Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ





Постановка задач. Задачи занятий должны быть конкретны и ясны. От правильной постановки задач зависит не только стратегия поведения преподавателя, но и выбор средств, методов и даже формы организации занятий.

Каждое действие преподавателя на занятии (двигательное зада­ние ученикам, метод проведения упражнений и т. д.) должно быть мотивировано четко поставленной задачей.

Постановка задачи повышает активность, мобилизует усилия в нужном направлении.

Выбор средств. Основным источником, определяющим содержа­ние занятий гимнастикой в любом звене физкультурного движения (общеобразовательные школы, средние и высшие учебные заведе­ния, ДЮСШ, производственные и ведомственные физкультурные коллективы), являются утвержденные программы. Однако различ­ные условия проведения занятий, которые не могут быть преду­смотрены одной общей программой, требуют методической ее рас­шифровки и в отдельных случаях некоторых дополнений.

Основными средствами занятий по гимнастике являются:

1. Соответствующие контингенту занимающихся программные упражнения.

2. Упражнения, обеспечивающие общую и специальную физи­ческую подготовку занимающихся.



3. Подводящие и специальные дополнительные упражнения, способствующие успешному обучению занимающихся.

4. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности занимающихся.

Плотность занятий.

Общая плотность занятий определяется отношением полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию) в процентах по формуле:

р Т„• юо%

гобщ. Г ,

1 о

где Ро6щ — общая плотность занятия;

Тп — время, использованное на полезную (имеющую прямое отношение к занятию) деятельность, куда входит выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, на перера­ботку наглядной и словесной информации преподавателя;


Т0 — директивное, общее время, отведенное на учебное за­нятие по расписанию.

В идеале общая плотность занятий должна стремиться к 100%. К снижению плотности занятий приводят следующие причины:

1. Неоправданные простои на занятии: опоздание с началом занятия, несвоевременная подготовка мест занятий и спортив­ного инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражне­ний и т. д.



2. Неподготовленность преподавателя (тренера) к занятию. Непродуманные содержание и организация занятия приводят к естественным в этих случаях паузам. Если преподавателю и удает­ся их избежать, то все равно потеря времени будет неизбежной из-за использования на занятиях случайных (по ходу придуман­ных), мало эффективных упражнений.

3. Излишняя или малоэффективная словесная информация за­нимающихся на занятии. Объясняя технику какого-либо упражне­ния, преподаватель вместо аргументированных пояснений дает пол­ное описание упражнения, несмотря на то, что оно было уже по­казано. Излишним считается и детализированный рассказ о дви­жении ученикам, только что приступившим к изучению этого уп­ражнения. На этом этапе обучения такой подробный рассказ по­мимо потери времени может привести к противоположным резуль­татам.

4. Неудовлетворительная дисциплина, занимающихся на заня^ тии. Слабая дисциплина занимающихся приводит, как правило, к нерациональному использованию времени на занятиях из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний и выговоров ученикам, повторений объяснений и т. п.

Моторная плотность. Моторная плотность опреде­ляется отношением потраченного времени непосредственно на вы­полнение упражнений к общему времени занятия (в процентах) по формуле:

р Ту100%

где Р„от — моторная плотность занятия,

Ту — время, потраченное на выполнение упражнений.

В отличие от общей плотности моторная плотность занятия в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего занятия нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе за­нятия. Неизбежность этих изменений объясняется прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их ис­пользования на занятии и методами проведения. Например, для подготовительной части занятия подбираются упражнения неболь­шого энергетического веса, и проводятся они, как правило, фрон­тально, с незначительными паузами (иногда без пауз) для отдыха. Поэтому подготовительная часть занятия всегда имеет более вы­сокий показатель моторной плотности. В основной части занятия, например, по спортивной гимнастике показатели моторной плот-




ности обычно бывают ниже в связи с применением упражнений более высокого энергетического веса. Причем и внутри этой части занятия показатели моторной плотности могут изменяться в за­висимости от вида гимнастического многоборья.

