Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРУППОВЫМ И МАССОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ





Данные упражнения представляют собой комплексы отдельных действий или композиций, выполняемые слитно, в определенной последовательности. Можно отметить их сходство с общеразвиваю-щими и вольными упражнениями. Но в данном случае, выполняя свое упражнение (партию), каждый участник создает и общую, целостную композицию и должен действовать согласованно с дру­гими учащимися.

Обучение этим упражнениям заключается в запоминании строго регламентированной последовательности движений, в их точном и самостоятельном выполнении.

Выбор методики разучивания массовых и групповых упражне­ний диктуется направленностью обучения, индивидуальными осо­бенностями учеников и характером движений. Данные упражне­ния могут разучиваться индивидуально, с последующим объедине­нием участников. Это относится к сложным упражнениям (на ком­бинированных снарядах, высотных перекладинах и т. п.). Для боль­шинства же упражнений характерно групповое разучивание.

Для изучения упражнений чаще используется метод расчлене­ния. Изучается не вся композиция сразу, а выделяется отдельное действие (положение), серия движений или соединение — доза уп­ражнений (не более 4) Затем связки объединяются в более крупные комбинации. При этом элемент или соединение, вызывающие за­труднения, изучаются отдельно, а затем вставляются в связку.



Непрерывное заучивание подобных упражнений, особенно с детьми, не должно быть более 30 мин. После этого следует делать 10—15-минутный перерыв. Каждую мелкую дозу композиции сле­дует закреплять и доводить до безошибочного выполнения. Режим обучения — чередование изучения движений и отдыха — изменя-


ется в зависимости от подготовленности учащихся и сложности упражнения. При этом желателен ежедневный контроль за освое­нием композиции движений.

Показ упражнения учащимся должен быть наглядным (зер­кальным), предельно точным, а объяснение должно подсказать ученикам выбор правильного способа исполнения движения. При этом могут быть использованы различные облегчающие приемы: сопровождение выполнения (счет, сигналы, музыка), звуковое ак-4^ центирование, синхронный подсказ действием со стороны препода­вателя, изменение темпа выполнения, изменение пространственной ориентировки и др.



Важным моментом разучивания данных упражнений является поддержание у учащихся интереса к ним. Для этого результаты действий учеников должны постоянно оцениваться. Не следует забывать о соревновательных и игровых методах обучения, об эф­фекте присутствия зрителей и наблюдателей, о влиянии характера музыкального сопровождения, которое должно соответствовать особенностям композиции, быть популярным и современным.

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ГИМНАСТИКЕ

Для организации и ведения учебного процесса при освоении гимнастических упражнений используется широкий круг разнооб­разных средств. Одни из них создают базу для занятий, другие по­зволяют разучивать упражнение и совершенствовать навык.

Обучение гимнастическим упражнениям проводится на стандарт­ных снарядах. Наряду с этим могут использоваться и «массовые» снаряды, позволяющие группе учащихся одновременно разучи­вать упражнение. При этом учащиеся должны иметь соответствую­щую экипировку (спортивную одежду, легкую обувь), а для сек­ционных занятий — ладонные накладки, бинты и др.

Помимо основных используются и вспомогательные снаряды и приспособления. К ним относятся: трамплины, стоялки, батут, грибки, амортизационные устройства. Они помогают освоению упражнений и приобретению специальных двигательных качеств.

Разнообразны и средства, облегчающие выполнение заданий и обеспечивающие безопасность обучения: страховочные пояса (лон­жи), страховочные ремни, поролоновые маты и ямы, смягчающие подушки (на жердях брусьев, бревне), противовесы, тренажерные устройства для имитации целостного движения. Эти средства имеют важное значение для разучивания сложных и рискованных упраж­нений.



К группе сопутствующих обучению средств можно отнести ориентиры (градуированные разметки, гимнастические предметы), звуковые средства сопровождения, различные отягощения (мешоч­ки с песком, специальные костюмы и жилеты). Данные средства обычно используются в обучении эпизодически и индивидуально.

