ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Постановка задач. Задачи занятий должны быть конкретны и ясны. От правильной постановки задач зависит не только стратегия поведения преподавателя, но и выбор средств, методов и даже формы организации занятий.
Каждое действие преподавателя на занятии (двигательное задание ученикам, метод проведения упражнений и т. д.) должно быть мотивировано четко поставленной задачей.
Постановка задачи повышает активность, мобилизует усилия в нужном направлении.
Выбор средств. Основным источником, определяющим содержание занятий гимнастикой в любом звене физкультурного движения (общеобразовательные школы, средние и высшие учебные заведения, ДЮСШ, производственные и ведомственные физкультурные коллективы), являются утвержденные программы. Однако различные условия проведения занятий, которые не могут быть предусмотрены одной общей программой, требуют методической ее расшифровки и в отдельных случаях некоторых дополнений.
Основными средствами занятий по гимнастике являются:
1. Соответствующие контингенту занимающихся программные упражнения.
2. Упражнения, обеспечивающие общую и специальную физическую подготовку занимающихся.
3. Подводящие и специальные дополнительные упражнения, способствующие успешному обучению занимающихся.
4. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности занимающихся.
Плотность занятий.
Общая плотность занятий определяется отношением полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию) в процентах по формуле:
р Т„• юо%
гобщ. Г ,
1 о
где Ро6щ — общая плотность занятия;
Тп — время, использованное на полезную (имеющую прямое отношение к занятию) деятельность, куда входит выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, на переработку наглядной и словесной информации преподавателя;
Т0 — директивное, общее время, отведенное на учебное занятие по расписанию.
В идеале общая плотность занятий должна стремиться к 100%. К снижению плотности занятий приводят следующие причины:
1. Неоправданные простои на занятии: опоздание с началом занятия, несвоевременная подготовка мест занятий и спортивного инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений и т. д.
2. Неподготовленность преподавателя (тренера) к занятию. Непродуманные содержание и организация занятия приводят к естественным в этих случаях паузам. Если преподавателю и удается их избежать, то все равно потеря времени будет неизбежной из-за использования на занятиях случайных (по ходу придуманных), мало эффективных упражнений.
3. Излишняя или малоэффективная словесная информация занимающихся на занятии. Объясняя технику какого-либо упражнения, преподаватель вместо аргументированных пояснений дает полное описание упражнения, несмотря на то, что оно было уже показано. Излишним считается и детализированный рассказ о движении ученикам, только что приступившим к изучению этого упражнения. На этом этапе обучения такой подробный рассказ помимо потери времени может привести к противоположным результатам.
4. Неудовлетворительная дисциплина, занимающихся на заня^ тии. Слабая дисциплина занимающихся приводит, как правило, к нерациональному использованию времени на занятиях из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний и выговоров ученикам, повторений объяснений и т. п.
Моторная плотность. Моторная плотность определяется отношением потраченного времени непосредственно на выполнение упражнений к общему времени занятия (в процентах) по формуле:
р Ту ■ 100%
где Р„от — моторная плотность занятия,
Ту — время, потраченное на выполнение упражнений.
В отличие от общей плотности моторная плотность занятия в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего занятия нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе занятия. Неизбежность этих изменений объясняется прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования на занятии и методами проведения. Например, для подготовительной части занятия подбираются упражнения небольшого энергетического веса, и проводятся они, как правило, фронтально, с незначительными паузами (иногда без пауз) для отдыха. Поэтому подготовительная часть занятия всегда имеет более высокий показатель моторной плотности. В основной части занятия, например, по спортивной гимнастике показатели моторной плот-
ности обычно бывают ниже в связи с применением упражнений более высокого энергетического веса. Причем и внутри этой части занятия показатели моторной плотности могут изменяться в зависимости от вида гимнастического многоборья.
Требовательность к занимающимся. По ходу занятия преподаватель должен постоянно следить за действиями занимающихся, вно сить в них необходимые корректировки, добиваясь максимальном приближения качества выполнения упражнений к уровню, возмож ному при данных условиях.
Проявление высокой требовательности преподавателя (тренера^ к ученикам на занятии повышает его авторитет в глазах учеников, а через него и авторитет предмета. Требовательность преподавателя ученик рассматривает прежде всего как уважение учителя к нему. Рост результатов убеждает занимающегося в важности предмета и доброжелательности тренера.
Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, рекомендуется:
1. Проявлять ее постоянно, не пропуская ни одного случая отклонения от задания.
