Лекция 1. Введение в методику преподавания психологии (2ч.)
Методика преподавания психологии
Для специальностей № 030301 «Психология»
№030302 «Клиническая психология»
Направления № 030300 «Психология»
Форма обучения: очная и заочная
Барнаул – 2007
Авторы – составители: к. пс. н., доцент Татьяна Викторовна Дубинина
к. пс. н., доцент Елена Леонидовна Горлова
Рецензенты: - д.с.н., зав. каф. общей и прикладной психологии, декан факультета психологии и философии Людмила Денисовна Демина;
к. пс. н., доцент каф. социальной и клинической психологии Наталья Анатольевна Лужбина.
Рассмотрено и утверждено на заседании Ученого Совета ФПФ
Протокол № ___ от « 30 » __марта__ 2007г.
Аннотация
Дисциплина «Методика преподавания психологии» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин при подготовке психологов и читается студентам факультета психологии и философии АлтГУ, обучающимся по специальностям № 030301 «Психология», № 030302 «Клиническая психология» и по направлению №030300 «Психология».
УМК определяет приоритеты в общеметодологическом и методическом подходах преподавания психологии, а также специфику построения курсов и проведения занятий в разных аудиториях, с различной целевой направленностью.
Введение
Курс «Методика преподавания психологии» является общепрофессиональной дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности № 030301 «Психология» и 030302 «Клиническая психология». Данная дисциплина преподается на четвертом курсе, общее количество часов согласно ГОС ВПО 120 часов, из них 60 - аудиторной работы (30 часов лекций и 30 часов семинарских занятий, приближенных по своему характеру к практическим); 60 – самостоятельной работы. В конце семестра предусмотрен экзамен.
Учебно-методический комплекс включает в себя рабочую учебную программу и материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации. В программном содержании представлено тематическое содержание трех основных разделов:
1) Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.
2) Методологические и методические основы построения психологического образования.
3) Специфика и функции различных форм учебной работы в преподавании психологии.
Рабочая учебная программа
Цели и задачи
Предмет курса – специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины.
Основная его цель – создавать условия для формирования системы знаний и умений, необходимых для самостоятельного построения учебных курсов, программ, планов занятий в области преподавания психологии для различных аудиторий – ученической, студенческой разных лет, уровней и форм обучения, специалистов смежных профессий, родительской, учительской, медицинской и др.
.Для этого необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть понятия педагогической системы и образовательной программы;
· выявить специфику содержания психологии как гуманитарной дисциплины и цели обучения психологии;
· определить разнообразие содержания этого обучения, его форм и методов;
· изучить проблемы и закономерности процесса обучения у взрослых;
· освоить систему активных методов преподавания психологии;
· разобрать методику отбора и построения содержания обучения в соответствии с целями, задачами обучения, возрастом обучающихся;
· определить особенности преподавания психологии в системе повышения квалификации.
Преподавание психологии имеет ряд особенностей, связанных со спецификой содержания научных знаний. В настоящее время в психологии существует ряд равноправных, в одинаковой мере имеющих фундаментальные теоретические основания и действенное практическое приложение школ и направлений. Выстроить между этими школами какую-либо иерархию невозможно. Вся психологическая реальность может быть осмыслена и описана с точки зрения любой из этих школ. Предмет психологии настолько многомерен и неоднозначен, что представляется в принципе маловероятным развитие в сторону большей унификации, приведения теорий и школ к некому общему знаменателю. Напротив, по мере развития психологии возникают все новые ее отрасли и направления.
Психолог, преподающий свой предмет, разделяет в большей или меньшей степени взгляды и подходы какой-либо из этих школ, каждая из которых является только одним из направлений психологии, рядоположенным другим. Поэтому преподавание психологических дисциплин оказывается довольно трудным делом с точки зрения профессиональной этики и требует широкого, методологически осмысленного подхода к выбору содержания курса.
Психолог должен быть готов к преподаванию психологических дисциплин в различных аудиториях: для школьников профильных и непрофильных классов, для студентов психологических факультетов и студентов других специальностей, в учебном плане которых имеется психология; для специалистов-психологов и представителей профессиональной сферы «человек-человек» (медиков, педагогов, логопедов, дефектологов, служащих, управляющих работников и т.д.), для родителей, а также для интересующихся психологией людей. Это разнообразие – отражение еще одной стороны психологии: она нужна людям множества специальностей и непосредственно интересна людям. Вместе с тем психологические знания не всегда являются нейтральными и безопасными для неспециалистов. Нередко люди, поверхностно познакомившиеся с каким-либо разделом знаний по психологии, особенно с той или другой конкретной диагностической методикой, начинают непрофессионально их использовать, интерпретируя полученные результаты на уровне имеющихся у них житейских представлений. Такое некорректное использование психологического материала нередко наносит значительный вред как самому доморощенному «психологу», так и тем, кому он ставит диагнозы и дает советы. Все это диктует определенные требования к преподавателю, который дает те или иные психологические знания в различных аудиториях.