Требовательность к занимающимся. По ходу занятия преподава­тель должен постоянно следить за действиями занимающихся, вно сить в них необходимые корректировки, добиваясь максимальном приближения качества выполнения упражнений к уровню, возмож ному при данных условиях.

Проявление высокой требовательности преподавателя (тренера^ к ученикам на занятии повышает его авторитет в глазах учеников, а через него и авторитет предмета. Требовательность преподавателя ученик рассматривает прежде всего как уважение учителя к нему. Рост результатов убеждает занимающегося в важности предмета и доброжелательности тренера.

Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые ре­зультаты, рекомендуется:

1. Проявлять ее постоянно, не пропуская ни одного случая от­клонения от задания.

2. Требовать только таких действий и на таком качественном уровне их выполнения, которые находятся в пределах возможнос­тей занимающихся.

3. При исправлении погрешностей в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие.

Интерес занимающихся к занятиям. Результаты занятия во многом зависят от того, какой интерес они вызывают у занимаю­щихся. Чем больший интерес проявляют ученики к предмету заня­тий, тем острее они воспринимают и запоминают изучаемый мате­риал и тем выше уровень и работоспособность на занятиях. По­этому преподаватели (тренеры) должны так строить и методически оформлять свои занятия по гимнастике, чтобы интерес занимаю­щихся к ним непрерывно нарастал.

Объективные результаты занятий, которые могут быть выражены улучшением самочувствия, повышением работоспособности, улуч­шением телосложения, овладением конкретными двигательными действиями, являются могучим фактором, создающим глубокий и устойчивый интерес занимающихся к занятиям гимнастикой.

19.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ

19.2.1. Подготовительная часть занятий

По своему назначению задачи подготовительной части занятий гимнастикой делятся на две группы. В одну группу входят задачи по преимуществу биологического аспекта. К ним относятся:

1 Подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций. Имеется в виду психологический настрой занимающихся на занятие, повышение жизнедеятельности организма, создание


 



9—1760 241


           
   
 
 
 
   

9*

благоприятного фона, обеспечивающего успешность последующей деятельности.

2. Восстановление индивидуально возможной подвижности в сочленениях (гибкости).

3. Обеспечение готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных напря­жений.

Такая разносторонняя подготовка, являясь профилактическим мероприятием, одновременно осуществляет установку на более высокий уровень работоспособности занимающихся.

Другую группу составляют воспитательно-образовательные за­дачи. Это задачи преимущественно педагогического аспекта. К ним относятся:

1. Формирование умений у занимающихся выполнять двига­тельные действия с различными заданными параметрами (степень напряжения, направление, амплитуда, темп и ритм).

2. Овладение отдельными компонентами движений или закон­ченными простыми двигательными действиями.

Приобретаемые умения и навыки в подготовительной части за­нятия являются той двигательной базой, которая повышает двига­тельные потенциальные возможности занимающихся. Состояние готовности, приобретенное в результате разминки, сохраняется сравнительно непродолжительное время. Поэтому задачи, размин­ки должны решаться на каждом занятии и в полном объеме.

Иначе обстоит дело g образовательными задачами. В зависимое" ти от периода тренировки, ее места в учебном плане, состава за­нимающихся и других факторов образовательные задачи могут ре­шаться по-разному. Так, например, на занятиях спортивной гим­настикой в соревновательном периоде тренировки подготовитель­ную часть целесообразно подчинять только целям разминки. В под­готовительном же периоде тренировки и почти на всех занятиях основной гимнастикой образовательным задачам отводится такое же место, как и разминке.

Но даже в тех случаях, когда условия проведения занятия под­сказывают целесообразность подчинения подготовительной части только целям разминки, все же образовательные задачи решаются в ней за счет выполнения всех упражнений в характерной для гим­настики манере.