2. Требовать только таких действий и на таком качественном уровне их выполнения, которые находятся в пределах возможностей занимающихся.
3. При исправлении погрешностей в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие.
Интерес занимающихся к занятиям. Результаты занятия во многом зависят от того, какой интерес они вызывают у занимающихся. Чем больший интерес проявляют ученики к предмету занятий, тем острее они воспринимают и запоминают изучаемый материал и тем выше уровень и работоспособность на занятиях. Поэтому преподаватели (тренеры) должны так строить и методически оформлять свои занятия по гимнастике, чтобы интерес занимающихся к ним непрерывно нарастал.
Объективные результаты занятий, которые могут быть выражены улучшением самочувствия, повышением работоспособности, улучшением телосложения, овладением конкретными двигательными действиями, являются могучим фактором, создающим глубокий и устойчивый интерес занимающихся к занятиям гимнастикой.
19.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ
19.2.1. Подготовительная часть занятий
По своему назначению задачи подготовительной части занятий гимнастикой делятся на две группы. В одну группу входят задачи по преимуществу биологического аспекта. К ним относятся:
1 Подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций. Имеется в виду психологический настрой занимающихся на занятие, повышение жизнедеятельности организма, создание
9—1760 241
благоприятного фона, обеспечивающего успешность последующей деятельности.
2. Восстановление индивидуально возможной подвижности в сочленениях (гибкости).
3. Обеспечение готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных напряжений.
Такая разносторонняя подготовка, являясь профилактическим мероприятием, одновременно осуществляет установку на более высокий уровень работоспособности занимающихся.
Другую группу составляют воспитательно-образовательные задачи. Это задачи преимущественно педагогического аспекта. К ним относятся:
1. Формирование умений у занимающихся выполнять двигательные действия с различными заданными параметрами (степень напряжения, направление, амплитуда, темп и ритм).
2. Овладение отдельными компонентами движений или законченными простыми двигательными действиями.
Приобретаемые умения и навыки в подготовительной части занятия являются той двигательной базой, которая повышает двигательные потенциальные возможности занимающихся. Состояние готовности, приобретенное в результате разминки, сохраняется сравнительно непродолжительное время. Поэтому задачи, разминки должны решаться на каждом занятии и в полном объеме.
Иначе обстоит дело g образовательными задачами. В зависимое" ти от периода тренировки, ее места в учебном плане, состава занимающихся и других факторов образовательные задачи могут решаться по-разному. Так, например, на занятиях спортивной гимнастикой в соревновательном периоде тренировки подготовительную часть целесообразно подчинять только целям разминки. В подготовительном же периоде тренировки и почти на всех занятиях основной гимнастикой образовательным задачам отводится такое же место, как и разминке.
Но даже в тех случаях, когда условия проведения занятия подсказывают целесообразность подчинения подготовительной части только целям разминки, все же образовательные задачи решаются в ней за счет выполнения всех упражнений в характерной для гимнастики манере.
Средства. В подготовительной части занятий гимнастикой, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности: строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений), ОРУ без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке и скамейках. Упражнения е высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся, необходимую им в основной части урока. В связи с этим в подготовительной части не ставятся задачи развить у занимающихся такие двигательные качества, как сила, выносливость, гибкость.
Выбор конкретных упражнений для подготовительной части
зависит от специфики гимнастики, условий проведения занятий, задач урока и состава занимающихся. Упражнения подготовительной части должны быть адекватны предстоящей деятельности занимающихся.
Содержание упражнений должно соответствовать задачам занятия. Если основное назначение подготовительной части сводится только к разминке, то количество упражнений будет меньше, а формы их проще. В тех случаях, когда в ней предполагается решение и образовательных задач, тогда и количество упражнений увеличивается, и содержание их меняется.
Чередование упражнений. Чаще всего подготовительная часть начинается со строевых упражнений. Затем они применяются в процессе всего занятия, играя при этом служебную роль. Разновидности передвижений или заменяют строевые упражнения, или следуют непосредственно за ними.
Комплекс ОРУ, как правило, заключает подготовительную часть. Однако в отдельных случаях, в зависимости от содержания основной части, ОРУ могут предшествовать разновидностям передвижений. Внутри комплекса ОРУ распределяются в порядке нарастающей интенсивности при постоянном чередовании их по назначению.