Наконец, для того, чтобы осмысленно строить курсы по психологии, надо заново пересмотреть фундаментальные закономерности процесса обучения. Необходимо хорошо различать, что в каждом конкретном случае является целью обучения, а что используемым для этого средством, какие из имеющихся средств лучше соответствуют той или иной цели, каковы критерии достижения этой цели.
Все эти аспекты преподавания психологии и определяют содержание настоящей программы. Курс специально разработан для обучения студентов ФПФ в рамках его учебных планов, в неразрывной связи с другими преподаваемыми дисциплинами.
Требования к уровню освоения программы и формы контроля
В результате обучения в рамках данного курса студенты должны знать:
· основные цели, содержание и методы обучения психологии;
· особенности психологии, как учебного предмета и ее место в современной системе образования;
· основные этапы процесса обучения, их признаки, критерии отработанности того или другого этапа и возможности перехода к следующему;
· закономерности формирования истинных научных понятий, их отличие от житейских понятий, взаимное влияние первых и вторых;
· роль житейских понятий при обучении научной психологии;
· основы коммуникативной культуры преподавателя;
· психологические особенности преподавания психологии разным возрастам и социальным категориям слушателей;
· принципы построения курсов разного характера: ознакомительных, курсов-погружений, спецкурсов, тренингов, курсов практик и др.;
· основные принципы организации контроля эффективности учебных курсов;
· характеристики и возможности разных видов учебных занятий: лекций, семинаров, коллоквиумов, практик, деловых и проблемных игр, тренингов, учебных конференций и симпозиумов.
Студенты должны уметь:
· выделять в каждом конкретном случае цели психологического курса (ознакомление с новой областью, овладение конкретными знаниями и/или умениями, развитие новой способности, применение и закрепление имеющихся знаний и умений, расширение профессионального сознания, переосмысление имеющихся знаний и/или умений, др.);
· анализировать способы взаимодействия преподавателя с аудиторией;
· осуществлять таксономию учебных задач и владеть стратегиями управления познавательной деятельностью в курсе психологии;
· строить проекты учебных курсов и их элементов (лекций, деловых и проблемных игр, тренингов, семинаров, практик, других учебных форм), а также проекты целостных образовательных программ в области психологии в соответствии с выделенной целью;
· находить критерии достижения поставленной цели обучения;
· организовывать контроль эффективности обучения по выделенным критериям.
Обучение проводится на лекциях и семинарских занятиях. Это связано с тем, что результатом данного курса должно стать приобретение студентами не только знаний, но и реальных умений и способностей (таких, как умение кратко и емко формулировать свои мысли, ставить острые, дискуссионные вопросы, быстро ориентироваться в новой информации и т.д.).
Формы контроля
Текущая аттестациястудентов осуществляется на семинарских и практических занятиях. Контроль усвоения знаний и умений производится путем оценки выполнения студентами практических работ — составления планов-проектов психологических курсов и их отдельных элементов — лекций, семинаров, деловых и проблемных игр, тренингов.
Промежуточная аттестациястудентов проводится в середине семестра текущего учебного года. В качестве средств аттестации используются открыто-показательные занятия.
Итоговая аттестацияпроводится на основе результатов выполнения практических заданий в течение всего периода обучения и результатов курсового экзамена.
Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
№
п/п
| Наименование разделов
| Всего ауд. часов
| аудиторные занятия
(к-во часов)
| Самостоятельная работа
| лекции
| семин.
| лабор.
| | Раздел 1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.
|
| | | |
| 1.
| Введение в методику преподавания психологии.
| |
|
| |
| 2.
| История преподавания психологии в высшей и средней школе.
| |
|
| |
| 3.
| Современное психологическое образование.
| |
|
| |
| 4.
| Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений.
| |
|
|
|
|
| Раздел 2. Методологические и методические основы построения психологического образования.
|
| | | |
| 5.
| Методология и методика в гуманитарном образовании.
| |
|
|
|
| 6.
| Основы коммуникативной культуры преподавателя.