Средства. В подготовительной части занятий гимнастикой, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности: строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений), ОРУ без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнас­тической стенке и скамейках. Упражнения е высокой интенсив­ностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся, необходимую им в ос­новной части урока. В связи с этим в подготовительной части не ставятся задачи развить у занимающихся такие двигательные ка­чества, как сила, выносливость, гибкость.

Выбор конкретных упражнений для подготовительной части


зависит от специфики гимнастики, условий проведения занятий, задач урока и состава занимающихся. Упражнения подготови­тельной части должны быть адекватны предстоящей деятельности занимающихся.

Содержание упражнений должно соответствовать задачам за­нятия. Если основное назначение подготовительной части сводится только к разминке, то количество упражнений будет меньше, а формы их проще. В тех случаях, когда в ней предполагается ре­шение и образовательных задач, тогда и количество упражнений увеличивается, и содержание их меняется.

Чередование упражнений. Чаще всего подготовительная часть начинается со строевых упражнений. Затем они применяются в процессе всего занятия, играя при этом служебную роль. Разно­видности передвижений или заменяют строевые упражнения, или следуют непосредственно за ними.

Комплекс ОРУ, как правило, заключает подготовительную часть. Однако в отдельных случаях, в зависимости от содержания основ­ной части, ОРУ могут предшествовать разновидностям передвиже­ний. Внутри комплекса ОРУ распределяются в порядке нарастаю­щей интенсивности при постоянном чередовании их по назначению.

Говоря об интенсивности упражнений, следует иметь в виду не только величину мышечной массы, включаемой в активную работу, но и амплитуду и темп выполнения движений. Например, рывко-вые движения руками назад из исходного положения руки перед грудью значительно интенсивнее, чем спокойные приседания или наклон вперед прогнувшись.

Таким образом, в начале комплекса следует давать упражнения с умеренной амплитудой, в спокойном темпе и ограниченной дози­ровкой. По ходу выполнения комплекса амплитуда движений, темп и дозировка нарастают, достигая в конце необходимых величин.

Общие требования к проведению. Все методические приемы, применяемые преподавателем в подготовительной части занятий, направлены на то, чтобы обеспечить:

1. Точность выполнения заданных упражнений. Каждое упраж­нение имеет конкретную цель, которая достигается только при усло­вии точного выполнения заданных упражнений.

2. Согласованность выполнения упражнений. Согласованное вы­полнение упражнений способствует воспитанию ритма — важней­шего компонента техники любого двигательного действия, исклю­чает случаи травматизма,, предоставляет преподавателю возмож­ность контролировать качество их выполнения.

3. Самостоятельность выполнения упражнений каждым зани­мающимся. При фронтальном методе выполнения упражнений толь­ко возглавляющий колонну решает задания вполне самостоятельно. Остальные, как правило, не обременяют себя обдумыванием своих действий. В таких условиях снижается образовательное значение подготовительной части занятий.

4. Интерес занимающихся к выполнению упражнений. Упраж­нения подготовительной части в большинстве случаев не требуют от занимающихся значительных волевых и физических напряже-


 


ний. В связи с этим интерес к этим упражнениям, несмотря-на их большую значимость, не всегда высок.

Для поддержания интереса занимающихся рекомендуется для каждого занятия подбирать разнообразные упражнения и методы их проведения.

Методические приемы проведенияподготовительной части. Для выполнения перечисленных выше требований преподаватель должен уметь: пользоваться различными способами информирования зани­мающихся об упражнениях, оказывать помощь, исправлять ошиб­ки, рационально размещать занимающихся на площадке.