Группа технических средств объединяет измерительные, ре­гистрирующие и воспроизводящие устройства: секундомеры, ди-


 


ло



намометры, гониометры, кино- и фотокамеры, видеомагнитофоны и др. Они используются с целью получения точной количественной информации, для создания и уточнения представления о технике движения, а также для анализа результатов действия ученика.

К методическим средствам обучения относятся: схемы, рисунки, графики, циклограммы, фото- и киноматериалы, модели тела чело­века (проволочные, плоскостные, объемные), методические разра­ботки с описанием техники и методики обучения упражнению, обучающие программы.

Использование разнообразных средств обучения гимнастиче­ским упражнениям является одним из условий успешного освоения движений.

Часть III ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИИ

Гимнастика как доступная для широких слоев населения си­стема занятий физическими упражнениями имеет различную пе­дагогическую целевую направленность: образовательно-развиваю­щую, оздоровительную, спортивную. Для решения многообразных задач физического воспитания используются разнообразные сред­ства, методы и формы занятий гимнастикой с учетом возраста, пола, состояния здоровья, режима труда и отдыха.

Эти условия определили частные задачи, содержание образова­тельно-развивающих, оздоровительных и спортивных видов гим­настики.

Глава 15

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

К образовательно-развивающим видам относятся основная (в том числе и женская гимнастика), атлетическая и профессиональ­но-прикладные виды гимнастики.

ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА

Основная гимнастика — общедоступное средство физического воспитания.

Многообразие средств основной гимнастики позволяет выбрать упражнения, доступные детям дошкольного возраста, учащимся младших, средних и старших классов, молодежи людям среднего, старшего и пожилого возраста.

К средствам основной гимнастики относятся любые физические упражнения, которые в тех или иных условиях могут эффективно решать задачи данного вида гимнастики. Традиционными средства­ми являются следующие группы упражнений: строевые упражне­ния (повороты на месте и в движении, построения, перестроения,


размыкания, смыкания); прикладные упражнения (ходьба, бег, простые прыжки, метания, лазанье, переноска груза, упражнения в висах и упорах, на стандартных гимнастических и многокомплект­ных снарядах, упражнения в равновесии); ОРУ (без предметов, с предметами, в парах, вольные упражнения); простейшие акроба­тические упражнения (перекаты, кувырки, стойки, перевороты в сторону); элементарные упражнения художественной гимнастики (движения ногами, руками и туловищем у опоры и без опоры). Танцевальные движения, выполняемые под музыку, являются ос­новными средствами так называемой женской гимнастики. Они составляют основное содержание различных форм занятий групп здоровья, ОФП, ГТО, организованных при стадионах, комплексных спортивных залах, в парках отдыха, а также по месту жительства в физкультурно-оздоровительных комбинатах (ФОК) и культурно-спортивных комплексах (КСК) В ФОКах и КСК организуются на хозрасчетных началах специализированные группы — основ­ной гимнастики и ее разновидностей.

Развивающая направленность основной гимнастики

Для развития физических качеств, повышения функциональных возможностей организма используются ОРУ, специальные упраж­нения с отягощением, с тренажерами, на стандартных гимнастиче­ских и многокомплектных снарядах многоцелевого назначения; широко используются средства художественной гимнастики и ак­робатики.

ОРУ — одно из основных и универсальных средств гимнастики во всех ее видах. Выполнение комплексов ОРУ* с повышенной дозировкой (увеличение количества и частоты повторений, сокра­щение продолжительности отдыха) увеличивает тренировочный эффект.

Неоценимую пользу для развития жизненно важных физиче­ских качеств оказывает многократное выполнение различных простейших гимнастических упражнений в висах, упорах, смешан­ных висах и упорах, подъемов, переворотов с использованием маха и силы, спадов и опусканий, преодоление препятствий прыжком, с использованием дополнительной опоры, неопорных и опорных прыжков и т. п.