| |
|
| |
| 7.
| Этапы процесса обучения.
| |
|
| |
| 8.
| Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе.
| |
|
| |
| 9.
| Раздел 3. Специфика и функции различных форм учебной работы в преподавании психологии.
|
| | | |
| 10.
| Различные учебные формы в рамках психологических курсов.
| |
|
| |
| 11.
| Лекционная форма работы.
| |
|
| |
| 12.
| Специфика построения и проведения семинарского занятия.
| |
|
| |
| 13.
| Особенности проведения лабораторных и практических занятий.
| |
|
| |
| 14.
| Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы.
| |
|
| |
| 15.
| Психологические тренинги.
| |
|
| |
| 16.
| Различные виды и формы контроля усвоения учебного материала.
| |
|
| |
|
| Итого:
|
|
|
| |
|
Учебно-тематический план курса для студентов заочной формы обучения
№
| Наименование разделов
| Всего ауд. часов
| аудиторные занятия
(к-во часов)
| Самостоятельная работа
| лекции
| семин.
| лабор.
| | Раздел 1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.
|
| | | |
| 1.
| Введение в методику преподавания психологии.
| |
|
| |
| 2.
| История преподавания психологии в высшей и средней школе.
| |
|
| |
| 3.
| Современное психологическое образование.
| |
|
| |
| 4.
| Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений.
| |
|
|
|
|
| Раздел 2. Методологические и методические основы построения психологического образования.
|
| | | |
| 5.
| Методология и методика в гуманитарном образовании.
| |
|
|
|
| 6.
| Основы коммуникативной культуры преподавателя.
| |
|
| |
| 7.
| Этапы процесса обучения.
| |
|
| |
| 8.
| Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе.
| |
|
| |
|
| Раздел 3. Специфика и функции различных форм учебной работы в преподавании психологии.
|
| | | |
| 9.
| Различные учебные формы в рамках психологических курсов.
| |
|
| |
|
| Итого:
|
|
|
| |
|
Содержание программы (по разделам)
Раздел 1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.
Введение в методику преподавания психологии. Место методики преподавания психологии как учебного предмета в системе высшего психологического образования. Методика преподавания психологии как отрасль знания. Цели, задачи, ожидаемые результаты преподавания курса. Государственный образовательный стандарт как основа построения учебного курса.
История преподавания психологии в высшей и средней школе. Преподавание психологии в 18-19 веках как общеобразовательной дисциплины. Преподавание психологии в первой половине 20 века в подготовке профессиональных психологов. Преподавание психологии во второй половине 20 века. Становление Московской и Ленинградской психологических школ. История преподавания психологии в средней школе. Особенности преподавания психологии как гуманитарной дисциплины.
Современное психологическое образование. Выдающиеся Учителя психологии в России (творчество в науке и преподавании). Основные тенденции развития современного психологического образования. Преемственность в развитии методологических подходов в психологической науке и в практике преподавания. Методология научного исследования в неклассической психологии. Базовое психологическое образование. Последипломное психологическое образование. Обучение психологии в средних учебных заведениях.
Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений.
Образование как многоаспектный феномен. Образовательная система – цели, формы и методы, содержание обучения; участники образовательного процесса. Парадигмальные установки современного образования.Анализ документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях общего образования, регулирующих реализацию профессиональных образовательных программ в ССУЗе и Вузе. Послевузовское профессиональное образование в России. Цели преподавания психологии. Основные образовательные программы. Учебный план и программы преподавания психологии в учреждениях общего и профессионального образования.
Раздел 2. Методологические и методические основы построения психологического образования.
Методология и методика в гуманитарном образовании. Три логики построения обучения: онтогенеза; историогенеза; науки. Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии (принцип развития, единства сознания и деятельности, детерминизма, системного подхода). Разнообразие психологических курсов. Специфика их построения. Таксономия учебных задач в преподавании психологических курсов (таксономия Д. Толлингеровой). Личностно – ориентированный подход в современном психологическом образовании.
Преподавания психологии с точки зрения предмета; цели; возраста учащихся; мотивации обучения; специфики аудитории; образовательного стандарта общего и профессионального образования. Анализ стандартов и программ по психологии для различных звеньев образования (ДОУ, начальная школа, средние и старшие классы, ВУЗ). Проектирование программы одной из общепрофессиональных дисциплин по специальности 030301 «Психология».
Факторы мотивации обучения: актуальность материала для слушателя, наличие запроса, работа в русле смыслового контекста слушателя; обаяние личности и педагогическое мастерство преподавателя; привлекательность предмета обучения (содержательная, ролевая).