1. Способы информирования. В зависимости от задач и условий
проведения занятия преподаватель может пользоваться различны­
ми способами информирования:

а) синхронным способом информирования — сочетанием
показа с одновременным рассказом. Он доступен для любого со­
става занимающихся и дает возможность преподавателю объяснять
назначение и другие характеристики заданного упражнения;

б) расчлененным способом информирования. При этом
способе преподаватель показывает упражнение и рассказывает о
нем, расчленяя его на элементарные движения, и предлагает
занимающимся выполнять их одновременно с показом, что обеспе­
чивает более точное выполнение каждой части и упражнения в це­
лом с первой попытки;

в) информированием только рассказом. Такой способ иш
формирования активизирует внимание и способствует большей са­
мостоятельности занимающихся в выполнении упражнений. При
проведении занятий с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста преподаватель может вести сюжетный рассказ, который
дети сопровождают действиями, доступными их воображению и дви­
гательному опыту;

г) информированием только показом. После показа пре­
подаватель может подать все необходимые команды для начала и
окончания упражнения, а может предложить занимающимся ко­
пировать все его действия, в том числе и в паузах между упраж­
нениями. В последнем случае преподаватель не произносит ни
одного слова до конца всего комплекса или какой-либо его час­
ти. Этим приемом можно пользоваться при проведении занятий
с любым контингентом занимающихся, но особенно хорошие ре­
зультаты он дает при занятиях с детьми. Прием напоминает иг­
ру. Дети охотно принимают ее, проявляя при этом максимум
внимания и стремления в точности скопировать действия препо­
давателя.

2. Оказание помощи занимающимся. Для обеспечения точно­сти и согласованности выполнения упражнений преподаватель оказывает помощь занимающимся, пользуясь при этом подска­зом, зеркальным показом и подсчетом.

3. Исправление ошибок. Обычно при выполнении упражнений многие занимающиеся допускают те или иные ошибки. В этих случаях преподаватель должен принимать самые энергичные ме­ры к их устранению. Чаще всего он указывает на допущенные


ошибки, не прекращая выполнения упражнений. Если ошибки допускают многие занимающиеся, то целесообразнее прекратить выполнение упражнения и внести соответствующие поправки. Такой прием исправления ошибок позволяет преподавателю бо­лее подробно рассказать занимающимся о назначении заданного упражнения и о последствиях допущенных ими ошибок.

4. Размещение занимающихся на площадке. Самостоятель­ность выполнения упражнений во многом зависит от места на­хождения занимающегося на площадке. Целесообразно систе­матически заменять направляющих в колонне, независимо от их роста, добиваясь в конечном итоге равных условий для всех занимающихся в группе. По этим же соображениям желательно менять направление строя при выполнении различных упражне­ний комплекса: поворотами направо, налево, кругом, лицом друг к другу — в шеренгах и колоннах.

Основная часть занятий

Общие задачи.В основной части решаются главные задачи занятий:

1. Развитие волевых и физических качеств занимающихся.

2. Формирование жизненно необходимых и спортивных двига­тельных навыков.

В каждом занятии гимнастикой, с кем бы оно ни проводилось, решаются обе задачи параллельно. Но такое параллельное решение имеет и свои недостатки. Процесс обучения упражнениям на гим­настических снарядах требут значительного времени на операции, непосредственно не связанные с их выполнением (показ, объясне­ние техники, анализ попыток, постановка задач, а главное —'■ по-очередность выполнения упражнений). Моторная плотность этого отрезка занятия едва достигает 3—4%. В результате занимающиеся хотя и приобретают умения и навыки в выполнении тех или иных упражнений, однако далеко не исчерпывают своих энергетических возможностей. При таких режимах занятий развитие физических качеств идет в медленном темпе. В связи с этим необходимо резер­вировать какое-то время в основной части занятий на выполнение специальных упражнений, обеспечивающих развитие физичееких качеств. Относительно простая форма этих упражнений и возмож­ность использования фронтального метода позволяют проводить их с нужной моторной плотностью.

Средства. В основной части применяются упражнения, требую­щие значительных волевых и физических усилий (упражнения боль­шого энергетического веса): упражнения на гимнастических сна­рядах, опорные прыжки, акробатические упражнения, приклад­ные упражнения, ОРУ повышенной интенсивности (физподготовка).