Указанные группы и разновидности упражнений и их комбина­ции могут выполняться на гимнастических, многокомплектных, нестандартных снарядах и тренажерах.

Благодаря использованию этих снарядов обеспечиваются усло­вия для проведения комплекса специально подобранных упражне­ний по круговому методу, а также эффективного использования иг­ровых и соревновательных форм проведения упражнений.

Использование круговой тренировки позволяет создать условия

* Значение ОРУ, правила подбора и методические требования к их про­ведению подробно изложены в гл. 6. "


 




для комплексного развития физических качеств и двигательных способностей занимающихся, существенно повышать моторную плотность тренировочного занятия.

Основная гимнастика — эффективное средство, позволяющее решать ряд воспитательных и образовательных задач физического воспитания.

Средствами основной гимнастики учат точно оценивать свои движения по всем параметрам, умело координировать движения различными частями тела и запоминать их. В дальнейшем эти на­выки и умения станут необходимыми в бытовой и производствен­ной деятельности человека.

Людям старшего и пожилого возраста надо уделять внимание повышению точности выполнения знакомых движений.

Разучивание разнообразных движений не только развивает спо­собность запоминать и осмысливать движения, но и положительно воздействует на психическое состояние занимающихся.

Основная гимнастика — эффективное средство обогащения дви­гательного опыта.

Доказано, что чем большим количеством разнообразных двига­тельных навыков владеет человек, чем богаче его двигательный опыт, тем легче и быстрее можно обучить его новым двигательным действиям.

Основная гимнастика располагает такими средствами, которые позволяют постепенно повышать трудность и сложность двигатель­ных действий.

Основное методическое положение в обучении — строгая после­довательность задач обучения. Это дает возможность обучать школь­ников, учащихся, студентов и военнослужащих различным двига­тельным действиям в соответствии с программой по физическому воспитанию.

Общеприкладное значение основной гимнастики.

На занятиях основной гимнастикой формируются и совершенст­вуются жизненно необходимые двигательные навыки ходьбы, бега, равновесия, метания, лазанья, переноски груза, преодоления раз­личных препятствий.

Способствуя процессу физического развития, эти упражнения содействуют воспитанию ориентировки в пространстве, приобрете­нию умений в соответствии с этим применять целесообразные как индивидуальные, так и групповые действия (см. гл. 7).

Основной формой организации занятий основной гимнастикой является урок. Длительность урока обычно составляет 45, 60 и 90 мин.

Методика проведения урока изложена в гл. 19.

ЖЕНСКАЯ ГИМНАСТИКА

Женская гимнастика — разновидность основной гимнастики, со­держание и методика занятий которой подчинены учету особеннос­тей женского организма, и прежде всего функции материнства.


В связи с этим многие упражнения направлены на укрепление мышц таза, особенно малого таза и тазового дна, брюшного пресса.

В задачи женской гимнастики входит развитие пластики, эсте­тической выразительности движений, чувства ритма и темпа, воспитание таких двигательных качеств, как ловкость, гибкость, выносливость, приобретение прикладных навыков. Благодаря за­нятиям женской гимнастикой совершенствуется осанка, фигура ста­новится более стройной, улучшается походка. Занятия, проводи­мые, как правило, с музыкальным сопровождением, повышают не только физическую подготовленность женщины, но и благотворно влияют на психологическую сферу. Положительные эмоции, нерв­ная разгрузка, тонизирующий эффект от всесторонне воздействую­щих упражнений способствуют хорошему настроению, приобрете­нию уверенности женщины в себе (см. гл. 24).