Говоря об интенсивности упражнений, следует иметь в виду не только величину мышечной массы, включаемой в активную работу, но и амплитуду и темп выполнения движений. Например, рывко-вые движения руками назад из исходного положения руки перед грудью значительно интенсивнее, чем спокойные приседания или наклон вперед прогнувшись.
Таким образом, в начале комплекса следует давать упражнения с умеренной амплитудой, в спокойном темпе и ограниченной дозировкой. По ходу выполнения комплекса амплитуда движений, темп и дозировка нарастают, достигая в конце необходимых величин.
Общие требования к проведению. Все методические приемы, применяемые преподавателем в подготовительной части занятий, направлены на то, чтобы обеспечить:
1. Точность выполнения заданных упражнений. Каждое упражнение имеет конкретную цель, которая достигается только при условии точного выполнения заданных упражнений.
2. Согласованность выполнения упражнений. Согласованное выполнение упражнений способствует воспитанию ритма — важнейшего компонента техники любого двигательного действия, исключает случаи травматизма,, предоставляет преподавателю возможность контролировать качество их выполнения.
3. Самостоятельность выполнения упражнений каждым занимающимся. При фронтальном методе выполнения упражнений только возглавляющий колонну решает задания вполне самостоятельно. Остальные, как правило, не обременяют себя обдумыванием своих действий. В таких условиях снижается образовательное значение подготовительной части занятий.
4. Интерес занимающихся к выполнению упражнений. Упражнения подготовительной части в большинстве случаев не требуют от занимающихся значительных волевых и физических напряже-
ний. В связи с этим интерес к этим упражнениям, несмотря-на их большую значимость, не всегда высок.
Для поддержания интереса занимающихся рекомендуется для каждого занятия подбирать разнообразные упражнения и методы их проведения.
Методические приемы проведенияподготовительной части. Для выполнения перечисленных выше требований преподаватель должен уметь: пользоваться различными способами информирования занимающихся об упражнениях, оказывать помощь, исправлять ошибки, рационально размещать занимающихся на площадке.
1. Способы информирования. В зависимости от задач и условий проведения занятия преподаватель может пользоваться различны ми способами информирования:
а) синхронным способом информирования — сочетанием показа с одновременным рассказом. Он доступен для любого со става занимающихся и дает возможность преподавателю объяснять назначение и другие характеристики заданного упражнения;
б) расчлененным способом информирования. При этом способе преподаватель показывает упражнение и рассказывает о нем, расчленяя его на элементарные движения, и предлагает занимающимся выполнять их одновременно с показом, что обеспе чивает более точное выполнение каждой части и упражнения в це лом с первой попытки;
в) информированием только рассказом. Такой способ иш формирования активизирует внимание и способствует большей са мостоятельности занимающихся в выполнении упражнений. При проведении занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста преподаватель может вести сюжетный рассказ, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и дви гательному опыту;
г) информированием только показом. После показа пре подаватель может подать все необходимые команды для начала и окончания упражнения, а может предложить занимающимся ко пировать все его действия, в том числе и в паузах между упраж нениями. В последнем случае преподаватель не произносит ни одного слова до конца всего комплекса или какой-либо его час ти. Этим приемом можно пользоваться при проведении занятий с любым контингентом занимающихся, но особенно хорошие ре зультаты он дает при занятиях с детьми. Прием напоминает иг ру. Дети охотно принимают ее, проявляя при этом максимум внимания и стремления в точности скопировать действия препо давателя.
2. Оказание помощи занимающимся. Для обеспечения точности и согласованности выполнения упражнений преподаватель оказывает помощь занимающимся, пользуясь при этом подсказом, зеркальным показом и подсчетом.
3. Исправление ошибок. Обычно при выполнении упражнений многие занимающиеся допускают те или иные ошибки. В этих случаях преподаватель должен принимать самые энергичные меры к их устранению. Чаще всего он указывает на допущенные
ошибки, не прекращая выполнения упражнений. Если ошибки допускают многие занимающиеся, то целесообразнее прекратить выполнение упражнения и внести соответствующие поправки. Такой прием исправления ошибок позволяет преподавателю более подробно рассказать занимающимся о назначении заданного упражнения и о последствиях допущенных ими ошибок.
4. Размещение занимающихся на площадке. Самостоятельность выполнения упражнений во многом зависит от места нахождения занимающегося на площадке. Целесообразно систематически заменять направляющих в колонне, независимо от их роста, добиваясь в конечном итоге равных условий для всех занимающихся в группе. По этим же соображениям желательно менять направление строя при выполнении различных упражнений комплекса: поворотами направо, налево, кругом, лицом друг к другу — в шеренгах и колоннах.
