Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация познавательной деятельности детей на уроках (занятиях)





Одним их важных компонентов педагогической деятельности является создание условий для развития познавательных возможностей детей. Особую актуальность эта сторона педагогической деятельности приобретает в работе с детьми, отстающими в умственном развитии. Поэтому одним из вариантов выполнения задания по анализу педагогической деятельности является наблюдение за деятельностью педагога с целью выявления особенностей организации познавательной деятельности детей.

Для характеристики познавательной деятельности детей необходимо посещения нескольких уроков (занятий). Наблюдение проводится с целью получения ответов на следующие вопросы:

1. Как педагогом создаются установки на восприятие нового материала?

2.Какие приемы актуализации полученных ранее знаний применяются педагогом? 3.На какие типы памяти учащихся преимущественно опирается педагог? Условия для развития каких типов памяти создаются на уроке (занятии)?

4.Как влияет педагог на внимание детей в начале урока (занятия)?

5.Всегда ли темп урока(занятия) был оптимальным для поддержания внимания детей? 6.Можно ли сказать, что речь педагога была достаточно последовательной и выразительной для поддержания внимания?



7.Как было организовано внимание детей при использовании средств наглядности?

8.Реализовал ли педагог приемы поддержания внимания в течение урока (занятия): интригующее вступление, новизна наглядных пособий, чередование приемов учебной работы и т.п.?

9. Каковы были дисциплинирующие воздействия педагога в отношении отвлекающихся детей (пауза, пристальный взгляд, неожиданный вопрос, замечания и т.п.)?

10.Каково соотношение непроизвольного и произвольного внимания детей в различных фрагментах урока (занятия)? Можно ли определенно назвать факторы, снижавшие внимание детей?

11.Можно ли сказать, что организация мышления детей путем постановки познавательных задач была одной из целей урока (занятия)?

12.Создавалась ли проблемная ситуация в начале овладения детьми новым материалом?

13.Побуждал ли педагог к формулировке задачи самих детей?

14.Как часто педагог стимулирует детей к осмыслению пройденного и нового материала?



15.Соответствовала ли трудность учебного материала уровню развития детей? 16.Реализовал ли педагог в ходе объяснения какие-либо логические приемы (аналогия, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и др.) и побуждал ли детей к использованию этих приемов?

17. Как формировались новые понятия? развивает ли педагог у детей умение выводить следствие из общей закономерности?

18.Использует ли он для этого схемы, пиктограммы, таблицы?

19.Обращает ли педагог внимание на содержащиеся в ответах ребенка противоречия?

20.Как учитываются педагогом индивидуальные особенности мыслительной деятельности детей на уроке (занятии)?

После посещения нескольких уроков (занятий) одного педагога, студент составляет отчет об организации познавательной деятельности детей на уроке (занятии).

Для психологического анализа могут быть также выбраны развлекательные и спортивные мероприятия как в группе, так и в целом в детском саду. В результате студент-практикант представляет тематику проанализированных мероприятий или занятий (не менее 3-х), описывает их цели, задачи, отмечает психологическую атмосферу при проведении, стиль общения педагога и ребенка, достижение педагогом поставленных целей

 

ЗАДАНИЕ 5.

Посещение, групповых и индивидуальных психодиагностических, психопрофилактических и коррекционно-развивающих занятий с целью ознакомления с формами и методами работы педагога-психолога с детьми.

Выполнение задания отражается в отчете в форме краткого анализа: вид, тема, участники, реализация коррекционно-развивающих задач, используемые методы и приемы, результативность и пр. Представляется анализ не менее трех занятий.



 

ЗАДАНИЕ № 6.

Посещение консультаций педагога-психолога (с разрешения клиентов) с целью ознакомления с формами и методами консультативной работы педагога-психолога с воспитателями и родителями.

Выполнение задания отражается в форме отчета о посещенных (или проведенных самостоятельно консультациях (не менее 2-х) по установленной форме.

 

Отчет о консультациях

Дата и время проведения консультации

Консультируемый (педагог, родитель, учащийся и др.)

Повод обращения

Проблема

Краткое содержание и результат консультации

Консультант (педагог-психолог, студент-практикант)

 

ЗАДАНИЕ № 7.

Посещение методических семинаров, родительских собраний, в которых принимает участие педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения с целью ознакомления с формами и методами психологического просвещения.

Выполнение задания отражается в форме отчета о посещенном им мероприятии (не менее 1), указывает его тематику, направленность, контингент участников, тематику выступления психолога.

 

ЗАДАНИЕ № 8.

Составление истории развития ребенка. Данное задание является центральным для психолого-педагогической практики студентов 4 курса.

Выполнение задания отражается в форме подборки материалов. Студент-практикант подробно отражает в истории развития ребенка биологические и социальные факторы, существенно влияющие на ход развития ребенка, являющиеся возможной причиной отклонений в развитии. Особое внимание обращается на сбор сведений о динамике развития ребенка, проявление различных симптомов на определенных возрастных этапах. Получение этих сведений возможно от родителей (или лиц их заменяющих), а также от педагогов, длительно взаимодействующих с ребенком и его ближайшим окружением. Анамнез дополняется результатами психологического наблюдения и экспериментально-психологического изучения, выполненного студентом, и оформляется в виде психологического заключения. При составлении истории развития ребенка по возможности учитываются все виды помощи, оказанной ему. Составляется также программа дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В период психолого-педагогической практики студент реализует элементы намеченной программы.

 

ЗАДАНИЕ № 9.

Составление психолого-педагогической характеристики класса. Данное задание является центральным для психолого-педагогической практики студентов 4 курса.

Выполнение задания отражается в форме подборки материалов, согласно следующему плану.

 

Схема психолого-педагогической характеристики класса

 

1. Общие сведения о классе

Школа № класс

Всего учащихся мальчиков девочек

Возраст учащихся

Прибывшие из массовых школ

Дети-сироты

Дети-инвалиды

2. Состав класса по диагнозу

3. Состав класса по этиологии

4. Состав класса по структуре дефекта

5. Социальная характеристика семей учащихся

6. Особенности учебной деятельности и успеваемости учащихся

- успеваемость по основным предметам за предыдущий и текущий учебный год

- второгодники

- учащиеся, занимающиеся по индивидуальной программе

- учащиеся, обучающиеся на дому

Общая характеристика учебной мотивации учащихся.

Общая характеристика учебных интересов учащихся.

Учащиеся с отличной и хорошей успеваемостью

Основные причины слабой успеваемости

7. Взаимоотношения в ученическом коллективе

Социометрическая структура класса (лидеры, принятые, отвергаемые), характеристика микрогрупп.

Дружеские отношения в классе.

Конфликтные отношения между учащимися

 

8. Взаимоотношения с педагогами, воспитателями

Классный руководитель и его роль в формировании коллектива класса

Основные формы и методы работы классного руководителя

Отношение учащихся класса к педагогам

Конфликты с педагогами и способы их разрешения

9. Заключение

 

Общие выводы.

Перспективы учебно-воспитательной и психолого-педагогической работы с классом.

 

ЗАДАНИЕ № 10.

Проведение открытых мероприятий с приглашением методиста (и руководителя) психологической практики.

Выполнение задания отражается в представленных студентом развернутых конспектах, планах, сценариях открытых мероприятий (не менее 3-х), с приложением раздаточного и демонстрационного материала, видео-, фото-материалов. Педагог-психолог и методист выставляют оценку за каждое открытое мероприятие в дневнике практики.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.