Занятия — уроки женской гимнастики — насыщены ОРУ без предметов и с предметами (мячи, набивные мячи, скакалки, палки и др.). Используются скамейки, гимнастическая стенка и другое гимнастическое оборудование и тренажеры (см. гл. 6). На гимнасти­ческих снарядах выполняются в основном упражнения ОРУ и при­кладного характера, укрепляющие опорно-двигательный аппарат, не связанные со сложной координацией движений и значительными усилиями по удержанию веса тела на руках. Характерно включение в содержание занятий танцевальных движений и элементов худо­жественной гимнастики, в том числе и с предметами (обруч, лента, мяч, шарф и т. п. См. гл. 13).

В уроках женской гимнастики широко используется групповой метод обучения многим упражнениям и выполнение упражнений группой, что повышает моторную плотность занятий.

Итогом долгосрочных занятий может быть участие в групповых упражнениях на смотрах-конкурсах, где оцениваются слаженность, синхронность и пластичность движений, грациозность и музыкаль­ность исполнительниц.

Занятия женской гимнастикой целесообразно проводить 2 — 3 раза в неделю продолжительностью 45—60 мин. Часть времени, особенно в занятиях с начинающими, уходит на разучивание отно­сительно сложных движений: волн, взмахов, пружинных и комби­нированных движений, прыжков, равновесий, танцевальных эле­ментов. В зависимости от задач в разминке или в конце основной части урока рекомендуется выполнять комплексы ритмической гим­настики, что требует также предварительного освоения. Большая часть упражнений должна носить динамический характер. При их выполнении необходимо обращать внимание на точное соблюде­ние требований к точности исходных и конечных положений, амп­литуды, направления и характера движений, добиваясь в то же время плавности, округлости, мягкости — типично женских от­тенков движений. В связи с тем что в женской гимнастике практи­чески нет сложных и травмоопасных элементов, требующих стра­ховки и физической помощи преподавателя, его внимание может всецело направляться на методические указания, на характер уп­ражнений, правильность их выполнения, регулирование нагрузки.

D 5


организацию занятий. При обучении рекомендуется разбивать груп­пу на пары для взаимоконтроля, а также для оказания помощи и проведения упражнений физической подготовки.

АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Атлетическая гимнастика пользуется большой популярностью у значительной части населения, особенно среди подростков и моло­дежи. Многие стремятся иметь красивые формы тела, мощные, силь­ные мышцы, гордую осанку. Однако было бы неправильно считать, что атлетическая гимнастика направлена только на наращивание мышечной массы, что характерно для культуризма.

Атлетическая гимнастика — это система упражнений, разви­вающих силу, в сочетании с всесторонней физической подготовкой, на основе комплекса ГТО, направленная на укрепление здоровья, подготовку молодежи к высокопроизводительному труду и защите Родины. Поэтому категорически отвергая конкурсы красоты и позирование, как несовместимые с задачами физического воспита­ния в нашей стране, следует ориентировать занимающихся на все­стороннюю физическую подготовленность с акцентом на выявле­нии их силовых возможностей.

При рациональных методах тренировки занятия атлетической гимнастикой способствуют гармоническому слиянию силы, вынос­ливости, ловкости, что в конечном итоге отражается на внешне'м облике человека. Занятия атлетической гимнастикой воспитывают крепких, сильных, упорных, уверенных в своих силах людей*.

Атлетическая гимнастика как метод физического развития ши­роко используется в Советских Вооруженных Силах, в тренировке спортсменов различных видов спорта.

Много пользы эти занятия приносят людям, которые еще не приобщились к систематическим занятиям физическими упражне­ниями, имеют слабое физическое развитие. Для многих людей раз­личных профессий силовые упражнения быстро снимают психиче­ские нагрузки, успокаивают нервную систему.

По сравнению с другими видами спортивной деятельности атле­тическая гимнастика существенно экономит время, позволяет изо­лированно воздействовать на слабо развитые группы мышц, тонко дозировать нагрузку. Первые результаты занятий видны уже через несколько месяцев.