Основная часть занятий
Общие задачи.В основной части решаются главные задачи занятий:
1. Развитие волевых и физических качеств занимающихся.
2. Формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков.
В каждом занятии гимнастикой, с кем бы оно ни проводилось, решаются обе задачи параллельно. Но такое параллельное решение имеет и свои недостатки. Процесс обучения упражнениям на гимнастических снарядах требут значительного времени на операции, непосредственно не связанные с их выполнением (показ, объяснение техники, анализ попыток, постановка задач, а главное —'■ по-очередность выполнения упражнений). Моторная плотность этого отрезка занятия едва достигает 3—4%. В результате занимающиеся хотя и приобретают умения и навыки в выполнении тех или иных упражнений, однако далеко не исчерпывают своих энергетических возможностей. При таких режимах занятий развитие физических качеств идет в медленном темпе. В связи с этим необходимо резервировать какое-то время в основной части занятий на выполнение специальных упражнений, обеспечивающих развитие физичееких качеств. Относительно простая форма этих упражнений и возможность использования фронтального метода позволяют проводить их с нужной моторной плотностью.
Средства. В основной части применяются упражнения, требующие значительных волевых и физических усилий (упражнения большого энергетического веса): упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения, прикладные упражнения, ОРУ повышенной интенсивности (физподготовка).
Выбор упражнений зависит от частных задач основной части занятия, от возможностей занимающихся и других условий. При этом особое значение придается учету индивидуальных возможностей занимающихся.
Чередование упражнений.Характерной для занятия гимнасти-
кой является его многотемность. Программа занятий гимнастикой предполагает формирование у занимающихся большого количества разнообразных двигательных умений и навыков. Правильное определение количества различных видов упражнений и их чередование в пределах одного урока во многом предопределяют его успех. При решении этих вопросов следует учитывать:
1. Условия сохранения высокой работоспособности занимающих ся. Для этого нужно так чередовать упражнения, чтобы упражне ния физподготовки в большинстве случаев заключали основную часть занятия, игры с бегом, преодолением препятствий, прыжка ми следовали бы после видов, в которых занимающиеся овладева ют техникой упражнений на гимнастических снарядах; однотип ные по характеру упражнения не следовали бы непосредственно
друг за другом.
2. Степень подготовленности занимающихся. Не следует вклю чать в программу одного занятия большое количество неосвоенных упражнений. В учебно-тренировочном занятии желательно трени ровочные задачи решать после учебных. В соревновательном пери оде тренировки лучше всего чередовать виды упражнений в уста новленном для соревнований порядке.
Общие требования к проведению. При проведении основной части действия преподавателя сводятся к тому, чтобы обеспечить:
1. Четкое представление о заданном упражнении. Если занимающиеся представляют, как нужно выполнять упражнение, их действия становятся более осмысленными и целеустремленными. Они проявляют при этом большую активность и интерес к занятиям, что принесет в конечном итоге несомненный успех.
2. Доступность. Если упражнение для кого-либо из занимающихся окажется недоступным, то безуспешные попытки его выполнения могут привести к возникновению стойких ошибок, в отдельных случая к травмам, а в конечном итоге к потере интереса к гимнастике.
3. Повышение качества выполнения заданного упражнения в каждой попытке. По степени выполнения этого условия можно судить о качестве процесса обучения вообще. Если занимающийся не ощущает результата своих усилий, то он теряет интерес к занятиям.
4. Оптимальное количество повторений., В комплексе усилий занимающегося, направленных на овладение двигательным действием, главным компонентом является практика выполнения этого действия. Чем ее будет больше, тем при прочих равных условиях результаты будут лучше.
5. Безопасность выполнения упражнений. Травмирование занимающихся следует считать недопустимой оплошностью преподавателя. Надежная гарантия безопасности выполнения упражнений обеспечивает более быстрый рост спортивного мастерства занимающихся.
Методические приемы проведения основной части. Для выполнения перечисленных выше требований к проведению основной части занятий гимнастикой преподаватель должен уметь: пользоваться всеми способами информирования занимающихся об упражнении,
оказывать помощь, анализировать и давать оценку действиям занимающихся, устранять ошибки, применять меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений.
1. Способы информирования занимающихся. К ним относятся: показ, объяснение, демонстрация наглядных пособий.
