Сделай Сам Свою Работу на 5

Сохань Ирина Владимировна, доцент кафедры прикладной политологии НИУ Высшая Школа Экономики - Санкт-Петербург





 

Аннотация:

 

В этой работе мы постараемся обосновать политическую стабильность одного из последних тоталитарных режимов современности - Корейской Народной Демократической Республики, через призму метафизической сущности тоталитаризма, аксиологической и насильственной его основы.

 

Abstract:

 

In this paper we try to justify the political stability of one of the last totalitarian regimes of modernity - the Democratic People's Republic of Korea, through the prism of the metaphysical essence of totalitarianism and its axiological and forcible foundations.

 

Ключевые слова:

 

тоталитаризм, КНДР, аксиология, метафизическая сущность, насилие

Keywords:

 

totalitarianism, North Korea, axiology, metaphysical essence, violence

 

УДК 32:1

Наша работа посвящена исследованию одного из самых важных концептов, стоящих между понятий нравственной и моральной легитимации власти, то есть на пересечении предметных полей политической и моральной философии [1, C. 5]. Мы говорим о понятии тоталитаризма или тоталитарного государства, которое будет анализироваться на примере одного из самых жёстких с политической точки зрения режимов современного мира – Корейской Народной Демократической Республики.

Режим КНДР остаётся одним из последних тоталитарных режимов современности, именно поэтому несомненный интерес вызывает анализ причин его устойчивости в мире, где политика основывается на совершенно иных (а иногда и диаметрально противоположных) концептах политической власти. Мы будем рассматривать северокорейский режим с нескольких позиций: с позиции авторитарного лидера, наделившего себя полномочиями народа, с позиции механизмов устойчивости государства тотального контроля и с позиции граждан страны (они же подданные для тирана), которые лишаются возможности воздействовать на политические процессы по причине своего же собственного принудительно-безинициативного типа политического участия [3, C. 21].



Но прежде всего, необходимо сказать о том, какие причины и события могут привести к установлению тоталитарного режима в государстве. «Тоталитарный режим чаще возникает в кризисных ситуациях - послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жёсткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность» [3, C. 22]. Иными словами, любой резкий провал в политике, экономике или войне может привести к слому традиционных установок общества. В этой ситуации люди находятся в состоянии вакуума и по своей природе требуют поддержки и защиты от внешних опасностей со стороны более сильного объединяющего актора. В качестве такой поддержки выступает «сильная рука государства», которая под маской добродетельного защитника прав своих граждан узурпирует власть и впоследствии начинает представлять даже большую угрозу для их телесности и духовности, чем внешний мир. Подобная власть быстро эволюционирует в деспотизм, который понимается как опека, как насильственное осуществление блага опекаемого [9, C. 116]. Таким образом, под тоталитаризмом мы понимаем такую форму отношения общества и власти, при которой государственная власть берет под свой полный контроль социум, и образует с ним единое целое – тоталитарное общество [8, C. 35].



Следует отметить, что Корея пережила именно такой период резкого скачка вниз, то есть, краха традиционной системы управления обществом со стороны государственной машины и переворота во взаимоотношениях между самими людьми. После поражения Японии во Второй Мировой Войне, Корея перестала быть колонией этой державы, которой являлась с 1910 года. Влияние тягот японской оккупации, последующей войны, разрушений многих городов и тысяч смертей усугубилось насильственным навязыванием идеологических ценностей по обе стороны от 38-ой параллели: извращённой марксистско-ленинистской модели на Севере и агрессивно-капиталистической модели на Юге. Идеологическая чистка и разделение корейского народа на два противоборствующих лагеря привела к разлому и уничтожению единой корейской национальной идентичности, теперь главенствующую роль в поведении и ценностях людей по обе стороны демаркации играла политическая воля их лидеров-марионеток, а не традиционная мораль и этика корейского народа. Именно так возник тот ценностный вакуум, который вскоре был заполнен тотальным государственным контролем, взявшим на себя роль одновременно и отца-объединителя и господина, стоящего над северокорейцами. Итак, мы выделили первое основание установления и стабильности тоталитарного режима в Северной Корее - манипулирование состоянием нужды самих корейцев в сильной руке государства в период кризисной ситуации со стороны марионеточного коммунистического правительства, узурпировавшего власть при военной помощи сверхдержавы.