Основы коммуникативной культуры преподавателя
Психологические установки преподавателя и конкретные техники построения взаимодействия с аудиторией. Техники ведения беседы с аудиторией и конкретным слушателем: игнорирование; эгоцентризм; выспрашивание; поддакивание; парафраз; вербализация речи партнера с указанием на актуальное состояние собеседника; вербализация речи партнера с использованием интерпретации его сообщения (использование ложной интерпретации как частный вариант техники). Условия оптимального использования данных техник во взаимодействии с аудиторией. Условия применения этих техник, снижающих эффективность взаимодействия с аудиторией. Проблемы построения обучающей дискуссии. Анализ взаимодействия в процессе обучения.
Этапы процесса обучения. Этап погружения. Построение структуры курса в зависимости от наличия или отсутствия у слушателей пройденного этапа погружения относительно данного учебного содержания. Специфика этапа погружения в зависимости от характера предмета курса и цели обучения (теоретической, практической, широкой, специальной и т.д.). Критерии отработанности этапа погружения. Овладение. Этап овладения в структуре различных курсов. Овладение теоретическим и практическим учебным материалом. Творческое использование. Творческое использование изученного в рамках одного курса и целостных образовательных программ. Построение образовательных программ с расчетом на использование в учебных курсах изученного ранее материала.
Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе.
Прямое и косвенное обучение в высшей школе. Особенности и функции прямого и косвенного обучения. Учебные задачи, решаемые с помощью прямого и косвенного обучения. Взаимодополнительность этих видов обучения. Использование прямого и косвенного обучения в преподавании психологии.
Реактивное и спонтанное обучение в высшей школе. Особенности и функции реактивного и спонтанного обучения. Учебные задачи, решаемые в рамках реактивного и спонтанного обучения. Взаимодополнительность этих видов обучения. Использование реактивного и спонтанного обучения при преподавании психологии.
Раздел 3. Специфика и функции различных форм учебной работы при преподавании психологии
Различные учебные формы в рамках психологических курсов
Особенности и функции учебных форм работы ВУЗа: лекция, семинар, практика, деловые и проблемные игры, психологические тренинги, коллоквиумы, учебные конференции, симпозиумы. Использование учебных форм при конструировании курсов. Различные варианты структуры учебных курсов, в зависимости от их предмета и цели.
Лекционная форма работы.
Специфика и функции лекции. Учебные задачи, решаемые с помощью лекционной формы. Невозможность решения многих учебных задач в форме лекции. Место лекций в преподавании психологических курсов. Использование лекционной работы при построении психологических образовательных программ.
Специфика построения и проведения семинарского занятия.
Специфика и функции учебного семинара. Учебные задачи, разрешаемые в форме семинара. Учебные задачи, которые трудно разрешить в форме семинара. Место семинарских занятий при преподавании психологических курсов. Использование семинарских занятий при построении психологических образовательных программ.
Особенности проведения лабораторных и практических занятий.
Специфика и функции практического занятия. Различные виды практических занятий в психологических образовательных программах. Учебные задачи, решаемые в форме практических занятий. Мастерская — новая учебная форма для проведения практических занятий в рамках психологических образовательных программ. Деловые игры в преподавании психологических курсов и при построении психологических образовательных программ.
Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы.
Специфика и функции учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов. Учебные задачи, решаемые с помощью этих форм учебной работы. Место учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов при преподавании психологических курсов и при построении учебных программ.
Психологические тренинги.
Специфика и функции психологических тренингов. Различные виды психологических тренингов. Учебные задачи, решаемые с помощью психологических тренингов. Место психологических тренингов в преподавании психологических курсов и при построении психологических образовательных программ.
Различные виды и формы контроля усвоения учебного материала.
Различные виды форм контроля, их специфика и функции. Контроль преподавателя и самоконтроль слушателя в процессе обучения. Соответствие форм контроля и оценки предмету и целям курса. Рейтинговая система оценивания в системе психологического образования. Использование различных форм контроля в процессе преподавания психологических курсов. Требования к конструированию тестового суждения.
Содержание программы (по видам занятий)
Лекции
Лекция 1. Введение в методику преподавания психологии (2ч.)
1) Место методики преподавания психологии как учебного предмета в системе высшего психологического образования
2) Методика преподавания психологии как отрасль знания
3) Цели, задачи, ожидаемые результаты преподавания курса
4) Государственный образовательный стандарт как основа построения учебного курса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|