Показ. Необходимость многократного показа изучаемого упражнения объясняется растущими способностями занимающегося к восприятию в процессе обучения. На первом этапе обучения показ создает у занимающихся довольно приблизительное представление об упражнении. В дальнейшем его восприятию становятся доступны более мелкие (иногда решающие) детали техники.
Объяснение. Аргументируя свои рекомендации по технике выполнения изучаемого двигательного действия, преподаватель должен учитывать знания и спортивный опыт учеников. Кроме того, при объяснении во всех случаях надо избегать многословных характеристик.
Демонстрация наглядных пособий. Этот способ дает возможность сделать паузы между смежными компонентами двигательного действия и тем самым создать представления о положении отдельных звеньев тела в промежуточных фазах движения.
2. Оказание помощи занимающимся. Чтобы обеспечить доступ ность упражнения для каждого занимающегося, преподаватель оказывает им физическую помощь и подсказ.
Физическая помощь оказывается занимающемуся в тех случаях, когда уровень развития двигательных качеств ниже требуемого, а также при первых попытках выполнить заданное упражнение.
Подсказ. Наиболее существенным компонентом техники является ритм действий. Чаще всего занимающиеся не улавливают именно его. По ходу выполнения упражнения преподаватель может в нужный момент звуковым сигналом или касанием подсказать ученику нужный ритм действия.
3. Анализ и оценка действия занимающихся. Чтобы обеспечить повышение качества выполнения упражнений в каждой очередной попытке, необходимо каждый раз оценивать действия занимающегося и ставить перед ним конкретные, по возможности узкие задачи.
4. Наблюдение и устранение ошибок. Заметить невыполнение или плохое выполнение упражнения как следствие какой-то ошибки в технике довольно легко. Для этого не нужны особые знания. Да и пересказ результатов такого наблюдения ничего, кроме огорчения, ученику не даст. Нужно увидеть исходную причину неудачного выполнения упражнения и принять меры к ее устранению.
5. Меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений. Соблюдение нормального режима занятий и правильной подбор упражнений являются важнейшими условиями, обеспечивающими безопасность их проведения. Помимо этого, необходимо тщательно готовить места занятий и отлично владеть приемами страховки.
Во избежание случаев травматизма при первой попытке выполнить новое упражнение следует страховать каждого занимающегося. В дальнейшем страховку можно применять лишь тогда, когда
в этом появится необходимость. В соревновательном периоде тренировки, когда гимнасты выполняют всю программу многоборья, причем повторяют комбинации по нескольку раз, нужно учитывать накапливающееся утомление и поэтому повторные попытки обеспечивать страховкой. Желательно обучать приемам страховки самих занимающихся. При этом они углубляют свои знания о технике упражнений, приобретают педагогические умения, а в конечном итоге становятся помощниками преподавателя в проведении занятий.
Заключительная часть занятий
Общие задачи. 1. Содействие более быстрому восстановлению. Интенсивная двигательная деятельность, как известно, вызывает утомление, проявляющееся в снижении работоспособности занимающихся. Если перерывы между смежными занятиями больше суток, то все функции организма восстанавливаются более полно. Когда же время перерывов исчисляется всего несколькими часами, тогда следующее по плану занятие может попасть на стадию недовосста-новления. Чтобы избежать этого, необходимо принимать меры, обеспечивающие ускоренный процесс восстановления.
Выполнение гимнастических упражнений почти всегда связано с некоторым риском. Волевые усилия, проявляемые занимающимися для подавления чувства неуверенности, утомляют их психику. Следовательно, нужна разрядка, которую с успехом можно осуществить в заключительной части занятия.
2. Подведение итогов. Подводя итоги, преподаватель должен высказать свое отношение ко всему, что было на занятии: оценить дисциплину занимающихся, их активность, ожидаемый и фактический результат занятия. Вместе с информацией о том, что предстоит делать на очередном занятии, желательно дать ученикам задание для самостоятельной работы.
Средства. Для решения поставленных задач в заключительной части применяются упражнения, способствующие реабилитации двигательного аппарата (спокойная ходьба, массирующие упражнения, упражнения на расслабление и т. п.) и психической деятельности (игры, эстафеты, таниьй ходьба с песней и т. п.).
При проведении заключительной части занятий гимнастикой, особенно упражнений, способствующих реабилитации психической деятельности занимающихся, желательно несколько изменить эмоциональный фон занятия — проводить упражнения энергичней, бодрей, в хорошем темпе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|