По данным А. Н. Воробьева и Ю. К.Сорокина (1980 г.)**, при­ступающий к занятиям новичок при регулярных занятиях три раза в неделю за три месяца может увеличить окружность бицепса (плеча) на 2 см, а за шесть месяцев — на 3—4 см.

Общедоступность атлетической гимнастики объясняется просто­той техники выполнения упражнений. Заниматься можно в груп-

* В книге М. Л. Украна, В. М. Смолсвского и А. М. Шлемина «Атлетичес­кая гимнастика» (для юношей)—М, ФИС, 1965 и 1968 гг. — рекомендуются упражнения для развития именно этих качеств.

** А. II. В о р о б ь е в, 10. К. С о р о к и н. Анатомия силы. М., ФиС, 1980.


пах и самостоятельно, дома, во дворе, на лесной поляне и т. д.

С целью привлечения широких слоев населения к регулярным занятиям физическими упражнениями на предприятиях, в учреж­дениях, учебных заведениях, на спортивных сооружениях, в клу­бах и Дворцах культуры, в парках и зонах отдыха, в ФОК по месту жительства населения создаются физкультурно-оздорови­тельные группы силовой подготовки или группы атлетической гим­настики.

Основные задачи физкультурно-оздоровительных групп силовой подготовки:

1. Достижение высокого уровня гармоничного физического раз­вития и укрепление здоровья молодежи и взрослого населения.

2. На базе повышения силовых показателей развитие других физических качеств, а также овладение широким кругом двига­тельных навыков, необходимых в жизни, труде и защите Родины.

3. Подготовка и сдача требований и норм Всесоюзного физкуль­турного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

4. Воспитание устойчивого интереса и привычки к системати­
ческим занятиям физической культурой и спортом, к активному
отдыху и полезному проведению досуга.

В группы силовой подготовки принимаются люди различного возраста, допущенные врачом к занятиям атлетической гимнасти­кой.

Согласно программе для физкультурно-оздоровительных групп силовой подготовки (1978 г.) выделяют три возрастные группы: первая — 16-—18 лет; вторая —■ 19—30 лет; третья — 31 год и старше.

Для подростков 12—15 лет предусматривается создание отдель­ных групп, работающих по специальной программе, направленной на всестороннее физическое развитие.

Численный состав группы 20—25 человек. В неделю проводится три учебно-тренировочных занятия продолжительностью 1,5—

2 часа каждое.

Однако новичкам, впервые приступившим к занятиям, рекомен­дуется тренироваться не менее трех раз в неделю по 20—30 мин.

При комплектовании групп должны строго соблюдаться установ­ленные требования по врачебному контролю.

Начинающие проходят медицинские обследования через 2—

3 месяца занятий, затем один раз в год.

Все занятия проводятся по комплексной методике с использова­нием в каждом из них различных средств ОФП, средств легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, плавания, лыжной подго­товки.

В занятиях атлетической гимнастикой широко используют ОРУ без предметов и с предметами: гимнастической палкой, набивными мячами, скакалкой, амортизаторами, эспандером, гантелями; уп­ражнения на снарядах массового использования: гимнастической стенке, канате, шесте, наклонной лестнице, брусьях-рукоходах, перекладине; прыжковые упражнения, лазанье, переноску груза, метания.


С помощью этих средств решаются задачи ОФП, как базы даль­нейшего развития физических качеств.

Специальная силовая подготовка обеспечивается упражнениями с гантелями, гирями, эспандером, металлической палкой, упражне­ниями на тренажерах и блочных устройствах.

Упражнения с гантелями (вес 5—12 кг): наклоны, повороты, круговые движения туловищем, выжимание, приседание, опуска­ние и поднимание гантелей в различных направлениях прямыми ру­ками, поднимание и опускание туловища с гантелями за головой лежа на скамейке.

Упражнения с гирями (16, 24, 32 кг): поднимание к плечу, на грудь, одной и двумя руками, толчок и жим одной и двух гирь, рывок, бросание гири на дальность, жонглирование гирей.