Но это не может быть единым и единственным основанием, поскольку люди, даже в состоянии физического подчинения и морально-ценностного упадка способны анализировать текущую ситуацию, а, следовательно, видеть, что вариант, выбранный ими, является куда большим злом, чем первоначальное состояние хаоса, при котором, тем не менее, существует возможность оставаться физически и метафизически свободным. Но поскольку ни государственного переворота, ни революции, ни даже простого мятежа в КНДР с 1948 года и до сегодняшних дней так и не произошло, должна быть ещё одна веская причина стабильности этого режима. Такая причина действительно есть - это харизма лидера, находящегося у власти. При харизматичном лидерстве «управление основывается не на законе и традиции, а на случае, но всегда непременно иррационально. Решающее значение для возникновения харизматических, властных отношений в обществе имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее в том или ином политике со стороны его последователей» [6, C. 136]. Учитывая цивилизационный кризис, постигший Корею в 40-50-х годах, совершенно очевидным кажется факт появления такого типа правления в КНДР, поскольку в динамике общественного сознания в условиях событий такого масштаба возрождается иррациональная составляющая, имеющая традиционный элемент — обыденное сознание, в структуре которого большое место занимает харизма [10, C. 65].

Фактический создатель страны Ким Ир Сен был именно лидером харизматического типа. В глазах людей он представлялся храбрым и талантливым полководцем, сражавшимся в партизанском отряде против японских оккупантов и гениальным стратегом, руководившим северокорейскими войсками в Корейской войне 1950-1953 годов. Он же – строитель новой Кореи, восстанавливающейся из пепла после оккупации и войны, строитель заводов, школ, больниц и светлого будущего корейского народа. Интересно, что харизматическое лидерство смешивается здесь с религиозным аспектом: Ким Ир Сен, основавший новую корейскую идеологию «чучхе», воспринимается как великий учитель, пророк, который обладал исключительными качествами и был призван подорвать архаичные и несправедливые социальные порядки и изменить социально-политические нормы, его миссией стало установление новых правил жизненного уклада [6, C. 135]. Именно на этих принципах, на идее «мессии» и «божественного дара» держалась легитимность этого правителя. «Власть в этом обществе «несла свет» истинной идеи, имеющей сакральный и даже религиозный оттенок» [8, C. 35].На этих трёх основаниях – военный лидер, строитель нового общества и сакральная персона, и был построен культ личности Ким Ир Сена, схожий с идеей поклонения вождю в Советском Союзе времён Сталина. Итак, вторым основанием становления тоталитаризма в КНДР является харизматичность лидера-основателя этого государства и вера в его избранность в широких слоях населения.

Но чем же объясняется тот факт, что после смерти Ким Ир Сена вся построенная им система государственной монополии на все сферы жизни общества не рухнула? Известно, что главная слабость харизматического лидерства заключается в том, что эта власть жива лишь до тех пор, пока жив сам лидер. Ответ на этот вопрос лежит в понимании того, чего в действительности хочет достичь политическая власть при тоталитаризме. Её основная цель – это не просто репрезентировать свои ценности и социально-культурные системы, но внедрить эти принципы в систему личности каждого человека для полного контроля над ним [7, C. 28]. Иными словами, тоталитарная власть стремится полностью переделатьчеловека в соответствии с действующими идеологическими установками [4, C. 3].Уже на протяжении 60 лет в Северной Корее работает структурный и прижившийся в повседневной практике механизм культивирования усреднённого гражданина-патриота, следующего положениям чучхе и готового поддержать любое решение правящей Трудовой партии Кореи и вождя нации и, соответственно бороться против политических девиаций в любом виде, а именно осуждать инакомыслящих на партийных собраниях, доносить на них в службы государственной безопасности и в принципе, противостоять любой потенциальной угрозе действующей государственной машине.

