Сделай Сам Свою Работу на 5

Категории речевого взаимодействия





ЗАДАНИЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (ГРУППА 4 СП)

 

 

ЗДАНИЕ 1.

Знакомство с основными направлениями и спецификой работы образовательного учреждения.

Выполнение задания отражается в визитной карточке учреждения, которая включает перечень целей и задач образовательного учреждения, его структуры, контингента воспитанников, материальных ресурсов и др.

 

ЗАДАНИЕ 2.

Ознакомление с рабочим местом педагога-психолога образовательного учреждения

Выполнение задания отражается в плане-схеме кабинета и описании его в соответствии со следующим критериями:

· наличие отдельного кабинета;

· общая характеристика кабинета;

· планировка помещения (зоны профессионального взаимодействия, оснащение мебелью, дизайн, особенности интерьера);

· наличие необходимых технических средств;

· наличие систематизированных диагностико-коррекционных и методических материалов;

· наличие документации, позволяющей фиксировать и контролировать наиболее значимую для работы информацию.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Знакомство с группой (классом) образовательного учреждения.

Выполнение задания отражается в составлении списка группы (класса) с указанием возраста каждого ребенка, основного и сопутствующих диагнозов, служащих основой для зачисления ребенка в специальное образовательное учреждение, краткую психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, составленную на основании собственных наблюдений и бесед с воспитателями и педагогами. Студент также прикладывает режим дня и расписание занятий (уроков).



 

ЗАДАНИЕ 4.

Посещение уроков, занятий с целью наблюдения и анализа психологических аспектов педагогической деятельности.

Выполнение задания отражается в форме психолого-педагогического анализа урока (занятия), анализа педагогического общения с детьми в свободной деятельности, анализа категорий взаимодействия педагога с детьми на уроке (по выбору студента).

Студент может провести полный психолого-педагогический анализ урока (занятия), в соответствии со схемой, принятой в данном образовательном учреждении. Возможно также проведение анализа отдельных психологических составляющих педагогической деятельности. Примерные схемы анализа приводятся ниже:



 

Анализ особенностей общения воспитателя с детьми в свободной деятельности

 

Анализ проводится на основе наблюдение за воспитателем в разных видах свободной деятельности по схеме (Схема анализа разработана на основе критериев, выделенный Т. А. Репиной, Л. Н. Башлаковой)*:

I. Эмоциональное отношение воспитателей к детям.

1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.

2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта.

3. При общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерны нестабильность, ситуативность его поведения.

4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.

II. Оценочное отношение воспитателей к детям

(какие оценки детей преобладают).

1. По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился).

2. По модальности (положительные, отрицательные).



3. По форме (похвала, одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, возмущение, упрек, порицание, пристыживание, недоумение).

4. По характеру (общие, дифференцированные).

III. ребования воспитателя к детям.

 

1. По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные).

2. По форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные).

3. По модальности (положительные, отрицательные).

4. По виду (приказ, указание, распоряжение, совет - предложение, опосредованное требование, просьба, намек).

IV. Вопросы воспитателя к детям.

1. По содержанию (деловые, личностные).

2.По характеру (констатирующие, проблемные, организационно-дисциплинирующие).

Отмечают также педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность высказываний воспитателя, учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей, анализируют ситуации при выборе определенного вида воздействия. На основании этого делают выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия.

 

Анализ педагогического общения на занятии

Для анализа взаимодействия педагога на занятиях с детьми дошкольного возраста рекомендуем использовать систему анализа речевого взаимодействия Н. Фландерса в модификации Т.И. Чирковой*.

На занятиях речь воспитателя занимает большую часть времени, она пронизывает все структурные части учебной деятельности, начиная от постановки целей и задач до оценки результатов учебного процесса. Вербальное взаимодействие имеет огромное значение в обучении ребенка, поскольку язык осуществляет передачу культуры. Речь воспитателя – основное средство приобщить детей к способам человеческого мышления, и очень важно, чтобы речевое общение осуществлялось на достаточном для таких целей уровне.

 

Категории речевого взаимодействия

Реакция педагога на действия детей

1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятии: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны в мягкой форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания.

2. Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения, одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление.

3. Принятие и использование высказываний детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их дополнение и уточнение. Если воспитатель переходит к изложению новой информации, следует перейти к категории 5

Собственная инициатива педагога

4. Задавание вопросов в целях получения от ребенка ответа:

4а) вопросы методически целесообразные;

4б) вопросы методически нецелесообразные.

К данной категории не относятся вопросы, вкоторых выражается неодобрение (категория 7), например: «Ну, долго тебя еще ждать?»

5. Рассказ, сообщение информации.

6. Распоряжения приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться:

6а) указания, необходимые в данной ситуации, сделанные в спокойной форме;

6б) указания нецелесообразные, сделанные в резкой категоричной форме.

7. Критические замечания. Цель – пресечь, изменить действия ребенка; отрицательная оценка ответов. Язвительные замечания, недовольные жесты, гневные взгляды.

Разговор детей

8. Ответы ребенка на вопросы педагога.

9. Высказывания ребенка по собственной инициативе; ребенок задает вопрос, подводит к новой теме разговора; выходит за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество.

 

10. Молчание, замешательство, паузы; высказывания, смысл которых остается неясным наблюдателю.

Речевое общение педагога с детьми на занятии может быть записано в форме протокола наблюдения (Примерный образец протокола содержится в Приложении 4.). В начале указывается вид занятия (предмет), группа, дата, время, фамилия имя отчество педагога, № детского сада. В протоколе фиксируются все речевые высказывания педагога и детей, отнесенные к различным категориям. В отдельных случаях указываются поводы, вызвавшие то или иное высказывание. При анализе может быть использована количественная обработка. Подсчитывается количество высказываний, отнесенных к той или иной категории.

Качественный анализ можно проделать несколькими способами в зависимости от целей наблюдения: первый способ – посмотреть, как категории сменяются во временной последовательности на занятии – в начале, середине, в конце. При этом фиксация категорий должна идти с разбивкой по времени. С помощью этого способа хорошо просматривается педагогическое мастерство. Если мы видим сочетание категорий 1, 5, 4, 8, 9, 3, 9, 2, то это говорит о поддержке педагогом детской познавательной активности, о предоставлении возможности детям проявлять собственную инициативу на занятиях. Если в протоколе наблюдения за 9 категорией следует 6 или 7 категории, то это означает, что педагог подавляет проявление детской активности, либо старается не замечать ее. Засилье однообразных вариантов взаимодействия типа 5 – 4 – 8 , характеризует формальность, стереотипность ведения учебного занятия с детьми. Первый способ анализа позволяет выявить тип деятельности детей на занятии, позицию педагога и его отношение к проявлению детской инициативы на занятии. Второй способ анализа позволяет выявить удельный вес речевой активности педагога и детей на занятии. Считается оптимальным соотношение 2 : 3 (2 – речевая активность педагога, 3 – речевая активность детей).

Соотношение использования различных категорий позволяет сделать вывод о стиле педагогического общения на занятиях. Для авторитарного стиля общения характерно в основном использование категорий 4, 5, 6, 7. В речевой активности детей проявляется только 8 категория. Для демократического стиля общения характерно использование 1, 2, 3, 4, 5 категорий. В активности детей преобладают 8 и 9 категории и их удельный вес больше, чем речевая активность педагога. Либерально-попустительский стиль общения характеризуется неустойчивостью использованиявсех категорий. Кроме того, для такого стиля характерно частое появление 10 категории. Встречается резкий переход от 7 ко 2 категории.

При использовании методик наблюдения за деятельностью педагога необходимо соблюдать следующие условия:

1. Прежде чем проводить наблюдение общения педагога с детьми, необходимо детально ознакомить педагога с этим методом и только после этого, получив согласие и желание самого педагога, проводить хронометраж и наблюдение. Желательно неоднократное проведение наблюдения на нескольких занятиях.

2. Анализ и обсуждение результатов наблюдения проводить совместно с педагогом.

3. При анализе категорий взаимодействия придерживаться принципов гуманистического воспитания и развивающего обучения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.