Упражнения с эспандером: выпрямление рук в стороны, сгиба­ние и разгибание в локтевых суставах из положения стоя на ру­коятках эспандера, вытягивание эспандера вверх до уровня плеч.

Упражнения с металлической палкой (5—12 кг): рывок различ­ным хватом, жим стоя, сидя, с груди, из-за головы, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и др.

Упражнения со штангой (вес подбирается индивидуально): подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа; при­седания со штангой на плечах, на груди, за спиной; жим штанги лежа на наклонной плоскости, скамейке; толчок штанги стоя, от груди, то же, но с подседом; повороты, наклоны, подскоки, выпры­гивания со штангой на плечах; классические соревновательные движения: рывок, толчок.

Упражнения на тренажерах и блочных устройствах: вращение кнстеукрепителя, жим ногами на станке, разгибание рук в локте­вых суставах в положении лежа на скамейке, подъем на носках на специальном станке, отжимание на брусьях со специальным поясом, изометрические упражнения в приседаниях и жимах на специальном станке; тяга блочных устройств в положении сидя, лежа согнутыми и прямыми руками в различных плоскостях, уп­ражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц— медленные движения с отягощением уступающего характера (опус­кания, приседания, упоры на закрепленном в различных положе­ниях грифе штанги).

Ряд сложных упражнений рекомендуется делать на гимнасти­ческих снарядах: перекладине, кольцах, брусьях; применять прыж­ки (вскокп) па козла или коня.

Содержание комплексов и методика их проведения зависят от физического развития, уровня физической подготовленности, воз­раста занимающихся.

Однако каждое занятие атлетической гимнастикой начинается с ходьбы, легкого, ненапряженного бега. После этого выполняются нетрудные упражнения, развивающие все мышечные группы. Этот первый комплекс ОРУ подготавливает организм к выполнению более трудных упражнений, выполняемых с максимальными уси­лиями и напряжениями мышц для развития физических качеств.

В конце комплекса выполняются упражнения общего воздейст-


вия, когда в работе принимают участие все группы мышц. Закан­чивается комплекс выполнением интенсивных прыжков с переходом на шаг и остановкой, после чего проделываются дыхательные упражнения. Таким образом, в комплексе атлетической гимнастики должны быть упражнения для плечевого пояса и рук, упражнения для мышц ног, в том числе движения в тазобедренных суставах и прыжки, упражнения для туловища и шеи, упражнения для фор­мирования осанки. Систематические занятия обеспечивают эффек­тивность физического развития и всесторонней физической подго­товленности, что легко определить с помощью контрольных норма­тивов (табл. 6).

Особенно важно на первом этапе занятий уделять большое вни­мание средствам ОФП, создающим необходимые условия (фунда­мент) для всестороннего физического развития и функциональных возможностей занимающихся.

Для развития выносливости в занятия обязательно включают кроссы или бег в умеренном темпе, чередуя его с короткими (15— 20 м) ускорениями.

Силовая тренировка дает самый быстрый по сравнению с дру­гими видами физической деятельности рост мышечной ткани. Для этого необходимо применять достаточно большие, но непредельные отягощения, с которыми можно выполнять упражнения не более 10—12 раз подряд (диапазон от 6 до 15 повторений). Продолжи' тельность работы от 30 до 60 с.

Тренировочная нагрузка на каждом занятии не должна быть по­стоянной. Наибольший объем планируется на середину или конец недели.

8—1760 209


На результат занятий существенное влияние оказывают такие факторы, как режим дня, питание, условия быта, отказ от вредных привычек. Только в этом случае можно надеяться на хорошее са­мочувствие, улучшение работы систем организма, постоянный про­гресс.

Заниматься силовой тренировкой можно в любое время дня, но обязательно не раньше чем через 1—1,5 ч после приема пищи, за­канчивать— не менее чем за 1,5—2 ч до сна.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.