Таким образом, инструментами дисциплинирования и контроля являются тотальная пропаганда и такое же тотальное насилие. Официальная пропаганда воздействует на мировоззрение и метафизическую свободу человека, внушая ему идею о непогрешимости и гениальности стоящего над ним вождя (будь то Ким Ир Сен, Ким Чен Ир или Ким Чен Ын), а также проводя хорроризацию общества, то есть, культивируя в человеке экзистенциональный страх посредством создания внутренних и внешних врагов, представляющих угрозу не только государственному строю, но и обществу в целом. Причём этот страх «используются не только как инструмент уничтожения и запугивания врагов, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами» [4, C. 4].Эта политика механизаторски-виртуозно применяется нынешним политическим руководством КНДР. Прежде всего, в качестве традиционного противника воспринимаются Соединённые Штаты Америки и весь Западный мир в целом, которые, по словам официальной пропаганды стремятся саботировать суверенное и бурно развивающееся социалистическое государство [5].Механизм переноса внимания с текущих экономических и социальных проблем дополняется периодической борьбой против внутренних врагов. Самым недавним примером является казнь дяди нынешнего Высшего Руководителя КНДР, руководителя партии, армии и народа Чан Сон Тхэка, которая была направлена, во-первых, на получение окончательной независимости Ким Чен Ыном от структуры по типу регентского совета во главе с Чан Сон Тхэком, а во-вторых, для окончательной легитимации своей суверенной власти в глазах северокорейского народа. Важным фактом является то, что правительственные средства массовой информации провели работу по дискредитации образа ещё недавно популярного политика в краткие сроки и, тем самым, создали дополнительную идеологическую базу для репрессивных мер со стороны главы государства. Наконец, не стоит забывать ещё одну важную функцию пропаганды – это легитимация курса, проводимого нынешним политическим лидером как продолжения курса его великих предшественников. Когда в 1994 году умер Ким Ир Сен, пропаганда стала создавать не менее сакральный и сверхгениальный образ его сына и одновременно преемника [11], тем самым закрепляя важную психологическую особенность всех тоталитарных, традиционных и авторитарных государств – люди верят в то, во что они привыкли верить, то есть в то, что было установлено исторически как закреплённая институционализированная система. Именно поэтому после смерти Ким Чен Ира Ким Чен Ын уже воспринимался в северокорейском обществе как логичный и, более того, необходимый вождь династии, создавшей страну.

Из механизма тотальной идеологической пропаганды вытекает механизм принуждения в виде физического насилия, который призван избавиться от тех немногих граждан, которые пытаются развить свою, независимую от центральной власти инициативу, то есть вырваться из дисциплинирующей и подчиняющей личность и более приземлено – тело, модели взаимодействия «государство-общество». В этом случае «правящей элите тоталитарного государства оказывается выгоднее избавиться от своих наиболее «разумных», самодостаточных сограждан, могущих стать и, как правило, становящихся центрами альтернативных общественных течений» [8, C. 37], поскольку тоталитаризм – это слабый режим, знающий лишь один инструмент противостояния оппозиции и решения конфликтной ситуации – принуждение и уничтожение. Итак, третьим фактором стабильности режима является двойной механизм обезличивания и психологического реконструирования граждан страны при помощи официальной пропаганды и институтов псевдообщественного участия (партия, профсоюзы и прочие объединения, направленные на увеличение эффективности тотального контроля и надзора), а также насильственных методов борьбы против инакомыслящих с целью уничтожения любой потенциальной идейной угрозы действующему режиму.

Из последнего тезиса можно сделать вывод о том, что само общество, а конкретно большинство граждан страны под давлением вышеперечисленных факторов теряют способность к критическому осмыслению и анализу действий политической власти. «Принимая всякое решение, мы опираемся на собственные политические ценности, а также ценности нашего общества, и с их позиции мы оцениваем деятельность правительства или какой-то политической партии» [2, C. 122] - пишет Т. Алексеева. В случае с тоталитарным государством, процесс принятия решения опирается не на ту позицию относительно деятельности действующей власти, которую человек вырабатывает посредством рефлексии, но на идеологическую базу, которая формируется благодаря ежедневному агрессивному влиянию государственной пропаганды. Именно в этом состоит главная основа тоталитаризма – само общество не видит в нём чего-то отталкивающего, а, следовательно, требующего изменений.
Таким образом, на данном этапе развития режима КНДР, политический транзит находится в тупике, поскольку властная элита создала целую сеть воздействия на общественное сознание и, что наиболее важно, вторжения в личное пространство граждан, что является ещё одним ограничивающим фактором участия их в принятии политических решений и в принципе во власти. Граждане КНДР в свою очередь не ппроявляют попыток изменить статус-кво, поскольку считают его единственно верным и безальтернативным, что опять же поддерживается жестокой пропагандой властной машины и её репрессивными действиями. Именно поэтому единственным возможным механизмом смены режима может стать изменение сознания граждан на уровне глубинных основополагающих убеждений, что, являясь сложным и длительным процессом, осложняется демагогической, структурирующей и принудительной силой действующего режима.