Выбор упражнений зависит от частных задач основной части занятия, от возможностей занимающихся и других условий. При этом особое значение придается учету индивидуальных возмож­ностей занимающихся.

Чередование упражнений.Характерной для занятия гимнасти-


 




кой является его многотемность. Программа занятий гимнастикой предполагает формирование у занимающихся большого количества разнообразных двигательных умений и навыков. Правильное определение количества различных видов упражнений и их чередо­вание в пределах одного урока во многом предопределяют его ус­пех. При решении этих вопросов следует учитывать:

1. Условия сохранения высокой работоспособности занимающих­
ся.
Для этого нужно так чередовать упражнения, чтобы упражне­
ния физподготовки в большинстве случаев заключали основную
часть занятия, игры с бегом, преодолением препятствий, прыжка­
ми следовали бы после видов, в которых занимающиеся овладева­
ют техникой упражнений на гимнастических снарядах; однотип­
ные по характеру упражнения не следовали бы непосредственно

друг за другом.

2. Степень подготовленности занимающихся. Не следует вклю­
чать в программу одного занятия большое количество неосвоенных
упражнений. В учебно-тренировочном занятии желательно трени­
ровочные задачи решать после учебных. В соревновательном пери­
оде тренировки лучше всего чередовать виды упражнений в уста­
новленном для соревнований порядке.

Общие требования к проведению. При проведении основной части действия преподавателя сводятся к тому, чтобы обеспечить:

1. Четкое представление о заданном упражнении. Если зани­мающиеся представляют, как нужно выполнять упражнение, их действия становятся более осмысленными и целеустремленными. Они проявляют при этом большую активность и интерес к занятиям, что принесет в конечном итоге несомненный успех.

2. Доступность. Если упражнение для кого-либо из занимаю­щихся окажется недоступным, то безуспешные попытки его выпол­нения могут привести к возникновению стойких ошибок, в отдель­ных случая к травмам, а в конечном итоге к потере интереса к гим­настике.

3. Повышение качества выполнения заданного упражнения в каж­дой попытке. По степени выполнения этого условия можно судить о качестве процесса обучения вообще. Если занимающийся не ощу­щает результата своих усилий, то он теряет интерес к занятиям.

 

4. Оптимальное количество повторений., В комплексе усилий занимающегося, направленных на овладение двигательным дейст­вием, главным компонентом является практика выполнения этого действия. Чем ее будет больше, тем при прочих равных условиях результаты будут лучше.

5. Безопасность выполнения упражнений. Травмирование за­нимающихся следует считать недопустимой оплошностью препода­вателя. Надежная гарантия безопасности выполнения упражнений обеспечивает более быстрый рост спортивного мастерства занимаю­щихся.

Методические приемы проведения основной части. Для выполне­ния перечисленных выше требований к проведению основной части занятий гимнастикой преподаватель должен уметь: пользоваться всеми способами информирования занимающихся об упражнении,


оказывать помощь, анализировать и давать оценку действиям за­нимающихся, устранять ошибки, применять меры, обеспечиваю­щие безопасность выполнения упражнений.

1. Способы информирования занимающихся. К ним относятся:
показ, объяснение, демонстрация наглядных пособий.

Показ. Необходимость многократного показа изучаемого упражнения объясняется растущими способностями занимающегося к восприятию в процессе обучения. На первом этапе обучения показ создает у занимающихся довольно приблизительное представление об упражнении. В дальнейшем его восприятию становятся доступны более мелкие (иногда решающие) детали техники.

Объяснение. Аргументируя свои рекомендации по тех­нике выполнения изучаемого двигательного действия, преподава­тель должен учитывать знания и спортивный опыт учеников. Кроме того, при объяснении во всех случаях надо избегать многословных характеристик.

Демонстрация наглядных пособий. Этот способ дает возможность сделать паузы между смежными компонен­тами двигательного действия и тем самым создать представления о положении отдельных звеньев тела в промежуточных фазах движе­ния.

