислота, Н-биотин, С-аскорбиновая кислота).

· жирорастворимые (А-ритинол, провитамин А-каротин, Д-эргокальцеферол, Е-токоферол, К-филлохинон).

· Выделяется также группа витаминоподобных соединений (В15-пангамовая кислота, Н1-парааминобензойная кислота, В13-оротовая кислота, В4-холин, В8-инозит, полиненасыщенные жирные кислоты).

Водорастворимые витамины учавствуют в структуре и функции ферментов, осуществляют свою коферментную роль (экзимовитамины).

Жирорастворимые витамины не обладают коферментными свойствами (за исключением витамина К), они входят в структуру мембранных систем (гормоновитамины).



Потребность в витаминах зависит от возраста, пола, характера труда, бытовых условий, физиологического состояния организма, пищевой и калорийной ценности питания и т.п. Определение потребности в витаминах должно проводиться дифференцированно и только в отношении строго однородных групп населения. Потребность в витаминах должна удовлетворяться за счет продуктов питания и потребляемой пищи.

 

5.В результате занятия

Студент должен знать: биологическую роль водо- и жирорастворимых витаминов, причины и проявления витаминной недостаточности.

Студент должен уметь: определять содержание витаминов в продуктах питания (на примере витамина С) и оценивать гиповитаминозное состояние организма (на примере С- и А-гиповитаминозов).

Студент должен ознакомиться:с нормами физиологических потребностей людей в витаминах, основными продуктами – источниками их содержащими.

6. Графологические схемы, таблицы по данной теме, учебные элементы по данной теме:

План работы.

1) Познакомиться с понятием, классификацией, структурой, физико – химическими свойствами, биологическим действием витаминов.

· Ознакомиться с гигиеническим значением витаминной ценности продуктов питания.

· Познакомиться с основными источниками водорастворимых витаминов и способами их сохранности в продуктах питания.

· Изучить потребность в водорастворимых витаминах в зависимости от климатических условий, условий труда и возрастной принадлежности.

· Изучить механизм развития, диагностику А-гипо- и гипервитаминозных состояний.



· Познакомиться с методами определения С-витаминной недостаточности.

· Провести определение С-витаминной недостаточности методом капиллярной пробы.

· Провести определение содержания аскорбиновой кислоты йодометрическим методом в различных продуктах питания.

· Составить письменное заключение по содержанию аскорбиновой кислоты в продуктах питания и гигиенические рекомендации по коррекции С–гиповитаминозного состояния.

2) Изучить продукты, богатые жирорастворимыми витаминами.

· Ознакомиться с факторами влияющими на сохранность жирорастворимых витаминов в продуктах питания.

· Определить факторы, изменяющие суточную потребность в жирорастворимых витаминах.

· Изучить механизм развития, диагностику и коррекцию А-гиповитаминозного состояния.

· Определить А-гиповитаминозное состояние при помощи ориентировочного исследования световой чувствительности (адаптометр АДМ).

· Составление письменного заключения по выявлению А-гиповитаминозного состояния.

 

 

Важная роль в обмене веществ принадлежит аскорбиновой кислоте. Степень обеспечения организма витамином С существенно влияет на его реактивность, защитные механизмы, сопротивляемость к инфекциям, устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды.

Витамин С в природных условиях встречается в трех формах – в виде аскорбиновой кислоты, дегидроаскорбиновой кислоты и аскорбиногена. По биологической и С-витаминной активности аскорбиген обладает половинной активностью – аскорбиновой кислоты.

Витамин С отличается особенностями, выделяющими его из группы водорастворимых витаминов:

1. Отсутствие в биологическом действии коферментных функций, т.е. отсутствие ферментной системы, в которую витамин С входил бы в качестве специфического, целенаправленного, структурного компонента данного фермента.

2. Витамин С постоянно входит в акоферментную, белковую часть ферментных систем, и таким образом участвуют в синтезе белковой части всех ферментов, чем и объясняется широкий спектр его биологического действия.

3. Неспособность эндогенного синтеза витамина С в организме человека.

Источниками витамина С в основном является зелень, овощи, плоды и ягоды. В зимнее время в основном является капуста (квашенная и свежая) картофель, а также брюква, зеленый горошек консервированные помидоры.

Витамин С является очень неустойчивым витамином. Он легко разрушается при доступе кислорода воздуха, особенно при нагревании, в присутствии солей тяжелых металлов (медь, железо), в щелочной среде. Кислая среда способствует лучшей сохранности витамин С, поэтому в кислых первых блюдах (борщ, щи) он сохраняется дольше чем в супах, реакция которых близка к нейтральной. Отдельные пищевые продукты (крахмал, крупа, мука, яйца, сахар) оказывают стабилизирующее действие на аскорбиновую кислоту в процессе обработки и при хранении готовых блюд.

Потребность в витамине С зависит от характера работы, возраста, физиологического состояния. Для взрослого человека при средней затрате труда необходимо в сутки не менее 70 мг витамин С.

Недостаточность аскорбиновой кислоты в организме развивается: на почве недостаточного поступления с пищей; в результате нарушения всасывания (эндогенного) при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, поджелудочной железы.

При полном отсутствии в пищевом рационе витамин С развивается цинга (как правило на фоне белковой недостаточности). Гиповитаминозные состояния протекают чаще всего скрыто и не имеют собственного симптомокомплекса, а осложняются и развиваются на фоне другого патологического процесса.

Учитывая общую важность витамина С для организма, его большую неустойчивость при приготовлении пищи, необходимо проводить систематический лабораторный контроль за фактическим содержанием витамина С в рационе (йодометрическим методом или упрощенным методом с реактивом Тильманса, а также знать методы определения С-витаминной недостаточности.

 

Методы определения С-витаминной недостаточности.

· Проба нагрузок.

· Эпителиальная или капиллярная проба.

· Внутрикожная проба.

Все методы определения С-витаминной недостаточности должны применяться комплексно и сопровождаться тщательным врачебным наблюдением (массовое исследование однородных по полу, возрасту ироду деятельности коллективов, находящихся на регламентированном питании). Методы годны лишь для групповой оценки питания коллектива в отношении обеспечения рациона витамином С. В качестве контроля при проведении этих проб целесообразно пользоваться определением витамина в крови. Физиологической нормой витамина С в крови принято считать 0,7 – 1,0 мг %.

 

Проба нагрузок.

Современный метод нагрузок основан на следующих экспериментально доказанных данных:

1. Человек ежедневно с суточной порцией мочи выделяет 20 – 50 мг аскорбиновой кислоты.

2. При полном или частичном выключении из пищи витамина С выделение его уменьшается или прекращается. Последнее происходит не сразу, а постепенно, что указывает на наличие в тканях некоторого резерва витамина С.

3. При приеме человеком внутрь массивных доз аскорбиновой кислоты (200-300 мг), ее концентрация в моче резко повышается. Это явление наблюдается у детей, получавших с пищей достаточное количество аскорбиновой кислоты и не встречается, если диета содержала мало витамина С.

4. Организм считается «насыщенным» витамином С с момента, когда в порции мочи, взятой через 4 – 7 часов после приема витамина, находим не менее 15 – 20 мг аскорбиновой кислоты. День, когда концентрация аскорбиновой кислоты в моче достигает 15 – 20 мг%, покажет момент «насыщения», который должен наступить (в норме) не позднее 4 суток от начала нагрузки.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.