Библиографический список:


1. Алексеева Т.А. Предмет политической философии // Полис, 1992 - 7 с.
2. Алексеева Т.А. Что такое политическая философия? // Полития, 2003. С. 119-157.
3. Гаврилов Н.И., Арушанян М.Р. Философский аспект сущности тоталитарного государства // Донецкий государственный университет управления, Донецк – 2011, С. 20-25.
4. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века // Вопросы философии, 1992 - 5 с.
5. КНДР отвергла выводы комиссии ООН о нарушении прав человека в стране // интернет-сайт Риа-Новости [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ria.ru/world/20140217/995351133.html#13927452807583&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration.
6. Кравченко В. И. Харизматическая личность: многообразие понимания // Социологические исследования, 2004. С. 134-137.
7. Михайличенко А.Ю. Философский анализ социально-культурного континуума тоталитарного общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Выпуск 7(23), 2000. С. 24 - 29.
8. Самойлов И.Д. Совершенствование личности и общества в рамках феномена тоталитарной власти // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289).Философия. Социология. Культурология. Вып. 28. С. 35 - 39.
9. Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии, 1992. С. 114 - 127.
10. Швецова Н.А. Феномен харизмы в общественном сознании // Университет им. Некрасова- 2007. С. 65 – 75.
11. Kim Jong-Il élu à la tête du Parti communiste // Radio-Canada nouvelles [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ici. Искра войны. Американские ПРО в Южной Корее

10:09 30 Января, 2016

 


Недавний разговор госсекретаря США Джона Керри и главы китайского МИДа Ван И. прошёл на крайне высоких тонах. Причиной тому – сложные отношения двух вечных врагов – КНДР и Южной Кореи.

В чём суть?

 

С давних пор пошло так, а именно с 1945 года, что Южная Корея развивается под присмотром США, а Северная, в свою очередь, до поры до времени развивалась при помощи СССР. Трения, унаследованные от своих «праотцов», спровоцировали необъявленную холодную войну. Каждое боевое учение той или иной стороны сопровождается прицелом ракетных расчётов и развёрнутыми неподалёку от демилитаризованной зоной солдатами.

 

Американским властям, мягко сказать, не очень нравится активные испытания новейших разработок Северной Кореи по ядерной программе. А Китай наоборот помогает своим соседям: то авиационное топливо продаст, то нефти поставит, то профинансирует тот или иной проект.

 

Союзная Штатам Южная Корея чувствует себя рядом с ядерным КНДР не очень комфортно, что, в принципе, неудивительно.

 

Вот США и отправили своего верного подданного госсекретаря Джима для урегулирования ситуации, а точнее для нажима на Пекин, дабы те пресекли наращивание ядерного потенциала Северной Кореи.

 

Всё ничего, да вот если бы южнокорейский представитель министерства обороны Ким Мин Сок не рассказал о том, что США внутри правительства обсуждают размещение системы ПРО типа THHAD на родине «Самсунга».

 

А вот это уже камень в огород не только Северной Кореи, но и Китайской Народной Республики.

Ядерный потенциал КНДР

 

Северная Корея не только переняла ядерные технологии от своего «красного наставника», но также продолжала развивать их, добиваясь не малых успехов.

 

Четвёртое ядерное испытание, проведённое 6 января, и вот уже на неделе готовятся осуществить следующий пуск, только использовать планируют ракеты дальнего радиуса, которые могут долететь аж до Штатов.

 

Выглядит всё это, как стандартный рост военного прогресса, не более. Но вот социалистический нрав, «буйный» характер и отсутствие каких-либо отношений с американским правительством, уж очень сильно «напрягают» господ из Белого дома.

Интересы Китая

 

Небезызвестный факт, что Китай со своей могучей экономикой, сильной армией и мощнейшим производством также претендует на звание «гегемона», а прогибаться под американские советы – удел слабых.