2. Оказание помощи занимающимся. Чтобы обеспечить доступ­
ность упражнения для каждого занимающегося, преподаватель
оказывает им физическую помощь и подсказ.

Физическая помощь оказывается занимающемуся в тех случа­ях, когда уровень развития двигательных качеств ниже требуемо­го, а также при первых попытках выполнить заданное упражнение.

Подсказ. Наиболее существенным компонентом техники является ритм действий. Чаще всего занимающиеся не улавливают именно его. По ходу выполнения упражнения преподаватель может в нужный момент звуковым сигналом или касанием подсказать ученику нужный ритм действия.

3. Анализ и оценка действия занимающихся. Чтобы обеспечить повышение качества выполнения упражнений в каждой очередной попытке, необходимо каждый раз оценивать действия занимающе­гося и ставить перед ним конкретные, по возможности узкие задачи.

4. Наблюдение и устранение ошибок. Заметить невыполнение или плохое выполнение упражнения как следствие какой-то ошибки в технике довольно легко. Для этого не нужны особые знания. Да и пересказ результатов такого наблюдения ничего, кроме огор­чения, ученику не даст. Нужно увидеть исходную причину не­удачного выполнения упражнения и принять меры к ее устранению.

5. Меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений. Соблюдение нормального режима занятий и правильной подбор упражнений являются важнейшими условиями, обеспечивающими безопасность их проведения. Помимо этого, необходимо тщательно готовить места занятий и отлично владеть приемами страховки.

Во избежание случаев травматизма при первой попытке выпол­нить новое упражнение следует страховать каждого занимающе­гося. В дальнейшем страховку можно применять лишь тогда, когда


в этом появится необходимость. В соревновательном периоде тре­нировки, когда гимнасты выполняют всю программу многоборья, причем повторяют комбинации по нескольку раз, нужно учитывать накапливающееся утомление и поэтому повторные попытки обеспе­чивать страховкой. Желательно обучать приемам страховки самих занимающихся. При этом они углубляют свои знания о технике упражнений, приобретают педагогические умения, а в конечном итоге становятся помощниками преподавателя в проведении за­нятий.

Заключительная часть занятий

Общие задачи. 1. Содействие более быстрому восстановлению. Интенсивная двигательная деятельность, как известно, вызывает утомление, проявляющееся в снижении работоспособности занимаю­щихся. Если перерывы между смежными занятиями больше суток, то все функции организма восстанавливаются более полно. Когда же время перерывов исчисляется всего несколькими часами, тогда следующее по плану занятие может попасть на стадию недовосста-новления. Чтобы избежать этого, необходимо принимать меры, обеспечивающие ускоренный процесс восстановления.

Выполнение гимнастических упражнений почти всегда связано с некоторым риском. Волевые усилия, проявляемые занимающимися для подавления чувства неуверенности, утомляют их психику. Сле­довательно, нужна разрядка, которую с успехом можно осущест­вить в заключительной части занятия.

2. Подведение итогов. Подводя итоги, преподаватель должен высказать свое отношение ко всему, что было на занятии: оценить дисциплину занимающихся, их активность, ожидаемый и фактиче­ский результат занятия. Вместе с информацией о том, что пред­стоит делать на очередном занятии, желательно дать ученикам за­дание для самостоятельной работы.

Средства. Для решения поставленных задач в заключительной части применяются упражнения, способствующие реабилитации двигательного аппарата (спокойная ходьба, массирующие упраж­нения, упражнения на расслабление и т. п.) и психической дея­тельности (игры, эстафеты, таниьй ходьба с песней и т. п.).

При проведении заключительной части занятий гимнастикой, особенно упражнений, способствующих реабилитации психической деятельности занимающихся, желательно несколько изменить эмо­циональный фон занятия — проводить упражнения энергичней, бодрей, в хорошем темпе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.