 

Давить на своего северного союзника КНР не будет, да и смысла в этом никакого нет. А вот вступить в контры с США, чтобы отстоять лидерство в азиатско-тихоокеанском регионе, - это в духе современного, сильного Китая. Но вот понимает ли это Вашингтон? Думаю, да. Ибо намечавшаяся «перезагрузка» в отношениях между «орлом» и «драконом» в конечном итоге обернулась ничем.

 

Так зачем делить родной регион с потенциальным соперником?

Положение Южной Кореи

 

Южная Корея в этой ситуации похожа на вассала ждущего указаний от своего феодала.

 

С одной стороны Сеул не горит желанием начинать гонку вооружений с Северной Кореей (что, несомненно, произойдёт при размещении ПРО).

 

С другой, против увесистого слова из Вашингтона не попрёшь. Если надо будет землю отдать под строения, значит отдадут.

Реалии

 

Северную Корею успешно популяризируют, представляя её псевдодемонический образ в западных СМИ, как избыток тоталитарного режима. Но по своей сути, эта страна всего лишь пытается претендовать на самостоятельность в своём развитие без участия «правильных» стран.

 

В конечном итоге, размещение средств американских ПРО под предлогом защиты союзника, лишь усугубит итак нестабильную обстановку между Пхеньяном и Сеулом.

 

Пхеньян не многозначно заявил о том, что в случае столкновения между ними, юг Корейского полуострова как «ядерный форпост» американцев в азиатско-тихоокеанском регионе, станет первой целью со стороны противников Соединенных Штатов. И сомневаюсь, что рука Ким Чен Ына при нажатие «красной кнопки» дрогнет.

radio-Воинственная риторика, угрозы, провокации, продолжение ядерных испытаний. В Северной Корее, отгородившейся от мира, тоталитарный режим остается верен, этому десятилетиями переходящему по наследству стилю поведения. Чуть позже мы поговорим с нашим гостем, нужно ли воспринимать всерьез последние угрозы. Но сначала напомним о последних событиях.

Северная Корея разорвала последний канал военной связи с южным соседом и объявила, что ядерная война может начаться в любой момент.

Во вторник Пхеньян опубликовал фотографии, на которых лидер страны Ким Чен Ын следит за военными учениями, не уточнив место их проведения, и по каналам государственного телевидения предупредил Совет безопасности ООН, что отныне Корейский полуостров находится в состоянии надвигающейся ядерной войны “из-за провокаций США и их южнокорейских марионеток”.

Северокорейский режим привел свои войска в состояние боевой готовности и сообщил, что нацелил ракеты на американские военные базы в Тихом океане и на североамериканском континенте. Воинственная риторика звучит и от населения Северной Кореи.

“Как решаются эти американские волки в человеческом облике оскорблять наше высшее руководство? Наша армия и наш народ – наготове. Стоит только нашему верховному вождю Ким Чен Ыну отдать приказ, мы сплотимся и уничтожим опорные пункты сил США, сотрем с Земли этих американцев!”- заявляет житель Пхеньяна.

На сегодняшний день северокорейские ракеты угрожают лишь американским базам в Японии и Южной Корее, но Пентагон решил усилить свою противоракетную оборону, разместив к 2017 году 14 дополнительных ракет-перехватчиков на Аляске.

В Вашингтоне угрозы со стороны Пхеньяна восприняли всерьез.

“США полностью способны защитить от нападения КНДР себя и своих союзников. Мы твердо намерены защитить Республику Корея и Японию”,- заявил представитель Госдепа США Патрик Вентрелл.

Этот всплеск воинственности совпадает с третьей годовщиной гибели южнокорейского корвета “Чхонан”. Сеул обвинил Пхеньян в торпедной атаке на свой корабль и гибели 46 моряков. Северная Корея по прежнему отрицает свою причастность к этим событиям, посоветовав президенту Южной Кореи Пак Кын Хе “придержать язык за зубами” в ответ на ее заявление:

“Северная Корея должна отказаться от своего ядерного оружия, ракет, провокаций и угроз и стать ответственным членом международного сообщества. Это единственный способ для ее выживания”.

Третье по счету ядерное испытание, проведенное Пхеньяном в феврале этого года, привело к усилению санкций со стороны ООН и угрозам ответных действий со стороны Пхеньяна.

Софи Дежардан, “Евроньюс”: С нами на связи Жюльетт Морийо, автор ежемесячного журнала, который посвящает свой последний номер ядерной угрозе со стороны Ирана и Северной Кореи. Вы специалист по Корее, жили там. Мы уже привыкли к угрозам северокорейского режима, которые возникают после каждых совместных маневров США и Южной Кореи, но на этот раз это прямые угрозы в отношении Америки, ведь это, что-то новое?

Жюльетт Морийо: Действительно, это новость. Северная Корея уже много лет чередует периоды провокаций с периодами снижения напряженности, когда Корея под давлением Китая соглашается вернуться за стол переговоров с “Шестеркой” об отказе от ядерного оружия на полуострове. Эти периоды чередуются регулярно, но на этот раз, действительно можно сказать, что тон ужесточился. Отчасти это из-за нового руководства. В этом регионе все руководители новые: новая власть в Китае, новый президент в Южной Корее, новый премьер-министр в Японии, и Киму очень важно застолбить свои позиции. Но тон стал жестче также потому, что Ким отлично умеет пользоваться СМИ, и ему очень нужно утвердить свою власть. Поэтому он готов зайти очень далеко, и неизвестно не приведет ли это к прямому столкновению.

“Евроньюс”: Северная Корея находится в полной изоляции на международной сцене. Даже Китай, ее экономический союзник повысил тон и поддержал санкции. Чего добивается режим Ким Чен Ына?

Жюльетт Морийо: В результате для Китая это чрезвычайно беспокойный союзник, который ставит его в крайне неудобное положение. Поэтому Китай хотел бы встать в один ряд с другими нациями, но не может бросить Корею, своего исторического союзника. С другой стороны Корея не подчинится никакому диктату, даже со стороны Китая. Поэтому, я думаю, Китай может вмешаться и, возможно, сгладить резкие действия Ким Чен Ына, но не сможет диктовать что бы то ни было режиму Пхеньяна.

“Евроньюс”: Но чего может добиться Ким Чен Ын своими провокациями?

Жюльетт Морийо: Момент для наращивания провокаций выбран очень удачный. Весна – время всех важнейших для северокорейцев дат. И поскольку лидеру очень важно получить поддержку всего народа, Ким Чен Ын этого и добивается. Ким Чен Ын ведет в отношении остального мира достаточно тонкую политику, используя статус кво в регионе и добиваясь диалога. Когда я говорю о статус кво, я хочу сказать, что никто на самом деле не хочет объединения Кореи. Южная Корея видит пример Германии и не хочет снижения своего уровня жизни. Китаю не нужна объединенная, демократическая Корея с ядерным оружием у его дверей. Япония также не хочет Кореи объединившейся на анти-японских настроениях. Что касается Соединенных Штатов то не стоит забывать, что учитывая рост военной мощи Китая, Америка не хочет отказываться от своих аванпостов, которые сегодня оказались под прицелом. То есть от своих баз на Окинаве, Гуаме, а также в Южной Корее. Так что Ким подогревает эти настроения и разыгрывает этот статус кво в своеобразной международной карточной игре.

Copyright © 2016 euronews

Также о:

 

· Дипломатическая

canada.cСША намерены принять более строгие санкции против Северной Кореи в ответ на потопление южнокорейского судна Cheonan 26 марта 2010 года, предположительно северокорейской подводной лодкой.

Роберт Эйнхорн, специальный советчик Государственного департамента США по ядерной безопасности и военному контролю, недавно заявил в Сеуле, что новые санкции против Северной Кореи будут введены «в течение следующих нескольких недель» после урегулирования правовых и других вопросов.

Несмотря на заявления США о том, что жители Северной Кореи не пострадают, международные санкции уже оказали огромное негативное влияние на развитие страны и её народа. Санкции препятствуют вливанию иностранного капитала в Северную Корею, а также пресекают всякие усилия по предоставлению гуманитарной помощи корейцам.

Возможно, самым тревожным для разработчиков стратегии США является то, что эти санкции всё дальше загоняют Северную Корею под влияние Китая.

В течение шести десятилетий со времен начала Корейской войны 25 июня 1950 года США построили сложную систему ограничений на торговлю, финансирование и инвестиции для Северной Кореи.

Президент Труман наложил полное эмбарго на все виды экспорта в Северную Корею спустя три дня после начала войны, и с тех пор подобные санкции были главной стратегией политики в отношении Северной Кореи.

Многие корейские эксперты считают, что новые запреты и ограничения в очередной раз не достигнут своей цели. В течение 60 лет Вашингтон без устали утверждал, что санкции против Северной Кореи в конце концов способствуют изменению в иностранной и внутренней политике этой страны.

Однако этот подход, как показала практика, имел незначительный эффект. В основном это связано с тем, что Северная Корея компенсирует потери от прекращения торговли с Южной Кореей и Японией увеличением торгового оборота с Китаем.

Безучастная реакция Китая на санкции фактически минимизировала влияние, которое США были намерены оказать на Северную Корею.

Китай сыграл значительную роль в поддержании экономики Пхеньяна. Будучи заинтересованным в обеспечении стабильности Северной Кореи как буфферного государства и увеличении влияния на Корейский полуостров, Китай имеет стратегические интересы в сохранении статуса-кво в Северо-Восточной Азии.

Ущерб северокорейцам

Хотя новые санкции направлены против режима страны, однако они, очевидно, будут иметь и вторичный эффект — дальнейшее ухудшение положения и без того бедного населения.

Финансовые ограничения действительно препятствуют другим странам и компаниям вести торговую деятельность в Северной Корее.

Согласно данным Корейского института международной экономической политики в Сеуле, иностранные инвесторы в основном воздерживаются от потенциально прибыльных проектов в Северной Корее из боязни экономических ограничений со стороны США.

Хотя Северная Корея компенсировала разорванные торговые отношения с Японией и Южной Кореей увеличением торговли с Китаем, всё же способность Пхеньяна поддерживать экономику значительно ослабла.

В 2001 году торговый оборот между Японией и Северной Кореей достигал 1,3 млрд долл. Японский экспорт при этом составлял 1,1 млрд долл., а импорт из Северной Кореи — 226 млн долл. Однако к 2008 году, как раз перед ракетными испытаниями и принятием санкций Совета безопасности ООН, японский импорт товаров из Северной Кореи был полностью остановлен, а экспорт — уменьшился до показателя 7,6 млн долл.

Ключевой игрок: Китай

В то время как Северная Корея теряет своих торговых партнёров и источники гуманитарной помощи, у неё остаётся один мощный друг — Китай. Китай фактически вложил существенные инвестиции в развитие Северной Кореи. С 1995 по 2008 год Китай обеспечил стране наибольшую продовольственную помощь, составляющую 27% от общей оказанной помощи продовольствием.

Однако не только пищей и топливом Китай помогает своему соседу. Китай сотрудничает с международной инвестиционной группой, которую создала Северная Корея для развития портов, железных дорог, легкой промышленности и сельского хозяйства.

В частности, Китай заинтересован в порте Rason с целью получить доступ к стали и углю. Китай уже подписал договор об аренде портовых сооружений Северной Кореи до 2028 года. Глава международного департамента Коммунистической партии Китая Ван Цзяжуй, который посетил Пхеньян в февраля 2010 года, предоставил северокорейцам заём в 10 млрд долл. для развития инфраструктуры, что эквивалентно 70% ВВП Северной Кореи.

Шон Рейн, основатель Группы маркетинговых исследований рынка Китая, недавно писал в своей колонке издания Forbes: «Новые санкции и военно-морские учения в регионе не помогут жителям Северной Кореи и не сделают обстановку на Корейском полуострове безопаснее. В действительности эти действия только укрепят режим Ким Чен Ира и одновременно ещё более ухудшат жизнь северокорейцам».

«Наилучший способ превратить Северную Корею в стабильное и безопасное государство — это делать противоположное тому, что мы занимаемся сейчас. Нам следует отменить наши экономические санкции и инвестировать больше денег в страну», — сказал он.

Кристина Ан и Хаён Ким — обозреватели американской аналитической организации Foreign Policy in Focus («Международная политика в фокусе»), а также члены Национальной кампании за прекращение Корейской войны.

a/nouvelles/02/2039.htm

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.